* Re: [devel] Рекомендации по настройкам системы от ФСТЭК.
  @ 2023-01-29 19:49 ` Vitaly Chikunov
From: Vitaly Chikunov @ 2023-01-29 19:49 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Hi,

On Sun, Jan 29, 2023 at 12:58:29PM +0300, Aleksey Novodvorsky wrote:
> Коллеги,
> предлагаю тем, кому интересно, обсудить этот документ
> https://fstec.ru/normotvorcheskaya/informatsionnye-i-analiticheskie-materialy/2590-informatsionnoe-soobshchenie-fstek-rossii-ot-30-dekabrya-2022-g-n-240-22-6933
>
> содержательно.

1.
  "Настоящие Рекомендации подлежат реализации в государственных
  информационных системах и на объектах критической информационной
  инфраструктуры Российской Федерации, построенных с использованием
  операционных систем Linux, несертифицированных по требованиям
  безопасности информации, до их замены на сертифицированные
  отечественные операционные системы."

То есть не для любой системы, а только для систем требующих наибольших
ограничений по безопасности. Значит в универсальную конфигурацию эти
изменения добавлять нужно с осторожностью - так как они ограничивают
пользовательский функционал, откатывая технологии на годы в прошлое.

[2. Часть рекомендация действительно как из девяностых - что видно по
упоминанию R-сервисов и SUID.]

3. `iommu=force`, на сколько я знаю, может ухудшить производительность и
стабильность системы где нет идеальной совместимости железа с IOMMU.

@ 2023-01-30  9:24 ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2023-01-30  9:24 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions; +Cc: gremlin

On 2023-01-29 12:58:29 +0300, Aleksey Novodvorsky wrote:

 > Коллеги, предлагаю тем, кому интересно, обсудить этот документ
> [...]

Рекомендация про /etc/shadow просто умилила... неужели где-то
до сих пор нет tcb?

PermitRootLogin можно выставить и в prohibit-password, а вот
PasswordAuthentication следует отключать безусловно. И если уж
дошли руки до sshd_config - следует отключить и все ненадежные
криптоалгоритмы.

На su, sudo и прочие исполняемые файлы с SUID нужны права 4710.
То есть, чтобы выполнить что-то с рутовыми правами через sudo,
пользователю нужно состоять в группах sudoers (чтобы запустить
sudo) и wheel (или что там написано в /etc/sudoers). Про то, что
без SUID можно обойтись (и нужно к этому стремиться), я вообще
боюсь писать, чтобы случайно не разрушить кому-нибудь красивую
картинку мира розовых поней циничным предложением использовать,
например, ssh root@::1

Про то, что директории были у Наполеона и Петлюры (и для обоих
это ничем хорошим не закончилось), а в файловой системе бывают
каталоги, авторы этого текста, похоже, даже не подозревают, ну
да и пусть с ними.

Упоминание history-файлов в подобных рекомендациях допустимо
только в связке с глаголом "отключить". На пользовательских
десктопах, понятное дело, их использование всем пофигу, но на
серверах (а особенно на серверах КИИ) это серьезная причина
увести админа за сарай.

Права доступа к $HOME в норме действительно должны быть 700,
но это не догма - в определенных случаях вполне адекватными
будут права 750 или даже 701.

Удивило, что нет рекомендации sysctl kernel.modules_disabled=1
как минимум для серверов (к которым в процессе работы никакое
дополнительное оборудование подключаться не должно).

Ну и общее впечатление от текста ээээ... сказать, что сыроват -
сильно польстить авторам.

Впрочем, http://pics.rsh.ru/img/pervyi_blin_d19bg78k.jpg

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel] Рекомендации по настройкам системы от ФСТЭК.
@ 2023-01-30 22:25   ` Paul Wolneykien
From: Paul Wolneykien @ 2023-01-30 22:25 UTC (permalink / raw)
  To: devel

В Mon, 30 Jan 2023 12:24:37 +0300
"Alexey V. Vissarionov" <gremlin@altlinux.org> пишет:

> а в файловой системе бывают
> каталоги, авторы этого текста, похоже, даже не подозревают,

  Поясните, пожалуйста (про ФС. Про Наполеона я как нибудь сам. ;) ).

* Re: [devel] Рекомендации по настройкам системы от ФСТЭК.
@ 2023-01-30 22:30     ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2023-01-30 22:30 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On 2023-01-31 01:25:54 +0300, Paul Wolneykien wrote:

 > Поясните, пожалуйста (про ФС. Про Наполеона я как нибудь
 > сам. ;) ).

Английский термин "directory" применительно к объекту ФС следует
переводить соответствующим ему русским термином "каталог", а уж
называть эти объекты по-русски - тем более.

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel] Рекомендации по настройкам системы от ФСТЭК.
@ 2023-01-30 22:42       ` Paul Wolneykien
From: Paul Wolneykien @ 2023-01-30 22:42 UTC (permalink / raw)
  To: devel

В Tue, 31 Jan 2023 01:30:49 +0300
> [...]

> переводить соответствующим ему русским термином "каталог", а уж
> называть эти объекты по-русски - тем более.

  Смысл я уловил. Но кто это сказал? Мне кажется, я довольно много раз
встречал слова "директория", "путь до директории" и т.п. в книжках, в
общем-то неплохих и грамотных по содержанию. Замечу ещё, что слово
"файл" тоже можно было бы переводить на русский, но никто в здравом уме
этого не делает.

* Re: [devel] Рекомендации по настройкам системы от ФСТЭК.
@ 2023-01-31  0:21   ` Vitaly Chikunov
From: Vitaly Chikunov @ 2023-01-31  0:21 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sun, Jan 29, 2023 at 10:49:12PM +0300, Vitaly Chikunov wrote:
> [...]
>
> 3. `iommu=force`, на сколько я знаю, может ухудшить производительность и
> стабильность системы где нет идеальной совместимости железа с IOMMU.

Я нашел чем, возможно, частично вдохновлялись (в отношении опций
ядра / sysctl):

  https://madaidans-insecurities.github.io/guides/linux-hardening.html

Только в оригинале гораздо больше рекомендаций и объяснений зачем они
делаются.

@ 2023-01-31  2:59       ` Ruslandh
From: Ruslandh @ 2023-01-31  2:59 UTC (permalink / raw)
  To: devel

[-- Attachment #1.1.1: Type: text/plain, Size: 2520 bytes --]

31.01.2023 01:30, Alexey V. Vissarionov пишет:
> Английский термин "directory" применительно к объекту ФС следует
> переводить соответствующим ему русским термином "каталог", а уж
> называть эти объекты по-русски - тем более.

Вот только не надо обеднять русский язык. Термин  директория , как
синоним каталога давно  вошел в русский язык. И здесь уже назад не
отмотаешь.

https://kartaslov.ru/значение-слова/директория

"1. комп. то же, что каталог; структура файловой системы, содержащая
файлы и другие каталоги ◆ На пользовательском уровне должен проводиться
мониторинг типов используемых привилегий, времени и продолжительности
сессий пользователя, доступа к объектам (файлам, директориям и т.д.) А.
А. Воробьев, А. В. Непомнящих, «Адаптивное управление защищенностью
информации в автоматизированных системах», 2003 г. // «Информационные
технологии» (цитата из НКРЯ) ◆ У него он валялся крошечным файлом в
забытой директории, а я заставил эти страницы ожить. Евгений Прошкин,
«Механика вечности», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― А вы директорию
смените, ― сказал Саша, ― вы же в корневой директории. Виктор Пелевин,
«Принц Госплана», 1991 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания

     корневая директория"

Конечно это слово калька с английского, но таких слов с различных языков
в русском языке множество. правда в раньше они были с греческого и
французского, а в 20-21 веке с английского.

[-- Attachment #1.1.2: OpenPGP public key --]
[-- Type: application/pgp-keys, Size: 657 bytes --]

[-- Attachment #2: OpenPGP digital signature --]

* Re: [devel] Рекомендации по настройкам системы от ФСТЭК.
@ 2023-01-31  3:34     ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2023-01-31  3:34 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 1/31/23 03:21, Vitaly Chikunov wrote:
> [...]
>
>    https://madaidans-insecurities.github.io/guides/linux-hardening.html
>
> Только в оригинале гораздо больше рекомендаций и объяснений зачем они

Первоисточник или нет (хотя скорее да), на мой взгляд он представляет
безусловно полезную подборку рекомендаций. В своё время таких hardening
handbook прочитал ни один по разным дистрибутивам.

Допустим, пять авторитетных специалистов по безопасности из этой
рассылки скажут, что хорошо бы внедрить это в продукты. Но ведь продукты
ориентированы не только на госы и объекты КИИ, это укрепление нужно
далеко не всем. Так что, видимо, речь об опакечивании, а не работе "из
коробки" (применительно к большинству рекомендаций, исключая ключи
сборки). Как вариант, речь о документировании процесса укрепления, чтобы
просто давать ссылку. Нас уже спрашивали о таком однажды и показали
аналогичный документ от другого отечественного вендора Linux.

--
WBR, Leonid Krivoshein.