devel@ where you _can_ ask
* [newbies] Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-03 12:22 SokolovValy.158@gmail.com
                   ` (2 more replies)
From: SokolovValy.158@gmail.com @ 2022-10-03 12:22 UTC (permalink / raw)
  To: devel-newbies

Здравствуйте. В сентябре я прислал в данную рассылку свой переведённый
гайд по сборке пакетов от RedHat. На основе той документации я начал
делать документацию под дистрибутивы ALT. Присылаю свои наработки и
обращаюсь со следующими вопросами:
Ссылка на документацию: https://alt-packaging-guide.github.io/
Сейчас документация не полная, так как находится в разработке.
Вопрос первый. Насколько стоит дополнить первые две главы? (Вступление
и знакомство с APT) Или введения и описание инструментария для начала
достаточно.
Вопрос второй. Так как полноценных и подробных гайдов практически нет,
а в тех, которые есть, для демонстрации сборки используется обычный
Hello-world. Какой пакет из доступных можно применить для демонстрации
сборки? Какой бы пакет вы могли бы посоветовать мне, как начинающему
разработчику, который, помимо документации, я смогу использовать для
прохождения Join?
Вопрос третий. Какие моменты стоит максимально подробно осветить в
документации, которые на данный момент являются важными, но информации
о которых крайне мало?

--
С уважением, Валентин Соколов.

* Re: [newbies] Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-04  8:55 ` Alexei Mezin
From: Alexei Mezin @ 2022-10-04  8:55 UTC (permalink / raw)
  To: devel-newbies

> Какие моменты стоит максимально подробно осветить в
> документации, которые на данный момент являются важными, но информации
> о которых крайне мало?

А АЛьТа есть проблема: вся технология сборки и поддержания пакетов
ориентирована "на программистов", поэтому документации по основным
техническим моментам нет или она скудна. Подразумевается, что сборщик
пакетов в достаточной мере владеет git'ом. Наверняка это так и есть для
программистов. Но НЕпрограммисты иногда тоже хотят поддерживать пакеты.

Как именно писать spec-Файл -- это не самая сложная проблема. spec'и
всех пакетов доступны в два клика, всегда можно посмотреть примеры. А
вот документации по собственно технологии сборки мало и/или она очень
разрозненная.

Есть простейшая пошаговая инструкция "клонируем репо - обновляем -
собираем", но мне всегда казалось, что они неполная и не покрывает чуть
более сложные, но типовые случаи.

По моему НЕпрограммистскому опыту поддержки пакетов, нужны следующие
пошаговые инструкции

* (уже есть, но надо пересмотреть, актуализировать, дополнить)
"Сборка пакета, который был в репозитории, но сейчас не поддерживается"
  - клонирование имеющегося пакета себе
  - способы обновления исходников
  - способы внесения изменений в spec, включая chahgelog
  -- хорошо бы с отсылкой сразу на страницу с RPM-макросами и полиси по
упаковке иконок, документации и т.п.
  - локальная сборка, включая ссылку на сборку под другие архитектуры
  - сборка на сборочнице и добавление в репозиторий, включая полиси и
инструкции по добавлению в другие ветки

* "сборка пакета с нуля"
  - с рассмотрением вариантов "исходники в архиве", "исходники в git". С
указанием типовых действий при дальнейшем обновлении пакета

* "пересборка/обновление пакета, который обновил другой член команды"
  - с объяснением возникающими проблемами с наследованием, и как их
объезжать

* "пересборка пакета другого мэйнтейнера"
  - полиси кто когда и как может обновлять чужой пакет, как избежать
проблемы с наследованием

* "подготовка исходников для сборки"
Что-то вроде "установка исходников и зависимостей в хашере, тестовая
configure;make;make install в нем же, тестовый запуск, проверка
работоспособности, проверка валидности desktop/mime файлов, документации
и прочее, создание патчей для исправления выявленных ошибок, перенос
результатов в git-репозиторий пакета". Ну или как там правильно
проделывать все эти вещи с минимальными усилиями, минимальным вредом для
хост-системы и т.п.

* Re: [newbies] Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-04  9:02 ` Andrey Savchenko
From: Andrey Savchenko @ 2022-10-04  9:02 UTC (permalink / raw)
  To: devel@ where you _can_ ask

Добрый день!

On Mon, 3 Oct 2022 16:22:19 +0400 SokolovValy.158@gmail.com wrote:
> [...]
> Вопрос первый. Насколько стоит дополнить первые две главы? (Вступление
> и знакомство с APT) Или введения и описание инструментария для начала

Самого главного инструмента для сборки пакетов — hasher — там нет
вовсе. Gear тоже нет. Увидел описание сборки пакетов с помощью
голого rpmbuild — в Альте так не делают. Получается, что Вы пишете
руководство ради руководства, оторванное от рельной жизни. Так
нельзя. На данный момент представленное руководство мне
представляется не просто бесполезным, но и вводящим в заблуждение.

Всё руководство не читал, но ряд моментов резанул глаза:

1) Вы пишете `su -`. У многих разработчиков `su` даже не установлен.
Кто-то ssh root@localhost использует, кто-то sudo bash; есть и
другие способы. Просто напишите, что команды нужно выполнять от
рута. А как стать рутом — вопрос тривиальный и вне рамок
руководства (если всё же очень хочется, то можно отдельный раздел
под это дело сделать).

2) В большинстве популярных шеллов командная строка пользователя
начинается с '$ ', а root с '# '. У вас команды root начинаются с
'$ ' — это безобразие.

> [...]
> сборки? Какой бы пакет вы могли бы посоветовать мне, как начинающему
> разработчику, который, помимо документации, я смогу использовать для

У Вас неправильный подход: нет эталонного spec, не было и не будет.

В Альте мейнтенеру даётся широкая свобода выбора способа
организации репозитория пакета:
- это может быть srpm или git;
- для git патчи могут быть файлами или коммитами в отдельных ветках;
- апстримный код может импортироваться из тарбола или браться из
  гита апстрима по тегу;
- могут быть "чистые исходники" с отдельной непересекающейся по
  коду веткой со spec и прочими файлами вне апстримного дерева,
  могут быть комбинированные;
- и т.д. и т.п.

Среди всех этих способов нет хороших и плохих, правильных
и неправильных. Всё зависит как от особенностей пакета, так и от
личных предпочтений мейнтенера.

Я бы предложил описать все известные способы и для каждого из них
привести пример или даже несколько. В качестве источника
вдохновения рекомендую взять git со всеми spec:
git://git.altlinux.org/people/specbot/public/specs.git

> Вопрос третий. Какие моменты стоит максимально подробно осветить в
> документации, которые на данный момент являются важными, но информации
> о которых крайне мало?

Слабовата документация на specsubst, но это достаточно редкий
специфический случай.

Чего в общем плане не хватает — систематизированного структурного
обзора всех возможных способов и практик пакетирования в Альте.

Best regards,
Andrew Savchenko

[-- Attachment #2: Type: application/pgp-signature, Size: 833 bytes --]

* Re: [newbies] Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-04  9:12   ` Andrey Savchenko
From: Andrey Savchenko @ 2022-10-04  9:12 UTC (permalink / raw)
  To: devel@ where you _can_ ask

On Tue, 4 Oct 2022 11:55:09 +0300 Alexei Mezin wrote:
> * "пересборка пакета другого мэйнтейнера"
>   - полиси кто когда и как может обновлять чужой пакет, как избежать
> проблемы с наследованием

Так есть же политика:
https://www.altlinux.org/NMU

@ 2022-10-04  9:24     ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2022-10-04  9:24 UTC (permalink / raw)
  To: devel-newbies

04.10.2022 12:12, Andrey Savchenko пишет:

> Так есть же политика:
> https://www.altlinux.org/NMU

Есть ли ссылка на эту страницу со страниц с инструкциями "для начинающих"?

И, например, мой пакет пересобирался другим человеком по причине
использования в моем пакете какого-то чужого компонента. И после этого у
меня были проблемы с наследованием, объезд которых оказался не очевиден.
Может быть я что-то сделал не так. Может быть не только я что-то сделал
не так. Но было бы здорово, чтобы такой случай оказался задокументирован
со ссылками на правильные полиси.

* Re: [newbies] Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-04  9:43       ` Andrey Savchenko
From: Andrey Savchenko @ 2022-10-04  9:43 UTC (permalink / raw)
  To: devel@ where you _can_ ask

On Tue, 4 Oct 2022 12:24:22 +0300 Alexei V. Mezin wrote:

> Есть ли ссылка на эту страницу со страниц с инструкциями "для начинающих"?

А что такое страница для начинающих?
Для начинающих есть wiki, там легко можно найти.

> [...]
> Может быть я что-то сделал не так. Может быть не только я что-то сделал
> не так. Но было бы здорово, чтобы такой случай оказался задокументирован

По-моему, вы путаете политику и howto. Это немножно разные вещи.

@ 2022-10-04  9:55         ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2022-10-04  9:55 UTC (permalink / raw)
  To: devel-newbies

04.10.2022 12:43, Andrey Savchenko пишет:

> А что такое страница для начинающих?
> Для начинающих есть wiki, там легко можно найти.

Нет. Там нелегко найти хоть что-то. Потому что как минимум нужно знать,
что именно искать. У нас все сделано для тех, кто "уже все знает".
Потому что им не надо читать вики, максимум освежить в памяти какой-то
нюанс, на давно известной им странице.

Вот в нашем же текущем разговоре: "Увидел описание сборки пакетов с
помощью голого rpmbuild — в Альте так не делают". Человек со стороны (он
же начинающий) не знает, как у нас делают. И наша разрозненная и
несистематизированная вики ему не очень поможет. Я АЛьТом пользуюсь
ежедневно со времен Mandrake RE, но до сих пор не могу разобраться в
том, что именно и где у нас на вики, и как правильно собирать пакеты.
Потому что я не собираю пакеты профессионально. И я понимаю
растерянность у новичков, которые вдруг решили собрать пакет под АЛьТ.

> По-моему, вы путаете политику и howto. Это немножно разные вещи.

Это вещи, которые должны стоять рядом. Вот "наша политика", а вот "наша
технология в примерах". Чтоб человек мог понять не только что надо
делать, но и как именно это надо делать.

* Re: [newbies] Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-04 10:08           ` Andrey Savchenko
From: Andrey Savchenko @ 2022-10-04 10:08 UTC (permalink / raw)
  To: devel@ where you _can_ ask

On Tue, 4 Oct 2022 12:55:42 +0300 Alexei V. Mezin wrote:
> [...]
> же начинающий) не знает, как у нас делают. И наша разрозненная и
> несистематизированная вики ему не очень поможет.

Это ответ был не новичку, а человеку, который профессионально пишет
документацию. И это был упрёк в том, что вместо руководства по
использованию технологий Альта пока что видно адаптированный
перевод руководства сборки пакетов для красношапки и её производных.
Т.е. это настоятельная просьба документировать использование наших
инструментов и технологий.

Best regards,
Andrew Savchenko

[-- Attachment #2: Type: application/pgp-signature, Size: 833 bytes --]

* [newbies] [JT] Re: Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-04 11:23             ` Alexei Mezin
From: Alexei Mezin @ 2022-10-04 11:23 UTC (permalink / raw)
  To: devel-newbies

04.10.2022 13:08, Andrey Savchenko пишет:

> И это был упрёк в том, что вместо руководства по
> использованию технологий Альта пока что видно адаптированный
> перевод руководства сборки пакетов для красношапки и её производных.

Стоит признать, что заголовок документации "сборка ПОД АЛьТ", а не "для
АЛьТ". То есть по инструкции можно собрать rpm-пакет в среде АЛьТ. Все
честно :)

Но для добавления пакета в репозиторий нужна совсем другая инструкция. В
которой непосредственно работа rpm по исполнению инструкций в spec-файле
это едва ли десятая часть всей работы по сборке пакета.

* Re: [newbies] Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-04 21:34 ` Grigory Ustinov
From: Grigory Ustinov @ 2022-10-04 21:34 UTC (permalink / raw)
  To: devel-newbies

03.10.2022 15:22, SokolovValy.158@gmail.com пишет:
> [...]
> Вопрос третий. Какие моменты стоит максимально подробно осветить в
> документации, которые на данный момент являются важными, но информации
Предлагаю пройти join, а потом задокументировать полученный опыт. Или
вероятно даже документировать его по ходу прохождения джойна, потому что
он может затянуться, а потом что-то забудется. Я даже готов выступить в
качестве ментора и со всей тщательностью вас заменторить, проведя по
всем схемам сборки вплоть до упомянутого в рассылке specsubst.

* Re: [newbies] Документация по сборке пакетов под ALT
@ 2022-10-05  0:35   ` SokolovValy.158@gmail.com
From: SokolovValy.158@gmail.com @ 2022-10-05  0:35 UTC (permalink / raw)
  To: devel@ where you _can_ ask

Здравствуйте. Я прочёл все ваши ответы. Для начала - спасибо за
отклик. Все моменты, связанные с инструментарием и источниками я учту
и применю в документации.

Касательно ваших замечаний:

Как я упомянул выше, данная документация находится в разработке,
поэтому вариант, выложенный мной, не окончательный. Это лишь начало
работы. Видел сообщение от Андрея Савченко, в котором есть
недовольство отсутствием в документации инструментов Gear и Hasher.
Повторюсь. Документация не полная. Я обновляю её в процессе
разработки. В сентябрьском сообщении
(https://lists.altlinux.org/pipermail/devel-newbies/2022-September/001275.html)
я сказал, что добавлю разделы, связанные с этим инструментарием.

На данный момент полноценных источников нет, соглашусь с Алексеем
Мезиным, что на  wiki найти информацию можно, но её поиск
затруднителен и занимает много времени. Поэтому и есть
заинтересованность в создании различных гайдов, для начала по
пакетированию.

Касательно основы, от которой я исходил, начиная писать документацию
под ALT. Да, это действительно RedHadoвский гайд, который я сначала
перевёл, и от него отталкиваюсь. У них неплохой гайд, в котором они
продвигают свои инструменты в виде dist-git и tito. Я же хочу сделать
аналогичный гайд, но для АЛьТов.

За указание ошибок в главе про APT - благодарю. Впредь сделаю всё
возможное, чтобы такого не допускать.

@ 2022-10-05  8:24     ` Andrey Savchenko
From: Andrey Savchenko @ 2022-10-05  8:24 UTC (permalink / raw)
  To: devel@ where you _can_ ask