ALT Linux Distributions development
* [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
@ 2021-06-09  0:50 Антон Мидюков
                   ` (5 more replies)
From: Антон Мидюков @ 2021-06-09  0:50 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

Доброго времени суток

По мотивам общения в телеграм-группе Альта.
В kworkstation большая часть kde5 вытягивается метапакетом kde5-big.
Если пользователь удаляет пакет, от которого зависит kde5-big, а потом выполняет
apt-get autoremove
то естественно эта значительная часть kde5 удаляется.

Из этой поучительной истории следует сделать вывод, что строить дистрибутив на метапакетах
несколько опасно в данный момент.
Отсюда возможные варианты предупреждения таких проблем:

1. Не использовать метапакеты для построения профиля или же дублировать в списке пакетов его непосредственные зависимости.
Это усложняет жизнь дистрибутивостроителя, но защищает пользователя от необдуманных действий.

2. Предусмотреть механизм отметки пакетов, которые непосредственно зависят о метапакетов на момент установки системы,
как установленных вручную. Алгоритм мне видится такой:
После установки скрипт ищет пакеты без файлов (считаем их метапакетами).
У этих метапакетов запрашиваем requires.
Полученный список объединяем, делаем sort -u.
Пакеты из итогового списка помечаем, как установленные вручную.

Коллеги, как считаете, стоит ли эту проблему решать и если да, то как?
Если есть идеи, предлагайте. Критикуйте предложенный вариант решения.

--
С уважением, Антон Мидюков <antohami@altlinux.org>

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
@ 2021-06-09  1:02 ` Leonid Krivoshein
                   ` (4 subsequent siblings)
From: Leonid Krivoshein @ 2021-06-09  1:02 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

09.06.2021 3:50, Антон Мидюков пишет:
> [...]
> как установленных вручную. Алгоритм мне видится такой:

Антон Бояршинов вроде именно так и сделал в инсталляторе изначально.
Что-то поломалось?

http://git.altlinux.org/gears/a/alterator-pkg.git?p=alterator-pkg.git;a=commitdiff;h=35e3dc5c0a14903134973a2e74865996afa19a55
http://git.altlinux.org/gears/a/alterator-pkg.git?p=alterator-pkg.git;a=commitdiff;h=4a42e8612faf294c2b012be328db41263e445408

> [...]
>
> Коллеги, как считаете, стоит ли эту проблему решать и если да, то как?
> Если есть идеи, предлагайте. Критикуйте предложенный вариант решения.

Best regards,
Leonid Krivoshein.

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
@ 2021-06-09  1:33   ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2021-06-09  1:33 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

09.06.2021 08:02, Leonid Krivoshein пишет:

> Антон Бояршинов вроде именно так и сделал в инсталляторе изначально. Что-то поломалось?

Так я же о другом пишу. Если разработчик дистрибутива добавил в список пакетов только метапакет, то и пометится только метапакет.
А удаление метапакета у нас не считается чем-то опасным.
Но оно выходит боком при использовании apt-get autoremove.

> [...]

С уважением, Антон Мидюков <antohami@altlinux.org>

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
@ 2021-06-09  6:45 ` Sergey V Turchin
                   ` (3 subsequent siblings)
From: Sergey V Turchin @ 2021-06-09  6:45 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

On Wednesday, 9 June 2021 03:50:12 MSK Антон Мидюков wrote:
> [...]
> выполняет apt-get autoremove
> то естественно эта значительная часть kde5 удаляется.
Я уже прочёл твои мысли недавно. ;-)

[...]
Я сделал так http://git.altlinux.org/people/zerg/packages/?p=mkimage-profiles-kworkstation.git;a=commitdiff;h=ac47ed393088d69bab21480edda930bc77a6c8c7

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
@ 2021-06-09  6:51 ` Sergey V Turchin
                   ` (2 subsequent siblings)
From: Sergey V Turchin @ 2021-06-09  6:51 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

> [...]

> Полученный список объединяем, делаем sort -u.
> Пакеты из итогового списка помечаем, как установленные вручную.
Можно специально помечать. Например, было
kde5
стало
kde5@SOMETHING

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
                   ` (2 preceding siblings ...)
@ 2021-06-09  6:58 ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2021-06-09  6:58 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

On Wednesday, 9 June 2021 03:50:12 MSK Антон Мидюков wrote:

[...]
> После установки скрипт ищет пакеты без файлов (считаем их метапакетами).
Так точно нельзя. У меня есть прилично пакетов, которые получат обратный
эффект.

[...]

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
@ 2021-06-09 15:33   ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2021-06-09 15:33 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

09.06.2021 13:51, Sergey V Turchin пишет:
> On Wednesday, 9 June 2021 03:50:12 MSK Антон Мидюков wrote:
>
> [...]
> Можно специально помечать. Например, было
> [...]

Да, пожалуй, хорошая идея. Всем "счастья" лучше не делать.
@APTMARK тогда в качестве пометки?

--

@ 2021-06-10  7:52   ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2021-06-10  7:52 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

On Wednesday, 9 June 2021 09:58:34 MSK Sergey V wrote:
> On Wednesday, 9 June 2021 03:50:12 MSK Антон Мидюков wrote:
>
> [...]
>
> Так точно нельзя. У меня есть прилично пакетов, которые получат обратный
> эффект.
Я ошибся. Такие пакеты у меня не попадут в списки ручной установки, т.к. они
ещё дальше по зависимостям.

Т.е. этот вариант неплохой, но насколько непрятными могут быть сторонние
эффекты, не соображу.

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
                   ` (3 preceding siblings ...)
@ 2021-06-10  7:55 ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2021-06-10  7:55 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

On Wednesday, 9 June 2021 03:50:12 MSK Антон Мидюков wrote:

[...]
> У этих метапакетов запрашиваем requires.
> Полученный список объединяем, делаем sort -u.
Это, скорее, ошибка, если этот список будет в том же месте общего списка перед
метапакетом, т.к. в нём зависимости ровно в том порядке, в котором должны
быть.

[...]

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
@ 2021-06-10  7:56     ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2021-06-10  7:56 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

On Wednesday, 9 June 2021 18:33:38 MSK Антон Мидюков wrote:

[...]
> Да, пожалуй, хорошая идея. Всем "счастья" лучше не делать.
> @APTMARK тогда в качестве пометки?
По крайней мере, мне в голову ничего лучше не пришло.

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
@ 2021-06-10  8:04   ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2021-06-10  8:04 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

10.06.2021 14:55, Sergey V Turchin пишет:
> [...]
> метапакетом, т.к. в нём зависимости ровно в том порядке, в котором должны

Так, а что мешает, чтобы этот список был после метапакета?

--

@ 2021-06-10  8:13     ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2021-06-10  8:13 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

10.06.2021 15:04, Антон Мидюков пишет:

> Так, а что мешает, чтобы этот список был после метапакета?

sort -u же мешает

--

@ 2021-06-10  8:22     ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2021-06-10  8:22 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

On Thursday, 10 June 2021 11:04:44 MSK Антон Мидюков wrote:

> Так, а что мешает, чтобы этот список был после метапакета?
Если так, то нормально.

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel-distro] Дистрибутивы, метапакеты и apt-get autoremove
                   ` (4 preceding siblings ...)
@ 2021-06-11  8:29 ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2021-06-11  8:29 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

On Wednesday, 9 June 2021 03:50:12 MSK Антон Мидюков wrote:

[...]
> После установки скрипт ищет пакеты без файлов (считаем их метапакетами).
> У этих метапакетов запрашиваем requires.
Например, kde5-big тащит виртуальный пакет kde5-messenger-client.
`apt-mark kde5-messenger-client` возвращает ошибку.
При этом мне бы не хотелось помечать реальный пакет(не уверен, что это
хорошо).

[...]

--
Regards, Sergey.