Культурный офтопик
* [room] родители и дети
@ 2020-09-08 12:49 Alexei Mezin
From: Alexei Mezin @ 2020-09-08 12:49 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

В связи с внезапным началом учебного года:

есть дети в младшей школе, я луддит-ретроград, поэтому телефонов им не
даю, тем более со всякими чатиками-хренатиками. У детей есть
стационарные компы, интернет.

Училка шлет в Вазап родителям (точнее жене) всяческие учебные материалы,
презентации и даже домашнее задание (вместо электронного дневника,
потому что он не работает или как-то так). И всё это надо как-то донести
до детей, максимально удобно и родителям и детям, просто и надежно.

Какие будут варианты?

* самый простой -- из вазапа переслать в вазап детям. Не канает. Нету и
не будет у них пока никакого вазапа!

* сейчас это работает так: жена сохраняет файлы на компе на сетевой
диск, с компа детей диск доступен. Неудобно, да и если ты не дома за
компом, то попадание с телефона на домашний сетевой диск это не самый
удобный процесс.

* поднять дома жаббер-сервер, подключить туда родителей и детей,
пересылать файлы и текст посредством жаббер-клиентов

* пересылать из вазапа в почту детям

* путем колдовства Вуду убедить училку, что задания и материалы надо
слать в почту детям? Думаю. нереально, тем более что детей много, и тем
более, что 90% из них сразу сидят в вазапе с 1 класса.

* Re: [room] родители и дети
From: Michael Shigorin @ 2020-09-22 13:03 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

On Tue, Sep 08, 2020 at 03:49:08PM +0300, Alexei Mezin wrote:
> Какие будут варианты?

Добавлю ещё один полуфантастический: объяснять растяпам
потихоньку, что вацап -- это тот же пейсбук, это ПРЯМАЯ
утечка их ЛИЧНЫХ данных с последствиями, которые рекламой
отнюдь не ограничиваются.  Ну, типа, "вы же почему-то
дома шторки вешаете на окна и вообще одеваетесь?".

То есть подталкивать к импортозамещению хотя бы вконтактом
(некоторые знакомые вузы так и делают).

По-хорошему, конечно, у них всё-таки должен работать именно сайт.

* Re: [room] родители и дети
@ 2020-09-22 13:34   ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2020-09-22 13:34 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

22.09.2020 16:03, Michael Shigorin пишет:

> Добавлю ещё один полуфантастический
Нет, это 100%-фантастический вариант.

* Re: [room] родители и дети
@ 2020-11-19 19:11     ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2020-11-19 19:11 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

Кто о чем, а голый о бане!

Как забанить запуск определенных приложений в определенный интервал
времени? Ну типа дети сидят делают уроки, а чуть отвернешься, запускают
supertux. Можно снести все игрушки, но это не самый лучший способ.
Неужели никак нельзя ограничить запуск определенных бинарников по
расписанию? Типа "/usr/bin/tuxkart по будням с 21 до 21.30, по выходным
с 20 до 21.30"?

Это у меня настолько извращенное желание, что подобное никому не пришло
в голову никогда и нигде? Или линукс настолько "готов к десктопу"? Гугл
про parental control выдает или ограничение времени пользовательской
сессии, или ограничение списка доступных веб-сайтов. Про то, что можно
проводить время за компом не в интернете, похоже, никто не догадывается. :(

* Re: [room] родители и дети
@ 2020-11-19 19:18       ` Oleg Zenin
From: Oleg Zenin @ 2020-11-19 19:18 UTC (permalink / raw)
  To: alexei.mezin,
	Культурный
	офтопик

[-- Attachment #1: Type: TEXT/PLAIN, Size: 1051 bytes --]

По cron нельзя делать chmod {-,+}x /usr/bin/tuxkart?

@ 2020-11-19 19:52         ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2020-11-19 19:52 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

19.11.2020 22:18, Oleg Zenin пишет:
> По cron нельзя делать chmod {-,+}x /usr/bin/tuxkart?

Можно, но работать будет весьма так себе. Для начала можно включить
компьютер в 21:01, чтоб крон не сработал до завтра. Может быть поможет
anacron? Но и он не поможет, если игру запустить в 20:59. Не говоря уже
о более сложных случаях типа "cp /usr/bin/tuxkart ~/" в разрешенное
время, а потом "cp ~/tuxkart /tmp;/tmp/tuxkart" в неразрешенное. Это
возможно вылечить каким-нить fapolicyd, например. Которого, кстати,
вроде бы нету у нас. То есть накостылить самописных скриптов и разных не
совсем подходящих демонов можно, но все будет очень криво, и потом
врядли получится объяснить жене, как разрешить детям поиграться на
пол-часа дольше.

* Re: [room] родители и дети
@ 2020-11-19 20:40           ` Oleg Zenin
From: Oleg Zenin @ 2020-11-19 20:40 UTC (permalink / raw)
  To: alexei.mezin,
	Культурный
	офтопик

[-- Attachment #1: Type: TEXT/PLAIN, Size: 849 bytes --]

On Thu, 19 Nov 2020, Alexei V. Mezin wrote:

> Для начала можно включить компьютер в 21:01, чтоб крон не сработал до завтра.

Вставить, например, в rc.local:
h=`date +%H | sed 's,^0,,'`; test $h -ge 7 -o $h -lt 23 && chmod -x /usr/bin/tuxkart

> Может быть поможет anacron? Но и он не поможет, если игру запустить в 20:59.

Еще проще: переставить hardware clock.
Детям от обхода простых ограничений будет больше пользы, чем от непреодолимого для них запрета.

> Не говоря уже о более сложных случаях типа "cp /usr/bin/tuxkart ~/" в разрешенное
> время, а потом "cp ~/tuxkart /tmp;/tmp/tuxkart" в неразрешенное.

Пропатчить сам tuxkart, чтобы завершался при отсутствии ответа от pool.ntp.org или при возвращаемом по ntp времени
в неразрешенном интервале.

Если дите додумается обходить такие простые ограничения, то tuxkart ему станет неинтересен.

* Re: [room] родители и дети
@ 2021-01-20 12:45           ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2021-01-20 12:45 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

On Thu, Nov 19, 2020 at 10:52:55PM +0300, Alexei V. Mezin wrote:
> Можно, но работать будет весьма так себе.

Можно делать chmod -x каждые пять минут, а +x -- каждые два часа ;-)
Можно сделать chmod -x && killall.  Тыжпрограммист!

* Re: [room] родители и дети
@ 2021-01-21  9:10             ` Alexei Mezin
From: Alexei Mezin @ 2021-01-21  9:10 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

20.01.2021 15:45, Michael Shigorin пишет:
>   Тыжпрограммист!

Дык как раз нет. Я у мамы инженер! Ессесно за 20+ лет использования
линукса я кой-чему научился, могу каких-то скриптов написать, да и за
компилятор знаю с какой стороны браться. Но удивляет, что задача-то не
самая экзотическая, все через нее проходят. И до сих пор ничего никто не
написал. Одни программисты в стране, заводы стоят, а написать некому :)

Надо ж чтоб жена с телефончика на веб зашла, тыркнула "разрешить игрушку
на 30 минут", и оно там все само включилось-разрешилось. А такое
"скриптами" на коленке сделать конечно можно, но неоправданно долго, и
будет слишком костыльно.

Вот как раз вчера вечером решал вопрос из той же серии: как запретить на
компах у детей ютуп, но не навсегда, у правляемо. С поддержкой
интерфейса "для жены". Выкрутился цепочкой "lxc + pihole + раздача
специфического DNS через DHCP на указанные через MAC хосты". За одно и
навязчивую рекламу подрежет, в помощь к uBlock.

И попутно возник вопрос: есть домашняя сеть, в ней стационарные компы и
WiFi, адреса раздает единый dnsmasq на сервере. Можно как-то отличить на
уровне DHCP-сервера проводной интерфейс от беспроводного?

* Re: [room] родители и дети
@ 2021-01-21 12:50               ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2021-01-21 12:50 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

On 2021-01-21 12:10:07 +0300, Alexei Mezin wrote:

> [...]
 > С поддержкой интерфейса "для жены". Выкрутился цепочкой "lxc +
 > pihole + раздача специфического DNS через DHCP на указанные

MAC можно (а иногда и нужно) менять, как носки.

 > За одно и навязчивую рекламу подрежет, в помощь к uBlock.

Почему в помощь-то? RPZ - основное средство уничтожения рыгламы.

> [...]
 > компы и WiFi, адреса раздает единый dnsmasq на сервере. Можно
 > как-то отличить на уровне DHCP-сервера проводной интерфейс от

Выкинуть dnsmasq, поставить и настроить полноценные bind и dhcpd,
вынести WiFi в отдельный VLAN, описать для WiFi отдельный view в
named.conf

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [room] родители и дети
@ 2021-01-21 13:07                 ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-21 13:07 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

21.01.2021 15:50, Alexey V. Vissarionov пишет:

> MAC можно (а иногда и нужно) менять, как носки.

На стационарном компе в домашней сети? Зачем?

> Выкинуть dnsmasq, поставить и настроить полноценные bind и dhcpd,

В домашней сети?

> вынести WiFi в отдельный VLAN

В домашней сети? Сначала бы тогда неплохо сходить за оборудованием,
которое эти ВЛАНы понимает. Но дома это все избыточно.

* Re: [room] родители и дети
@ 2021-01-21 14:42                   ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2021-01-21 14:42 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

On 2021-01-21 16:07:38 +0300, Alexei V. Mezin wrote:

 > На стационарном компе в домашней сети? Зачем?

Строго наоборот: на мобильных устройствах и в помоечных сетях.

 > В домашней сети?

Домашняя - не значит колхозная.

 > В домашней сети? Сначала бы тогда неплохо сходить за
 > оборудованием, которое эти ВЛАНы понимает.

Могу порекомендовать DGS-1100-08. Или поставить еще один
сетевой адаптер в сервер. Или, как это сделано у меня,
воткнуть в один из портов УПШ WiFi-свистульку, умеющую
работать в режиме точки доступа - например, Ralink RT5370:
https://www.aliexpress.com/item/32911611070.html

 > Но дома это все избыточно.

Ну, как знаете.

--