Make-initrd development discussion
* Re: [make-initrd] Fwd: Re: [devel] Запрос на фичу liveboot в make-initrd
  @ 2019-04-23 13:00         ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Alexey Gladkov
  Cc: Андрей
	Черепанов,
	Leonid Krivoshein

Давайте ещё arseny@ к переписке подключим.

--

* Re: [make-initrd] Fwd: Re: [devel] Запрос на фичу liveboot в make-initrd
@ 2019-04-23 13:00           ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Michael Shigorin, Alexey Gladkov
  Cc: Андрей
	Черепанов

Добрый день!

25.04.2018 18:44, Michael Shigorin пишет:
> [...]

Мне кажется, точных сроков никто не сможет сейчас назвать, даже aen@. Но
мне эта информация недоступна тем более. Раз на собрании решили, что P9
выйдет без пропагатаора, значит как минимум P9 не будет до тех пор, пока
не будет liveboot! :)

Меня на ближайший месяц очень экстренно запрягают разработкой деплоя.
Если прошедшие дни дадут плоды, после этого ещё и в рабство как минимум
на месяц в одно ведомство отправят. Будет очень сложно в таких условиях
держать обещание. Но, поскольку цели смежные, можем работать в контакте,
делать разные части. Отличия от деплоя небольшие. Могу выделить время и
заранее нарисовать все диалоги пропагатора на скриптах, только мне
кажется это лучше делать через ncursesw/dialog, а не newt/whiptail.

> Давайте ещё arseny@ к переписке подключим.

Только ЗА! Давно пора...

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.

* Re: [make-initrd] Fwd: Re: [devel] Запрос на фичу liveboot в make-initrd
@ 2019-04-23 13:00             ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Leonid Krivoshein
  Cc: Андрей
	Черепанов

On Wed, Apr 25, 2018 at 11:45:03PM +0300, Leonid Krivoshein wrote:

> [...]
> заранее нарисовать все диалоги пропагатора на скриптах, только мне
> кажется это лучше делать через ncursesw/dialog, а не newt/whiptail.

Не-не-не. Это безусловно полезная вещь, но диалоги будут нужны потом. Я
говорил совсем о другой помощи.

> Только ЗА! Давно пора...

Эм... Я не знаю этого человека. Но раз вы так подчёркиваете его участие,
то отнесусь к этому с сдержанным оптимизмом ))

--
Rgrds, legion

From: Leonid Krivoshein @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Alexey Gladkov
  Cc: Андрей
	Черепанов

26.04.2018 11:35, Alexey Gladkov пишет:
> Не-не-не. Это безусловно полезная вещь, но диалоги будут нужны потом. Я
> говорил совсем о другой помощи.

Говорили? Пока пытаюсь угадывать между строк. :) Вопрос востребованности
liveboot и замены им пропагатора устаканили заблаговременно. А какого
рода помощь тогда может ещё потребоваться? Ревью? Тестирование-обкатка?
В любом случае две головы лучше, а шесть рук лучше втройне!

> Эм... Я не знаю этого человека. Но раз вы так подчёркиваете его участие,
> то отнесусь к этому с сдержанным оптимизмом ))

Арсений проявлял интерес к замене пропагатора скриптами. Им на ВМК МГУ с
большой сетью он тоже покоя не даёт.))

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.

From: Alexey Gladkov @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Leonid Krivoshein
  Cc: Андрей
	Черепанов

On Thu, Apr 26, 2018 at 12:04:58PM +0300, Leonid Krivoshein wrote:

> [...]
> рода помощь тогда может ещё потребоваться? Ревью? Тестирование-обкатка?
> В любом случае две головы лучше, а шесть рук лучше втройне!

Мне нужна помощь в написании грамотных фичей. Сейчас мне нужна фича
настройки сети так как в make-initrd она ооочень условная и сделана через
утилиту ipconfig из klibc, которая, скажем так, очень стабильная.

Я разговаривал ldv, glebfm, wladmis и пришёл к выводу, что стоит
использовать etcnet в образе. Так что, нужно написать фичу для этого, плюс
придумать настройку в рантайме, плюс конвертер параметра `ip=` в
конфигурацию etcnet. Также нужно посмотреть etcnet на предмет его работы с
утилитами busybox и возможность использования в нём udhcp.

Открытым остаётся вопрос об использовании nfsmount. Я не знаю насколько
востребован функционал с nfs. Если востребован, то это будет ещё один
пласт работ.

Также я занимаюсь анализом init-bottom перед похоронами этого скрипта.

Тогда добро пожаловать на борт! ))

--
Rgrds, agladkov

[-- Attachment #2: signature.asc --]

From: Alexey Gladkov @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Leonid Krivoshein
  Cc: Андрей

From: Leonid Krivoshein @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Alexey Gladkov
  Cc: Андрей
	Черепанов

26.04.2018 13:21, Alexey Gladkov пишет:
> Мне нужна помощь в написании грамотных фичей. Сейчас мне нужна фича
> настройки сети так как в make-initrd она ооочень условная и сделана через
> утилиту ipconfig из klibc, которая, скажем так, очень стабильная.

Уже говорил, что пока более-менее я осилил make-initrd только из p8,
надеюсь по фичам там нет больших отличий в v2+? Мне по-любому придётся
разбираться с сетью, так что можно будет отталкиваться от моего
чернового варианта, сделанного под задачи деплоя на скорую руку. Но на
грамотную чистовую реализацию в виде конечной фичи пока не претендую.
Если правильно понял, ipconfig лучше не использовать. Согласен, потому
что лучше ip из пакета iproute2 -- его одного хватит для всех задач.

> Я разговаривал ldv, glebfm, wladmis и пришёл к выводу, что стоит
> использовать etcnet в образе.

Тоже об этом думал. Чтобы не изобретать велосипед, для более сложных
случаев, конечно, можно. Но у нас ни один пакет с таким названием, а как
минимум четыре.

> Так что, нужно написать фичу для этого, плюс
> придумать настройку в рантайме, плюс конвертер параметра `ip=` в
> конфигурацию etcnet.

Видел готовые реализации в Gentoo. Правда, не под etcnet, но диалоги
готовые. Может получится перетащить что-то из этого. См.:
http://www.reactivated.net/weblog/archives/2006/06/net-setup-enhancements/
. Стоит сразу определиться: сетевая загрузка корня с NFS/FTP/HTTP
возможна даже по вай-фаю, но PXE-загрузка ядра и initrd по вай-фаю
невозможна, если не ошибаюсь. Исходя из этого стоит ли тащить в liveboot
поддержку Wi-Fi? Что касается параметров ip=... и nfsroot=... -- тут я
убеждён в обратном. Их нельзя как-либо использовать в initrd, потому что
они предназначены для самого ядра и, если эти параметры указаны, ядро
само их парсит и начинает поднимать сеть, искать и пытаться монтировать
корень, итд... В случае успеха, до запуска initrd дело вообще не должно
дойти. Однако наше ядро собирается без DHCP- и NFS- клиентов, как я
полагаю, и поэтому мы можем видеть очень длительную задержку во время
запуска и загрузки ядра с любым из этих параметров и с нулевым эффектом
на выходе. По этой причине я бы не стал использовать в initrd параметры
загрузки с такими названиями. Меня удивило их наличие в скриптах
make-initrd после прочтения документации и проверки методом научного
тыка. Поправьте, если ошибаюсь. Кроме того, я бы предложил использовать
ещё один механизм для передачи параметров -- через соответствующий
конфиг. Например, как это сделано тут:
http://git.altlinux.org/people/klark/packages/deploy-project.git?p=deploy-project.git;a=blob;f=stage1/etc/deploy.conf
-- просто, чтобы была возможность не только системных умолчаний, но и
сборочных (при сборке образа initrd), чтобы не тащить большой список
параметров в kernel cmdline.

> Также нужно посмотреть etcnet на предмет его работы с
> утилитами busybox и возможность использования в нём udhcp.

Вот в этом мне видится большое противоречие. Для простых случаев
достаточно ручного парсинга и утилиты ip, потому что etcnet много чего
за собой потянет, особенно etcnet-full.

> Открытым остаётся вопрос об использовании nfsmount. Я не знаю насколько
> востребован функционал с nfs. Если востребован, то это будет ещё один
> пласт работ.

С ним не всё хорошо и толком разобраться пока не получилось. Удалось
лишь добиться, чтобы хоть как-то по нему грузилось. При этом я могу
видеть сегфолты в ядре на стороне сервера. Вообще не уверен, что
nfsmount стоит использовать, хотя видел, что к ней вернулись из-за
проблем с mount.nfs/mount.nfs4. Но у меня в скриптах сейчас со вторыми
проблем меньше, propagator же умеет только nfsmount. Видимо придётся
делить на NFSv3 и NFSv4, и разбираться с каждым по отдельности.

> Также я занимаюсь анализом init-bottom перед похоронами этого скрипта.

Про преемственность я уже говорил. Стоит позаботиться о полном
сохранении совместимости для простоты перехода с пропагатора на
liveboot, вплоть до полной поддержки его kernel cmdline. Иначе переход
на liveboot будет сильно затруднён необходимостью правки неведанного
числа пакетов, типа alterator-netinst и задача превратится в нерешаемую.

* * *

Подытожу. Возможности заняться написанием конкретной фичи в нужном
формате в чистовом варианте в ближайший месяц-два у меня точно не будет.
По основной работе буду заниматься схожими боданиями с начальной
загрузкой по сети, и эти наработки как черновой материал можно будет
потом подтащить в make-initrd. Особенно, если они пройдут обкатку в
предполагаемом развёртывании на тысячах машин. Разница только в том, что
мне нужно сделать хоть как-то по быстрому, чтобы заработало, и в том,
что на сетевом ресурсе я ищу не корень stage2, а директорию с файлами,
что почти на 95% перекрывает решаемую задачу, если не считать диалогов
пропагатора.

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.

From: Leonid Krivoshein @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Alexey Gladkov
  Cc: Андрей
	Черепанов

> Тогда добро пожаловать на борт! ))

Только сегодня от Георгия Курячего узнал, что Арсений приболел и к тому
же готовится к большому экзамену, видимо потому и молчит -- сейчас ему
не до нас...

* * *

Ещё пару слов о пропагаторе с Вашим кодом из make-initrd. В виртуалках
QEMU и VirtualBox загрузка не сломалась, напротив, сеть теперь
находится. С тем же эффектом мы проверили его на дюжине машин, найдя
одну проблемную, где старый пропагатор запнулся с поиском флэшки, а
новый нет. Ещё на одной машине по сети удалось загрузиться, даже
несмотря на очень необычную ситуацию, когда сеть не пойми как работает,
DHCP-сервер в железной CISCO, PXE-сервер в виртуалке VMware, а сетевая
карта болтается соплёй от USB.

Тем не менее, к старому коду вопросы есть. Во-первых, судя по
документации, udevadm control --reload-rules (теперь вроде так это
называется) делать после запуска демона udevd необязательно. Во-вторых,
сейчас задержка на поиск сетевой карты получилась 15 секунд (итераций),
тогда как для CD-ROM/флэшек она составляет фактически 32+15 секунд
(итераций) -- несправедливо! В-третьих, самый непонятный для меня вопрос
с udevadm settle --timeout=5. Получается, мы просим его подождать
появления железа с 5-секундным таймаутом и ждём после этого ещё 1
секунду. Я так понимаю, чтобы отработали скрипты/правила udev'а после
нахождения этого железа. Но сейчас мы чётко видим по-секундный временной
отсчёт и получается, что типовая флэшка обнаруживается примерно на 6-7
секунде (итерации), т.е. никаких 6 секунд на итерацию не уходит, как
будто вызов udevadm settle происходит за 0 секунд. Вот это мне не очень
понятно, почему же тогда только на 6-7 секунде и почему не срабатывает
--timeout=5? В отличии от пропагатора, в make-initrd задержка стоит в
1/10 секунды в бесконечном цикле с общим ограничением по времени. Но в
целом, получается, что Ваш код более рабочий, а я не очень хорошо знаю
udev, если честно...

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.

From: Alexey Gladkov @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Leonid Krivoshein
  Cc: Андрей
	Черепанов

On Thu, Apr 26, 2018 at 11:24:04PM +0300, Leonid Krivoshein wrote:

> Уже говорил, что пока более-менее я осилил make-initrd только из p8,
> надеюсь по фичам там нет больших отличий в v2+?

Концептуально нет. В остальном есть.

> [...]
> Если правильно понял, ipconfig лучше не использовать. Согласен, потому
> что лучше ip из пакета iproute2 -- его одного хватит для всех задач.

Я не хочу реализовывать свою систему управления сетью.

> Тоже об этом думал. Чтобы не изобретать велосипед, для более сложных
> случаев, конечно, можно. Но у нас ни один пакет с таким названием, а как
> минимум четыре.

Вы, видимо, не разбирались с ним. Скрипты там одни.

> Видел готовые реализации в Gentoo. Правда, не под etcnet, но диалоги
> готовые. Может получится перетащить что-то из этого. См.:
> http://www.reactivated.net/weblog/archives/2006/06/net-setup-enhancements/

Это диалоги для настройки сети. Если их нельзя взять "как есть", то их
придётся дорабатывать под систему конфигурации сети и как следствие
придётся взять эту подсистему из gentoo. Если её нельзя использовать
отдельно от gentoo (а скорее всего так и есть), это будет форк, а я не
хочу разрабатывать свою систему управления сетью.

> [...]
> возможна даже по вай-фаю, но PXE-загрузка ядра и initrd по вай-фаю
> невозможна, если не ошибаюсь. Исходя из этого стоит ли тащить в liveboot

Нужно сделать так, чтобы была возможность расширения функционала. Даже
если сейчас это не нужно, то уверен, что рано или поздно появится некто,
хотящий корень по HTTPS-over-Wifi.

> [...]
> они предназначены для самого ядра и, если эти параметры указаны, ядро
> само их парсит и начинает поднимать сеть, искать и пытаться монтировать

Вы неправы. Это _уже_ используется и используется это очень давно.
Поддержка этих параметров есть и она должна сохраниться для обратной
совместимости.

В качестве троллического отступления хочу напомнить, что параметр root=
тоже разбирается ядром.

> [...]
> загрузки с такими названиями. Меня удивило их наличие в скриптах
> make-initrd после прочтения документации и проверки методом научного

Повторюсь, это очень старые параметры. Proof:

http://git.altlinux.org/gears/m/mkinitrd.git?p=mkinitrd.git;a=blob;f=init.sh#l82
http://git.altlinux.org/gears/m/mkinitrd.git?p=mkinitrd.git;a=blob;f=init.sh#l94

> [...]
> -- просто, чтобы была возможность не только системных умолчаний, но и
> сборочных (при сборке образа initrd), чтобы не тащить большой список

Да, это правильно. Такой механизм уже используется в makе-initrd для
корня.

> Вот в этом мне видится большое противоречие. Для простых случаев
> достаточно ручного парсинга и утилиты ip, потому что etcnet много чего
> за собой потянет, особенно etcnet-full.

Он модульный. В идеале я хотел бы, чтобы фича etcnet была не монолитной.

> [...]
> проблем меньше, propagator же умеет только nfsmount. Видимо придётся
> делить на NFSv3 и NFSv4, и разбираться с каждым по отдельности.

Вот поэтому вопрос открыт ))

> Про преемственность я уже говорил. Стоит позаботиться о полном
> сохранении совместимости

О какой совместимости вы говорите ? О параметрах cmdline ? Они разумеется
останутся как были.

> Подытожу. Возможности заняться написанием конкретной фичи в нужном
> формате в чистовом варианте в ближайший месяц-два у меня точно не будет.

Я собственно не настаиваю. Я просто поставил всех заинтересованных в
известность о том, что нужно, чтобы "успеть к P9". А дальше решайте сами.
Мне некуда торопиться и я буду реализовывать, что задумал чтобы в
make-initrd появился функционал аналогичный propagator. Когда такой
функционал появится, тогда можно будет закопать propagator. Если у меня на
его реализацию уйдёт год, то значит через год его можно будет закопать.

> По основной работе буду заниматься схожими боданиями с начальной
> загрузкой по сети, и эти наработки как черновой материал можно будет
> потом подтащить в make-initrd.

При всём уважении я не приму код, который решает какую-то частную задачу.
Этот подход был использован при разработке propagator. Он весь состоит из
решений частных задач.

Кроме того, мне некуда торопиться. Есть время для нормального
проектирования.

--
Rgrds, legion

From: Leonid Krivoshein @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Alexey Gladkov
  Cc: Андрей
	Черепанов

27.04.2018 02:11, Alexey Gladkov пишет:
> make-initrd-0.8.x ?

В основном, да, но отдельные моменты касались старого кода в
пропагаторе. Имел ввиду, что Ваш код я перетащил сюда:

http://git.altlinux.org/people/klark/packages/propagator.git?p=propagator.git;a=blob;f=udev.c#l89

И это очень помогло, да!

> Ну нужно. А кто его делает ?

http://git.altlinux.org/gears/m/make-initrd.git?p=make-initrd.git;a=blob;f=data/lib/initrd/modules/050-udev;h=87c6f129dceaa56a6e59948b82fb9d592c964b64;hb=cf8fa26df84bf8d845c4df6df4aa86df24c7372d

udevadm control --reload >/dev/null 2>&1 ||:

Я поменял на --reload-rules, так как просто --reload больше нет.

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.

From: Alexey Gladkov @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Leonid Krivoshein
  Cc: Андрей
	Черепанов

On Fri, Apr 27, 2018 at 12:26:09AM +0300, Leonid Krivoshein wrote:
> Ещё пару слов о пропагаторе с Вашим кодом из make-initrd. В виртуалках
> QEMU и VirtualBox загрузка не сломалась, напротив, сеть теперь
> находится.

Рад слышать.

> [...]
> несмотря на очень необычную ситуацию, когда сеть не пойми как работает,
> DHCP-сервер в железной CISCO, PXE-сервер в виртуалке VMware, а сетевая

Скорее всего это из-за того, что ipconfig использует очень старый dhcp,
который руками разбирается.

> [...]

> Во-первых, судя по документации, udevadm control --reload-rules (теперь
> вроде так это называется) делать после запуска демона udevd

Ну нужно. А кто его делает ?

> Во-вторых, сейчас задержка на поиск сетевой карты получилась 15 секунд
> (итераций), тогда как для CD-ROM/флэшек она составляет фактически 32+15
> секунд (итераций) -- несправедливо!

Я не считал итерации. Возможно.

> В-третьих, самый непонятный для меня вопрос
> с udevadm settle --timeout=5. Получается, мы просим его подождать
> появления железа с 5-секундным таймаутом

Этот таймаут на очередь, чтобы не ждать слишком долго.

> Я так понимаю, чтобы отработали скрипты/правила udev'а после
> нахождения этого железа.

Нет. Это просто ожидание инициализации железа после загрузки модуля ядра.
Если всё проинициализируется раньше, то `udevadm settle` выйдет раньше
таймаута.

> [...]
> 1/10 секунды в бесконечном цикле с общим ограничением по времени. Но в
> целом, получается, что Ваш код более рабочий, а я не очень хорошо знаю

Вы слишком переоцениваете udev. В наши дни он выродился в обычный фильтр.
Он слушает эвенты ядра и позволяет с помощью правил-фильтров реагировать
на них. При этом обработчики должны быть короткими т.е. нельзя запускать
фоновые процессы или что-то долго обсчитывать. Вот и все функции udev.

Остальной код реагирует на определённые эвенты. Но мы не знаем, когда
появятся условия для монтирования корня. Поэтому там бесконечный цикл.

--
Rgrds, legion

From: Leonid Krivoshein @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Alexey Gladkov
  Cc: Андрей
	Черепанов

Тогда предлагаю опустить пока технические детали и определиться с основным:

27.04.2018 01:28, Alexey Gladkov пишет:
> [...]
> решений частных задач.
>
> Кроме того, мне некуда торопиться. Есть время для нормального

Мне тоже нравится писать большие, правильные и качественные вещи. К
сожалению, текущая ситуация заставляет сделать нечто близкое и даже
больший объём работ в течении всего одного месяца. При этом,
действительно решая частную задачу. Это можно и нужно использовать.
Чтобы сделать хорошо и правильно, порою приходится сначала делать
черновой вариант. Написать хоть что-то, чтобы понять, как оно работает.
Тогда уже приходят в голову мысли об оптимизации, систематизации,
идеологической красоте и правильности. Другими словами, проектирование
начинается после "разведки боем". Возможно, я просто "неправильный
программист" и живу вопреки правил о циклах разработки. :)

Не предлагаю принимать в make-initrd-liveboot конкретный код, но
вымученный последующим внедрением на тысячах железок опыт вполне можно
учесть при проектировании. Это всё что, что я пока могу предложить. Не
исключено, что к этой задаче я смогу подключиться плотнее позже, но
обещать и загадывать заранее сейчас не хотелось бы...

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.

From: Alexey Gladkov @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Leonid Krivoshein
  Cc: Андрей
	Черепанов

On Fri, Apr 27, 2018 at 11:31:47PM +0300, Leonid Krivoshein wrote:
> [...]
> начинается после "разведки боем". Возможно, я просто "неправильный
> программист" и живу вопреки правил о циклах разработки. :)

То о чём говорил я это не циклы разработки. Я долгое время занимаюсь
разработкой софта. У меня были проекты проприоритарных сервисов, открытых
сервисов, закрытых и открытых "коробочных" решения для заказчиков. И то,
что я знаю из опыта, это то что непродуманные наколеночные решения
помогают достичь цели в краткосрочной перспективе, но потом это очень
больно аукается... вплоть до потери клиента. Поверьте, я не собираюсь вас
учить делать дела. Вы можете решать ваши задачи так как вы считаете
нужным, но не надо мне рассказывать про тысячи железок.

В данный момент мы говорим о коде, о решении, которое мне придётся
поддерживать после того как я его приму. Не вам, а мне. Потому что те кто
присылает патчи решают свою задачу и после её решения они переходят к
другой, а код остаётся в проекте на поддержке и развитии.

Сизиф (другие репозитории я не поддерживаю по определённым причинам) не
такой проект, где цель внедрения фичи прямо сейчас важнее всего.

> Не предлагаю принимать в make-initrd-liveboot конкретный код,

Вы можете сделать такой пакет в любой удобный для решения вашей задачи
момент. Это не первая фича, которая к мне не будет иметь отношения. Я не
буду вас останавливать ))

То что делаю сейчас я, делается в make-initrd. Именно в нём не хватает
гибкости в определённых местах.

> Это всё что, что я пока могу предложить. Не исключено, что к этой задаче
> я смогу подключиться плотнее позже, но обещать и загадывать заранее
> сейчас не хотелось бы...

Я понимаю и ни в коем случае ничего не прошу. У всех свои задачи.

--
Rgrds, legion

From: Leonid Krivoshein @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Alexey Gladkov
  Cc: Aleksey Novodvorsky,
	Андрей
	Черепанов

Приветствую!

02.05.2018 23:40, Alexey Gladkov пишет:
> Привет!
>
> Я поговорил тут с lioka насчёт make-initrd, mkinitrd, etcnet и propagator.
> И внезапно выяснилось, что ни о каких планах на счёт propagator и
> make-initrd он не знает и более того, он считает, что он не нужен с всеми
> его squashfs/aufs. Он очень всему этому удивлялся и желал мне удачи.
>
> Похоже на "вчерашнее совещание" не попали не только вы, а целесообразность
> этих работ не так уж очевидно "всем". Кажется всё опять как всегда.

1) Если речь о Большакове, он действительно не в Москве. В Обнинске
Антон Фарыгин просил о том же.
2) В курсе всех технических деталей только те, кто в копии этого письма.
3) В курсе планов по смене пропагатора на make-initrd-liveboot только
те, кто подписан на devel@. Если там кто и не читает большие письма, по
крайне мере, это сообщение просто не могли пропустить:
https://lists.altlinux.org/pipermail/devel/2018-April/204307.html
4) Возможно к Вам (к нам) присоединится Михаил Кангин, который делал
make-initrd-colaboot. Имел с ним большую переписку. Пока не уверен, что
от него можно ожидать помощи, но его планы во многом перекликаются с нашими.
5) squashfs+aufs, в принципе, достаточны в том месте, где они сейчас
используются, хотя есть сомнения относительно актуальности/поддержки
aufs. Но наши разработчики про overlayfs высказывались скептически ещё
несколько месяцев назад. Михаил Кангин как раз её активно использует и
проблем не наблюдает. Про аналог в Debian/Ubuntu я уже упоминал --
overlayroot.

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.

From: Michael Shigorin @ 2019-04-23 13:00 UTC (permalink / raw)
  To: Leonid Krivoshein
  Cc: Андрей
	Черепанов,
	Aleksey Novodvorsky

On Thu, May 03, 2018 at 02:27:12AM +0300, Leonid Krivoshein wrote:
> [...]
> актуальности/поддержки aufs. Но наши разработчики про overlayfs
> высказывались скептически ещё несколько месяцев назад.

Я бы сейчас ориентировался на overlayfs и по возможности писал
так, чтобы не заблокировать добавление aufs при надобности --
это позволит закрыть наиболее широкий спектр задач и ядер
(в т.ч. уже установленных).

Разница в варианте полной замены там примерно такая:
http://git.altlinux.org/people/lakostis/packages/?p=make-initrd-propagator.git;a=commitdiff;h=85c2eab965c0f6d46311102a77a96de243ebad9c
(этот патч тогда не забрали ровно потому, что вместо добавления
поддержки происходит замена, а сесть и внимательно разобрать
как минимум у меня не хватало цельного кусочка времени).