* [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-14 18:18 Vladimir D. Seleznev
From: Vladimir D. Seleznev @ 2021-09-14 18:18 UTC (permalink / raw)
  To: devel

Hi!

Есть необходимость в отложенном перезапуске некоторых сервисов после
обновления пакетов, для этих целей я решил придумать новый макрос
(унифицированный для sysv и sd). Цель — сообщить rpm'у, что после
завершения транзакции нужно перезапустить указанные сервисы. Рабочее имя
этого макроса %post_service_delay (по аналогии с %post_service), но
возможно оно не самое лучшее.

Вопрос: какое имя для макроса вам кажется более удачным?

--
   WBR,
   Vladimir D. Seleznev

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
From: Michael Shigorin @ 2021-09-14 20:23 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Tue, Sep 14, 2021 at 06:18:01PM +0000, Vladimir D. Seleznev wrote:
> [...]
> возможно оно не самое лучшее.
>
> Вопрос: какое имя для макроса вам кажется более удачным?

%posttrans_service?

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-14 20:30 ` Andrew A. Vasilyev
From: Andrew A. Vasilyev @ 2021-09-14 20:30 UTC (permalink / raw)
  To: devel

14.09.2021 21:18, Vladimir D. Seleznev пишет:
> Рабочее имя
> этого макроса %post_service_delay (по аналогии с %post_service), но
>
> Вопрос: какое имя для макроса вам кажется более удачным?

   %post_service_delayed

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-14 20:34 ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2021-09-14 20:34 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On 2021-09-14 18:18:01 +0000, Vladimir D. Seleznev wrote:

> [...]
 > возможно оно не самое лучшее.
 > Вопрос: какое имя для макроса вам кажется более удачным?

%postpone_service

И аналогия угадывается, и явное указание отложить запуск прямо
в названии содержится.

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-14 20:51 ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2021-09-14 20:51 UTC (permalink / raw)
  To: devel

> [...]
> обновления пакетов, для этих целей я решил придумать новый макрос
> (унифицированный для sysv и sd). Цель — сообщить rpm'у, что после

Надо сначала договориться, что здесь называть "завершением транзакции".
Потому что пачка пакетов -- это ещё не всегда та транзакция, после
которой надо чего-то перезапустить. Часто инсталлятор ставит систему для
systemd сам находясь в окружении sysv. Чего бы хотелось от rpm реально:
отложить до "момента X" необходимость отработки разных стадий (будь то
файл-триггеры, пост-установочные скрипты, перезапуск служб). А "момент
X" должен наступать при запуске rpm с соответствующими ключиками -- вот
это и есть "завершение транзакции".

В качестве пояснения: и инсталлятор, и m-p делает транзакции в понимании
rpm мелкогранулированными, это на самом деле тот подходящий момент,
когда надо чего-то запускать или менять. Или, допустим, я готовлю скелет
файловой системы в безопасном чруте или даже на "чужой" архитектуре, мне
не надо, чтобы отрабатывал код из %post до тех пор, пока эта эта вся
подготовленная система не окажется на реальном железе. Уж простите меня,
старого дебианщика.))

> нужно перезапустить указанные сервисы. Рабочее имя
> этого макроса %post_service_delay (по аналогии с %post_service), но
> возможно оно не самое лучшее.
>
> Вопрос: какое имя для макроса вам кажется более удачным?

Leonid Krivoshein.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-14 21:51   ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-09-14 21:51 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Tue, Sep 14, 2021 at 11:23:45PM +0300, Michael Shigorin wrote:

> %posttrans_service?

Этот макрос предназначен для использования в %post.

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-14 21:54   ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-09-14 21:54 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Tue, Sep 14, 2021 at 11:51:56PM +0300, Leonid Krivoshein wrote:

> Надо сначала договориться, что здесь называть "завершением транзакции".
> Потому что пачка пакетов -- это ещё не всегда та транзакция, после
> которой надо чего-то перезапустить. Часто инсталлятор ставит систему для

Напомню на всякий случай, что речь идёт о рестарте после обновления пакетов.

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-14 22:11     ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2021-09-14 22:11 UTC (permalink / raw)
  To: devel

15.09.2021 0:54, Dmitry V. Levin пишет:

> Напомню на всякий случай, что речь идёт о рестарте после обновления пакетов.

То есть, предлагаемый Володей функционал будет в любом случае полезен
при обновлении. Да, виноват, я говорил о другом: о возможности
откладывать часть операций на этапе подготовки и развёртывания, и в
нужный момент отрабатывать их по всем установленным пакетам.

Leonid Krivoshein.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-14 23:08 ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-09-14 23:08 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Tue, Sep 14, 2021 at 06:18:01PM +0000, Vladimir D. Seleznev wrote:
> Hi!
>
> Есть необходимость в отложенном перезапуске некоторых сервисов после
> обновления пакетов,

На самом деле планируется завести 2 новых макроса с условными названиями:

- %post_service_чтототам: добавляется в %post пакета с сервисом (вместо
  %post_service) для того, чтобы этому сервису при обновлении был сделан
  try-restart не сразу в %post, а по окончании транзакции обновления
  пакетов;

- %pre_service: добавляется в %pre пакета с сервисом (вместо %post_service
  в %post) для того, чтобы этому сервису при обновлении (если он был
  запущен) был сделан stop в %pre и start по окончании транзакции
  обновления пакетов (как сейчас сделано в postfix).

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15  6:04   ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2021-09-15  6:04 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 15.09.2021 02:08, Dmitry V. Levin wrote:

> [...]
>    запущен) был сделан stop в %pre и start по окончании транзакции
>    обновления пакетов (как сейчас сделано в postfix).

Может быть сделать проще и перезапускать все обновлённые сервисы в конце
транзакции ?

Одним универсальным макросом ?

Ещё с такими макросами начинаются проблемы с приоритетами перезапуска.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15  7:35     ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-09-15  7:35 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Wed, Sep 15, 2021 at 09:04:03AM +0300, Anton Farygin wrote:

> Может быть сделать проще и перезапускать все обновлённые сервисы в конце
> транзакции ?
>
> Одним универсальным макросом ?

Если бы все сервисы были бы одинаковыми, то можно было бы сделать проще,
но нет, сервисы разные, одни надо перезапускать сразу, потому что у них во
время работы доступ к файлам из своих пакетов, другие надо перезапускать
по окончании транзакции обновления, потому что у них при старте доступ к
файлам из чужих пакетов (например, к плагинам), которые обновляются позже,
третьи надо останавливать на время обновления, потому что у них во время
работы доступ к файлам из чужих пакетов (например, к плагинам), которые
обновляются позже.

> Ещё с такими макросами начинаются проблемы с приоритетами перезапуска.

В порядке обновления пакетов, внутри пакетов - в порядке вызова макросов,
кроме того, если используется systemd, то там могут что-нибудь
переупорядочить согласно зависимостям сервисов.

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15  8:29       ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2021-09-15  8:29 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 15.09.2021 10:35, Dmitry V. Levin wrote:
> В порядке обновления пакетов, внутри пакетов - в порядке вызова макросов,
> кроме того, если используется systemd, то там могут что-нибудь
> переупорядочить согласно зависимостям сервисов.

т.е. - я к тому, что в ряде случаев я бы предпочёл этот перезапуск
переносить в файл-триггеры именно этих пакетов вместо повсеместного
использования таких макросов.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15  8:39         ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-09-15  8:39 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Wed, Sep 15, 2021 at 11:29:55AM +0300, Anton Farygin wrote:

> т.е. - я к тому, что в ряде случаев я бы предпочёл этот перезапуск
> переносить в файл-триггеры именно этих пакетов вместо повсеместного
> использования таких макросов.

Поскольку нужно поддерживать разные способы перезапуска, то нужен
интерфейс выбора способа перезапуска для каждого сервиса, т.е. макросы.

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15  8:39   ` Konstantin Lepikhov
From: Konstantin Lepikhov @ 2021-09-15  8:39 UTC (permalink / raw)
  To: devel

Hi Dmitry!

On 09/15/2021, at 02:08:34 AM you wrote:

> [...]
>   запущен) был сделан stop в %pre и start по окончании транзакции
>   обновления пакетов (как сейчас сделано в postfix).
буду только рад, насколько я помню, в postfix куча хаков для этого. И мне также
пришлось делать подобные хаки для courier-authlib (именно из-за обновления
плагинов).

--
WBR et al.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15  8:51           ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2021-09-15  8:51 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 15.09.2021 11:39, Dmitry V. Levin wrote:
> Поскольку нужно поддерживать разные способы перезапуска, то нужен
> интерфейс выбора способа перезапуска для каждого сервиса, т.е. макросы.

Тогда осмысленно, например, добавить макрос, который будет делать
файлтриггер на содержимое транзакции.

Для примера, если есть какая служба с кучей плагинов в разных пакетах,
то её надо перезапускать после обновления любого из плагинов. В конце
транзакции.

При этом одни и те же плагины могут использоваться разными службами и из
самих плагинов определить необходимость перезапуска не представляется
возможным.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15 11:30   ` Anton V. Boyarshinov
From: Anton V. Boyarshinov @ 2021-09-15 11:30 UTC (permalink / raw)
  To: Leonid Krivoshein; +Cc: ALT Linux Team development discussions

В Tue, 14 Sep 2021 23:51:56 +0300
Leonid Krivoshein <klark.devel@gmail.com> пишет:

> В качестве пояснения: и инсталлятор, и m-p делает транзакции в понимании
> rpm мелкогранулированными, это на самом деле тот подходящий момент,
> когда надо чего-то запускать или менять.
Запускать сервисы в процессе работы установщика? 8-0

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15 13:01     ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2021-09-15 13:01 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On 2021-09-15 14:30:43 +0300, Anton V. Boyarshinov wrote:

 > Запускать сервисы в процессе работы установщика? 8-0

Может, и не в процессе, а вот сразу после - иногда бывает вполне
оправдано. Например, `service sshd keygen` правильнее выполнять
именно после установки, когда была хорошая нагрузка на накопители
и сетевые устройства, и ядерный пул энтропии наполнился от ПКП и
через add_device_randomness()

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-09-15 13:39     ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2021-09-15 13:39 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

15.09.2021 14:30, Anton V. Boyarshinov пишет:
> В Tue, 14 Sep 2021 23:51:56 +0300

> Запускать сервисы в процессе работы установщика? 8-0

Во-первых, тут вышла оговорочка, пропущена приставка "не": "это на самом
деле не тот подходящий момент...". Установщик и m-p ставят пакеты не в
одну транзакцию, как известно.

Во-вторых, я имел ввиду не только сервисы. Вот пример того, что могло бы
оказаться полезным: ставим все пакеты в некоем чруте с --notriggers и
--noscripts, потом на реальном железе полученное в чруте дерево
разворачиваем и одной командой заставляем отработать все не отработанные
триггеры и скрипты. То бишь это подготовка файловой системы для запуска,
например, на "чужой" архитектуре.

Leonid Krivoshein.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-12-10 10:15 ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-12-10 10:15 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

Hi,

> [...]
> возможно оно не самое лучшее.
>
> Вопрос: какое имя для макроса вам кажется более удачным?

Я бы хотел, чтобы из имени макроса было понятно сразу две вещи:
- что макрос делает,
- для какой секции он предназначен.

Виталий предложил такие имена:
- %pre_service_stop_posttrans_start:
  макрос для секции %pre, который останавливает service, и ставит этот
  service в очередь на перезапуск по окончании транзакции;
- %post_service_posttrans_restart:
  макрос для секции %post, который ставит service в очередь на перезапуск
  по окончании транзакции.

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-12-10 10:51   ` Vladimir D. Seleznev
From: Vladimir D. Seleznev @ 2021-12-10 10:51 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Fri, Dec 10, 2021 at 01:15:53PM +0300, Dmitry V. Levin wrote:
> [...]
> - %post_service_posttrans_restart:
>   макрос для секции %post, который ставит service в очередь на перезапуск

Я не в состоянии запомнить такие имена.

--

@ 2021-12-10 11:08     ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-12-10 11:08 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Fri, Dec 10, 2021 at 01:51:11PM +0300, Vladimir D. Seleznev wrote:

> Я не в состоянии запомнить такие имена.

Мне кажется, что это скорее плюс, чем минус, поскольку эти макросы следует
применять только тогда, когда обычный %post_service не очень подходит.

На мой взгляд, ничего страшного не случится, если в каждом таком случае
придётся заглядывать в справочник.

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-12-15 23:57       ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-12-15 23:57 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Fri, Dec 10, 2021 at 02:08:12PM +0300, Dmitry V. Levin wrote:
> [...]
[...]
> [...]
> применять только тогда, когда обычный %post_service не очень подходит.
>
> На мой взгляд, ничего страшного не случится, если в каждом таком случае

OK, всем спасибо, эти макросы теперь в Сизифе, ими уже можно пользоваться.

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-12-16  6:38         ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2021-12-16  6:38 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 16.12.2021 02:57, Dmitry V. Levin wrote:
> [...]
> OK, всем спасибо, эти макросы теперь в Сизифе, ими уже можно пользоваться.
Что бы ими можно было хорошо пользоваться их надо бы в stable ветки
перенести.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-12-16 10:34           ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-12-16 10:34 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Thu, Dec 16, 2021 at 09:38:48AM +0300, Anton Farygin wrote:

> Что бы ими можно было хорошо пользоваться их надо бы в stable ветки
> перенести.

%pre_service_stop_posttrans_start я уже задействовал в пакете postfix,
%который уже в Сизифе, но я бы предпочёл, чтобы эти макросы хотя бы
немного потестировали за пределами песочницы в разных конфигурациях.

Есть 2 фактора, которые влияют на поведение:
- включён сервис или нет;
- systemd или sysvinit.

Итого 4 конфигурации, я их все проверил на обновление postfix.

--
ldv

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-12-20 16:50   ` Mikhail Novosyolov
From: Mikhail Novosyolov @ 2021-12-20 16:50 UTC (permalink / raw)
  To: devel

14.09.2021 23:51, Leonid Krivoshein пишет:

> [...]
>
> В качестве пояснения: и инсталлятор, и m-p делает транзакции в понимании rpm мелкогранулированными, это на самом деле тот подходящий момент, когда надо чего-то запускать или менять. Или, допустим, я готовлю скелет файловой системы в безопасном чруте или даже на "чужой" архитектуре, мне не надо, чтобы отрабатывал код из %post до тех пор, пока эта эта вся подготовленная система не окажется на реальном железе. Уж простите меня, старого дебианщика.))

Вы изобрели почти zypper - набор костыликов поверх rpm ))

Правильнее стремиться к крупной транзакции, в которой бы rpm сам разобрался, что и когда сделать.

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-12-20 17:00   ` Mikhail Novosyolov
From: Mikhail Novosyolov @ 2021-12-20 17:00 UTC (permalink / raw)
  To: devel

10.12.2021 13:15, Dmitry V. Levin пишет:

> - %post_service_posttrans_restart:
>   макрос для секции %post, который ставит service в очередь на перезапуск
>   по окончании транзакции.
Такое сложное решение чем-то лучше просто перезапуска в %posttrans?

* Re: [devel] Q: Имя макроса для отложенного перезапуска сервисов
@ 2021-12-20 17:07     ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2021-12-20 17:07 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Mon, Dec 20, 2021 at 08:00:30PM +0300, Mikhail Novosyolov wrote:

> Такое сложное решение чем-то лучше просто перезапуска в %posttrans?

Просто перезапуска в %posttrans недостаточно, поскольку что-то ещё нужно
делать в случае установки, а не обновления.  Можно, конечно, всё перенести
в %posttrans, но %pre_service_stop_posttrans_start в %posttrans никак не
перенести, а реализация во многом общая, так что суммарно такой вариант
получается проще.

--
ldv