Single-board computer software development discussions
* [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
@ 2020-05-03 18:55 Сергей Бессонов
From: Сергей Бессонов @ 2020-05-03 18:55 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

Добрый вечер.

Raspberry Pi 4 ко мне приехала три дня назад, собрал, поставил Simply
Linux 9 для Raspberry Pi. Описываю впечатления.

Первое: вся информация о портах раскидана по разным уголкам вики и
списков рассылки.

Например, простым поиском по Raspberry на Wiki ищутся две страницы:
https://www.altlinux.org/RaspberryPi
https://www.altlinux.org/RaspberryPi_and_UEFI

Обе равнобесполезны для пользователя.

Если прочитать список рассылки (а не каждый пользователь до него
доберётся!), то можно найти ещё одну страницу (там тоже маловато):
https://www.altlinux.org/Ports/aarch64/Raspberry_Pi4

Но в объявлении о выходе релиз-кандидата была найдена, наконец,
полезная страница (Потом я эту же страницу нашёл и на форуме, но форум
в принципе тухловат, я его в качестве источника информации как-то и не
рассматривал, ожидая, что всё есть на вики):
https://www.altlinux.org/Ports/aarch64/RaspberryPi4andU-Boot

Из которой пользователь может узнать, кто такой U-Boot, зачем он нужен,
про скрипты переключения, про процесс обновления ядра, и про
переключение аудиовыхода при помощи скрипта. Отсюда уже будет понятно,
что звук в системе есть, а разрешение экрана теоретически можно
поменять.

В общем, крайне хотелось бы, чтобы вся информация по RPi определённой
модели лежала на Wiki в одном очевидном месте, которое можно было бы
найти со страницы загрузки образов и простым поиском. В идеале для
каждой версии Pi своя страница, чтобы пользователь был вообще железно
уверен в командах и в том, что он делает всё правильно, даже если
содержимое будет частично дублироваться.

Теперь о технической части.

1. Сначала озаботился видеовыходом. У меня 4K монитор LG 27UL650.
Автоматически малинка определяет мой монитор как 4k@30Гц и выставляет
для Linux разрешение 1920x1280. Где она берёт такие цифры, я не знаю.

Вдумчивое изучение официальной документации (
https://www.raspberrypi.org/documentation/configuration/config-txt/video.md
) показало опции hdmi_group и hdmi_mode, а также разрешение
фреймбуффера.

Помогло.

Добиться 60Гц на 4k у меня не получилось, выходит чёрный экран. Для
меня не принципиально, поставил FullHD@60Гц, полёт нормальный, но
хотелось бы добиться и такой работы, а также хотелось бы иметь некий
скрипт, который бы устанавливал всё сам ну или хотя бы страничку на
вики.

Также, в одной из Wiki-страниц написано: «Общая проблема: при загрузке
Linux не загружается drm-модуль, аппаратное ускорение не доступно.»
Это действительно так, но в Wiki не написано, какой именно модуль drm
надо загружать, есть ли он вообще и как его грузить. Kodi, например,
без 3D ускорения не стартует вообще.

Пока не решил.

2. Звук.

Какие-то серьёзные проблемы наблюдаются со звуком. Во-первых,
изначально звук отсутствовал вовсе. Дело в том, что скрипт для выбора
типа аудиовыхода переключает между hdmi и встроенным аудио. Но у
RaspberryPi 4 две штуки HDMI! Поэтому скрипт переключал не на тот
аудиовыход - на hdmi0, а у меня монитор был подключен на hdmi1. Прошу
поправит скрипт, там теперь применяется значение 3 для выхода на второй
HDMI.

Вторая проблема — встроенная аудиокарта, как и HDMI выход, определяются
как монофонические. Я подключил внешнюю звуковую карту по USB — она
определяется как многоканальная, как и должна, и стерео на ней
работает.

Третья проблема — во всех браузерах встроенный звук и звук через hdmi
песочит. При проигрывании локального аудио или видео через плееры звук
нормальный. При проигрывании через внешнюю аудиокарту звук нормальный.
При проигрывании напрямую через alsa — звук нормальный и стерео.

Знаменитые проблемы с pulseaudio, понимаю.

4. Ну и отсутствие фирменных малиновых утилит огорчает. На многих
форумах читаешь что-то типа «запустите tvservice» или загляните в
raspi-config, а тут их нет.

3. Скрипт alt-rootfs-installer не смог растянуть корневой раздел. Ну да
и ладно, я флешку создал при помощи dd, а потом растянул через gparted
с загруженной системы.

Также, пробовал ставить другие дистрибутивы — Ubuntu через dd и
raspbian через Noobs. Noobs, конечно, крутая штука, причём её крутость
ещё и в том, что для создания флешки под noobs не нужно записывать
образ, достаточно скопировать файлы. Это здорово упрощает жизнь
пользователям Windows. Было бы неплохо иметь что-то подобное в арсенале
Альта, мы по этому поводу общались с Михаилом и Антоном в комментариях
на опеннете к новости о выходе Simply Linux, я там инкогнито, но,
думаю, они помнят.

Raspbian определил монитор как 4k@30Гц и нормально работал звук. Ubuntu
определил монитор как 1920x1280 и в ней тоже нормально работал звук. То
есть звук как-то можно исправить. В обоих ОС работало 3D ускорение, и,
соответственно, Kodi.

В целом, спасибо за проделанную работу, но всё же хотелось бы, чтобы
дистрибутив был более готов к работе из коробки.

Открыт для предложений чего-нибудь набрать или отредактировать и
попробовать загрузиться :-)

--
Сергей Бессонов aka Aceler

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
  @ 2020-05-03 20:05   ` Сергей Бессонов
From: Сергей Бессонов @ 2020-05-03 20:05 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

И та и другая. Вели они себя одинаково, в общем-то, кроме одного
момента - в 32-разрядной не работал lightdm, только gdm. Но это уже их
проблемы.

Simply брал здесь: https://getalt.org/ru/simply/

В Вс, 03/05/2020 в 22:46 +0300, Aleksey Novodvorsky пишет:
> Сергей, спасибо!
> Ubuntu 32 или 64 битная?
>
> Rgrds, Алексей

Сергей Бессонов

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
  @ 2020-05-03 21:50             ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2020-05-03 21:50 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

пн, 4 мая 2020 г. в 00:17, Бессонов Сергей <aceler@yandex.ru>:

> [...]
> [aceler@Malinka ~]$ glxinfo | head
> name of display: :0.0
> display: :0 screen: 0
> direct rendering: Yes
> server glx vendor string: SGI
> server glx version string: 1.4
> server glx extensions:
> GLX_ARB_context_flush_control, GLX_ARB_create_context,
> GLX_ARB_create_context_no_error, GLX_ARB_create_context_profile,
> GLX_ARB_fbconfig_float, GLX_ARB_framebuffer_sRGB, GLX_ARB_multisample,
> GLX_EXT_create_context_es2_profile, GLX_EXT_create_context_es_profile,

Спасибо, будем разбираться.

Rgrds, Алексей

    @ 2020-05-04  2:25         ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2020-05-04  2:25 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

04.05.2020 03:17, Бессонов Сергей пишет:
> [...]
> GLX_ARB_fbconfig_float, GLX_ARB_framebuffer_sRGB, GLX_ARB_multisample,
> GLX_EXT_create_context_es2_profile, GLX_EXT_create_context_es_profile,

Нет, это ни о чём не говорит.

Покажите:

glxinfo | grep Vendor

--
С уважением, Антон Мидюков <antohami@altlinux.org>

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
  @ 2020-05-04  8:55 ` Pavel Isopenko
From: Pavel Isopenko @ 2020-05-04  8:55 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

Добрый день.

03.05.2020 21:55, Сергей Бессонов пишет:
> [...]
> аудиовыход - на hdmi0, а у меня монитор был подключен на hdmi1. Прошу
> поправит скрипт, там теперь применяется значение 3 для выхода на второй

[#251143] DONE RPi-audioswitch.git=1.3-alt1

Кто поможет скопировать в p9?

--
*Pavel Isopenko*
mob. +79165329582

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
@ 2020-05-04  9:10           ` Сергей Бессонов
From: Сергей Бессонов @ 2020-05-04  9:10 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

В Пн, 04/05/2020 в 09:25 +0700, Антон Мидюков пишет:

> Нет, это ни о чём не говорит.
>
> Покажите:
>
> glxinfo | grep Vendor

Simply Linux:
server glx vendor string: SGI
client glx vendor string: Mesa Project and SGI
    Vendor: VMware, Inc. (0xffffffff)
OpenGL vendor string: VMware, Inc.

Ubuntu 64:
server glx vendor string: SGI
client glx vendor string: Mesa Project and SGI
    Vendor: VMware, Inc. (0xffffffff)
OpenGL vendor string: VMware, Inc.

Ubuntu 32:
server glx vendor string: SGI
client glx vendor string: Mesa Project and SGI
    Vendor: VMware, Inc. (0xffffffff)
OpenGL vendor string: VMware, Inc.

Что-то я не вижу разницы, но на любой убунте Kodi запускается, а на
Simply — нет.

--
Сергей Бессонов

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
@ 2020-05-04  9:20             ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2020-05-04  9:20 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

04.05.2020 16:10, Сергей Бессонов пишет:

> [...]
>      Vendor: VMware, Inc. (0xffffffff)
> OpenGL vendor string: VMware, Inc.
>
> Что-то я не вижу разницы, но на любой убунте Kodi запускается, а на

Везде ускорение программное. Kodi не запускается по какой-то другой
причине. На RPi3 у нас аппаратное ускорение есть, но kodi тоже не
запускается.

Я видел вот такой баг в апстриме raspbian'овского ядра (у нас оно с
нашей конфигурацией):

https://github.com/raspberrypi/linux/issues/3577

В Ubuntu какая версия ядра, кстати?

--

@ 2020-05-04  9:25             ` Pavel Isopenko
From: Pavel Isopenko @ 2020-05-04  9:25 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

04.05.2020 12:10, Сергей Бессонов пишет:
> на любой убунте Kodi запускается, а на
> Simply — нет.

Из рутовой консоли запустить - что получится?

На ALT Workstation p9 запускал Kodi из рутовой консоли. Не понравилось - видеоряд дёрганый.
Похоже оно предполагает быть единственным приложением в системе с соответствующими правами.

--
*Pavel Isopenko*
mob. +79165329582

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
@ 2020-05-04  9:40               ` Сергей Бессонов
From: Сергей Бессонов @ 2020-05-04  9:40 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

В Пн, 04/05/2020 в 16:20 +0700, Антон Мидюков пишет:

> Везде ускорение программное. Kodi не запускается по какой-то другой
> причине. На RPi3 у нас аппаратное ускорение есть, но kodi тоже не
> запускается.

Т.е. дело не в ускорении.

ОК, будем копать ещё :-)

> Я видел вот такой баг в апстриме raspbian'овского ядра (у нас оно с
> нашей конфигурацией):
>
> https://github.com/raspberrypi/linux/issues/3577
>
> В Ubuntu какая версия ядра, кстати?

Linux ubuntu 5.4.0-1008-raspi

--
Сергей Бессонов

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
@ 2020-05-04  9:47               ` Сергей Бессонов
From: Сергей Бессонов @ 2020-05-04  9:47 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

В Пн, 04/05/2020 в 12:25 +0300, Pavel Isopenko пишет:

> [...]
> понравилось - видеоряд дёрганый.
> Похоже оно предполагает быть единственным приложением в системе с

На рутовой консоли то же самое — cannot create GUI.

В гугле пишут, что такая ошибка возникает при отсутствии 3D ускорения,
поэтому я и решил.

--
Сергей Бессонов

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
@ 2020-05-04  9:49                 ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2020-05-04  9:49 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

04.05.2020 16:40, Сергей Бессонов пишет:

> Linux ubuntu 5.4.0-1008-raspi
Ну, вот, видимо, и причина. Регрессия в ядре 5.6.

--

@ 2020-05-04 21:53 ` Pavel Isopenko
From: Pavel Isopenko @ 2020-05-04 21:53 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

03.05.2020 21:55, Сергей Бессонов пишет:
> Вторая проблема — встроенная аудиокарта, как и HDMI выход, определяются
> как монофонические.
Есть такое дело, подтверждаю.
> Третья проблема — во всех браузерах встроенный звук и звук через hdmi
> песочит.

Тоже заметил, при попытке участия в вебинарах basealt.ru/vebinars/
кстати. Что самое интересное, они же в записи с
https://www.youtube.com/channel/UCtCfzqL49AkFYQ7JQcL_iSw идут совершенно
чисто.

--
*Pavel Isopenko*
mob. +79165329582

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
  @ 2020-05-05 10:30                       ` Дмитрий Терехин
From: Дмитрий Терехин @ 2020-05-05 10:30 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

Добрый день!

05.05.2020, 02:47, "Evgeny Sinelnikov" <sin@altlinux.org>:
> [...]
> /etc/X11/wmsession.d/20KODI
> /usr/bin/kodi
> /usr/bin/kodi-standalone
> /usr/lib64/kodi
> /usr/lib64/kodi/addons
> /usr/lib64/kodi/kodi-x11
> /usr/lib64/kodi/kodi-xrandr
> /usr/lib64/kodi/system
> /usr/lib64/kodi/system/libsse4-x86_64-linux.so
> /usr/lib64/kodi/system/players
> /usr/lib64/kodi/system/players/VideoPlayer
> /usr/lib64/kodi/system/players/VideoPlayer/libdvdnav-x86_64-linux.so
>
> Я поставил на сборку вариант kodi для X11 - как проверю, оформлю на багзиле.

Выдача ошибки kodi
ERROR: Unable to create GUI. Exiting
вызвана отсутсвием в системе /dev/dri
В логе strace видно, что kodi-gbm ждет появления этого каталога, затем завершается.

Для обхода проблемы скопировал на FIRMPART
overlays/vc4-fkms-v3d.dtbo
и прописал в config.txt
dtoverlay=vc4-fkms-v3d

После этого /dev/dri появился и kodi перестал выдавать такую ошибку.

Однако, нормально работать не начал - процесс kodi-gbm выполняется, но пользователького интерфейса нет.
Видимо, это проблема, о которой пишет Евгений.

С уважением
Дмитрий Терёхин

* Re: [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
@ 2020-05-07 12:53                         ` Дмитрий Терехин
From: Дмитрий Терехин @ 2020-05-07 12:53 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

Добрый день!

05.05.2020, 13:30, "Дмитрий Терехин" <jqt4@basealt.ru>:
> [...]
>
> Однако, нормально работать не начал - процесс kodi-gbm выполняется, но пользователького интерфейса нет.
Чтобы kodi работал, нужно переключить консоль, например ctrl-alt-f2,
войти как root  и после этого запустить kodi.

С уважением
Дмитрий Терёхин