Single-board computer software development discussions
* [devel-sbc] Попробовал релиз Simply Linux на RPi4
@ 2020-05-03 18:55 Сергей Бессонов
                     ` (2 more replies)
From: Сергей Бессонов @ 2020-05-03 18:55 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

Добрый вечер.

Raspberry Pi 4 ко мне приехала три дня назад, собрал, поставил Simply
Linux 9 для Raspberry Pi. Описываю впечатления.

Первое: вся информация о портах раскидана по разным уголкам вики и
списков рассылки.

Например, простым поиском по Raspberry на Wiki ищутся две страницы:
https://www.altlinux.org/RaspberryPi
https://www.altlinux.org/RaspberryPi_and_UEFI

Обе равнобесполезны для пользователя.

Если прочитать список рассылки (а не каждый пользователь до него
доберётся!), то можно найти ещё одну страницу (там тоже маловато):
https://www.altlinux.org/Ports/aarch64/Raspberry_Pi4

Но в объявлении о выходе релиз-кандидата была найдена, наконец,
полезная страница (Потом я эту же страницу нашёл и на форуме, но форум
в принципе тухловат, я его в качестве источника информации как-то и не
рассматривал, ожидая, что всё есть на вики):
https://www.altlinux.org/Ports/aarch64/RaspberryPi4andU-Boot

Из которой пользователь может узнать, кто такой U-Boot, зачем он нужен,
про скрипты переключения, про процесс обновления ядра, и про
переключение аудиовыхода при помощи скрипта. Отсюда уже будет понятно,
что звук в системе есть, а разрешение экрана теоретически можно
поменять.

В общем, крайне хотелось бы, чтобы вся информация по RPi определённой
модели лежала на Wiki в одном очевидном месте, которое можно было бы
найти со страницы загрузки образов и простым поиском. В идеале для
каждой версии Pi своя страница, чтобы пользователь был вообще железно
уверен в командах и в том, что он делает всё правильно, даже если
содержимое будет частично дублироваться.

Теперь о технической части.

1. Сначала озаботился видеовыходом. У меня 4K монитор LG 27UL650.
Автоматически малинка определяет мой монитор как 4k@30Гц и выставляет
для Linux разрешение 1920x1280. Где она берёт такие цифры, я не знаю.

Вдумчивое изучение официальной документации (
https://www.raspberrypi.org/documentation/configuration/config-txt/video.md
) показало опции hdmi_group и hdmi_mode, а также разрешение
фреймбуффера.

Помогло.

Добиться 60Гц на 4k у меня не получилось, выходит чёрный экран. Для
меня не принципиально, поставил FullHD@60Гц, полёт нормальный, но
хотелось бы добиться и такой работы, а также хотелось бы иметь некий
скрипт, который бы устанавливал всё сам ну или хотя бы страничку на
вики.

Также, в одной из Wiki-страниц написано: «Общая проблема: при загрузке
Linux не загружается drm-модуль, аппаратное ускорение не доступно.»
Это действительно так, но в Wiki не написано, какой именно модуль drm
надо загружать, есть ли он вообще и как его грузить. Kodi, например,
без 3D ускорения не стартует вообще.

Пока не решил.

2. Звук.

Какие-то серьёзные проблемы наблюдаются со звуком. Во-первых,
изначально звук отсутствовал вовсе. Дело в том, что скрипт для выбора
типа аудиовыхода переключает между hdmi и встроенным аудио. Но у
RaspberryPi 4 две штуки HDMI! Поэтому скрипт переключал не на тот
аудиовыход - на hdmi0, а у меня монитор был подключен на hdmi1. Прошу
поправит скрипт, там теперь применяется значение 3 для выхода на второй
HDMI.

Вторая проблема — встроенная аудиокарта, как и HDMI выход, определяются
как монофонические. Я подключил внешнюю звуковую карту по USB — она
определяется как многоканальная, как и должна, и стерео на ней
работает.

Третья проблема — во всех браузерах встроенный звук и звук через hdmi
песочит. При проигрывании локального аудио или видео через плееры звук
нормальный. При проигрывании через внешнюю аудиокарту звук нормальный.
При проигрывании напрямую через alsa — звук нормальный и стерео.

Знаменитые проблемы с pulseaudio, понимаю.

4. Ну и отсутствие фирменных малиновых утилит огорчает. На многих
форумах читаешь что-то типа «запустите tvservice» или загляните в
raspi-config, а тут их нет.

3. Скрипт alt-rootfs-installer не смог растянуть корневой раздел. Ну да
и ладно, я флешку создал при помощи dd, а потом растянул через gparted
с загруженной системы.

Также, пробовал ставить другие дистрибутивы — Ubuntu через dd и
raspbian через Noobs. Noobs, конечно, крутая штука, причём её крутость
ещё и в том, что для создания флешки под noobs не нужно записывать
образ, достаточно скопировать файлы. Это здорово упрощает жизнь
пользователям Windows. Было бы неплохо иметь что-то подобное в арсенале
Альта, мы по этому поводу общались с Михаилом и Антоном в комментариях
на опеннете к новости о выходе Simply Linux, я там инкогнито, но,
думаю, они помнят.

Raspbian определил монитор как 4k@30Гц и нормально работал звук. Ubuntu
определил монитор как 1920x1280 и в ней тоже нормально работал звук. То
есть звук как-то можно исправить. В обоих ОС работало 3D ускорение, и,
соответственно, Kodi.

В целом, спасибо за проделанную работу, но всё же хотелось бы, чтобы
дистрибутив был более готов к работе из коробки.

Открыт для предложений чего-нибудь набрать или отредактировать и
попробовать загрузиться :-)

--
Сергей Бессонов aka Aceler