* [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08  6:06 Olga Sorokina
From: Olga Sorokina @ 2008-11-08  6:06 UTC (permalink / raw)
  To: community

Школа закупила 11 компьютеров для нового компьютерного класса. Нужно
быстро и качественно установить на них Windows + ALT Linux (Junior).
Поискала в Интернете. Нашла простой вариант клонирования:
на клиенте # nc -l -p 9000| dd of=/dev/sda
на эталоне # dd if=/dev/sda | nc <ip-адрес> 9000
Порядок действий видится таким:
1. Установить две ОС+приложения на эталонный компьютер.

2. На клиентском ПК:
а) загрузиться с liveCD;
б) назначить IP-адрес (ifconfig?);
в) # nc -l -p 9000| dd of=/dev/sda.

3. На эталонном ПК: # dd if=/dev/sda | nc <IP-адрес> 9000

Сразу возникли вопросы.
1. При загрузке с liveCD вход в root не требует пароля. Это полноценный
режим работы под root'ом, или нужно ещё что-то сделать?

2. Чтобы назначить IP-адрес, достаточно # ifconfig eth0 192.168.1.2?

3. Порепетировала с netcat на установленном Junior'e. Получила:
# rpm -qa|grep netcat
netcat-4.0.20061122-alt1

# nc -l -p 9000| dd of=dev/sda
-bash: nc: command not found
dd: opening `dev/sda': No such file or directory

# netcat -l -p 9000|dd of=/dev/sda
usage: netcat [-46DdhklnrStUuvz] [-e cmd] [-i interval] [-p source_port]
[-s source_ip_address] [-w timeout] [-X proxy_version]
[-x proxy_address[:port]] [hostname] [port[s]]
0+0 records in
0+0 records out
0 bytes (0 B) copied, 2.348e-05 seconds, 0.0 kB/s

Как я поняла, утилита netcat установлена. Почему "-bash: nc: command not
found"?  Что можете посоветовать? В чем я ошибаюсь?
# uname -r
2.6.18-std-smp-alt12.M40.3

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08  8:11 ` Michael A. Kangin
From: Michael A. Kangin @ 2008-11-08  8:11 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Saturday 08 November 2008 09:06:04 Olga Sorokina wrote:

> [...]
> на клиенте # nc -l -p 9000| dd of=/dev/sda
> на эталоне # dd if=/dev/sda | nc <ip-адрес> 9000

Минусы использования dd(cat) - должны быть идентичны винчестеры (или
копировать с меньшего на больший) и очень долго - оно копирует и все
неиспользуемые участки диска.

Я пользовался таким алгоритмом
- на эталонной машине перед установкой операционных систем забиваем диск
нулями;
- устанавливаем/настраиваем ОС;
- загружаем эталонную машину с live и усылаем сжатый образ диска на сервер:
cat /dev/hda | gzip -c |ssh my-server "cat > /home/ethalon.img"
- загружаем каждую из клон-машин с live-системы и разжимаем образ с сервера на
диск:
ssh my-server "cat /home/ethalon.img" |gunzip -dc >/dev/hda
- перезагружаем клон-машину (желательно с отключенной сетью) и кастомизируем
её (у Виндуса возможно придётся UID'ы менять, google:/sysprep)

Если диски очень большие, и ждать нету сил, целесообразнее воспользоваться
Акронисом.

> [...]
> б) назначить IP-адрес (ifconfig?);
> в) # nc -l -p 9000| dd of=/dev/sda.
>
> 3. На эталонном ПК: # dd if=/dev/sda | nc <IP-адрес> 9000

Эталонный лучше тоже загрузить с live.

> Сразу возникли вопросы.
> 1. При загрузке с liveCD вход в root не требует пароля. Это полноценный
> режим работы под root'ом, или нужно ещё что-то сделать?

Полноценный.

> 2. Чтобы назначить IP-адрес, достаточно # ifconfig eth0 192.168.1.2?

Да, если машина сама не получает адреса с помощью DHCP. Возможно, придётся
озаботиться еще резолвингом.
И в современных дистрибутивах лучше использовать /sbin/ip вместо ifconfig.

> 3. Порепетировала с netcat на установленном Junior'e. Получила:
> # rpm -qa|grep netcat
> netcat-4.0.20061122-alt1
>
> # nc -l -p 9000| dd of=dev/sda
> -bash: nc: command not found

which netcat

> dd: opening `dev/sda': No such file or directory

"/dev/sda".

Кстати, не стоит на установленной системе делать "of=ваш жесткий диск". Можете
систему погубить. Очень рекомендую сначала прочесть man на все используемые
команды, чтобы понимать, что вы делаете. И озаботиться резервной копией.

Потому что оно netcat, а не nc. :)

--
wbr, Michael A. Kangin

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08  9:04   ` Olga Sorokina
From: Olga Sorokina @ 2008-11-08  9:04 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Michael A. Kangin пишет:
> Минусы использования dd(cat) - должны быть идентичны винчестеры (или
> копировать с меньшего на больший) и очень долго - оно копирует и все
> неиспользуемые участки диска.
Винчестеры идентичны.

> - перезагружаем клон-машину (желательно с отключенной сетью) и кастомизируем
> её (у Виндуса возможно придётся UID'ы менять, google:/sysprep)
Про sysprep знаю/использую.
В предложенном Вами способе нужен ещё сервер. Мне бы хотелось соединить
эталонный ПК с "голеньким" и клонировать эталонный HDD.

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08  9:10     ` Dmitriy M. Maslennikov
From: Dmitriy M. Maslennikov @ 2008-11-08  9:10 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

8 ноября 2008 г. 12:04 пользователь Olga Sorokina <olsor2007@yandex.ru> написал:
> Про sysprep знаю/использую.
> В предложенном Вами способе нужен ещё сервер. Мне бы хотелось соединить
> эталонный ПК с "голеньким" и клонировать эталонный HDD.
Можно использовать ваш вариант, но и сервер и клиент должны быть
загружены с livecd, а их диски отмонтированы. Клонировать
примонтированые диски нельзя. Единственный недостаток такого метода --
он ОЧЕНЬ медленный. Специализированные средства намного быстрее
(данные могут рассылаться мультикастом, копируются только используемые
участки диска). Ну и совет со сжатием тоже был верным.

--
Dmitriy M. Maslennikov
rlz@etersoft.ru

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08  9:14     ` Michael A. Kangin
From: Michael A. Kangin @ 2008-11-08  9:14 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Saturday 08 November 2008 12:04:21 Olga Sorokina wrote:

> В предложенном Вами способе нужен ещё сервер. Мне бы хотелось соединить
> эталонный ПК с "голеньким" и клонировать эталонный HDD.

Стадия сервера очень легко исключается. Например, поднятием sshd на эталонной
машине. Например, на "голеньком" -

ssh ethalon "cat /dev/sda |gzip -c" |gunzip -dc >/dev/sda
Можно даже без сжатия.

 Мне просто показалось проще выделить 4 гб на сервере, чем держать пару суток,
пока несчастные 40 гб клонируются на пару десятков компьютеров, эталонную
машину под live-системой и каждый раз читать весь её винт.

--
wbr, Michael A. Kangin

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08  9:34       ` Michael A. Kangin
From: Michael A. Kangin @ 2008-11-08  9:34 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Saturday 08 November 2008 12:10:50 Dmitriy M. Maslennikov wrote:

> он ОЧЕНЬ медленный. Специализированные средства намного быстрее
> (данные могут рассылаться мультикастом, копируются только используемые
> участки диска).

А какие, кстати?

--
wbr, Michael A. Kangin

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:16         ` Dmitriy M. Maslennikov
From: Dmitriy M. Maslennikov @ 2008-11-08 10:16 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

8 ноября 2008 г. 12:34 пользователь Michael A. Kangin <mak@rsmu.ru> написал:

> А какие, кстати?
Да, Norton ghost под винду. Есть что-то и под Linux. Я сам этим не
занимался, но знакомые админы говорят, что на 20 машин за 2 часа все
клонируется.

--
Dmitriy M. Maslennikov
rlz@etersoft.ru

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:20           ` Dmitriy M. Maslennikov
From: Dmitriy M. Maslennikov @ 2008-11-08 10:20 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

8 ноября 2008 г. 13:16 пользователь Dmitriy M. Maslennikov
Еще есть partimage

--
Dmitriy M. Maslennikov
rlz@etersoft.ru

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:25             ` Gennadiy Redko
From: Gennadiy Redko @ 2008-11-08 10:25 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Dmitriy M. Maslennikov пишет:
> 8 ноября 2008 г. 13:16 пользователь Dmitriy M. Maslennikov
> Еще есть partimage

Есть еще "cp -ax" и Live CD.
Очень удобно, если диски разного объема и быстро.
Есть mini-HOWTO на эту тему:
file:///usr/share/doc/HOWTO/HTML/ru/mini/Hard-Disk-Upgrade/index.html

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:35               ` Michael A. Kangin
From: Michael A. Kangin @ 2008-11-08 10:35 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Saturday 08 November 2008 13:25:57 Gennadiy Redko wrote:

> Есть еще "cp -ax" и Live CD.
> Очень удобно, если диски разного объема и быстро.

Там в исходных условиях еще и Виндус мелькал. Его как-то стрёмно via cp
множить.

--
wbr, Michael A. Kangin

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:35           ` Starodumoff Ilya
From: Starodumoff Ilya @ 2008-11-08 10:35 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 8 ноября 2008 Dmitriy M. Maslennikov написал(a):

> Да, Norton ghost под винду. Есть что-то и под Linux.
Вот ghost для клонирования ext3 не советую. В какой-то версии, сейчас не
вспомню, результат был плачевный.

Положительный опыт есть с акронисом. Умеет сеть (samba, ftp). Единственный
нюанс - от версии к версии формат создаваемых образов может отличаться,
поэтому снимать/разливать образы стоит одной версией true image.

Если использование проприетарного софта не подходит, стоит смотреть в сторону
partimage (этот оперирует только разделами - mbr и таблицу разделов
копировать вручную). clonezilla не пробовал.

Всегда остается вариант с cpio/rsync/star и скриптованием (ну или вручную).
Тем более, что все станции идентичны.

Я бы просто собрал маленькую бутявку на основе rescue образа. Сеть по dhcp.
Образ на ftp. Грузимся и молча восстанавливаем.

Стародумов Илья

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:37               ` Gennadiy Redko
From: Gennadiy Redko @ 2008-11-08 10:37 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Gennadiy Redko пишет:

> Есть еще "cp -ax" и Live CD.
> Очень удобно, если диски разного объема и быстро.
> Есть mini-HOWTO на эту тему:
> file:///usr/share/doc/HOWTO/HTML/ru/mini/Hard-Disk-Upgrade/index.html

Кроме того, следует подумать о том, что при клонировании переносятся
дефекты ФС и поверхности, если такие имеются на новую систему.
А также то, что на достаточно долго используемый диск может быть
фрагментирован, что скажется на скорости чтения-записи.
И наконец - при клонировании тратится время на копирование пустых
секторов.

Наши админы уже года три пытаются хранить образы ключевых систем,
выполненные с помощью dd по дурной привычке.
Еще НИ РАЗУ ими  не было выполнено востановление с этих образов
ужасных рассказов о жутких трудностях и героических усилиях по их
преодолению ;)

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:37                 ` Starodumoff Ilya
From: Starodumoff Ilya @ 2008-11-08 10:37 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 8 ноября 2008 Michael A. Kangin написал(a):

> Там в исходных условиях еще и Виндус мелькал. Его как-то стрёмно via cp
> множить.

ntfsclone

Стародумов Илья

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:39                 ` Gennadiy Redko
From: Gennadiy Redko @ 2008-11-08 10:39 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Michael A. Kangin пишет:

> Там в исходных условиях еще и Виндус мелькал. Его как-то стрёмно via cp
> множить.

Для винды есть ntbackup.
Да и размножать их клонированием - огрести кучу проблем.
Но это тема для другой рассылки...

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:44             ` Olga Sorokina
From: Olga Sorokina @ 2008-11-08 10:44 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Starodumoff Ilya пишет:
> Я бы просто собрал маленькую бутявку на основе rescue образа. Сеть по dhcp.
> Образ на ftp. Грузимся и молча восстанавливаем.
Наверное, нужно было упомянуть, что я работаю учителем информатики.
Сисадмина нет. Всё, что касается dchp, ftp и т.д., изучаю в свободное
время (которого нет).   Буду очень благодарна, если кто-нибудь поделится
ссылкой на конкретное решение проблемы. Знаю, что подобный подход здесь
не приветствуется. Я бы и не спросила, если бы время не поджимало.

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 10:57               ` Starodumoff Ilya
From: Starodumoff Ilya @ 2008-11-08 10:57 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 8 ноября 2008 Olga Sorokina написал(a):

> [...]
> ссылкой на конкретное решение проблемы. Знаю, что подобный подход здесь
> не приветствуется. Я бы и не спросила, если бы время не поджимало.

Акронис.

Одно НО - инсталлер может в fstab все повязать по UUID. После клонирования
UUID разделов слетит и монтироваться ничего не будет. Выход - привязать по
меткам (LABEL) или по, непосредственно, устройствам (если, опять же, все
машинки идентичны).

Стародумов Илья

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 11:30               ` Andriy Dobrovol`s`kii
From: Andriy Dobrovol`s`kii @ 2008-11-08 11:30 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

2008/11/8 Olga Sorokina <olsor2007@:

> [...]
> на конкретное решение проблемы. Знаю, что подобный подход здесь не
> приветствуется. Я бы и не спросила, если бы время не поджимало.
Я использовал parted/gparted|rsync для переноса на новый ЖД Окон.
gparted liveCd вполне справлялся с копированием МС-раздлов когда я это
делал последний раз. Но, как обычно, гарантий не даю. :)
Andrii Dobrovol`s`kyj

* Re: [Comm] Клонирование HDD
@ 2008-11-08 19:08 ` altlinuxuser
From: altlinuxuser @ 2008-11-08 19:08 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Попробуйте g4l
Там в настройках есть возможность клонирования с использованием FTP.
Клонировал с её помощью HDD на USB drive. Причем, как большего так и
меньшего размера (в последнем случае копирует "до упора", потом виснет.
Т.е. если осмысленная информация на источнике кончается раньше упора, то
всё ОК.