* [devel] Не локальный вариант настроек PAM (system-auth и system-policy)
@ 2019-11-20 22:45 Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2019-11-20 22:45 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions
  Cc: Андрей
	Черепанов,
	Aleksey Novodvorsky, Igor Chudov, Saratov BaseALT department,
	Dmitry V. Levin

Здравствуйте,

Хочу напомнить об актуальной до сих пор теме не локальных вариантов
настроек PAM. С момента последнего обсуждения появились дополнительные
вопросы, задачи и проблемы. А, между тем, с тех пор ничего не
изменилось:
https://lists.altlinux.org/pipermail/devel/2017-April/202654.html

Отмечу, что условие uid >= 500 для любых глобальных пользователей. И
настройку этой политики с помощью control я пока оставил - это
отдельная не столь актуальная проблема (осталась текущая схема).

Текущие изменения, которые я хочу предложить протестировать и
внедрить, включают в себя следующие проблемы и решения:
- "путаница при наличии совпадающих логинов". По умолчанию вводится
строгий контроль на уровне стека PAM-модулей с помощью модуля
pam_localuser для методов krb5, krb5_ccreds и winbind (для sss это уже
внедрено);
- Для сохранения возможностей логики с использованием "путаницы", как
фичи (а такие варианты использования существуют) вводится метод
krb5_local;
- Для управления политиками настройки сессии вводится новый control -
system-policy.

Тестовая сборка готова и сейчас находится на стадии отладки (основные
тесты успешно завершены, требуются добровольцы для участия в
расширенной проверке):
#240988 EPERM #7 [test-only] sisyphus pam-config.git=1.8.0-alt1

PS: На текущем этапе всё зависит от мейнтенера pam-config:
$ ssh girar acl sisyphus pam-config show
pam-config      ldv

PPS: Я не стал трогать три метода pkcs11 (выглядит прилично для своих
задач), ldap и multi (pam-модули на базе ldap не понимаю как
отлаживать - предпочитаю не трогать, как наследие).

О последнем подробнее:

sin@xpi pam-config $ ls -1 /etc/pam.d/system-*
/etc/pam.d/system-auth -> system-auth-krb5_local
/etc/pam.d/system-auth-krb5
/etc/pam.d/system-auth-krb5_ccreds
/etc/pam.d/system-auth-krb5_local
/etc/pam.d/system-auth-ldap
/etc/pam.d/system-auth-local
/etc/pam.d/system-auth-multi
/etc/pam.d/system-auth-pkcs11
/etc/pam.d/system-auth-sss
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass -> system-auth-use_first_pass-krb5_local
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-krb5
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-krb5_ccreds
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-krb5_local
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-ldap
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-local
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-multi
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-pkcs11
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-sss
/etc/pam.d/system-auth-use_first_pass-winbind
/etc/pam.d/system-auth-winbind
/etc/pam.d/system-policy -> system-policy-global
/etc/pam.d/system-policy-global
/etc/pam.d/system-policy-local

Настройка system-policy расширяемая и включает в себя, по умолчанию,
две политики - local и global.

~ # control system-policy help
global: global session policy with mkhomedir
~ # control system-policy summary
system session policy type
~ # control system-policy help
global: global session policy with mkhomedir
~ # control system-policy
local

По сути, первая от второй отличается только одним - наличием модуля
pam_mkhomedir.so

~ # cat /etc/pam.d/system-policy-local
#%PAM-1.0
session         required        pam_mktemp.so
session         required        pam_limits.so
~ # cat /etc/pam.d/system-policy-global
#%PAM-1.0
session         required        pam_mktemp.so
session         required        pam_mkhomedir.so silent
session         required        pam_limits.so

Ещё одна особенность - при переключении system-auth с local на любую
другую - system-policy автоматически переключается на global и
обратно:
~ # control system-auth local
~ # control system-policy
local
~ # control system-auth sss
~ # control system-policy
global

Это делает поведение по умолчанию аналогичным тому, которое было
раньше. При этом, если system-policy задано, то system-auth возвращает
system-policy в исходное только при переключении на local, но не
наоборот:
~ # control system-auth
sss
~ # control system-policy
global
~ # control system-auth local
~ # control system-policy
local

~ # control system-policy test
~ # control system-policy
test
~ # control system-auth krb5
~ # control system-policy
test
~ # control system-auth sss
~ # control system-policy
test
~ # control system-auth local
~ # control system-policy
local

Для конфигураций, где вместо pam_mkhomedir.so нужно использовать
pam_oddjob_mkhomedir (а это SELinux конфигурации, в первую очередь), а
также для применения так называемых групповых политик, модули
system-policy планируется устанавливать дополнительно (аналогично
тому, как это делается для system-auth):
~ # rpm -qf /etc/pam.d/system-auth-local
pam-config-1.8.0-alt1.noarch
~ # rpm -qf /etc/pam.d/system-auth-sss
sssd-client-2.2.2-alt2.x86_64

--
Sin (Sinelnikov Evgeny)

* [devel] Offtopic: Re: "Нелокальный"
@ 2019-11-20 22:49 ` Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2019-11-20 22:49 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

чт, 21 нояб. 2019 г. в 02:45, Evgeny Sinelnikov <sin@altlinux.org>:

> Хочу напомнить об актуальной до сих пор теме не локальных вариантов
> настроек PAM.

PS: Да, я уже понял, что забыл исправить - "нелокальный" пишется всместе.
PPS: Стыдно, а но что делать...

--
Sin (Sinelnikov Evgeny)

* Re: [devel] Нелокальный вариант настроек PAM (system-auth и system-policy)
  @ 2019-11-27 19:16   ` Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2019-11-27 19:16 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions
  Cc: Андрей
	Черепанов,
	Aleksey Novodvorsky, Igor Chudov, Saratov BaseALT department,
	Dmitry V. Levin

Здравствуйте,

В новую сборку pam-config добавлены файл-триггеры, не позволяющие
после удаления пакетов, расширяющих систему аутентификации и системные
политики, оставить систему в неопределённом состоянии:
#241839 EPERM #2 [test-only] sisyphus pam-config.git=1.8.0-alt2

предыдущая сборка попрежнему ждёт одобрения:
#240988 EPERM #8 sisyphus pam-config.git=1.8.0-alt1

--

@ 2019-11-28  1:14     ` Mikhail Novosyolov
From: Mikhail Novosyolov @ 2019-11-28  1:14 UTC (permalink / raw)
  To: devel, sin

27.11.2019 22:16, Evgeny Sinelnikov пишет:
> <...>

Хотелось бы поинтересоваться, рассматривали ли вы вопрос pam_mkhomedir
vs pam_oddjob_mkhomedir?

Использовать dbus для создания домашней директории из-под pam кажется
совсем перебором, но то, что это решает проблемы с контекстами selinux
(https://access.redhat.com/discussions/903523#comment-766163), весьма
разумно.

* Re: [devel] Нелокальный вариант настроек PAM (system-auth и system-policy)
@ 2019-11-28  5:52       ` Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2019-11-28  5:52 UTC (permalink / raw)
  To: Mikhail Novosyolov; +Cc: ALT Linux Team development discussions

Доброе утро!

чт, 28 нояб. 2019 г. в 05:14, Mikhail Novosyolov <mikhailnov@altlinux.org>:

> Хотелось бы поинтересоваться, рассматривали ли вы вопрос pam_mkhomedir
> vs pam_oddjob_mkhomedir?

Рассматривали. Пока не определились.

> Использовать dbus для создания домашней директории из-под pam кажется
> совсем перебором, но то, что это решает проблемы с контекстами selinux
> [...]

Нет, я не думаю, что это сильно перебор. Сейчас dbus везде. Ну, просто
везде. NetworkManager - это dbus, udisks2 - тоже, polkit - снова...

В штуках сейчас этих попугаев, как раз, тридцать восемь у меня:
$ LC_ALL=C apt-cache whatdepends libdbus | grep "Depends:
<libdbus-1.so.3()(64bit)>" | wc -l
38

Ну, и да... Именно вопрос selinux для RedHat был ключевым в данном случае.

В нашем случае. Вот прям сейчас. Сделан pam_oddjob_gpupdate, взят за
основу pam_oddjob_mkhomedir и отпилен от основного проекта:
https://github.com/altlinux/oddjob-gpupdate
http://git.altlinux.org/people/sin/packages/oddjob-gpupdate.git

Это модуль, позволяющий запускать из-под пользователя инструмент по
обновлению групповых политик с правами администратора. Служба oddjob
используется в данном случае для двух задач:
- для запуска процесса обновления групповых политик во время логина;
- для ручного запуска обновления групповых политик пользователем.

Сам gpupdate разрабатывается отдельно и готовится вместе в
oddjob-gpupdate уехать в сизиф.

Собственно, ради гибкого управления настройками этих модулей нам и
понадобился новый, гибкий control-метод system-policy, тесно увязанный
с уже существующим control-методом system-auth.

--

@ 2019-11-28 13:46         ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2019-11-28 13:46 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

 > Нет, я не думаю, что это сильно перебор. Сейчас dbus везде. Ну,
 > просто везде.

Вот квантором \forall размахивать точно не надо: dbus даже для
десктопа опционален (например, я живу без него), а на каком-нибудь
промышленном сервере ему уж точно не место.

 > NetworkManager - это dbus, udisks2 - тоже, polkit - снова...

Все перечисленное - это десктоп. Если сабж тоже планируется
использовать в десктопных установках (точнее, в офисной среде,
но только там) - все в порядке, если нет - лучше не надо.

 > В штуках сейчас этих попугаев, как раз, тридцать восемь у меня:
 > $ LC_ALL=C apt-cache whatdepends libdbus |
 > grep "Depends: <libdbus-1.so.3()(64bit)>" | wc -l
 > 38

Не поленился, посмотрел весь список. Увидел, что было бы хорошо
убрать зависимость от dbus нескольким пакетам - тогда для нас
откроются как минимум два новых вкусных направления.

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel] Нелокальный вариант настроек PAM (system-auth и system-policy)
@ 2019-11-28 13:56         ` Mikhail Novosyolov
From: Mikhail Novosyolov @ 2019-11-28 13:56 UTC (permalink / raw)
  To: Evgeny Sinelnikov, Mikhail Novosyolov
  Cc: ALT Linux Team development discussions

Добрый вечер!

28.11.2019 08:52, Evgeny Sinelnikov пишет:
> Доброе утро!

> Рассматривали. Пока не определились.

> Нет, я не думаю, что это сильно перебор. Сейчас dbus везде. Ну, просто
> везде. NetworkManager - это dbus, udisks2 - тоже, polkit - снова...
Разумно... Спасибо за ответ. Это не будет нормально работать при логине,
когда система не запущена, но такое может быть разве что в chroot, так
что почти не актуально.
> [...]
>
> В нашем случае. Вот прям сейчас. Сделан pam_oddjob_gpupdate, взят за
> основу pam_oddjob_mkhomedir и отпилен от основного проекта:
Круто! Но разобраться в этом очень сложно, т.к. не сохранена
оригинальная история git, невозможно понять, какие изменения были сделаны.
> [...]
> понадобился новый, гибкий control-метод system-policy, тесно увязанный
> с уже существующим control-методом system-auth.
А authconfig не рассматривали? Я почти не смотрел control, в нем
какие-то скрипты для редактирования конфигов pam, не придете ли вы с ним
к authconfig - куче слабо предсказуемых if..else?

* Re: [devel] Нелокальный вариант настроек PAM (system-auth и system-policy)
@ 2019-11-28 19:47           ` Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2019-11-28 19:47 UTC (permalink / raw)
  To: Mikhail Novosyolov; +Cc: ALT Linux Team development discussions

чт, 28 нояб. 2019 г. в 17:56, Mikhail Novosyolov <mikhailnov@altlinux.org>:

> Добрый вечер!

> Разумно... Спасибо за ответ. Это не будет нормально работать при логине,
> когда система не запущена, но такое может быть разве что в chroot, так
> что почти не актуально.

Почему не будет? Там всё опционально включено.

> Круто! Но разобраться в этом очень сложно, т.к. не сохранена
> оригинальная история git, невозможно понять, какие изменения были сделаны.

Ну, не было задачи сохранить историю. Была задача, наоборот, отпилить.
Там оригинального кода, когда я его почищу, будет очень немного.

> А authconfig не рассматривали? Я почти не смотрел control, в нем
> какие-то скрипты для редактирования конфигов pam, не придете ли вы с ним
> к authconfig - куче слабо предсказуемых if..else?

По этому поводу предлагаю ознакомиться с интереснейшим докладом
Александра Бокового из Red Hat на прошедшей осенью конференции в
Калуге - http://0x1.tv/20190828D

Цитата из тезисов: "Как результат, модули nss-pam-ldapd, pam_krb5,
pam_pkcs11 были убраны из Red Hat Enterprise Linux 8. Утилита
конфигурирования authconfig была заменена на authselect, а управление
первоначальной настройкой для доменных сред унифицировано утилитой
realm."

У нас всё довольно просто и надеюсь вполне надёжно. Никакой динамики
пока не предвидится. Хотя authselect я пока не разбирал.

--

@ 2019-11-28 20:51             ` Mikhail Novosyolov
From: Mikhail Novosyolov @ 2019-11-28 20:51 UTC (permalink / raw)
  To: Evgeny Sinelnikov, Mikhail Novosyolov
  Cc: ALT Linux Team development discussions

28.11.2019 22:47, Evgeny Sinelnikov пишет:

> [...]
>
> У нас всё довольно просто и надеюсь вполне надёжно. Никакой динамики
> пока не предвидится. Хотя authselect я пока не разбирал.
Я внимательно смотрел запись этого доклада. Вряд ли скрипты - это просто
пос равнению с готовыми шаблонами в authselect. authconfig заменили на
authselect, т.к. authselect предоставляет готовые протестированные
шаблоны конфигов с минимальными вариациями и не занимается правкой
существующих конфигов как authconfig.

* Re: [devel] Нелокальный вариант настроек PAM (system-auth и system-policy)
@ 2019-11-28 21:38               ` Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2019-11-28 21:38 UTC (permalink / raw)
  To: Mikhail Novosyolov; +Cc: ALT Linux Team development discussions

пт, 29 нояб. 2019 г. в 00:51, Mikhail Novosyolov <mikhailnov@altlinux.org>:

> [...]
> authselect, т.к. authselect предоставляет готовые протестированные
> шаблоны конфигов с минимальными вариациями и не занимается правкой

Всё верно, но и у нас никто файлы просто так не генерирует. Их
устанавливают приложения причём в строго ограниченном ключе. Я думаю,
что было бы интереснее отталкиваться от вариантов использования.

Какие задачи решаются с помощью authselect? Какие из этих задач мы не
можем решать, используя наши текущие наработки в виде расширяемых
control system-auth и system-policy?

--

@ 2019-12-03 13:58                 ` Mikhail Novosyolov
From: Mikhail Novosyolov @ 2019-12-03 13:58 UTC (permalink / raw)
  To: Evgeny Sinelnikov, Mikhail Novosyolov
  Cc: ALT Linux Team development discussions

29.11.2019 00:38, Evgeny Sinelnikov пишет:

> [...]
>
> Какие задачи решаются с помощью authselect? Какие из этих задач мы не
> можем решать, используя наши текущие наработки в виде расширяемых

Скрипты могут решить больше задач, чем набор готовых вариативных шаблонов.

Основная задача authselect - предопределенные предсказуемо работающие
конфигурации вместо множества вариантов сочетаний, получаемых правкой
конфигов скриптами. В случае authselect, мне кажется, требуется больше
централизации, потому что для добавления функции придется править чей-то
чужой шаблон, а в случае скриптов можно скриптом поправить конфиги.

Оба подхода имеют право на жизнь)

* Re: [devel] Нелокальный вариант настроек PAM (system-auth и system-policy)
@ 2019-12-05  0:49                   ` Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2019-12-05  0:49 UTC (permalink / raw)
  To: Mikhail Novosyolov; +Cc: ALT Linux Team development discussions

Доброй ночи.

вт, 3 дек. 2019 г. в 17:58, Mikhail Novosyolov <mikhailnov@altlinux.org>:

> [...]
> централизации, потому что для добавления функции придется править чей-то
> чужой шаблон, а в случае скриптов можно скриптом поправить конфиги.

Погодите, тогда у нас третий вариант. Мы практически не правим конфиги
скриптами. По-крайней мере в стандартных конфигурациях. Из того, что
мне известно - это pam_mount. Так он и у них тоже не предусмотрен.

В нашем случае, основные варианты настроек представлены шаблонами и
включаются через символические ссылки. А устанавливаются эти шаблоны
из пакетов или создаются руками. Так что проблемы, которые решает
authselect, вслед за authconfig, у нас практически отсутствуют.

Возможно, при этом, отсутствуют и полезные задачи, которые у нас не
решаются. И вот мой-то вопрос, как раз, об этом. А какие задачи решает
authselect?

Ну, я вот, что имею в виду. Я эту штуку скачал, собрал и "потрогал" 10-15 минут:
https://github.com/pbrezina/authselect

Отмечу, что я с ходу заметил:
- интересные шаблоны конфигов со встроенной двухфакторкой - будем
брать на вооружение;
- поддержка сканера отпечатков пальцев, тоже возьмем постепенно;
- используют pam_oddjob_mkhomedir.so по умолчанию;
- включают, через dconf, автоматически разблокировку экрана для
режимов smartcard-authentication и fingerprint-authentication;
- комплексно и согласованно настраивают nsswitch.conf (а вот это уже интересно);
- предоставляют authselect, как инструмент, который переключает между
профилями, позволяет их создавать, а также сохранять и
восстанавливать.

with-ecryptfs::
    Enable automatic per-user ecryptfs.
with-fingerprint::
    Enable authentication with fingerprint reader through *pam_fprintd*.
with-pam-u2f::
    Enable authentication via u2f dongle through *pam_u2f*.
with-pam-u2f-2fa::
    Enable 2nd factor authentication via u2f dongle through *pam_u2f*.

[sin@base bin]$ LD_LIBRARY_PATH=../lib ./authselect
Usage:
./authselect COMMAND COMMAND-ARGS

Available commands:
- select                 Select profile
- apply-changes          Regenerate configuration for currently selected command
- list                   List available profiles
- list-features          List available profile features
- show                   Show profile information
- requirements           Print profile requirements
- current                Get identifier of currently selected profile
- check                  Check if the current configuration is valid
- test                   Print changes that would be otherwise written
- enable-feature         Enable feature in currently selected profile
- disable-feature        Disable feature in currently selected profile
- create-profile         Create new authselect profile

Backup commands:
- backup-list            List available backups
- backup-remove          Remove backup
- backup-restore         Restore from backup

Common options:
  --debug                Print error messages
  --trace                Print trace messages
  --warn                 Print warning messages

Help options:
  -?, --help             Show this for a command
  --usage                Show brief usage message for a command

--

@ 2019-12-05  4:28                     ` Mikhail Novosyolov
From: Mikhail Novosyolov @ 2019-12-05  4:28 UTC (permalink / raw)
  To: Evgeny Sinelnikov, Mikhail Novosyolov
  Cc: ALT Linux Team development discussions

05.12.2019 03:49, Evgeny Sinelnikov пишет:
> [...]
> из пакетов или создаются руками. Так что проблемы, которые решает
> authselect, вслед за authconfig, у нас практически отсутствуют.

Пересмотрел исходники http://git.altlinux.org/tasks/240988

Освежил память, действительно, там шаблоны, но, когда писал, меня смутил /etc/control.d/facilities/pam_mktemp из пакета pam-config-control, этот скрипт в лоб правит файлы. В authselect вместо таких правок пересоздание конфига из шаблона с нужным with-*.

Получается, совмещаются и готовые кофниги, подключаемые симлинками, и правки скриптами.

> Возможно, при этом, отсутствуют и полезные задачи, которые у нас не
> решаются. И вот мой-то вопрос, как раз, об этом. А какие задачи решает
> authselect?

Предсказуемость получаемой конфигурации стека PAM+nsswitch.conf, то есть того, что правится для ввода в домен. При централизации настроек PAM через такие средства нельзя положить в некий пакет некий скрипт, который будет сам править конфиги. Это плохо меньшей гибкостью, хорошо большей предсказуемостью и типизацией обработки обращений в службу поддержки.

Посмотрел alterator-auth, он правит nsswitch.conf в лоб, authselect вынужден делать примерно то же самое, например, с with-libnss-role (см. ниже) он дописывает слово role в строку group, это не чистая генерация из шаблона. %post разных пакетов, например, libnss-role, делают то же самое.

Я пока детально не продумывал, как на уровне всего дистрибутива внедрить authselect, сделав его единственным способом править конфиги PAM, но это не должно быть очень сложно.

> [...]
> - предоставляют authselect, как инструмент, который переключает между
> профилями, позволяет их создавать, а также сохранять и
вот это тоже важно - сохраняет предыдущие состояние перед внесением правок, позволяет просмотреть правки в тестовом режиме, не применяя их
> [...]
> with-pam-u2f-2fa::
>     Enable 2nd factor authentication via u2f dongle through *pam_u2f*.

А еще:

- with-winbind-cache, with-krb5-cache: https://github.com/pbrezina/authselect/pull/160

-with-libnss-role: https://github.com/pbrezina/authselect/pull/161