* [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-02 21:38 Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-02 21:38 UTC (permalink / raw)
  To: devel

https://lore.altlinux.org/devel/ZKQaFPEN0qnNWGnz@cello/

Приблизительно 1.5 месяца назад наконец-то появилась возможность
продолжить подготовку. Так как в этой рассылке долго не было
новостей по поводу usrmerge, наверное, уже стоит более подробно
рассказать, каким образом мы собираемся получить пакеты в
Sisyphus, совместимые с новой иерархией корня, и обеспечить
миграцию уже установленных систем.

=== Сначала о пакетах ===
Во-первых, не хотелось бы обновлять сотню пакетов в одной
транзакции с пакетом filesystem, содержащим вместо /bin, /sbin,
... симлинки. Чтобы этого избежать, надо добиться, чтобы пакеты,
кладущие что-либо в эти каталоги (вне %_prefix),
устанавливались и на merged, и на unmerged, и на split[1].
Для этого планируется ввести brp-модуль, который при сборке
пакета, если в %buildroot лежит что-то в соотв. каталогах вне
префикса, создаст копию этого файла в аналогичном месте под
префиксом.
Можно было бы вместо копии делать ссылку, но оказалось, что нет:
* (упакованные в cpio) симлинк поверх файла или файл поверх симлинка нельзя
  установить на merged-usr, т. е. поверх друг друга;
* (упакованные в cpio) хардлинки нельзя установить на
  split-usr-иерархию, потому что они придутся на разные ФС, и
  rpm не сможет их расщепить (изготовить одинаковые inode).
Это позволило снизить количество пакетов с файлами в /bin и
/sbin, для которых потребуются ручные изменения, с 90 до ~20.

[1] https://www.altlinux.org/Usrmerge#%D0%93%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9

Осталось ещё выяснить, требуется ли менять пакеты с разделяемыми
библиотеками и сколько таких пакетов. Поначалу у меня было
впечатление, что из-за проверки duplicate provides на сборочнице
у нас просто нет разных пар файлов вида /lib64/x и /usr/lib64/x,
но оно оказалось ошибочным. В основном это библиотеки или
симлинки на них без .x.x.x-суффикса; часто такие файлы попали
под /%_lib в составе -devel-пакета по ошибке.

Мы ожидаем, что после появления rpm-build с новым brp-модулем в
репозитории немногочисленные исправленные пакеты будут собраны в
Sisyphus в своих индивидуальных заданиях (транзакциях), не
создавая на сборочнице заторов на CI-проверках каждого
подзадания.

Помимо прочего, это означает, что мы не будем убирать из спеков
костыли для переноса файлов в %buildroot из %_bindir в /bin и т.
п., потому что этот код всё ещё не будет мёртвым.

Отключить логику brp-модуля и убрать костыли из скриптов в
спеках станет можно после того, как в среднесрочном будущем мы
прекратим поддержку апгрейда с unmerged-usr-систем (видимо,
через несколько лет). Как минимум стоит поддерживать индуктивное
обновление с pN на pN+1 по мере выхода этих репозиториев.

=== Теперь о миграции ===

После того, как все (допускаю, что за ничтожными исключениями)
пересобираемые пакеты в Sisyphus станут устанавливаться и на
старые иерархии, и на новые, настанет время собрать в
репозиторий пакет filesystem (версией > 3) уже с симлинками
вместо каталогов.

Это самая сложная часть процесса:
* пакеты должны будут пересобираться в merged-иерархии, сейчас
  мы это проверяем вручную;
* чтобы он мог установиться на уже заполненный корень,
  например, в установленную unmerged-систему, симлинки уже
  должны быть расставлены на месте каким-то иным инструментом
  перед тем, как rpm распакует пакет.

Мне известно два метода решения этой задачи: один реализуем точно,
а другой умозрительно.
* Переносить файлы и создать симлинки специальным инструментом[2]
  прямо перед распаковкой пакета filesystem: либо в %pre этого
  пакета, либо в %pretrans. В качестве дополнительной меры
  предохранения попробовать добиться, чтобы filesystem
  в rpm-транзакции стоял позже, чем другие затронутые пакеты.
* (умозрительный способ) Добиться того, чтобы на системах с
  unmerged-иерархией filesystem > 3 не попадал в rpm-транзакцию, а
  специальный инструмент запускать в filetrigger после
  транзакции, когда выяснится (каков критерий?), что все пакеты
  обновлены до версий, подготовленных как описано в предыдущей
  секции, и конфликтов при копировании больше не будет.
Инструмент для слияния сводится к cp -Tal, мерам обеспечения
атомичности замен каталогов на симлинки (файлы по своим путям
должны быть доступны в любой момент времени), вариантам обхода
многочисленных особых случаев в старых пакетах, с которыми сама
команда cp -Tal не справится. При втором методе (в posttrans)
он, в теории, может быть устроен проще, и проще доказать, что
перенос не может сломаться ни при каком состоянии релевантного
поддерева ФС.

[2] https://packages.altlinux.org/en/sisyphus/srpms/usrmerge/

Я пока что предполагаю, что нам придётся пользоваться первым
методом, но не исключаю, что удастся придумать реализацию
второго.

Вот такие пока новости. :)
Страницу на вики я собираюсь обновлять по мере превращения планируемых
действий в уже совершённые, т. е. лучше, чтобы она отражала уже принятые
решения и факты.
Предлагаю обсуждать процесс тут, если есть что обсуждать.

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-03  7:46 ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2024-02-03  7:46 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 03.02.2024 00:38, Arseny Maslennikov wrote:
> https://lore.altlinux.org/devel/ZKQaFPEN0qnNWGnz@cello/

У меня основной вопрос - сломаю ли я что-то, если уже сейчас начну в
своих пакетах переделывать на %_prefix (кое-где я так уже сделал и этого
вроде никто не заметил( ?

Ну и второй - не пора ли плавно добавить в make-initrd поддержку нового
расположения для /lib/firmware и /lib/modules, плавно на уровне пакетов
сделав нужную миграцию, поддерживающую обновления ?

Почему-то мне кажется что чем больше пакетов переедут самостоятельно,
тем меньше сложность вопросов, которые нужно будет решать в rpm и
сборочной системе.

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-03  9:46   ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-03  9:46 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sat, Feb 03, 2024 at 10:46:42AM +0300, Anton Farygin wrote:

> У меня основной вопрос - сломаю ли я что-то, если уже сейчас начну в своих
> пакетах переделывать на %_prefix

Нет, если сделаете всё правильно. :)

Надо обеспечить, чтобы пакет ставился и на merged-, и на unmerged-. Если
мейнтейнеры хотели бы сами, руками, поправить соотв. образом свои пакеты,
ничего страшного в этом не будет. Для этого надо, как описано в предыдущем
письме, создавать в %buildroot копии и указать их в %files (где они уже
указаны, скорее всего).

> (кое-где я так уже сделал и этого вроде
> никто не заметил( ?

btrfs-progs уже сегодня не устанавливается на split-usr-конфигурацию,
да, потому что там жёсткие ссылки. Впрочем, багу по этому поводу до сей
поры действительно никто ещё не создал! =)

Но я тем не менее убеждён, что не стоит считать, что split-usr ни у кого
нет; иначе после начала массового перехода пакетов появятся и жалобы —
громкие и агрессивные, с угрозами жизни и здоровью. Очень вероятно, что
те, кто ставил так систему, просто не любят btrfs.

> Ну и второй - не пора ли плавно добавить в make-initrd поддержку нового
> расположения для /lib/firmware и /lib/modules, плавно на уровне пакетов
> сделав нужную миграцию, поддерживающую обновления ?

В merged-usr иерархии будет симлинк /lib -> usr/lib.
Нужные файлы будут доступны и по новому, и по старому расположению; не
вижу пока смысла что-то здесь предпринимать, как и явно упаковывать
/lib/firmware и /lib/modules в firmware-linux и ядрах под префикс.
Если изменить там путь, то такие пакеты перестанут поддерживать
unmerged-usr совсем. Это стоит делать не сразу.

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-03 10:05     ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2024-02-03 10:05 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 03.02.2024 12:46, Arseny Maslennikov wrote:

> [...]
> письме, создавать в %buildroot копии и указать их в %files (где они уже

Я не могу проверить на merged, т.к. у меня такой системы нет.

Вообще я надеюсь что когда-то я скажу dist-upgrade и всё произойдёт само
в рамках обновления.

> btrfs-progs уже сегодня не устанавливается на split-usr-конфигурацию,
> да, потому что там жёсткие ссылки. Впрочем, багу по этому поводу до сей
> поры действительно никто ещё не создал! =)
От жёстких ссылок как раз легко избавиться, они были сделаны в рамках
"совместимости".

> [...]
> громкие и агрессивные, с угрозами жизни и здоровью. Очень вероятно, что
> те, кто ставил так систему, просто не любят btrfs.

Или людей с отдельно-смонтированным /usr уже не осталось.

Кстати, странно что ещё никто не создал задачи по исправлению профилей
установки для того, что бы нельзя было сделать отдельный /usr в
выходящих дистрибутивах и экспериментальных образах.

> [...]
> Если изменить там путь, то такие пакеты перестанут поддерживать
> unmerged-usr совсем. Это стоит делать не сразу.

Почему же перестанут ? просто все конфигурации одновременно обновятся и
уйдут на префикс.

Единственное что перестанет работать - так это те системы, которые были
установлены с отдельным от корня /usr

Но об этом как раз надо сделать анонс и чем быстрее тем лучше.

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-03 10:21       ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2024-02-03 10:21 UTC (permalink / raw)
  To: devel

03.02.2024 17:05, Anton Farygin пишет:

> Почему же перестанут ? просто все конфигурации одновременно обновятся и уйдут на префикс.
>
> Единственное что перестанет работать - так это те системы, которые были установлены с отдельным от корня /usr

Так если initrd умеет монтировать /usr, то не должно быть разницы с системами, у которых нет отдельного /usr?
Или всё-таки нет?

--
С уважением, Антон Мидюков <antohami@altlinux.org>

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-03 10:31   ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-03 10:31 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

> Почему-то мне кажется что чем больше пакетов переедут самостоятельно, тем
> меньше сложность вопросов, которые нужно будет решать в rpm и сборочной
> системе.

Связь тут неравномерная: ряд пакетов уже и так собираются и ставятся,
будучи собраны с прототипом brp-модуля. Но некоторые отдельные пакеты,
может быть, и стоит поправить заранее.

Например, есть библиотеки, где под /lib64 зачем-то лежат
devel-симлинки; или в этом каталоге лежит сама библиотека, но клиентов в
/bin и /sbin у неё нет.
Сейчас brp-модуль игнорирует /lib и /%_lib; если
мейнтейнеры исправят свои такие пакеты, это поможет.

Или, например, есть такой пакет pcc, который упаковывает файл /usr/lib/cpp.
Путь /lib/cpp встречается в configure-скриптах из-под достаточно старых
версий autoconf; скрипт начинает его проверять, если недоступны или
работают не так "$CC -E" и "$CC -E -traditional-cpp".
В debian этот путь вообще отсутствует.
Я бы просто перед запуском такого configure-скрипта делал так:
    sed -i 's!"/lib/cpp"!"$CC -E"!' ./configure
А вот /usr/lib/cpp сам собой не используется вообще никем.

На merged-usr иерархии пакет pcc со своим файлом /usr/lib/cpp начнёт
иметь мисконфликт с gcc-common, чей симлинк /lib/cpp тоже попадёт в
/usr/lib.

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-03 10:57         ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-03 10:57 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sat, Feb 03, 2024 at 05:21:35PM +0700, Антон Мидюков wrote:
> [...]

Синхронизировать апгрейд всех пакетов, требующих его, апгрейд
make-initrd (и перегенерацию им initramfs) и установку filesystem 3
во всех конфигурациях очень сложно. Полагать, что все конфигурации
смогут одновременно обновиться, наивно.

Ну и, как я понимаю, проект make-initrd ставит одной из целей поддержку
не только альта.

> Так если initrd умеет монтировать /usr, то не должно быть разницы с системами, у которых нет отдельного /usr?
> Или всё-таки нет?

Насколько я понимаю, не должно.

Более того, merged-usr-система, в которой /usr отдельный от корня, тоже
возможна, но она не будет называться split-usr. В задачу инитрд в этом
окружении точно так же будет входить монтирование /usr (может быть, из
сквоша или по сети), а файловая система, монтируемая на "/", будет
содержать /etc, каталоги-симлинки /bin /sbin /lib*, а также
каталоги-заглушки
(/sys /proc /dev /run /var /srv /tmp ...), поверх которых монтируются
соотв. разделы и API FS (или не монтируются и не заглушки, а просто там
файлы лежат под этими каталогами на носителе "/").

Это имеет смысл, например, для бездисковых иерархий, загружаемых по
сети, и систем на RO-образах.

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* [devel] possible incompatibilities (was:  I: usrmerge)
@ 2024-02-03 11:12       ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-03 11:12 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sat, Feb 03, 2024 at 01:05:47PM +0300, Anton Farygin wrote:
> Единственное что перестанет работать - так это те системы, которые были
> установлены с отдельным от корня /usr
>
> Но об этом как раз надо сделать анонс и чем быстрее тем лучше.

Раз уж мы заговорили про анонсы:

В топикстартере я описал две стратегии переноса уже развёрнутых
инсталляций: усл. "pre" и "posttrans".
Так вот если мы пойдём по пути "pre" (пока всё к этому), то будем
рекомендовать при апгрейде, например, с p10 сначала обновляться на
Sisyphus от конкретной даты (после того, как релев. пакеты с файлами вне
префикса исправлены или пересобраны, но ещё с filesystem < 3), а потом
на p11 или актуальный Sisyphus. Так меньше шанс нарваться на редкие,
плохо тестируемые ситуации.

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-03 14:41   ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2024-02-03 14:41 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

> Ну и второй - не пора ли плавно добавить в make-initrd поддержку нового
> расположения для /lib/firmware и /lib/modules, плавно на уровне пакетов
> сделав нужную миграцию, поддерживающую обновления ?

make-initrd уже умеет загружать мигрировавшие на usrmerge системы. Он
также умеет определять, что /usr отдельный mountpoint и монировать и его.
Это нужно для схем usrmerge + separate-usr, если у кого-нибудь такие
остались.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-03 14:44           ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2024-02-03 14:44 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sat, Feb 03, 2024 at 01:57:57PM +0300, Arseny Maslennikov wrote:

> [...]
> смогут одновременно обновиться, наивно.
>
> Ну и, как я понимаю, проект make-initrd ставит одной из целей поддержку

Вы правильно понимаете. Сейчас у меня есть end-to-end тесты загрузки alt,
fedora, ubuntu и плюс я тестирую загрузку gentoo.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] possible incompatibilities (was: I: usrmerge)
@ 2024-02-03 15:58         ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2024-02-03 15:58 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

сб, 3 февр. 2024 г. в 14:13, Arseny Maslennikov <arseny@altlinux.org>:

> [...]
> Sisyphus от конкретной даты (после того, как релев. пакеты с файлами вне
> префикса исправлены или пересобраны, но ещё с filesystem < 3), а потом

Этот способ вряд ли годен, так как p10 не заморожен и еще год будет
сопровождаться. Версии некоторых пакетов в нем обгонят срез "Sisyphus
от конкретной даты".

Rgrds, Алексей

* Re: [devel] possible incompatibilities
@ 2024-02-04  7:46         ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2024-02-04  7:46 UTC (permalink / raw)
  To: devel

03.02.2024 18:12, Arseny Maslennikov пишет:

> [...]
> префикса исправлены или пересобраны, но ещё с filesystem < 3), а потом
> на p11 или актуальный Sisyphus. Так меньше шанс нарваться на редкие,

А эта рекомендация для систем с отдельным /usr или вообще всем?
Почему самостоятельный переезд пакетов в /usr/ может сломать в будущем переезд на usr-merge?
Чем больше пакетов самостоятельно переедет, тем обновление должно становиться более гладким.
Почему нет?

--

@ 2024-02-04 10:30           ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-04 10:30 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sun, Feb 04, 2024 at 02:46:44PM +0700, Антон Мидюков wrote:

> А эта рекомендация для систем с отдельным /usr или вообще всем?

Для всех. Либо так, либо мы найдём способ делать это в файлтриггере
после обновления пакетов.

> Почему самостоятельный переезд пакетов в /usr/ может сломать в будущем переезд на usr-merge?

Тут надо прояснить смыслы слов.

Я так понял, что переезд — это наивный перенос; взять и упаковать в
другое место, из старого убрать. Такой наивный перенос файлов ломает не
будущее, а обновление с прошлого.

Вот гипотетический пример: если в соотв. пакетах, например, coreutils
или util-linux, просто взять и убрать все файлы вне префикса,
перенеся, например, /sbin/mount в /usr/sbin/mount, то:
- на системах со split-usr при загрузке до появления /usr файл
  /bin/mount будет отсутствовать;
- такой пакет перестанет удовлетворять Requires: /sbin/mount.
Или, если речь идёт о sh и awk каких-нибудь, они часто указаны в
сценариях в качестве интерпретаторов: "#!/bin/awk". Файл по этому пути
должен быть.

А если я неправильно понял слово "переезд" и оно означает приведение
пакета в вид, совместимый и с m-usr, и c unm-usr, тогда нет, не сломает.
Я нигде не писал, что сломает.

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] possible incompatibilities
@ 2024-02-04 10:45             ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2024-02-04 10:45 UTC (permalink / raw)
  To: devel

04.02.2024 17:30, Arseny Maslennikov пишет:

> [...]
>
> Я так понял, что переезд — это наивный перенос; взять и упаковать в
> другое место, из старого убрать. Такой наивный перенос файлов ломает не

Да, я про такой перенос. Но перенос уже после того, как filesystem в репозитории обновлён.
Разумеется, я не про то, чтобы собирать в p10 такие пакеты. А только в p11 и Сизиф.

> [...]
> перенеся, например, /sbin/mount в /usr/sbin/mount, то:
> - на системах со split-usr при загрузке до появления /usr файл

При обновления /usr уже примонтирован.

> - такой пакет перестанет удовлетворять Requires: /sbin/mount.

Так он не соберётся в репозиторий, если не будет удовлетворять зависимостям.

> Или, если речь идёт о sh и awk каких-нибудь, они часто указаны в
> сценариях в качестве интерпретаторов: "#!/bin/awk". Файл по этому пути
> должен быть.

Так после обновления всё уже будет.

Я не понимаю, почему мы не можем сразу же после обновления filesystem начать перенос в спеках в /usr по мере обновления пакетов, которые не планируется собирать в p10.
Почему мы должны ждать p12?

--

@ 2024-02-04 12:20               ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-04 12:20 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sun, Feb 04, 2024 at 05:45:23PM +0700, Антон Мидюков wrote:

> [...]
>
> При обновления /usr уже примонтирован.

> Так он не соберётся в репозиторий, если не будет удовлетворять зависимостям.

Вот именно. Для ряда пакетов такие зависимости существуют, то есть их
файлы сейчас просто нельзя наивно переложить и собрать в репозиторий;
нужно формировать пакет так, чтобы он ставился на все иерархии, хотя бы
для того, чтобы он смог установиться в хешерницу на сборочнице, где
собирают другие пакеты.
Есть такой милый, бесполезный пакет lsb-core, который из таких
зависимостей в существенной степени и состоит.

Более того, в пакетах бывают post-скрипты; они пользуются программами
из /bin и /sbin, а те — библиотеками из /%_lib. Если на момент запуска
post-скрипта иерархия ещё не переведена, а пакет с программой уже
обновился и перенёс файл под префикс, то по старому пути он будет
недоступен; если его запускают без учёта PATH — процесс оборвётся.

> [...]
>
> Я не понимаю, почему мы не можем сразу же после обновления filesystem начать перенос в спеках в /usr по мере обновления пакетов, которые не планируется собирать в p10.

Потому что тогда filesystem должен будет обновиться строго до того, как
эти пакеты установятся в систему, т. е. надо будет мимо rpm переносить
файлы под префикс в том виде, в котором они будут в старой системе (p10
или Sisyphus от древней даты).

В случае, если мы это делаем до обновления или перед распаковкой нового
filesystem, у нас нет способа доказать, что это возможно автоматически
сделать для ∀ возможных множеств установленных пакетов. Я задумываюсь
над тем, чтобы, если обнаруживаются неисправимые конфликты, не
игнорировать их, как сейчас, а завершаться со статусом != 0, и запускать
это в %pretrans; тогда, по идее, апгрейд тоже завершится с ошибкой до
того, как будут затронуты какие-то файлы.
(Неисправимый конфликт — это, например, /bin/ex -> vi и /usr/bin/ex ->
vim; не очевидно, какой из них стоит оставить, а какой убрать. Тут нужно
менять пакет vim. А при обновлении надо будет сначала поставить
исправленную версию, а потом повторять апгрейд.)

> почему мы не можем... начать перенос в спеках.
> почему мы должны ждать p12?
Если коротко, то:
* если получится совершать миграцию в posttrans — можем;
* если мигрировать в pretrans и заранее отказываться трогать что-либо
  при неисправимых конфликтах — тоже можем;
иначе лучше не надо.

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] possible incompatibilities
@ 2024-02-04 13:28                 ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2024-02-04 13:28 UTC (permalink / raw)
  To: devel

04.02.2024 19:20, Arseny Maslennikov пишет:

> [...]
> эти пакеты установятся в систему, т. е. надо будет мимо rpm переносить
> файлы под префикс в том виде, в котором они будут в старой системе (p10

То есть при обновлении с бранча p10 до p11 установка filesystem перед dist-upgrade должно решить проблему?
Если так, то это можно прописать в инструкции обновления p10 -> p11.

@ 2024-02-05  4:42             ` Ildar Mulyukov
From: Ildar Mulyukov @ 2024-02-05  4:42 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Добрый день,

On Sun, Feb 4, 2024 at 4:30 PM Arseny Maslennikov wrote:

> Я так понял, что переезд — это наивный перенос; взять и упаковать в
> другое место, из старого убрать. Такой наивный перенос файлов ломает не
> будущее, а обновление с прошлого.

Да простят мне такое наивное предложение:
не стоит ли завести виртуальную зависимость `usrmerged`, которая
присутствует только в системе, где /usr в rootfs? Это дало бы
мэйнтейнеру полную уверенность, что пакет устанавливается в уже
мигрировавшую систему. Что полезно, ИМХО.
Ildar Mulyukov,
(ΙΧΘΥΣ) child of God

* Re: [devel] possible incompatibilities
@ 2024-02-05  5:10               ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2024-02-05  5:10 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Good ${greeting_time}!

On 2024-02-05 10:42:56 +0600, Ildar Mulyukov wrote:

> [...]
 > в системе, где /usr в rootfs? Это дало бы мэйнтейнеру полную
 > уверенность, что пакет устанавливается в уже мигрировавшую

Коллеги, а вы не пробовали смотреть на этот процесс со стороны
эксплуатации? Например, попробуйте ответить на простейший вопрос:
что будет делать админ, которму нужно вотпрямщас обновить систему
хоть тушкой, хоть чучелом, столкнувшись с пакетом, которому нужна
такая зависимость?

Я уже не говорю о том, что у / и у /usr могут быть разные опции
монтирования (а других причин обособлять /usr уже не осталось).

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-05  5:47     ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2024-02-05  5:47 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 03.02.2024 17:41, Alexey Gladkov wrote:
> [...]
> также умеет определять, что /usr отдельный mountpoint и монировать и его.
> Это нужно для схем usrmerge + separate-usr, если у кого-нибудь такие

Отлично.

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-05  5:48     ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2024-02-05  5:48 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 03.02.2024 13:31, Arseny Maslennikov wrote:
> [...]
>
> На merged-usr иерархии пакет pcc со своим файлом /usr/lib/cpp начнёт
> иметь мисконфликт с gcc-common, чей симлинк /lib/cpp тоже попадёт в

Ну, т.е. - как я раньше и говорил - параллельная работа по миграции
пакетов не будет вредной, а будет скорее полезной.

Конечно, при учёте всего вышесказанного.

* Re: [devel] possible incompatibilities
@ 2024-02-05 13:38               ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-05 13:38 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Mon, Feb 05, 2024 at 10:42:56AM +0600, Ildar Mulyukov wrote:
> [...]
> мэйнтейнеру полную уверенность, что пакет устанавливается в уже
> мигрировавшую систему. Что полезно, ИМХО.

Виртуальная зависимость, связанная со split-usr, нужна непонятно зачем.

Зависимость вида rpmlib(unmerged-usr), присутствующая только тогда,
когда /bin не символическая ссылка куда следует — не самая плохая идея,
более того, не знаю, как без этого можно сделать миграцию в posttrans,
ибо в этом случае filesystem >= 3 не должен попадать в транзакцию раньше
времени.

А вот делать на неё зависимости или конфликты в произвольных пакетах —
чудовищное зло. Как верно заметил ниже gremlin@, администраторы систем
замучаются это эксплуатировать, а мы замучаемся их в этом поддерживать.
Одни пакеты всё ещё конфликтуют с merged-usr, а другие явно его требуют.
Зачем, если мы можем сделать большую часть актуальных пакетов
совместимой с обоими ситуациями?

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] possible incompatibilities
@ 2024-02-06  7:56                 ` Ildar Mulyukov
From: Ildar Mulyukov @ 2024-02-06  7:56 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Mon, Feb 5, 2024 at 7:38 PM Arseny Maslennikov <arseny@altlinux.org> wrote:
> Зачем, если мы можем сделать большую часть актуальных пакетов
> совместимой с обоими ситуациями?

Я что-то не понимаю, или последняя фраза эквивалентна высказыванию
"миграция на usr-merge не обязательна". Но необходимость миграции,
обоснованная в первом сообщении, ещё не опровергнута, да/нет?
Ildar Mulyukov,
(ΙΧΘΥΣ) child of God

* Re: [devel] possible incompatibilities
@ 2024-02-06  9:36                   ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-06  9:36 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tue, Feb 06, 2024 at 01:56:02PM +0600, Ildar Mulyukov wrote:

> Я что-то не понимаю, или последняя фраза эквивалентна высказыванию
> "миграция на usr-merge не обязательна".

Вовсе нет; эта мера упрощает обновление инсталляций и существенно
облегчает задачу провести всё это в репозиторий через сборочницу.

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* [devel] usrmerge: future conflicts in /lib*
@ 2024-02-07 15:57     ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-02-07 15:57 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sat, Feb 03, 2024 at 01:31:28PM +0300, Arseny Maslennikov wrote:

> [...]
> /bin и /sbin у неё нет.
> Сейчас brp-модуль игнорирует /lib и /%_lib; если
> мейнтейнеры исправят свои такие пакеты, это поможет.

Вот список всех исходных пакетов, из которых собираются пакеты,
содержащие файлы под /lib*, которые на merged-usr иерархии начнут
конфликтовать с другими файлами:
cyrus-sasl2  asy @everybody
libdb4.7  @core
libdb4.8  rider @everybody
libdb6.1  rider @everybody
libusb  shrek shaba mike @everybody
samba  sin @qa
gcc-common  @core at sbolshakov
pcc  oddity @qa @everybody

Прошу уважаемых мейнтейнеров их исправить.

Про последние два пакета я уже писал:
> [...]
>
> На merged-usr иерархии пакет pcc со своим файлом /usr/lib/cpp начнёт
> иметь мисконфликт с gcc-common, чей симлинк /lib/cpp тоже попадёт в
Полагаю, из pcc надо просто убрать /usr/lib/cpp.

Вот сами конфликтующие файлы, сгруппированные по исх. пакетам.
libdb*:
	/{,usr/}lib64/libdb-4.7.so
	/{,usr/}lib64/libdb-4.8.so
	/{,usr/}lib64/libdb-6.1.so
samba:
	/{,usr/}lib64/libnss_winbind.so.2
	/{,usr/}lib64/libnss_wins.so.2
cyrus-sasl:
	/{,usr/}lib64/libsasl2.so
libusb:
	/{,usr/}lib64/libusb-1.0.so.0

Либо эти файлы будут конфликтовать с симлинками в своих devel-пакетах,
и тогда их надо починить тем или иным надлежащим способом.
Либо конфликтующие файлы в одном пакете, и нужно положить вне префикса и
под префикс две копии вместо симлинков; например:

  cp -a %buildroot/lib64/libusb-1.0.so.0 %buildroot%_libdir/libusb-1.0.so.0

Заранее благодарю!

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-16  7:04       ` Sergey Afonin
From: Sergey Afonin @ 2024-02-16  7:04 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Saturday 03 February 2024, Anton Farygin wrote:

> Или людей с отдельно-смонтированным /usr уже не осталось.

Или они не обновились до Сизифа. ;-) У меня есть такие конфигурации, их
достаточно много и, даже, две с btrfs. Но где btrfs, там вообще p9 ещё в
обоих случаях, плюс btrfs отдельным разделом под файлы отдельно взятого
приложения.

--
С уважением, Сергей Афонин.

* Re: [devel] I: usrmerge
@ 2024-02-16  7:08         ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2024-02-16  7:08 UTC (permalink / raw)
  To: devel

16.02.2024 14:04, Sergey Afonin пишет:

> [...]
> достаточно много и, даже, две с btrfs. Но где btrfs, там вообще p9 ещё в
> обоих случаях, плюс btrfs отдельным разделом под файлы отдельно взятого

В p10 и Сизифе /usr монтируется make-initrd вместе с корнем, поэтому проблемы быть не должно.

--

@ 2024-03-16 13:24 ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-03-16 13:24 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sat, Feb 03, 2024 at 12:38:44AM +0300, Arseny Maslennikov wrote:
> [...]
> Это позволило снизить количество пакетов с файлами в /bin и
> /sbin, для которых потребуются ручные изменения, с 90 до ~20.

Почти реализовано (ждём install checks).
https://git.altlinux.org/tasks/327286
Можно коммитить задание, как только будет готово к коммиту и при
отсутствии иных возражений.

Прошу одобрений от:
girar-check-perms: access to rpm-build DENIED for arseny: approved builders list: @core imz at vt
girar-check-perms: access to rpm DENIED for arseny: approved builders list: @core at imz vt
girar-check-perms: access to gzip DENIED for arseny: approved builders list: @core
girar-check-perms: access to coreutils DENIED for arseny: approved builders list: @core
girar-check-perms: access to gawk DENIED for arseny: approved builders list: @core
girar-check-perms: access to util-linux DENIED for arseny: approved builders list: legion boyarsh @core
girar-check-perms: access to findutils DENIED for arseny: approved builders list: @core
girar-check-perms: access to bzip2 DENIED for arseny: approved builders list: @core
girar-check-perms: access to iputils DENIED for arseny: approved builders list: sem ender
girar-check-perms: access to acct DENIED for arseny: approved builders list: @core @qa
girar-check-perms: access to chrooted DENIED for arseny: approved builders list: @core
girar-check-perms: access to genromfs DENIED for arseny: approved builders list: @core
girar-check-perms: access to kbd DENIED for arseny: approved builders list: legion @core

glebfm@ помог провести тестовую пересборку репозитория, получающегося из
этого задания, которая помогла выявить и исправить 2 ошибки. 5 новых
пакетов не пересобрались по каким-то своим причинам; в окружении задания
выше они пересобрались.

> [...]
> Sisyphus в своих индивидуальных заданиях (транзакциях), не
> создавая на сборочнице заторов на CI-проверках каждого

Как только закоммитим задание выше, можно будет приступать к тому, что
ниже.
Думаю, понадобится тестовая пересборка с filesystem 3, чтобы узнать про
будущие вероятные проблемы, которые ещё не выскочили.

@ 2024-03-27 12:54   ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-03-27 12:54 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions