ALT Linux sysadmins discussion
* [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права, не давая ему root?
@ 2008-09-02 10:07 Aleksey Avdeev
                   ` (2 more replies)
From: Aleksey Avdeev @ 2008-09-02 10:07 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions; +Cc: ALT Linux sysadmin discuss

Приветствую.

   Как вебмастеру его права, не давая ему root`а?

   Имеем:

1. По ALT полиси каталоги и файлы содержащиеся в пакете должны
принадлежать root`у.

2. Не должно быть файлов открытых для записи всем пользователям.

3. Желательно избежать наличия каталогов, открытых для записи всем
пользователями.

   В то же время для веб приложений (да и самих веб серверов) актуально
следующие (считаем что webmaster -- пользователь отличный от root и
имеющий обязанности вебмастера):

1. Есть файлы которые имеют права создавать/редактировать как вебсервер
так и webmaster.

2. Есть каталоги, содержимое которых имеют право менять как вебсервер
так и webmaster.

3. Есть файлы которые имеет право менять только webmaster,а читать --
webmaster и вебсервер, но не любой другой пользователь.

   Я слабо представляю как это разрулить в полном объёме: Если п. п. 1,2
можно решить, включить webmaster`а одну группу с вебсерверами, то как
быть с п. 3 -- я не понимаю... :-/

--

С уважением. Алексей.

[-- Attachment #2: OpenPGP digital signature --]

* Re: [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права , не давая ему root?
@ 2008-09-02 10:23 ` Yuri Bushmelev
From: Yuri Bushmelev @ 2008-09-02 10:23 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

В сообщении от Вторник 02 сентября 2008 Aleksey Avdeev написал(a):
> [...]

>    Я слабо представляю как это разрулить в полном объёме: Если п. п. 1,2
> можно решить, включить webmaster`а одну группу с вебсерверами, то как

Ну только если сделать webmaster'а владельцем этого файла, добавить
веб-сервер в еще одну спецгруппу, выставить эту группу на файл и поставить
на все это 750 :)

--
С уважением,
Бушмелев Юрий

* Re: [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права , не давая ему root?
@ 2008-09-02 11:02   ` Aleksey Avdeev
From: Aleksey Avdeev @ 2008-09-02 11:02 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Yuri Bushmelev пишет:

> Ну только если сделать webmaster'а владельцем этого файла, добавить
> веб-сервер в еще одну спецгруппу, выставить эту группу на файл и поставить
> на все это 750 :)

   Проблема в том, что вебмастером я считаю _любого_ пользователя
входящего в группу webmaster...

--

@ 2008-09-02 11:07     ` Yuri Bushmelev
From: Yuri Bushmelev @ 2008-09-02 11:07 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

>    Проблема в том, что вебмастером я считаю _любого_ пользователя
> входящего в группу webmaster...

А, вон оно что.. ну есть еще вариант поиграть правами на каталог.. но лучеш
уж тогда на ACL'и переходить, имхо.

Или делать одного вебмастера-юзера и sudo на него. Но сложнее будет
отслеживать, кто что сломал.

--
С уважением,
Бушмелев Юрий

* Re: [Sysadmins] [devel] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права,не давая ему root?
  @ 2008-09-02 12:51       ` Aleksey Avdeev
From: Aleksey Avdeev @ 2008-09-02 12:51 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions, ALT Linux sysadmin discuss

Vladimir V. Kamarzin пишет:

> Да я читал неоднократно.

> Эээ, ну я подумал что вы так и хотите сделать.

   Нет, я как раз хочу сделать так, чтобы любого пользователя можно было
сделать вебмастером. В идеале -- нескольких сразу (чтобы одним
вебсервером могло управлять несколько человек).

   Наиболее заманчиво здесь использовать группы (одна точка управления:
пользователь либо входит в группу webmaster, либо нет). Но при
практической реализации (группа webmaster уже создаётся) -- упёрся в
права на объекты ФС...

> Для single-hosting вариант с юзером webmaster по-моему весьма неплох.

   ИМХО: вариант плох тем, что появляется некий аля-root которому
потребуется своя структура поддержки. Для root она сложилась
исторически. Здесь же -- её придётся создавать... Вариант с группой
выглядит красивее.

> В случае
> virtual hosting давать доступ на все vhost-ы группе webmaster по меньшей мере
> странно (vhost-ы принадлежат разным людям). В случае vhost-ов владеть файлвми
> и деректориями вместо юзера webmaster должен юзер-владелец vhost-а.

   Как тогда быть с правами внутри /etc/http*/conf? Сейчас для тонкой
настройки vhost-ов (установка/настройка приложений например) требуется
создавать/редактировать файлы там.

PS: Отправляю копию sysadmins@, т. к. вопросы разработки и
администрирования здесь перепились достаточно плотно.

PPS: Опыт администрирования вебсерверов у меня ограничен. Могу пороть лажу.

--

@ 2008-09-03  5:43         ` Vladimir V. Kamarzin
From: Vladimir V. Kamarzin @ 2008-09-03  5:43 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

> [...]
AA> пользователь либо входит в группу webmaster, либо нет). Но при
AA> практической реализации (группа webmaster уже создаётся) -- упёрся в

Получается не очень красиво: для делгирования прав на веб-приложение, надо
выставить группу webmaster объектам фс, при этом для предоставления прав на
запись вебсерверам придётся их включить в группу webmaster. Имхо не годится.

Если использовать вариант с группой, надо разруливать через acl-и.

> [...]

AA>   Как тогда быть с правами внутри /etc/http*/conf? Сейчас для тонкой
AA> настройки vhost-ов (установка/настройка приложений например) требуется

Безотносительно vhosts - я не думаю что неким webmaster-ам надо давать
непосредственно править конфиги в /etc/http*. С другой стороны, можно на это
дело нарисовать control facility ;)
Будет нечто вроде control httpd-configs restricted | webmaster

AA> PS: Отправляю копию sysadmins@, т. к. вопросы разработки и
AA> администрирования здесь перепились достаточно плотно.

Да, лучше наверное здесь обсуждать.

--
vvk

Postfix page on f.i: http://freesource.info/wiki/Dokumentacija/Postfix

Russian Postfix irc: irc.freenode.net #postfix-ru

* Re: [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права,не давая ему root?
@ 2008-09-03  8:53           ` Aleksey Avdeev
From: Aleksey Avdeev @ 2008-09-03  8:53 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Vladimir V. Kamarzin пишет:

> [...]
> запись вебсерверам придётся их включить в группу webmaster. Имхо не годится.

   Может более осмысленно наоборот: включить вебмастера в группу
_webserver (+ группы соответствующие конкретным серверам)? Тогда
вебсервер не будет иметь права вебмастера...

   Минусы:

1. При этом мы теряем единую точку управления (пользователя придётся
включать в несколько групп, но эта задача поддаётся автоматизации).

2. Группу _webserver придётся переименовывать (т. к. в неё будут входить
реальные пользователи).

> Если использовать вариант с группой, надо разруливать через acl-и.

   Хотелось бы этого избежать.

> [...]
> дело нарисовать control facility ;)
> Будет нечто вроде control httpd-configs restricted | webmaster

   Принято. ;-)

--

@ 2008-09-03 10:20             ` Vladimir V. Kamarzin
From: Vladimir V. Kamarzin @ 2008-09-03 10:20 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

AA>   Может более осмысленно наоборот: включить вебмастера в группу
AA> _webserver (+ группы соответствующие конкретным серверам)? Тогда
AA> вебсервер не будет иметь права вебмастера...

Ну это лучше, чем наоборот.

AA>   Хотелось бы этого избежать.

А вот ещё пример-проблема: имеет директорию, куда может писать вебсервер:

# ls -ld /var/tmp/test/
drwxrwsr-x 3 root _webserver 4096 Sep  3 11:40 /var/tmp/test/

Создаём файл от имени веб-сервера:
# su - apache -s /bin/sh -c 'touch /var/tmp/test/test2'

Получаем
-rw-r--r-- 1 apache _webserver    0 Sep  3 15:59 test2

Т.е из-за дефолтного umask у группы доступа по записи на файл нет.

--

@ 2008-09-03 11:51               ` Aleksey Avdeev
From: Aleksey Avdeev @ 2008-09-03 11:51 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Vladimir V. Kamarzin пишет:

> [...]
> -rw-r--r-- 1 apache _webserver    0 Sep  3 15:59 test2
>
> Т.е из-за дефолтного umask у группы доступа по записи на файл нет.

   Но этого кажется можно избежать, выставив umask в init скрипте.

PS: Вариант с дефолтным umask для пользователя, не знаю будет ли
работать: не помню куда можно врезаться с умолчаниями для
псевдопользоаптеля.

--

  @ 2008-09-04 11:27 ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2008-09-04 11:27 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Tue, Sep 02, 2008 at 02:07:08PM +0400, Aleksey Avdeev wrote:
> Как вебмастеру его права, не давая ему root`а?

Локальным рутом, разумеется.  Организовав необходимые права
на нужные каталоги.

> [...]
> 2. Не должно быть файлов открытых для записи всем пользователям.
> 3. Желательно избежать наличия каталогов, открытых для записи всем

Совсем не так.  Перечитай "Атрибуты файлов и каталогов":
> [...]

> отличный от root и имеющий обязанности вебмастера):
>
> 1. Есть файлы которые имеют права создавать/редактировать как

Как правило, они принадлежат пользователю %вебсервер и группе
%вебмастер, при этом запись разрешена и владельцу, и группе.

> 2. Есть каталоги, содержимое которых имеют право менять как
> вебсервер так и webmaster.

Аналогично (+sgid по надобности).

> 3. Есть файлы которые имеет право менять только webmaster,а
> читать -- webmaster и вебсервер, но не любой другой
> пользователь.

Права вида 0460 тоже работают, вот только если владелец имеет
доступ к каталогу, где лежит такой файл -- он в состоянии выдать
себе право на запись.

> Я слабо представляю как это разрулить в полном объёме

Не стоит решать задачи, которые не стоят: можно намудрить ужасов
на ровном месте.

--

* Re: [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права, не давая ему root?
@ 2008-09-04 11:36   ` Aleksey Avdeev
From: Aleksey Avdeev @ 2008-09-04 11:36 UTC (permalink / raw)
  To: shigorin, ALT Linux sysadmin discuss

Michael Shigorin пишет:

> [...]
>
> Как правило, они принадлежат пользователю %вебсервер и группе
> %вебмастер, при этом запись разрешена и владельцу, и группе.

   Это характерно для файлов созданных вебсервером в процессе работы.
Если файл с такими правами содержится в пакете -- получаем противоречие
со ссылкой приведённой выше (т. к. файлом владеет псевдопользователь).

> Аналогично (+sgid по надобности).

   Аналогично нельзя: получаем каталог принадлежащий псевдопользователю
(вебсерверу), что противоречит ссылке выше.

> [...]
> себе право на запись.

> Не стоит решать задачи, которые не стоят: можно намудрить ужасов

   Потому и нехочу связываться с ACL.

--

С уважением. Алексей.

[-- Attachment #2: OpenPGP digital signature --]

* Re: [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права, не давая ему root?
@ 2008-09-04 12:23     ` Michael Shigorin
                         ` (2 more replies)
From: Michael Shigorin @ 2008-09-04 12:23 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Thu, Sep 04, 2008 at 03:36:06PM +0400, Aleksey Avdeev wrote:
> Это характерно для файлов созданных вебсервером в процессе
> работы.  Если файл с такими правами содержится в пакете --
> получаем противоречие со ссылкой приведённой выше (т. к. файлом
> владеет псевдопользователь).

В пакете-то зачем?  Пакету с веб-софтиной место в /usr/share обычно.
Посмотри Debian webapp policy.

[из жабера]

[15:13:20] <mike> по-хорошему -- пакет живёт в /usr/share/%name или /usr/lib/cgi-bin/%name
[15:13:22] <mike> под рутом
[15:13:46] <mike> а _копия_ кода со своим конфигом -- от имени вебмастера конкретного виртхоста в докруте этого вхоста
[15:13:57] <mike> с симлинками и прочим скорее никак
[15:14:17] <mike> если не симлинкать всё подряд, то так умеют на сейчас считанные единицы софта (например, typo3)
[15:14:40] <solo>
> по-хорошему -- пакет живёт в /usr/share/%name или /usr/lib/cgi-bin/%name
> под рутом
С этим -- согласен полностью.
[15:15:26] <mike> собсно с вебполиси половина мороки -- про разные серверы и то, что они часть умеют "одинаково", часть "по-своему"
[15:15:45] <mike> а большая половина -- как раз про application deployment/upgrade
[15:16:10] <solo>
> а _копия_ кода со своим конфигом -- от имени вебмастера конкретного виртхоста в докруте этого вхоста
А сдесь -- проблема вебмастера и выползает. (Особенно -- если это не виртхост.)
[15:16:11] <mike> с учётом уровня развития нонешнего вебсофта как линуксового в 93 -- "вот здесь подправить, вот здесь добавить"
[15:18:15] <solo> Основная проблема в singlхосте (или как там его правельно) -- при установке пакета (и особенно, при его сборке) мы незнаем кто (какой пользователь) будет вебмастером.
[15:18:33] <mike> и не надо
[15:18:48] <mike> надо иметь возможность указать группу
[15:18:59] <solo> Болие того -- пользователей с правами вебмастера может быть несколько (возможно я сдесь перегибаю палку).
[15:19:07] <mike> которая рулит виртхостом (дальше -- и конкретным аппом при нужде)
[15:20:04] <solo>
> надо иметь возможность указать группу
Такая возможность есть. И я _сильно_ хочу ей и ограничится (чтобы некого псевдо root`а не заводить).

--

* Re: [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права, не давая ему root?
@ 2008-09-04 12:50       ` Aleksey Avdeev
From: Aleksey Avdeev @ 2008-09-04 12:50 UTC (permalink / raw)
  To: shigorin, ALT Linux sysadmin discuss

Michael Shigorin пишет:

> В пакете-то зачем?  Пакету с веб-софтиной место в /usr/share обычно.
> Посмотри Debian webapp policy.

1. Промежуточное решение, до ввода в эксплуатацию менеджера виртуалхостов.

2. Отладить часть функционала вышеозначенного менеджера, до его
фактического написания. Реализация на базе rpm позволит:

а) уже сейчас понять а что собственно нам нужно;

б) отложить реализацию установки/обновления вебаппов (наиболее
трудоёмкая часть) без блокировки более простой задачи (управление
правами в /var/www/).

> [...]
> [15:20:04] <solo>
> Такая возможность есть. И я _сильно_ хочу ей и ограничится (чтобы некого псевдо root`а не заводить).

[продолжение банкета]

[16:27]<solo> А раз псевдо root`а не заводим, то получается что
принадлежащих ему файлов/каталогов в пакете быть недолжно. И максиум к
чему мы можем тогда привязываться -- это г руппам.
[16:29]<solo> Но для решения данной задачи руления только групавыми
провами недостаточно: как миниум нужны файлы доступные группе _webserver
на чтение и группе webmaster на запись...
[16:31]<solo> Как вариант решения возможен переход к парадигме: то что
может редактировать вабсервер -- может редактировать и вебмастер.
[16:35]<solo> Тогда:

1. Пользователь-вебмастер включается во все группы вабсерверов, которыми
он имеет права рулить.

2. Пользователь-вебмастер включается в группу webmaster.

3. umask для вебсерверов выставляется так, чтобы создаваемые ими файлы
имели права 664 (а не 644, как сейчас).
[16:36]<solo> Основной вопрос, который меня по этому поводу мучит --
насколько удобно данное решение, и покрывает ли оно большенство частных
случаев...

--

@ 2008-09-04 13:01       ` Veaceslav Grecea
From: Veaceslav Grecea @ 2008-09-04 13:01 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Четверг 04 сентября 2008, Michael Shigorin wrote:
> [...]
> [15:14:17] <mike> если не симлинкать всё подряд, то так умеют на сейчас
> считанные единицы софта (например, typo3)

Лучше только конфиг на уровень выше докрута статического контента хоста.
А вместо симлинков (для сайтов) сделать так:

DocumentRoot    "/var/www/webapps/<cms_name>/sites/<cms_id>/<site_name>"
DirectoryIndex  start.php
Alias  /start.php  /usr/share/<cms_name>/docroot/start.php
AliasMatch  ^/(bla-bla)$      "/usr/share/php/siafu/docroot/start.php/$1"

Разделяются точки входа админ-интерфейса cms и сайта как такового.

--
wbr, slavutich

* Re: [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права , не давая ему root?
@ 2008-09-04 13:11       ` Veaceslav Grecea
From: Veaceslav Grecea @ 2008-09-04 13:11 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

> [...]
> [15:14:17] <mike> если не симлинкать всё подряд, то так умеют на сейчас
> считанные единицы софта (например, typo3)

Только лучше конфиг вытащить на уровень выше докрута статического контента

@ 2008-09-04 13:37         ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2008-09-04 13:37 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Thu, Sep 04, 2008 at 04:50:42PM +0400, Aleksey Avdeev wrote:
> 1. Промежуточное решение, до ввода в эксплуатацию менеджера виртуалхостов.

Не надо!

Лёш, эти промежуточные "решения" только добавляют головняка по
миграции с них.

Не бери на себя лишние обязательства, не умучаешься их выполнять.

Тут уж лучше руками, чем с автомата на автомат мигрировать.
Веб-софт ещё не дорос до автомата в основном, поэтому можно.

> [...]
> [16:36]<solo> Основной вопрос, который меня по этому поводу мучит --
> насколько удобно данное решение, и покрывает ли оно большенство частных

<mike> вроде резонно, вот про группы вебсерверов -- не всегда нужно

--

* Re: [Sysadmins] Q: [WebPolicy]: Как вебмастеру его права, не давая ему root?
@ 2008-09-04 20:28           ` Aleksey Avdeev
From: Aleksey Avdeev @ 2008-09-04 20:28 UTC (permalink / raw)
  To: shigorin, ALT Linux sysadmin discuss