* [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-10  5:39 AVL
From: AVL @ 2002-01-10  5:39 UTC (permalink / raw)
  To: сизиф

пытаюсь разобраться с сабжем в линуксе, но поскольку ни разу нигде не видел даже просто диска с udf, то имею большие трудности с пониманием процесса.

1) должен ли udf (запись) работать с cdr? (вообще) или только с cdrw(dvd ...)
2) в каком режиме писать? write1 или write2? что это вообще меняет?
3) как монтировать диски на чтение. какое устройво (у меня только ide-scsi стало быть выбор между scd0 или sba или sr0 или что?)
4) причем тут /dev/packetdvd0 ?

просто вроде бы работает. форматирует, пишет - но как проверить, и вообще чего добиваться не пойму...

--
С уважением,Любимов А.В.

* Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-10 11:45 ` Maxim Dzumanenko
From: Maxim Dzumanenko @ 2002-01-10 11:45 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

AVL <info@atmsk.ru> wrote:

> [...]
> 4) причем тут /dev/packetdvd0 ?
>
> просто вроде бы работает. форматирует, пишет - но как проверить, и вообще чего добиваться не пойму...
Под вин и DirectCD udf работает чудесно - отформатировал диск(CD-RW конечно, CD-R после форматирования
можно выкинуть - записать уже ничего не получится ) и через DirectCD-шный
драйвер диск доступен для записи любой программе.
Под Linux так не получится так как ядро не работает с писалками.
udf можно создать и закатать на болванку cdrecord-ом, но произвольного чтения/записи
(пока?) добиться нельзя

--
С Уважением,
Максим Дзюманенко

* Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-10 12:32   ` AVL
From: AVL @ 2002-01-10 12:32 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> Под вин и DirectCD udf работает чудесно - отформатировал диск(CD-RW конечно, CD-R после форматирования
> можно выкинуть - записать уже ничего не получится )
уже неплохо. хоть понятно, почему болванку своими же руками испортил. :)
я ее как раз отформатил...

все же уточните если возможно, как же на cdr это работает? я почему то был уверен, что можно потихоничку дописывать новые и изменившиеся файлы  на диск, как на дискету и как то указывать системе средствами формата udf что такой то файл ранее записаный считается удаленным.
я не прав?
или это просто однократная фиксация какого то имиджа в udf на диск как и iso. без возможности потом что либо изменять ?

> и через DirectCD-шный
> драйвер диск доступен для записи любой программе.
> Под Linux так не получится так как ядро не работает с писалками.
c dvd ram работает точно
cdrom.c сейчас пинают на предмет поддержки  rw
> udf можно создать и закатать на болванку cdrecord-ом, но произвольного чтения/записи
> (пока?) добиться нельзя
вроде бы так, но у меня не только cdrecord пишет, поэтому и засуетился...

* Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-10 14:34     ` AVL
From: AVL @ 2002-01-10 14:34 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Оказывется недостаточно иметь udf и udftools

http://sourceforge.net/projects/linux-udf

надобы еще packetcd прикрутить.

http://packet-cd.sourceforge.net/

а он только в виде патча к 2.4.0-test10

кто нибудь с этим уже разбирался?

* Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-10 17:49       ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2002-01-10 17:49 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On 10 January 2002 17:34, AVL wrote:
Ну вы имейте ввиду, что толком запись на udf пока не работает в Linux,
и рассчитывать, что эти примочки можно серьёзно использовать - пока рано.
В Win при помощи DirectCD -- можно (иногда :))
--
Lav
Виталий Липатов

* [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-10 21:15       ` Mikhail Yakshin
From: Mikhail Yakshin @ 2002-01-10 21:15 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Здравствуйте всем и в частности AVL!

> Оказывется недостаточно иметь udf и udftools

> [...]

Проясняю ситуацию, по поводу CD-R/RW и UDF, а то тут по-моему люди какую-то
ерунду говорят. Про CD-RW сказали правильно. Оно форматируется полностью,
при этом в принципе DirectCD создает на диске две файловых системы: одна -
UDF, другая - маленькая (с мегабайт) ISO9660, в которой лежит
програмка-ридер (разумеется под маздай), дабы при отсутствии этой програмки
на компе у юзера можно было прочитать диск без проблем.

Общеизвестный факт: одно и то же место на CD-RW можно переписать максимум
раз 10-20 (и то на хороших носителях). После этого на диске образуется
физически выжженый участок. Что для избежания этого делается в DirectCD: они
засовывают на диск еще хитрую карту размещения пространства, позволяющую
меньше и реже перезаписывать одни и те же участки, что намного увеличивает
срок жизни диска (на несколько порядков). Посему эта область занимает еще 50
мег, отбирая лишнее место на диске. Более того, насколько я понимаю,
алгоритмы работы с этой картой размещения - патентованные proprietary
алгоритмы фирмы Roxio.

По поводу CD-R все несколько хитрее. Там эта карта не нужна - соответственно
и форматируется быстрее, и места там больше (по-моему порядка 600 мег).
Форматировать их можно (и нужно) так же, как и CD-RW, только при этом,
конечно же, область под данные изначально не выжигается (в принципе она и на
RW тоже не выжигается - там только доооооолго создается эта самая карта). На
CD-R можно записывать после форматирования как на большую дискетку, а вот
стереть оттуда не получится - в лучшем случае файлы станут невидимыми, а
места на диске от этого не прибавится. Поэтому отформатированную болванку,
конечно, надо не выкидывать, а вполне можно юзать.

Теперь о том, как дело обстоит с поддержкой всего вышеперечисленного в
Линуксе. Начиная с поздних 2.3.x и в качестве патча 2.2 существует драйвер
файловой системы UDF. Этого более, чем достаточно для _чтения_ любых
носителей, записанных в UDF - и CD-R, и RW, и DVD-ROM/RAM.

В vanilla-ядре существует ограничение на то, что любой CD-ROM - устройство
только для чтения, но никак не для записи. Для записи нужно наложение патча,
добавляющего возможность пакетной записи и соответствующего монтирования
носителей. Этот самый патч (packetcd) существует для кучи ядер, но из-за его
крайней нестабильности развивается плохо и в основное ядро, естественно, не
принимается. Последнюю версию, что мне удалось найти была по-моему для
2.4.7-что-то там. Наверное, если поискать еще получше, можно найти и версии
для более старших ядер.

Проблемы там начинаются с тем, что по-моему этот самый packetcd не сильно
хочет взаимодействовать на RW с вышеупомянутой картой от DirectCD и посему
имеет тенденцию портить диски, отформатированные им (хотя после выполнения
Fix Unreadable Disc под DirectCD он восстанавливается). Сам он форматирует
диски по-моему без нее, что приводит к быстрому механическому износу.

В общем вроде так. Так что пока я считаю, что UDF на CD-RW для записи под
Линуксом использовать практически нереально. А читать - легко.

WBR, Mikhail Yakshin AKA GreyCat.

* Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11  5:28         ` "Баталов Григорий"
From: "Баталов Григорий" @ 2002-01-11  5:28 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Fri, 11 Jan 2002 00:15:37 +0300
"Mikhail Yakshin" <yakshin@online.ru> wrote:

> Общеизвестный факт: одно и то же место на CD-RW можно переписать максимум
> раз 10-20 (и то на хороших носителях). После этого на диске образуется
> физически выжженый участок.

  Мне этот факт неизвестен. Может быть, поэтому я пишу на свою
  CD-RW-шку уже второй год. =)

--
 Баталов Григорий.

* Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11  8:53         ` AVL
From: AVL @ 2002-01-11  8:53 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, 10 Jan 2002 20:49:20 +0300
Vitaly Lipatov <LAV@VL3143.spb.edu> wrote:

> [...]
> и рассчитывать, что эти примочки можно серьёзно использовать - пока рано.
> В Win при помощи DirectCD -- можно (иногда :))

я читал здесь все это.
однако прогресс не стоит на месте.
в суси, которая поддерживает разработку udf под линукс полно отчетов об успешной работе с udf (cdr,cdrw) в линуксе.
там же я нашел патчик packetdvd ко всем ядрам (2.4.17 в том числе)
dvd-ram вообще работает, но у меня его нет и нескоро будет %(.
кроме того я обнаружил, что даже у меня cdwrite из udftools работает вполне предсказуемо и в духе тех же бесед на suse
так что пробовать обязательно надо. жалко монитор у меня скопытился и когда я смогу собрать packetdvd и подвести итоги - просто не знаю :(

* Re: [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11  9:08         ` AVL
From: AVL @ 2002-01-11  9:08 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> [...]
> 2.4.7-что-то там. Наверное, если поискать еще получше, можно найти и версии

даже для 2.5.x уже есть включая пре

> [...]
> Fix Unreadable Disc под DirectCD он восстанавливается). Сам он форматирует
> диски по-моему без нее, что приводит к быстрому механическому износу.

хотелось бы проверить.

> В общем вроде так. Так что пока я считаю, что UDF на CD-RW для записи под
> Линуксом использовать практически нереально. А читать - легко.

как только смогу - проверю как дела сейчас.

* Re: [sisyphus] udf -  как это вообще работатет?
@ 2002-01-11  9:30           ` DH
From: DH @ 2002-01-11  9:30 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

AVL wrote:

> [...]
> там же я нашел патчик packetdvd ко всем ядрам (2.4.17 в том числе)

А УРЛ можно?:)

--
DH (http://dh.opennet.ru ICQ#:22751243)

-*******-
I still miss Windows, but my aim is getting better.
-*******-

* Re: [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11 14:03         ` Maxim Dzumanenko
From: Maxim Dzumanenko @ 2002-01-11 14:03 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

"Mikhail Yakshin" <yakshin@online.ru> wrote:

> Проясняю ситуацию, по поводу CD-R/RW и UDF, а то тут по-моему люди какую-то
> ерунду говорят. Про CD-RW сказали правильно. Оно форматируется полностью,
Каюсь :)
> [...]
> места на диске от этого не прибавится. Поэтому отформатированную болванку,
> конечно, надо не выкидывать, а вполне можно юзать.
Век живи - век учись :)
Хотя раньше не получалось.
> [...]
>
> В общем вроде так. Так что пока я считаю, что UDF на CD-RW для записи под
> Линуксом использовать практически нереально. А читать - легко.
Вот тут хотелось бы подробней, монтирование диска созданного DirectCD видит первую сессию
как же увидеть udf?

--
С Уважением,
Максим Дзюманенко

* [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11 14:26             ` Mikhail Yakshin
From: Mikhail Yakshin @ 2002-01-11 14:26 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

успешной работе с udf (cdr,cdrw) в линуксе.

> А УРЛ можно?:)

Ну например
http://lists2.suse.com/archive/packet-writing/

Сами патчи лежат на
http://w1.894.telia.com/~u89404340/patches/packet/

WBR, GreyCat.

* [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11 14:39             ` Mikhail Yakshin
From: Mikhail Yakshin @ 2002-01-11 14:39 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> А УРЛ можно?:)

В догонку: все остальное на http://www.kernel.dk/

WBR, GreyCat

* Re: [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11 14:56         ` Gosha
From: Gosha @ 2002-01-11 14:56 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> [...]

> Общеизвестный факт: одно и то же место на CD-RW можно переписать максимум
> раз 10-20 (и то на хороших носителях). После этого на диске образуется

Малонаучная фантастика. В противном случае я бы уже раззорился
на ежедневных бэкапах. Что-то мой диск CD-RW уже больше года
терпит практически ежедневный бэкап и не умер до сих пор.
И делается это без помощи DirectCD и вообще не на udf,
а самым обычным способом aka cdrecord.
:-)))
Вообще-то, в среднем, хороший диск CD-RW должен выдерживать
около 1000 циклов записи.
Но как показывает практика, быстрее происходит физический
износ поверхности диска (царапины).

--
Best regards!
Igor Solovyov

* [sisyphus] Re: [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11 20:03           ` Mikhail Yakshin
From: Mikhail Yakshin @ 2002-01-11 20:03 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> Вот тут хотелось бы подробней, монтирование диска созданного DirectCD
> видит первую сессию как же увидеть udf?

mount -t udf ...

WBR, GreyCat

* Re: [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-11 22:17           ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2002-01-11 22:17 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On 11 January 2002 17:56, Gosha wrote:

> Вообще-то, в среднем, хороший диск CD-RW должен выдерживать
> около 1000 циклов записи.
> Но как показывает практика, быстрее происходит физический
> износ поверхности диска (царапины).
В разное время слышал разные числа от 10 до 10000 про циклы перезаписи.
К сожалению на коробке с компактом не пишут :( И на компакте тоже :(
И даже рядом с производителем и типом компакта тоже... А жаль.
Но вы меня успокоили, а то я уже было испугался, что компакт, на который
я уже 20 раз записал, уже давно пора выкинуть.

--

@ 2002-01-12 19:08         ` Konstantin Volckov
From: Konstantin Volckov @ 2002-01-12 19:08 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

"Mikhail Yakshin" <yakshin@online.ru> wrote:

> Здравствуйте всем и в частности AVL!

Hi!

[skip]

> [...]
> Последнюю версию, что мне удалось найти была по-моему для 2.4.7-что-то
> там. Наверное, если поискать еще получше, можно найти и версии для более

На ftp.kernel.org у разработчика этого патча - некоего Axboe лежит версия
под 2.4.7. После просмотра этого патча стало известно две вещи:

1. Местами он крив.

2. Он патчит другие общесистемные драйвера, местами упрощая их
функциональность, к тому же поскольку патч стар, а ядро не стоит на месте
- много reject'ов.

Исходя из всего этого, я думаю, что не стоит включать его в наше ядро.

Успехов,
Konstantin

* [sisyphus] UDF - success story
@ 2002-01-12 20:32           ` Mikhail Yakshin
From: Mikhail Yakshin @ 2002-01-12 20:32 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Всем здравствуйте!

Полез я тут сам разбираться с текущим положением дел с UDF и пакетной
записью - в результате кое-что обнаружилось. Патчи, естественно, для ядра
2.4.17 от людей из SuSE есть, накладываются без проблем. Что они там
патчат - да, есть один неприятный момент с debug'ингом, который они
перехватывают под себя, но в целом-то ничего особо страшного они не делают.

Как это работает: создается новый девайс /dev/pktcdvd0, который собственно и
будет монтироваться как CD-RW с файловой системой UDF. Драйв у меня HP 8200,
определяется нормально, работает через ide-cd. Собирается ядро с патчами,
перегрузка, создание файла устройства в /dev, добавление его параметров в
modules.conf для автозагрузки модуля pktcdvd, отвечающего за все эти дела.

Дальше обязательно надо выполнить pktsetup из пакета udf-tools, которая
каким-то хитрым образом настраивает драйв, после этого можно делать
магическую вещь под названием

mount -t udf /dev/pktcdvd0 /mnt/cdrw -o rw,noatime

и вперед и с песнями. Spare table вроде б как даже не сильно и портится,
вернее наверное даже не портится, а вполне поддерживается.

Что пока не удалось: заставить работать cdrwtool - форматировать диски, но
диски, отформатированные под маздаем и DirectCD юзаются вполне нормально. Не
удается почему-то после использования eject'ить диск - говорит, что драйв
занят и все тут. В ps висит даже после отмонтирования диска некий процесс
pktcdvd - демон что ли его какой-то, который не прибивается по-хорошему, а
по плохому (SIGKILL) прибивается, но делу это не помогает - драйв так и
остается залоченым, и дальнейшие поползновения ни к чему хорошему не
приводят. Пока не разбирался в чем дело, может быть еще что-то надо делать и
я пока не дочитал - так что это отнюдь не показатель глюков патча, хотя кто
знает...

По поводу включения этого патча в ядро ALT - тут у меня вообще своя
отдельная позиция по поводу того, что все-таки ядра должны поставляться
чистыми + комплект патчей, это во-первых, более unix way если уж на то
пошло, а во-вторых, пользователь сам сможет решать, какие патчи ему
накладывать, а какие - нет. Единственная проблема - все никак до сих пор под
это дело не напишет соответствующие скриптики и механизмы для RPM. А то, как
это сейчас делается в ALT и вообще во многих дистрибутивах, оставляет
пользователя с фиксированным разбухшим ядром размера порядка мега с кучей
патчей (причем даже не особенно понятно каких - кстати, вопрос - кто может
меня просветить, для последнего ядра ALT список патчей, на него наложенных
где можно найти?)

WBR, Mikhail Yakshin AKA GreyCat.

* Re: [sisyphus] UDF - success story
@ 2002-01-12 22:27             ` AVL
From: AVL @ 2002-01-12 22:27 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> Что пока не удалось: заставить работать cdrwtool - форматировать диски, но
> диски, отформатированные под маздаем и DirectCD юзаются вполне нормально.

illegal seek или что?

 Не
> удается почему-то после использования eject'ить диск - говорит, что драйв
> занят и все тут. В ps висит даже после отмонтирования диска некий процесс

cdrwtool -d /dev/scdr0 -i
или что нибудь такое пробовали?
у меня отпускает.

> pktcdvd - демон что ли его какой-то, который не прибивается по-хорошему, а
> по плохому (SIGKILL) прибивается, но делу это не помогает - драйв так и
> остается залоченым,

у меня и без него лочится. там по моему они просто прошили куски перехваченных комманд и соответственно теперь махры изо всех щелей лезут

> По поводу включения этого патча в ядро ALT - тут у меня вообще своя
> отдельная позиция по поводу того, что все-таки ядра должны поставляться
> чистыми + комплект патчей,

по моему у голдхеда и альт именно такая позиция и есть :)

 это во-первых, более unix way если уж на то
> пошло, а во-вторых, пользователь сам сможет решать, какие патчи ему
> накладывать, а какие - нет.

прямо в спеке в разделе prepare комментируйте строчки с патчами.

* Re: [sisyphus] UDF - success story
@ 2002-01-12 22:32             ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2002-01-12 22:32 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Mikhail Yakshin wrote:

> [...]
>чистыми + комплект патчей, это во-первых, более unix way если уж на то
>пошло, а во-вторых, пользователь сам сможет решать, какие патчи ему

Продвинутый пользователь и так это сможет решить.
Если же поставлять "чистое ядро", то половина пользователей останется с
неработающими устройствами.

> Единственная проблема - все никак до сих пор под
>это дело не напишет соответствующие скриптики и механизмы для RPM.

Это как? См. наш spec

> [...]
>меня просветить, для последнего ядра ALT список патчей, на него наложенных

В kernel.spec

Rgrds, AEN

@ 2002-01-13 10:32             ` DH
From: DH @ 2002-01-13 10:32 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Mikhail Yakshin wrote:

> [...]
> патчат - да, есть один неприятный момент с debug'ингом, который они
> перехватывают под себя, но в целом-то ничего особо страшного они не делают.

Где этот патч скаать можно??????

--
DH (http://dh.opennet.ru ICQ#:22751243)

-*******-
Win98 is called Win98 because you need to update at least 98% of your
hardware before it can be installed
-*******-

* Re: [sisyphus] Re: [sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?
@ 2002-01-14 13:51             ` Maxim Dzumanenko
From: Maxim Dzumanenko @ 2002-01-14 13:51 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> mount -t udf ...

Ха! Ну это и так понятно!
Но работает только для CD-RW, а созданному Direct-cd udf CD-R не помогает.
Пробовал session выставлять - аналогично :(

--
С Уважением,
Максим Дзюманенко

* Re: [sisyphus] UDF - success story
@ 2002-01-14 15:26             ` Maxim Dzumanenko
From: Maxim Dzumanenko @ 2002-01-14 15:26 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> [...]
Но работает только для CD-RW, а созданному Direct-cd udf CD-R не помогает.
Пробовал session выставлять - аналогично :(

* Re: [sisyphus] Re: UDF - success story
@ 2002-01-22  9:29               ` Sergei
From: Sergei @ 2002-01-22  9:29 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Вторник 22 Январь 2002 12:31, Вы написали:
> [...]

Какие параметры устройства для /dev/pktcdvd0?

--
С уважением, Епифанов Сергей.

* [sisyphus] Re: UDF - success story
@ 2002-01-22  9:31             ` Konstantin Lepikhov
From: Konstantin Lepikhov @ 2002-01-22  9:31 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Hi!

В Sat 12, 23:32:57 +0300, Mikhail Yakshin(yakshin@online.ru) wrote:

> [...]
> modules.conf для автозагрузки модуля pktcdvd, отвечающего за все эти дела.

Ура! Кто-то еще обратил внимание на UDF. Придется опять обновлять свой
UDF-Mini-HOWTO :)

--
WBR, Konstantin
	...The information is like the bank... (c) EC8OR