ALT Linux Community general discussions
* [Comm] свободное место в разделе - кому верить?
@ 2008-10-19  3:39 Denis Nazarov
From: Denis Nazarov @ 2008-10-19  3:39 UTC (permalink / raw)
  To: community

Имеется раздел, отведенный под /home.
Размер раздела - 177 Gb, начал ощущать нехватку места, стал подчищать мусор
и обнаружил интересную вещь - разные программы сообщают разные размеры
свободного пространства. Ну и занятого, соответственно.

KDiskFree - свободно 6,4 Gb

Konqueror - Занято - 172,8, свободно 6,4

[root@buka ~]# du -sh /home
162G    /home

(177-162 = 15)

Midnight Commander - 15G (8%) of 177G

то есть получается, КДЕ-шные приложения показывают меньше, чем консольные.
Проблема стала заметной, когда KTorrent отказался начинать загрузку большой
папки, ссылаясь на недостаток места, хотя, глядя на MC, я, грешный,
считал, что у меня его достаточно :)

Это баг или фича? Кто прав, в данной ситуации, конечно, интересно, но уже
не важно, поскольку если прав du, ktorrent`у это все равно не объяснишь

* Re: [Comm] свободное место в разделе - кому верить?
@ 2008-10-19  7:10 ` Константин Михайленко
From: Константин Михайленко @ 2008-10-19  7:10 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Всё правильно: две вервые показывают, сколько места осталось, а
последняя -- суммарный объём файлов. И в общем случае сумма этих
значений не равна объёму диска. Ибо "суммарный объём файлов" <=
"занятое место на диске". Не забывайте про фиксированный размер inode
и выделение под хранение файла целого количества оных.

@ 2008-10-19  7:48   ` Денис Назаров
                       ` (2 more replies)
From: Денис Назаров @ 2008-10-19  7:48 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Я, конечно, не спец в файловых системах, но 10 гигов на служебку - имхо, многовато...
Далее, Konqueror & du шерстят весь диск и считают размер занятого
пространства - однако результат разный, KDiskFree & MC берут размер свободного места
откуда-то сразу - однако, тоже результат разный... Притом, что Konqueror & KDiskFree
размер именно "свободного" места показывают сразу, то есть тоже берут откуда-то из
одного места... Получается, в системе есть "две полки", на которых лежат "пирожки"
вроде одинаковые по смыслу, но разные по наполнению... Вот и удивляюсь...

Ко всему припомнилось еще такое... на заре моего использования альта в частности
и линукса вообще был у меня под /home выделен маленький раздел. И была такая ситуация,
когда konqueror выдал, что места уже нет совсем, то есть раздел забит под завязку.
Естессно, я начал вычищать мусор, однако свободное место как было нулевым,
так и осталось таковым до перезагрузки. Но вот что тогда показывал МС - к сожалению,
не скажу, поскольку не пользовал...

@ 2008-10-19  7:55 ` Damir Shayhutdinov
From: Damir Shayhutdinov @ 2008-10-19  7:55 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

> Это баг или фича? Кто прав, в данной ситуации, конечно, интересно, но уже
> не важно, поскольку если прав du, ktorrent`у это все равно не объяснишь

Это фича. Файловая система ext2/ext3 резервирует некоторое место (5%
от размера раздела) для суперпользователя.

Подробнее - man mke2fs про параметр -m.

177*5% = 8.85G зарезервировано.

8.85G резерва + 6.4G свободного места = 15.25 G

Менять процент резерва можно с помощью tune2fs -m.

* Re: [Comm] свободное место в разделе - кому верить?
@ 2008-10-19  8:11     ` Maxim Tyurin
From: Maxim Tyurin @ 2008-10-19  8:11 UTC (permalink / raw)
  To: community

Денис Назаров пишет:
> Я, конечно, не спец в файловых системах, но 10 гигов на служебку - имхо, многовато...

Измените процент диска зарезервированного для root

> [...]
> вроде одинаковые по смыслу, но разные по наполнению... Вот и удивляюсь...

df тоже сразу показывает.
du показывает объем файлов в каталоге. Конечно ему нужно прошерстить
весь каталог. df работает с файловой системой и шерстить все файлы ему
не надо.

> [...]
> так и осталось таковым до перезагрузки. Но вот что тогда показывал МС - к сожалению,

Это тоже объяснимо. Если файл открыт приложением и вы его удалите то
место занятое файлом освободиться только после того как его закроют все
программы работающие с ним.

--

With Best Regards, Maxim Tyurin
JID:	MrKooll@jabber.pibhe.com

* Re: [Comm] свободное место в разделе - кому верить?
@ 2008-10-19 11:28     ` Yuri Bushmelev
From: Yuri Bushmelev @ 2008-10-19 11:28 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

В сообщении от Воскресенье 19 октября 2008 Денис Назаров написал(a):

> [...]

Я думаю, что все несколько проще.. Программы сообщают размер свободного (и
занятого) места в разных единицах (мегабайтах и мибибайтах, скорее всего).
В качестве эталона я бы использовал df и du.

--
С уважением,
Бушмелев Юрий

* Re: [Comm] свободное место в разделе - кому верить?
@ 2008-10-19 12:21   ` Denis Nazarov
From: Denis Nazarov @ 2008-10-19 12:21 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

В сообщении от Sunday 19 October 2008 13:55:35 Damir Shayhutdinov
написал(а):

> [...]
>
> 177*5% = 8.85G зарезервировано.
>
> 8.85G резерва + 6.4G свободного места = 15.25 G
>
> Менять процент резерва можно с помощью tune2fs -m.

Спасибо за самый внятный ответ :)

* Re: [Comm] свободное место в разделе - кому верить?
@ 2008-10-19 12:42     ` Ivan Fedorov
From: Ivan Fedorov @ 2008-10-19 12:42 UTC (permalink / raw)
  To: community