* [Comm] alsa,oss,arts,gstreamer,jack
@ 2007-01-11 10:06 Юрковский Андрей
From: Юрковский Андрей @ 2007-01-11 10:06 UTC (permalink / raw)
  To: Community

Понимаю, что такая тема неизбежно приведет к флейму, но тем
не менее. Для меня это вопрос открытый, в сети достаточно
понятного ответа я не нашел.

Есть драйвера oss и alsa, насколько я понял - oss
поддерживают старые карты и тоже сами по себе устарели,
alsa - новые.

Тут все вроде как понятно. Но есть еще и звуковые сервера. И
тут начинается дремучий лес. ESD вроде как не популярен и
мало чем поддерживается. aRTs подхватили кеды и он будет
развиваться в их русле. Gstreamer - что-то самое модное для
обсуждения, в частности включения его в состав KDE. И JAСK
- что-то за-облачно высокое и как-то связанное с
профессиональными музыкальными пристрастиями.

Все они (серверы) должны позволить звучать нескольким
звуковым приложениям одновременно... У меня стоят дровишки
alsa и упс: "В последних версиях звуковой подсистемы ALSA
среди ее расширений появился модуль dmix, который позволяет
программно смешивать разные звуковые потоки, что уменьшает
необходимость в использовании специализированного
аудиосервера для обычного пользователя." Получается, что
все эти прелести, вроде arts включенных в состав KDE не
нужны? А вто же время: "Звуковой сервер JACK доводит
низколатентную концепцию ALSA до логического завершения,
позволяя запущенным как его клиенты приложениям
обмениваться звуковыми данными с задержкой вплоть до 2 мс."

Так как? ESD, aRts и Gstreamer нужны пользователям oss, а
пользователям alsa - нет, а JACK нужен тем, кто создает
музыку?
--
Yurkovsky Andrey

* Re: [Comm] alsa,oss,arts,gstreamer,jack
@ 2007-01-12  9:02 ` Хихин Руслан
From: Хихин Руслан @ 2007-01-12  9:02 UTC (permalink / raw)
  To: community

Здравствуйте Юрковский Андрей
  В сообщении от Thursday 11 January 2007 13:06 Юрковский Андрей
написал(a):

 > Так как? ESD, aRts и Gstreamer нужны пользователям oss, а
 > пользователям alsa - нет, а JACK нужен тем, кто создает
 > музыку?
Вы правы :)
С уважением Хихин Руслан

* Re: [Comm] alsa,oss,arts,gstreamer,jack
@ 2007-01-12 14:29   ` Alex Gorbachenko
From: Alex Gorbachenko @ 2007-01-12 14:29 UTC (permalink / raw)
  To: community

Хихин wrote:

>Вы правы :)

да не совсем. звуковой сервер это несколько больше, чем dmix. dmix тупо
может играть сигнал с разных источников через одно выходное устройство.

sound server умеет по пути от источника сигнала до выхода всячески
издеваться над этим самым сигналом + вещать его в сеть.

актуальных sound server'ов ровно две штуки. pulseaudio и jack.

gstreamer вообще совершенно отдельная песня. это multimedia framework.
проще говоря, набор приложений и библиотек, облегчающий создание
приложений для работы со звуком/видео.

esd и arts уже не нужны никому. они по факту полумёртвые.

gstreamer нужен создателям multimedia приложений.

pulseaudio может использоваться кем угодно, в.т.ч и "обычным
пользователем". особенно таким, который не хочет тратить время на
пляски вокруг dmix.

jack тоже может использоваться кем угодно, несмотря на то, что
рассчитан на продвинутых пользователей.

--
np: Black Stone Cherry - Rollin' On

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [Comm] alsa,oss,arts,gstreamer,jack
@ 2007-01-12 15:04     ` Denis G. Samsonenko
From: Denis G. Samsonenko @ 2007-01-12 15:04 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community

Привет!

12.01.07, Alex Gorbachenko написал:
> esd и arts уже не нужны никому. они по факту полумёртвые.

Вот если бы ещё их можно было бы apt-get remove безболезненно.

--
Всего доброго,

Денис.

* Re: [Comm] alsa,oss,arts,gstreamer,jack
@ 2007-01-12 21:59     ` Юрковский Андрей
From: Юрковский Андрей @ 2007-01-12 21:59 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 12 января 2007 16:29 Alex Gorbachenko
написал(a):
> pulseaudio может использоваться кем угодно, в.т.ч и
> "обычным пользователем". особенно таким, который не хочет
> тратить время на пляски вокруг dmix.
В ALC его нет, есть зато в Sisuphus. Если взять только
бинарные пакеты (gst-pulse, libao-pulse, pulseaudio,
libpulseaudio, paman, pavucontrol, pavumeter, paprefs,
padevchooser, xmms-out-pulse) понадобится ли для них еще
чего-нибудь вытягивать?
> jack тоже может использоваться кем угодно, несмотря на
> то, что рассчитан на продвинутых пользователей.
JACk есть.

И допустим поставил я сервер pulseaudio или JACK, запустил.
И что дальше. В чем прелести?
--

@ 2007-01-16  7:46       ` Alex Gorbachenko
From: Alex Gorbachenko @ 2007-01-16  7:46 UTC (permalink / raw)
  To: community

Юрковский wrote:

>И допустим поставил я сервер pulseaudio или JACK, запустил.
>И что дальше. В чем прелести?

судя по заданному вопросу, звуковые серверы вам не нужны. в чём
прелести было довольно доступно изложено выше по треду.

--
np: Black Stone Cherry - Lonley Train

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [Comm] alsa,oss,arts,gstreamer,jack
@ 2007-01-16 10:38         ` Юрковский Андрей
From: Юрковский Андрей @ 2007-01-16 10:38 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 16 января 2007 09:46 Alex Gorbachenko
написал(a):
> судя по заданному вопросу, звуковые серверы вам не нужны.
> в чём прелести было довольно доступно изложено выше по
> треду.
Выражусь точнее. Все что дальше напишу - это только мои
предположения. Т.е. мне хотелось бы сначала узнать как и
что, а потом городить огороды.

Звук идет через alsa. Причем идет везде. Ставим JACK. Но
звук все равно идет через alsa мимо jack, кроме софтин
которые рабоатют непосредственно с ним. В настройках arts
есть возможность пускать звук через jack (зачем ?!!). Если
так, что кеды пустят весь звук из кедных приложений через
arts, а он на jack и про 2 мс можно забыть. Некорошо.

Есть пакет alsa-lpugins. Этот пакет содержит плагины ALSA
(адаптеры OSS и Jack). Это я так понимаю должно пустить
звук с alsa на jack. Вроде все понятно. Получается, что
jack сам по себе хорошо, но без этой примочки он не
работает (не используется)?

Следующий вопрос (у меня карточка aureal vortex на которй
есть аппаратное midi, но в linux оно не поддерживается) как
мне подключить midi к jack через alsa? Сечас я использую
timiduty.

Прелесть моего текущего состояния (только alsa) в том, что
это работает. Что будет, если я поставлю jack? Не откажутся
ли работать какие-нибудь софтины через него?

Ну примерно так.
--

@ 2007-01-16 11:11           ` Alex Gorbachenko
From: Alex Gorbachenko @ 2007-01-16 11:11 UTC (permalink / raw)
  To: community

Юрковский wrote:

>Следующий вопрос (у меня карточка aureal vortex на которй
>есть аппаратное midi, но в linux оно не поддерживается) как
>мне подключить midi к jack через alsa? Сечас я использую
>timiduty.

давайте определимся.

если ваша карта умеет аппаратно играть с нескольких источников, то
ничего, кроме "голой" alsa вам не нужно.

если нет, то следующий вопрос. вы собираетесь как-либо обрабатывать
сигнал, или нужно просто играть с нескольких источников (напр.
одновременно xmms и timidity) ?

--

@ 2007-01-16 13:40             ` Юрковский Андрей
From: Юрковский Андрей @ 2007-01-16 13:40 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 16 января 2007 13:11 Alex Gorbachenko
написал(a):
> давайте определимся.
>
> если ваша карта умеет аппаратно играть с нескольких
> источников, то ничего, кроме "голой" alsa вам не нужно.
Не знаю что вам ответить. Думаю, что самым верным будет
"ДА". Карточка с аппаратным микшированием.
> если нет,
Даже если да...
> то следующий вопрос. вы собираетесь как-либо
> обрабатывать сигнал, или нужно просто играть с нескольких
> источников (напр. одновременно xmms и timidity) ?
Периодически как-либо обрабатываю. Хотелось бы иметь
возможность вести запись/проигрывание нескольких треком
одновременно часть из которых wav а часть - midi. Т.е.
поскольку аппаратное midi не работает вроде как нужен
какой-нибудь костыль.
--

@ 2007-01-16 14:54               ` Alex Gorbachenko
From: Alex Gorbachenko @ 2007-01-16 14:54 UTC (permalink / raw)
  To: community

Юрковский wrote:

>Периодически как-либо обрабатываю. Хотелось бы иметь
>возможность вести запись/проигрывание нескольких треком
>одновременно часть из которых wav а часть - midi.

тогда нужно иметь $HOME/.asoundrc приблизительно следующего содержания:

# Jack settings.
pcm.jack {
     type jack
     playback_ports {
         0 alsa_pcm:playback_1
         1 alsa_pcm:playback_2
     }
     capture_ports {
         0 alsa_pcm:capture_1
         1 alsa_pcm:pcapture_2
     }
}

# Set default sound card
# Useful so that all settings can be changed to a different card here.
pcm.snd_card {
     type hw
     card 0
     device 0
}

# Allow reading from the default device.
# Also known as record or capture.
pcm.input {
     type dsnoop
     ipc_key 2048
     ipc_perm 0660 # Sound for everybody in your group!
     slave.pcm "snd_card"

## Possible artsd full duplex fix:
#     slave {
#          period_time 0
#          period_size 1024
#          buffer_size 8192
#     }

     bindings {
          0 0
          1 1
     }
}

pcm.duplex {
     type asym
     playback.pcm "jack"
     capture.pcm "input"
}

pcm.!default {
     type plug
     slave.pcm "duplex"
}

# OSS dsp0 device (OSS needs only output support, duplex will break
some stuff)

pcm.dsp0 {
     type plug
     slave.pcm "output"
}

# OSS control for dsp0 (needed?...this might not be useful)
ctl.dsp0 {
     type plug
     slave.pcm "snd_card"
}

вуаля. все, кто умеют jack отдают звук на jack. кто не умеют, отдают
туда же, но другим путём :) capture.pcm, видимо, тоже должен быть
"jack".

--
np: Black Stone Cherry - Maybe Someday

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [Comm] alsa,oss,arts,gstreamer,jack
@ 2007-01-16 15:39                 ` Юрковский Андрей
From: Юрковский Андрей @ 2007-01-16 15:39 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 16 января 2007 16:54 Alex Gorbachenko

Grand thanks!
--

@ 2007-01-29 19:12                 ` Vyatcheslav Perevalov
From: Vyatcheslav Perevalov @ 2007-01-29 19:12 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community

В сообщении от 16 января 2007 20:54 Alex Gorbachenko написал(a):

> тогда нужно иметь $HOME/.asoundrc приблизительно следующего содержания:
[skip]
А если звуковая карта другая (интегрированная AC97), но задачи практически те
же?
--
Всего хорошего
		/vip

* Re: [Comm] alsa,oss,arts,gstreamer,jack
@ 2007-01-30 13:07                   ` Alex Gorbachenko
From: Alex Gorbachenko @ 2007-01-30 13:07 UTC (permalink / raw)
  To: community

Vyatcheslav wrote:

>А если звуковая карта другая (интегрированная AC97), но задачи
>практически те же?

значит и конфиг практически тот же.

значения для секции:

pcm.snd_card {
     type hw
     card 0
     device 0
}

можно посмотреть в /proc/asound/(cards|devices)

--
np: Iron Maiden - Out of the Shadows

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* [Comm] LiveCD (20070529)
@ 2007-06-03 14:57     ` Kosserior
From: Kosserior @ 2007-06-03 14:57 UTC (permalink / raw)
  To: 'ALT Linux Community'

Здравствуйте.

Мне тоже удалось потестировать LiveCD от 29 мая.

Хочу перечислить непонравившиеся мне моменты.

Ну, что больше всего не понравилось, так это то, что не
запустились X'ы под GF4200.

Я вот только не понял, как определить определяется ли моя
видео карта правильно. lsspci выводит корректную информацию
о ней, в xorg.conf.auto написано что используются драйверы
"nvidia".

При нажатии на Esc во время загрузки, некоторое время
показывается подробная информация о процессе загрузки, но
потом опять возникает тот же splash; приходится опять жать
Escape, и так пару-тройку раз.

Интересный момент: вроде бы везде упомянается, что я работаю
с "ALT Linux Server 4.0", но при текстовом приглашении входа
в систему, на писано, что это "Desktop".

При окончании загрузки выводится стандартное текстовое
приглашение входа в систему, при этом сообщения,
показываемые при загрузке системы не были очищены. (может
быть так и было задумано?)

На ноутбуке с присловутой видео картой S3 загрузились Кеды.
Выглядили они очень удручающе: шрифт такой, что я с трудом
разбирал написанный текст; указатель мышиного курсора
(использовался touchpad) не доходил до правого и нижнего
краев экрана, и находился не в том месте, на которое реально
узаываел.

Также весьма удивил факт отсутствия пунктов перезагрузки и
выключения компьютера в диалоге завершения сеанся KDE под
встроенным пользователем, а под root'ом зайти не удается.

Попытался из X'ов переключится на первую консоль - а там
меня ждал все тот же splash. Смог переключится только после
промежуточного переключения на вторую консоль.

В общем впечатление такое, что этот LiveCD еще надо
несколько доработать.

* Re: [Comm] LiveCD (20070529)
@ 2007-06-03 15:32       ` Хихин Руслан
From: Хихин Руслан @ 2007-06-03 15:32 UTC (permalink / raw)
  To: community

Здравствуйте Kosserior
  В сообщении от 3 июня 2007 Kosserior написал(a):
> [...]
 >
 > Хочу перечислить непонравившиеся мне моменты.
 >
 > Ну, что больше всего не понравилось, так это то, что не
А новые NVIDIA его поддерживают ?

 > Я вот только не понял, как определить определяется ли моя
 > видео карта правильно. lsspci выводит корректную информацию
 > о ней, в xorg.conf.auto написано что используются драйверы
 > "nvidia".
Значит определяются.

 > Интересный момент: вроде бы везде упомянается, что я работаю
 > с "ALT Linux Server 4.0", но при текстовом приглашении входа
 > в систему, на писано, что это "Desktop".
Альфа версия - ещё не изменили :)

> При окончании загрузки выводится стандартное текстовое
 > приглашение входа в систему, при этом сообщения,
 > показываемые при загрузке системы не были очищены. (может
 > быть так и было задумано?)
Да, так и задумано, что-бы посмотреть как загрузился и т.п.

 > Попытался из X'ов переключится на первую консоль - а там
 > меня ждал все тот же splash. Смог переключится только после
 > промежуточного переключения на вторую консоль.
Это да, splash раздражает, в том смысле, что если раньше времени на него
переключишься, так он на этой консоле потом весит и место занимает,
Если он так нужен, может его на незанятые - 8 и выше консоли повесить ?
Или это для защиты информации сделано, что-бы пользователь по консолям
не лазил ?
 > В общем впечатление такое, что этот LiveCD еще надо
 > несколько доработать.
Несколько :)

--
  А ещё говорят так  (fortune):

С уважением Хихин Руслан

[-- Attachment #2: This is a digitally signed message part. --]

* Re: [Comm] LiveCD (20070529)
@ 2007-06-03 17:26         ` Kosserior
From: Kosserior @ 2007-06-03 17:26 UTC (permalink / raw)
  To: hihin, 'ALT Linux Community'

> А новые NVIDIA его поддерживают ?

Самому интересно. Только я вот опять видимо чего-то не
понял: где-то здесь, в этой рассылке, говорил, что если
новые драйверы поддерживать старые карты не будут, то не
будет 3D, я так понял, что X'ы-то работать должны? Или нет?

* Re: [Comm] LiveCD (20070529)
@ 2007-06-03 18:16           ` Хихин Руслан
From: Хихин Руслан @ 2007-06-03 18:16 UTC (permalink / raw)
  To: community

Здравствуйте Kosserior

 > Самому интересно.
ftp://ftp.altlinux.ru/pub/people/ruslandh/nvidia_other/Nvidia_table.html
 > Только я вот опять видимо чего-то не
 > понял: где-то здесь, в этой рассылке, говорил, что если
 > новые драйверы поддерживать старые карты не будут, то не
 > будет 3D, я так понял, что X'ы-то работать должны? Или нет?
Должны, но в xorg.conf должен быть прописан драйвер или nv,
или vesa, или fbdev.

--

@ 2007-06-04  4:58             ` Kosserior
From: Kosserior @ 2007-06-04  4:58 UTC (permalink / raw)
  To: 'ALT Linux Community'

Оказалось, что не поддерживают.

нет?
> Должны, но в xorg.conf должен быть прописан драйвер или
nv,
> или vesa, или fbdev.

Спасибо за совет, прописал "nv", и X'ы запустились.

По сему я продолжил свой беглый осмотр возможностей LiveCD.

Заметил, что по началу отсутствовал звук, хотя lsmod выдал
около десятка модулей, имеющих в названии snd и sound (среди
них были и лишние). Каково было мое удивление, когда зайдя в
секцию управления звуком в "Центре управления", я увидел,
что звуковая система отключена! После ее включения и
автоматического определения карты, звук появился.

Заглянув в kmix, обнаружил, что вместо русскоязычных
названий входов и выходов красуется соответствующее
количество вопросительных знаков.

Попробовал запустить Персональный информационный менеждер
(четвертой кнопкой в панеле запуска), на что получил ошибку,
связанную с отсутствием libkmailpart.so, после чего менеджер
таки запустился, но вот только закрыть обычными методами его
не удавалось.

В первом сообщени данной темы я писал об отсутствии
возможности выключить или перезагрузить компьютер
посредством диалога "Завершить сеанс". Заметил, что при
явном входе под пользователем в графической среде (не
автоматом, как при при загрузке), эта возможность
появляется.

Ну вот, пока вроде все.

* Re: [Comm] LiveCD (20070529)
@ 2007-06-04  7:43               ` Хихин Руслан