* [devel] I: rpm macroses for systemd
@ 2021-08-27 11:47 Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2021-08-27 11:47 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

День добрый.
Есть пара новостей для анонса.

rpm макросы, используемые в апстрим (а также в RH, SUSE),
https://github.com/systemd/systemd/blob/main/src/rpm/macros.systemd.in
добавлены в сизиф, но разнесены по двум пакетам: rpm-build и
rpm-build-systemd(rpm-macros-systemd)

1) В rpm-build расширен набор макросов с указанием путей для различных
компонентов systemd.
http://git.altlinux.org/gears/r/rpm-build.git?p=rpm-build.git;a=commitdiff;h=01d2120325bd565dd69fab5473acdf7f13b3a322
По просьбе ldv@ макросы имеют более короткие и читаемые имена
(например вместо %_systemdusergeneratordir используется
%_user_gen_dir), но совместимость с апстримными макросами сохранена и
их тоже можно использовать.

2) rpm-build-systemd виртуальный пакет с зависимостями на
rpm-macros-systemd, systemd-utils, libsystemd-devel (что бы
устанавливались pkgconfig(libsystemd) и pkgconfig(systemd))
Типовое использование:
BuildRequires(pre): rpm-build-systemd
или
BuildRequires(pre): rpm-macros-systemd
BuildRequires: rpm-build-systemd

3) В rpm-build-systemd добавлены макросы для использования в разделах
%post, %preun, %postun
В /usr/lib/rpm/macros.d/systemd в комментариях можно посмотреть
варианты использования.

- %post_systemd и %preun_systemd полностью повторяют логику работы
%post_service и %preun_service. Но в отличие от *_service им за раз
можно указать несколько unit-файлов, systemd сам разберется в
очередности перезагрузки сервисов.
Пример использования:
-----------------
%post
%post_systemd demo.socket demo.service demo1

%preun
%preun_systemd demo.socket demo.service demo1
-----------------

Начиная с systemd-v248 добавлена возможность пометить сервис для
рестарта (systemctl set-property foo.service Markers=+needs-restart),
а потом за раз все помеченные сервисы рестартовать (systemctl
reload-or-restart --marked). Это позволяет реализовать отложенный
рестарт сервиса в конце транзакции при обновлении. Может быть
актуально для множества ПО, порезанного на подпакеты с плагинами, или
другого многокомпонентного ПО, где трудно предсказать очередность
обновления подсистем и желательно рестартовать сервис после обновления
всех пакетов в системе.

Команда "systemctl reload-or-restart --marked"  добавлена в
rpm-filetrigger в systemd-249.3-alt2(уже в сизифе).

Для использования в %post и %preun возможны 2 варианта:
- %post_systemd_restart_later - похож на %post_systemd(и на
%post_service) только не рестартует сервис, а помечает для рестарта.
Тоже возможно указание нескольких unit одновременно.
Пример использования:
-----------------
%post
%post_systemd_restart_later demo.socket demo.service demo1

%preun
%preun_systemd demo.socket demo.service demo1
-----------------

- %systemd_post %systemd_preun  %systemd_postun_with_restart -
апстримные макросы.
Разница в том, что юнит помечается для рестарта при удалении старого
пакета в %postun, т.е. должен быть в предыдущей версии пакета.
Возможно для новых пакетов в репо(и в системе) это не проблема, а для
уже установленных может вызвать проблему, т.к. при обновлении сервис
не будет перезапущен.
В первую очередь эти макросы добавлены для совместимости с апстримом,
и для тех, кто использует copy-paste из спеков других дистрибутивов.
Пример использования:
-----------------
%post
%systemd_post demo.socket demo.service demo1.service
%systemd_user_post demo2.socket demo2.service demo3.service

%preun
%systemd_preun demo.service demo1.service
%systemd_user_preun demo2.socket demo2.service demo3.service

# For restart service at transaction end with rpm-filetrigger, add
%postun
%systemd_postun_with_restart demo.service
----------------

PS: если кто перенесет на wiki, буду признателен.

--
Alexey Shabalin

* Re: [devel] I: rpm macroses for systemd
@ 2021-08-27 11:51 ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2021-08-27 11:51 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

пт, 27 авг. 2021 г. в 14:47, Alexey Shabalin <a.shabalin@gmail.com>:

> [...]
> %systemd_postun_with_restart demo.service
> ----------------
>

> PS: если кто перенесет на wiki, буду признателен.

Забыл, плюс еще пастримные макросы %tmpfiles_create, %sysusers_create,
%sysusers_create_package, %tmpfiles_create_package, %sysctl_apply,
%binfmt_apply.
Что они делают и примеры тоже можно посмотреть
/usr/lib/rpm/macros.d/systemd, вроде ничего сложного, должно быть
понятно.
Если возникнут вопросы, обращайтесь.

--

@ 2021-08-27 14:42   ` Vladimir D. Seleznev
From: Vladimir D. Seleznev @ 2021-08-27 14:42 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Fri, Aug 27, 2021 at 02:51:56PM +0300, Alexey Shabalin wrote:
> [...]

Добрый день!

А когда это нужно?

И что делать тем, у кого в пакетах помимо service-файлов ещё и
init-скрипты?

> [...]
> Что они делают и примеры тоже можно посмотреть
> /usr/lib/rpm/macros.d/systemd, вроде ничего сложного, должно быть

У меня возникли вопросы к макросам, обозначенным в последнем абзаце,
точнее их необходимости.  Управлять tmpfiles всё-таки надо через
tmpfiles.d, а изменять состояния sysctl и binfmt в результате установки,
обновления или удаления пакетов мне видится неправильным.

--
   WBR,
   Vladimir D. Seleznev

* Re: [devel] I: rpm macroses for systemd
@ 2021-08-27 16:00     ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2021-08-27 16:00 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

пт, 27 авг. 2021 г. в 17:42, Vladimir D. Seleznev <vseleznv@altlinux.org>:

> Добрый день!

> А когда это нужно?

Это нужно, когда это нужно :)
Очевидно, что когда хочется воспользоваться макросами, или когда нужна
сборочная зависимость на pkgconfig(systemd).
Или я не понял в чем вопрос.

> И что делать тем, у кого в пакетах помимо service-файлов ещё и
> init-скрипты?

Ничего не делать, продолжать жить дальше и использовать %post_service
и %preun_service.
Новые макросы systemd-only, поэтому они в пакете rpm-macros-systemd.
У нас сейчас есть довольно много пакетов, которые не предусматривают
работу под sysvinit.
Например, ceph, в нем в принципе все заточено для работы под systemd,
используются юниты вида ceph-osd@3.service, ceph-mon@server1.service.
И рестартовать сервисы хотелось бы в конце транзакции.
Или я опять не понял в чем вопрос.

Реализовывать отложенный рестарт сервисов под sysvinit нужно каким-то
другим способом.
Сейчас как это сделать, каждый пакет придумывает самостоятельно.

> [...]
> tmpfiles.d, а изменять состояния sysctl и binfmt в результате установки,
> обновления или удаления пакетов мне видится неправильным.

Не используйте. Я вижу что вы макросы не читали, но осуждаете.

А мне вот нужна необходимость упаковать что-то sysctl.d и применить до
рестарта сервиса, а не дожидаться когда отработает filetrigger или
сервер перезагрузится.

--

@ 2021-08-30 16:33       ` Vladimir D. Seleznev
From: Vladimir D. Seleznev @ 2021-08-30 16:33 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Fri, Aug 27, 2021 at 07:00:33PM +0300, Alexey Shabalin wrote:

> [...]
> другим способом.
> Сейчас как это сделать, каждый пакет придумывает самостоятельно.

Спасибо, стало понятнее.

> Не используйте. Я вижу что вы макросы не читали, но осуждаете.

Как раз-таки читал и осуждаю.

> А мне вот нужна необходимость упаковать что-то sysctl.d и применить до
> рестарта сервиса, а не дожидаться когда отработает filetrigger или
> сервер перезагрузится.

Вот как-раз таки такое поведение мне кажется неправильным. Установка,
обновление или удаление пакета с сервисами не должно приводить к
изменению конфигурации sysctl, это зона ответственности системного
администратора. Единственный случай, при котором мне кажется это
допустимо, это сервисы, перезагружающие модуля ядра с последующим
применением (восстановлением, в данном случае) конфигурации
sysctl-параметров, которые данный модуль предоставляет (но это
вырожденный пример). Ну, или ещё вариант, что я ничего не понимаю в
современных Линуксах.

--
   WBR,
   Vladimir D. Seleznev

* Re: [devel] I: rpm macroses for systemd
@ 2021-09-01 20:34         ` Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2021-09-01 20:34 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

пн, 30 авг. 2021 г. в 20:33, Vladimir D. Seleznev <vseleznv@altlinux.org>:

> [...]
[...]
> [...]
> sysctl-параметров, которые данный модуль предоставляет (но это
> вырожденный пример). Ну, или ещё вариант, что я ничего не понимаю в

А причём тут сисадмин, если оно в sysctl.d уже приехало? Разве от него
далее что-то зависит? Вопрос в том только когда оно успеет отработать
- сразу попозже, сразу по-раньше или после перезагрузки.

--
Sin (Sinelnikov Evgeny)

* Re: [devel] I: rpm macroses for systemd
@ 2021-09-02 19:45           ` Vladimir D. Seleznev
From: Vladimir D. Seleznev @ 2021-09-02 19:45 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Thu, Sep 02, 2021 at 12:34:46AM +0400, Evgeny Sinelnikov wrote:
> [...]
> далее что-то зависит? Вопрос в том только когда оно успеет отработать
> - сразу попозже, сразу по-раньше или после перезагрузки.

Потому что сисадмину следует иметь контроль над системой.

Я сразу же придумал design flaw, когда настройка в /lib/sysctl.d
перебивается настройками, записанными в /etc/sysctl.*, и перезапуск
сервиса заставляет перечитать параметры из файлов, лежащий в
/lib/sysctl.d, ассоциированных с данным сервисом, но оказалось всё не
так плохо: для оверрайдинга параметров ядра, приезжающими с неким
сервисом, страница мануала sysctl.d(5) рекомендует создавать в
/etc/sysctl.d файл с именем, совпадающим с именем файла, находящимся в
/lib/sysctl.d, а для полного выключения — создавать симлинк на
/dev/null. Другое дело, что нужно постоянно мониторить не приехали
интересующие параметры с установкой/обновлением пакетов.

--
   WBR,
   Vladimir D. Seleznev