ALT Linux Team development discussions
* [devel] Неупакованные каталоги
@ 2023-08-05 18:28 Vitaly Lipatov
                   ` (3 more replies)
From: Vitaly Lipatov @ 2023-08-05 18:28 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

При сборке пакета файлы иногда попадают в каталоги, которыми никто не
владеет (на момент установки пакета), или владеет да не тот. Я сделал
небольшую выборку из таких бесхозных каталогов на основе логов сборки
заданий за последние двенадцать месяцев.

Некоторые из таких каталогов некоторые дистрибутивы пакуют в filesystem,
но возможно было бы странно увидеть там /usr/share/metainfo.
Или вот /usr/share/help. По сути, он принадлежит только librarian,
которую никто не использует. Однако, кладут файлы туда множество
пакетов, в том числе и равноудалённые от GNOME (или MATE), для которого
каталог задумывался.

По некоторым каталогам нужно принять решение, что их будет паковать себе
каждый, кто использует.

Для остальных достаточно добавить зависимость на пакет, содержащий
каталог.
Допустим, если кладём файл в /usr/share/polkit-1, у пакета должна быть
зависимость на polkit.

/etc/bash_completion.d:
     hub: /etc/bash_completion.d
     ninja-build: /etc/bash_completion.d
     openscap-scanner: /etc/bash_completion.d
     bash-completion: /etc/bash_completion.d
     bash-completion-mercurial: /etc/bash_completion.d
     bash-completion-source-highlight: /etc/bash_completion.d
     python3-module-cinderclient: /etc/bash_completion.d
     python3-module-glanceclient: /etc/bash_completion.d
     python3-module-magnumclient: /etc/bash_completion.d
     python3-module-mistralclient: /etc/bash_completion.d
     python3-module-neutronclient: /etc/bash_completion.d
     python3-module-novaclient: /etc/bash_completion.d
     python3-module-swiftclient: /etc/bash_completion.d
     python3-module-vitrageclient: /etc/bash_completion.d
     python3-module-zunclient: /etc/bash_completion.d
     rinse: /etc/bash_completion.d
     salt-master: /etc/bash_completion.d
     xen-tools: /etc/bash_completion.d

/usr/share/bash-completion:
     ethtool: /usr/share/bash-completion
     gopass: /usr/share/bash-completion
     nnn: /usr/share/bash-completion
     pcp: /usr/share/bash-completion
     powertop: /usr/share/bash-completion
     bash-completion: /usr/share/bash-completion
     bash-completion-mercurial: /usr/share/bash-completion
     clufter-cli: /usr/share/bash-completion
     driverctl: /usr/share/bash-completion
     rpmdevtools: /usr/share/bash-completion

/lib/firmware:
     firmware-alsa-sof: /lib/firmware

/usr/lib/systemd/user:
     systemd: /usr/lib/systemd/user
     canto-next: /usr/lib/systemd/user

/usr/lib/systemd:
     systemd: /usr/lib/systemd
     canto-next: /usr/lib/systemd

/lib/dbus-1/system-services:

/usr/share/polkit-1/actions:
     deepin-api: /usr/share/polkit-1/actions
     kdiskmark: /usr/share/polkit-1/actions
     lxqt-admin: /usr/share/polkit-1/actions
     polkit: /usr/share/polkit-1/actions

/usr/share/dbus-1:
     ayatana-indicator-keyboard: /usr/share/dbus-1
     ayatana-indicator-sound: /usr/share/dbus-1
     dbus: /usr/share/dbus-1
     libdbus-devel: /usr/share/dbus-1

/usr/share/polkit-1:
     kdiskmark: /usr/share/polkit-1
     polkit: /usr/share/polkit-1

/usr/share/zsh:
     gopass: /usr/share/zsh
     pcp: /usr/share/zsh
     radare2: /usr/share/zsh
     zsh: /usr/share/zsh
     bash-completion-mercurial: /usr/share/zsh

/usr/share/zsh/site-functions:
     environment-modules: /usr/share/zsh/site-functions
     gopass: /usr/share/zsh/site-functions
     pcp: /usr/share/zsh/site-functions
     radare2: /usr/share/zsh/site-functions
     bash-completion-mercurial: /usr/share/zsh/site-functions
     ddgr: /usr/share/zsh/site-functions

/usr/share/help:
     librarian: /usr/share/help
     mate-file-manager-actions-doc: /usr/share/help

/usr/share/help/C:
     gnucash-docs: /usr/share/help/C
     mate-file-manager-actions-doc: /usr/share/help/C

/usr/share/icons/hicolor/symbolic:

/usr/share/icons/hicolor/symbolic/apps:

/usr/share/icons/hicolor/512x512/apps:
     endless-sky: /usr/share/icons/hicolor/512x512/apps
     hedgewars: /usr/share/icons/hicolor/512x512/apps
     kdiskmark: /usr/share/icons/hicolor/512x512/apps
     texworks: /usr/share/icons/hicolor/512x512/apps

/usr/share/themes:
     libgtk+2: /usr/share/themes
     gtk-theme-qogir: /usr/share/themes
     gtk2-themes-aurora: /usr/share/themes
     gtk2-themes-murrine: /usr/share/themes

/usr/share/gtk-doc/html:
     libjcat-devel: /usr/share/gtk-doc/html
     libldm1.0-devel: /usr/share/gtk-doc/html
     libunique3.0-devel: /usr/share/gtk-doc/html
     libxmlb-devel: /usr/share/gtk-doc/html
     tomoe-devel: /usr/share/gtk-doc/html
     gnome-latex-devel-doc: /usr/share/gtk-doc/html
     gtk-doc: /usr/share/gtk-doc/html
     libgwyddion-doc: /usr/share/gtk-doc/html
     libmessaging-menu-doc: /usr/share/gtk-doc/html
     power-profiles-daemon-docs: /usr/share/gtk-doc/html

/usr/lib64/qt5/mkspecs/modules:
     qt5-base-devel: /usr/lib64/qt5/mkspecs/modules

/usr/share/gtk-doc:
     libjcat-devel: /usr/share/gtk-doc
     libunique3.0-devel: /usr/share/gtk-doc
     libxmlb-devel: /usr/share/gtk-doc
     tomoe-devel: /usr/share/gtk-doc
     gtk-doc: /usr/share/gtk-doc
     libgwyddion-doc: /usr/share/gtk-doc
     libmessaging-menu-doc: /usr/share/gtk-doc
     power-profiles-daemon-docs: /usr/share/gtk-doc

/usr/lib64/qt5/mkspecs:
     qt5-base-devel: /usr/lib64/qt5/mkspecs

/usr/lib/cmake:

/usr/lib64/cmake:
     cmake: /usr/lib64/cmake
     errut: /usr/lib64/cmake
     ispc: /usr/lib64/cmake
     libfastpfor-devel: /usr/lib64/cmake
     liblapack-devel: /usr/lib64/cmake
     librabbitmq-c-devel: /usr/lib64/cmake
     libsavitar-devel: /usr/lib64/cmake
     qt5-base-devel: /usr/lib64/cmake
     qt6-base-devel: /usr/lib64/cmake
     libleatherman-devel: /usr/lib64/cmake/leatherman/cmake

/usr/share/metainfo:
     doomsday: /usr/share/metainfo
     endless-sky: /usr/share/metainfo
     fritzing: /usr/share/metainfo
     imhex: /usr/share/metainfo
     texworks: /usr/share/metainfo
     vlc-mini: /usr/share/metainfo
     nicotine-plus: /usr/share/metainfo
     shutter: /usr/share/metainfo

--
С уважением,
Виталий Липатов,

* Re: [devel] Неупакованные каталоги
@ 2023-08-07  9:12 ` Vitaly Chikunov
                   ` (2 subsequent siblings)
From: Vitaly Chikunov @ 2023-08-07  9:12 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Hi,

On Sat, Aug 05, 2023 at 09:28:51PM +0300, Vitaly Lipatov wrote:
> [...]
>
> Некоторые из таких каталогов некоторые дистрибутивы пакуют в filesystem, но
> возможно было бы странно увидеть там /usr/share/metainfo.

В Федоре есть много пакетов *-filesystem. Например,

> /usr/lib/cmake:
> /usr/lib64/cmake:

в cmake-filesystem.

* Re: [devel] Неупакованные каталоги
@ 2023-08-07  9:21 ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2023-08-07  9:21 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

> [...]
> каталог.
> Допустим, если кладём файл в /usr/share/polkit-1, у пакета должна быть

На всякий случай напомню, что в rpm-build есть механизм автоматического
добавления зависимостей такого рода, реализованный с помощью файлов
/usr/lib/rpm/*-files.req.list, и проверка принадлежности каталогов
check-dirlist в sisyphus_check, реализованная с помощью тех же самых
файлов.

--
ldv

* [devel]  Re:  Неупакованные каталоги
@ 2023-08-07 11:09 ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2023-08-07 11:09 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Saturday, 5 August 2023 21:28:51 MSK Vitaly Lipatov wrote:

[...]
> Допустим, если кладём файл в /usr/share/polkit-1, у пакета должна быть
> зависимость на polkit.
Только если без него пакет работать не будет. А ещё ему понадобится
зависимость на GUI от polkit, а они в каждом DE свои.

[...]

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel] Неупакованные каталоги
@ 2023-08-07 11:45   ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2023-08-07 11:45 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Good ${greeting_time}!

On 2023-08-07 14:09:54 +0300, Sergey V Turchin wrote:

 > Только если без него пакет работать не будет. А ещё ему
 > понадобится зависимость на GUI от polkit, а они в каждом
 > DE свои.

А если будет, то при сборке того же polkit (или udev, или
других руткитов) следует явно описать

%package hier

(оно короче и правильнее, чем filesystem), а потом

%files hier
%dir ...

чтобы по зависимостям на каталоги вытягивался только %name-hier,
а не вся помойка, которую потащит за собой просто %name

Аналогично нужно поступать и с библиотеками: в %name-libs или
lib%name в норме не должно быть ничего кроме %_libdir/*.so.*

--
Alexey V. Vissarionov

* [devel]  Re:  Неупакованные каталоги
@ 2023-08-07 12:00     ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2023-08-07 12:00 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Monday, 7 August 2023 14:45:31 MSK Alexey V wrote:
> [...]
>  > DE свои.
>
> А если будет, то при сборке того же polkit (или udev, или

Я обычно делаю подпакет common.

@ 2023-08-07 12:19       ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2023-08-07 12:19 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Good ${greeting_time}!

On 2023-08-07 15:00:08 +0300, Sergey V Turchin wrote:

 > Я обычно делаю подпакет common.

На мой взгляд, common - нечто большее, чем hier. То есть,
не только каталоги, но и какой-то набор файлов, общих для
разных подпакетов, которые могут устанавливаться отдельно
друг от друга.

Впрочем, если %package common не тащит никаких зависимостей,
можно обойтись и без явного обособления %package hier

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel] Неупакованные каталоги
@ 2023-08-07 12:38   ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2023-08-07 12:38 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 07.08.2023 12:21, Dmitry V. Levin wrote:

> [...]
> /usr/lib/rpm/*-files.req.list, и проверка принадлежности каталогов
> check-dirlist в sisyphus_check, реализованная с помощью тех же самых

А есть на www.altlinux.org описание этого механизма ?

* [devel]  Re:  Неупакованные каталоги
@ 2023-08-07 13:18         ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2023-08-07 13:18 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Monday, 7 August 2023 15:19:37 MSK Alexey V wrote:
> [...]
> не только каталоги, но и какой-то набор файлов, общих для
> разных подпакетов, которые могут устанавливаться отдельно
Да. Я в common кроме каталогов ещё какого-нибудь noarch насыпаю.

                   ` (2 preceding siblings ...)
@ 2023-08-07 14:26 ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2023-08-07 14:26 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

сб, 5 авг. 2023 г. в 21:29, Vitaly Lipatov <lav@altlinux.ru>:

> [...]
> каталог задумывался.
>
> По некоторым каталогам нужно принять решение, что их будет паковать себе

Лучше никто, чем каждый.
Если каждый начнет паковать один и тот же каталог, с зависимостями
будем играть в рулетку.

> Для остальных достаточно добавить зависимость на пакет, содержащий
> каталог.
> Допустим, если кладём файл в /usr/share/polkit-1, у пакета должна быть
> зависимость на polkit.

Это как раз к вопросу, а должны ли плагины и конфиги требовать
установку основной программы.
Ответ не очевиден. Например на минимальной системе может быть не
установлен polkit, и на этой системе я ничего никому не хочу
делегировать, все что необходимо запущу прямо от root.
Но есть пакеты, которые содержат настройки для polkit, если в них
будет зависимость на polkit, то я не смогу удалить из системы polkit.
Вырезать конфиги в отдельный подпакет тоже не целесообразно. (ну какой
смысл плодить отдельные пакеты с настройками для polkit).
Так что ругань на никому не принадлежащий каталог /usr/share/polkit-1
я считаю меньшим злом, чем зависимость на polkit.

> /etc/bash_completion.d:

https://lists.altlinux.org/pipermail/devel/2021-November/216047.html
- Паковать completion файлы вместе с основным пакетом (не делать подпакетов)
- Упаковывать в /usr/share (/etc для администратора)
- Не указывать зависимость на bash-completion или другие shell (zsh, fish)
- Только bash-completion должен владеть директориями
%_datadir/bash-completion/completions и %_sysconfdir/bash_completion.d

> [...]
>      powertop: /usr/share/bash-completion
>      bash-completion: /usr/share/bash-completion
>      bash-completion-mercurial: /usr/share/bash-completion

canto-next - это ошибка

> /usr/lib/systemd:
>      systemd: /usr/lib/systemd
>      canto-next: /usr/lib/systemd

canto-next - это ошибка

> /lib/dbus-1/system-services:

> [...]

Только polkit должен владеть.

> /usr/share/dbus-1:
>      ayatana-indicator-keyboard: /usr/share/dbus-1
>      ayatana-indicator-sound: /usr/share/dbus-1
>      dbus: /usr/share/dbus-1
>      libdbus-devel: /usr/share/dbus-1

Только dbus должен владеть.

> /usr/share/polkit-1:
>      kdiskmark: /usr/share/polkit-1
>      polkit: /usr/share/polkit-1

Только polkit должен владеть.

> /usr/share/zsh:
>      gopass: /usr/share/zsh
>      pcp: /usr/share/zsh
>      radare2: /usr/share/zsh
>      zsh: /usr/share/zsh
>      bash-completion-mercurial: /usr/share/zsh

Все, кроме zsh, ошибки.

> [...]

>      libgwyddion-doc: /usr/share/gtk-doc/html
>      libmessaging-menu-doc: /usr/share/gtk-doc/html
>      power-profiles-daemon-docs: /usr/share/gtk-doc/html

Все, кроме gtk-doc, ошибки.

> [...]
>      libgwyddion-doc: /usr/share/gtk-doc
>      libmessaging-menu-doc: /usr/share/gtk-doc
>      power-profiles-daemon-docs: /usr/share/gtk-doc

Все, кроме cmake, ошибки.

>      libleatherman-devel: /usr/lib64/cmake/leatherman/cmake
А этот что? пусть себе владеет этим каталогом, если кто0то там сможет
найти cmake файлы, но это уже другая история.

> /usr/share/metainfo:
> [...]
Не знаю кто тут должен владеть, может filesystem.

--
Alexey Shabalin

* Re: [devel] Неупакованные каталоги (и bash-completion)
@ 2023-08-08  4:26   ` Vitaly Chikunov
From: Vitaly Chikunov @ 2023-08-08  4:26 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Hi,

On Mon, Aug 07, 2023 at 05:26:17PM +0300, Alexey Shabalin wrote:

> [...]
> - Только bash-completion должен владеть директориями
> %_datadir/bash-completion/completions и %_sysconfdir/bash_completion.d

Наверное, через этот "механизм автоматического добавления зависимостей
такого рода" https://lists.altlinux.org/pipermail/devel/2023-August/217761.html
в сочетании с возможным пакетом bash-completion-filesystem можно было бы
сделать, чтоб эти диры ошибочно не паковали другие пакеты.

Правда этот наверное механизм не сработает так как никто при сборке не
делает `BuildRequires: bash-completion` (содержащий
/usr/share/pkgconfig/bash-completion.pc между прочим), так что нужно
трогать какой-то другой пакет, который есть в базой сборочной среде
(БСС).