Single-board computer software development discussions
* [devel-sbc] Сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9
@ 2019-10-19  9:05 Дмитрий Терехин
From: Дмитрий Терехин @ 2019-10-19  9:05 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

Здравствуйте!

Доступна новая сборка для Raspberry Pi 4, на этот раз на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9.
http://get.srt.basealt.ru/images/rpi4/

Особенности:
Ядро версии 5.3.5, загружается с FAT раздела, как и раньше.
Установлены клиенты удалённого рабочего стола и офисные приложения.
Для установки потребуется карта памяти не менее 16 Гб
Метод установки тот же, что и для предыдущих образов для Raspberry Pi 4
https://forum.altlinux.org/index.php?topic=43089.msg342624#msg342624

Проблемы:
Не работает встроенный bluetooth. Внешний USB-bluetooth адаптер работал.
Не работает перезагрузка платы

С уважением
Дмитрий Терёхин

* Re: [devel-sbc] Сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9
@ 2019-10-21 19:04 ` Evgeny Sinelnikov
From: Evgeny Sinelnikov @ 2019-10-21 19:04 UTC (permalink / raw)
  To: Discussions of Single-board computers

Здравствуйте.

сб, 19 окт. 2019 г. в 12:05, Дмитрий Терехин <jqt4@basealt.ru>:

> Здравствуйте!
>
> Доступна новая сборка для Raspberry Pi 4, на этот раз на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9.
> http://get.srt.basealt.ru/images/rpi4/

Ссылка на образы не рабочая. Исправьте, пожалуйста.

--
Sin (Sinelnikov Evgeny)

* [devel-sbc] Сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9
@ 2019-11-11 14:19 ` Дмитрий Терехин
From: Дмитрий Терехин @ 2019-11-11 14:19 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

Здравствуйте!

Дополнительно выложил ту же сборку на другой хостинг:
http://ftp.altlinux.org/pub/people/jqt4/images/rpi4/

С уважением
Дмитрий Терёхин

@ 2019-12-02 10:48   ` Дмитрий Терехин
From: Дмитрий Терехин @ 2019-12-02 10:48 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

Здравствуйте!

Доступна новая сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9.
На этот раз для загрузки используется u-boot.

http://ftp.altlinux.org/pub/people/jqt4/images/rpi4/alt-workstation-rpi4-9.0-alpha2-aarch64.img.xz
http://ftp.altlinux.org/pub/people/jqt4/images/rpi4/alt-workstation-rpi4-9.0-alpha2-aarch64.img.xz.md5

Альтернативные ссылки:
http://get.srt.basealt.ru/images/rpi4/alt-workstation-rpi4-9.0-alpha2-aarch64.img.xz
http://get.srt.basealt.ru/images/rpi4/alt-workstation-rpi4-9.0-alpha2-aarch64.img.xz.md5

Особенности и проблемы загрузки Raspberry Pi 4 с помощью u-boot описаны в статье:
https://www.altlinux.org/Ports/aarch64/RaspberryPi4andU-Boot
Там же описаны методы и инструменты для их обхода, позволяющие также
менять flavour загружаемого ядра и обновлять ядро с помощью update-kernel.

Особенности:
Ядро версии 5.3.5 "из коробки" загружается с помощью u-boot с ext4 раздела.
В систему также установлено ядро версии 4.19.71.
Установлены клиенты удалённого рабочего стола и офисные приложения.
Установлены скрипты для переключения аудио выхода и flavour загружаемого ядра.
Подробности в вышеуказанной статье.

@ 2019-12-02 20:07     ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2019-12-02 20:07 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

Дмитрий, спасибо!

пн, 2 дек. 2019 г. в 13:49, Дмитрий Терехин <jqt4@basealt.ru>:
> Проблемы:
> Не работает встроенный bluetooth. Внешний USB-bluetooth адаптер работал.

Возможно, поможет вот это:
https://bugs.launchpad.net/ubuntu/+source/linux-raspi2/+bug/1848703/comments/20
и это:
https://github.com/RPi-Distro/pi-bluetooth

Rgrds, Алексей

* Re: [devel-sbc] Сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9
@ 2019-12-03  3:58       ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2019-12-03  3:58 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

On 2019-12-02 23:07:36 +0300, Aleksey Novodvorsky wrote:

 > Возможно, поможет вот это:
 > https://bugs.launchpad.net/ubuntu/+source/linux-raspi2/+bug/1848703/comments/20 и это:
 > https://github.com/RPi-Distro/pi-bluetooth

У нас в сборках для малины БТ отключен.
Программно (через device tree overlay).
По злому умыслу (а не по недомыслию).
Моему :-)
Ибо без него жить можно, а без консоли никак.

Кстати, в https://www.altlinux.org/Ports/aarch64/Raspberry_Pi4
об этом написано человеческим по фоновому - рекомендую поискать
фразу "отключаем bluetooth и освобождаем последовательный порт
для консоли".

Для совсем лентяев: это строчка dtoverlay=disable-bt в файле
config.txt (для использования БТ ее понадобится удалить или
закомментировать).

Для сборщиков дистрибутивов: не трогать! Кому понадобится БТ,
всегда могут включить его вручную у себя локально, а консоль
"из коробки" должна работать, ибо она бывает нужна внезапно.

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel-sbc] Сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9
@ 2019-12-03  4:10         ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2019-12-03  4:10 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

03.12.2019 10:58, Alexey V. Vissarionov пишет:
> [...]
>
> Для совсем лентяев: это строчка dtoverlay=disable-bt в файле
> config.txt (для использования БТ ее понадобится удалить или

Понятно. Тогда bluetooth включить нельзя в варианте загрузки uboot +
extlinux.conf, dtb собран уже в таком виде и не переделывается при
загрузке.

> Для сборщиков дистрибутивов: не трогать! Кому понадобится БТ,
> всегда могут включить его вручную у себя локально, а консоль
> "из коробки" должна работать, ибо она бывает нужна внезапно.

Не могут в варианте uboot + extlinux.conf

Из коробки именно этот вариант, так как он позволяет иметь несколько
ядер и переключаться между ними при загрузке (пока только через
последовательную консоль, с клавиатуры ввод не работает).

--
С уважением, Антон Мидюков <antohami@altlinux.org>

* Re: [devel-sbc] Сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9
  @ 2019-12-03  4:20           ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2019-12-03  4:20 UTC (permalink / raw)
  To: devel-sbc

03.12.2019 11:13, Aleksey Novodvorsky пишет:
> [...]
>
> Из известных на сегодня осталась проблема с перезагрузкой, так?

1. Перезагрузкой и выключением. Ждущий режим также нужно выключать при
сборке (на уровне systemd).

2. Не работает клавиатурный ввод при загрузке u-boot. Поэтому выбрать
ядро можно только через консоль последовательного порта.

--

  @ 2019-12-04  9:51               ` Дмитрий Терехин
From: Дмитрий Терехин @ 2019-12-04  9:51 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

Здравствуйте!

03.12.2019, 07:38, "Aleksey Novodvorsky" <aen@basealt.ru>:

> Помнится, читал, что у кого-то появлялся ввод при загрузке после отсоединения и присоединения клавиатуры.
> Но я пока не дошел до почты, где лежит мой комплект rрi4, сам не проверю.

Вчера попробовал так сделать - не получилось.
Попробовал то, что написано в [1] и [2] :

Добавил в rpi_4_defconfig
CONFIG_USB=y
CONFIG_DM_USB=y
CONFIG_USB_DWC2=y
CONFIG_USB_KEYBOARD=y
CONFIG_SYS_USB_EVENT_POLL_VIA_CONTROL_EP=y
и пересобрал u-boot. Поставил на rpi4
Подал команду:

U-Boot> usb start
Unknown command 'usb' - try 'help'

Команды usb действительно нет.
К сожалению, я не знаю, как добавить эту команду в u-boot для rpi4

Если кто-то знает - подскажите, пожалуйста.

С уважением
Дмитрий Терёхин

[1] https://boundarydevices.com/usb-keyboard-support-in-u-boot/
[2] https://lists.denx.de/pipermail/u-boot/2013-May/153520.html

@ 2019-12-04  9:58                 ` Ivan A. Melnikov
From: Ivan A. Melnikov @ 2019-12-04  9:58 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

On Wed, Dec 04, 2019 at 12:51:46PM +0300, Дмитрий Терехин wrote:
> [...]
> К сожалению, я не знаю, как добавить эту команду в u-boot для rpi4
>
> Если кто-то знает - подскажите, пожалуйста.

CONFIG_CMD_USB?

--
  wbr,
    iv m.

* Re: [devel-sbc] Сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9
  @ 2019-12-04 13:03             ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2019-12-04 13:03 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

On 2019-12-04 01:59:13 +0300, Aleksey Novodvorsky wrote:

 > К сожалению, bluetooth клавиатур довольно много.

Не очень - из беспроводных наибольшей популярностью пользуются
обычные USB HID. Да и сторублевые донглы USB-BT никто не отменял.

 > Потому для десктопа, думаю, он нужен по умолчанию.

Для десктопа обычно используется полноценная клавиатура, а не
блютухесный огрызок.

 > Сервер, наверное, лучше без. На усмотрение разработчиков
 > продуктов, конечно.

На серверах БТ нет, и даже беспроводных клавиатур стараются
избегать - особенно те админы, которые поумнее.

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel-sbc] Сборка для Raspberry Pi 4 на стабильной ветке p9 с брендингом Workstation 9
@ 2019-12-04 13:20                   ` Дмитрий Терехин
From: Дмитрий Терехин @ 2019-12-04 13:20 UTC (permalink / raw)
  To: Single-board computer software development discussions

04.12.2019, 12:58, "Ivan A. Melnikov" <iv@altlinux.org>:

> CONFIG_CMD_USB?

Спасибо!
Добавил в rpi_4_defconfig
CONFIG_CMD_USB=y
CONFIG_USB_UHCI=y
и команда usb появилась.

Однако, подключить клавиатуру это не помогло -
обнаруживается только некий USB hub:
U-Boot> usb info
1: Hub,  USB Revision 1.10
 -  U-Boot Root Hub
 - Class: Hub
 - PacketSize: 8  Configurations: 1
 - Vendor: 0x0000  Product 0x0000 Version 0.0
   Configuration: 1
   - Interfaces: 1 Self Powered 0mA
     Interface: 0
     - Alternate Setting 0, Endpoints: 1
     - Class Hub
     - Endpoint 1 In Interrupt MaxPacket 2 Interval 255ms

Подключение по USB внешних устройств ни на что не влияет.

Если кто-то знает куда копать дальше - подскажите, пожалуйста.

С уважением
Дмитрий Терёхин