Культурный офтопик
* [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-27 17:06 Rinat Bikov
                   ` (3 more replies)
From: Rinat Bikov @ 2010-11-27 17:06 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

Здравствуйте, уважаемые!
Сегодня наконец-таки добрались руки до школ...
Ходили мы с бывшим моим одногруппником - Николаем Васюковым.
Как оказалось, у нас в Удмуртии был указ в каждой школе на 1
компьютере поставить ПСПО
http://www.regionz.ru/index.php?ds=812537
http://udmedu.ru/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=394&Itemid=30

Зашли сначала в 81-ю школу, там сказали, что у них есть специалист,
который занимается внедрением ПСПО и сейчас всего 1 компьютер (как
было приказано) с линуксом и пока не было указа поставить на все,
делать ничего не будут, в наших услугах не нуждаются.

Потом пошли в 78-ю школу, там сказали, что у них всё есть и им ничего
не нужно, в нашей помощи также не нуждаются.

Зашли в 77-ю школу, там нас директор усадила за стол и внимательно
выслушала, ознакомилась с документами и сказала, что по идее у них
сейчас также всего 1 компьютер с линуксом, она недавно разговаривала с
учителем информатики целый урок, решая какой-то важный вопрос и она
наверно сейчас вымотана, поэтому учителя информатики вызывать не
будет. Про то, что с Нового Года нужно будет везде линукс поставить не
знала, взяла мой телефон на всякий случай, если вдруг понадобится наша
помощь и нужно будет в срочном порядке переводить на линукс все
компы...

Потом побывали в 54-й школе, там директора не было и охранник нам так
и сказал, но стоящая рядом женщина спросила, по какому вопросы, мы ей
разъяснили, тогда она сказала, что мы можем пройти, директор находится
на 2-м этаже... Пройдя на второй этаж мы встретили там какую-то
женщину, которая нам также сказала, что директора нет и никакие
финансовые вопросы без неё не решаются. Мы тогда сказали, что мы не по
финансовым вопросам, это ничего не стоит, она всё равно сказала, чтобы
мы приходили после 10 декабря, когда директор выйдет из отпуска. Мы
тогда попросили ну хотя бы с кем-то просто поговорить по этому поводу,
она тогда отправила нас к учителю информатики, но сказала, что у него
сейчас урок и чтобы мы подождали у дверей.

Учитель информатики оказался достаточно продвинутым в этом плане
человеком (хоть и не умеет пользоваться Linux'ом), но зато знает, что
после Нового Года нужно будет полностью перейти на свободное
программное обеспечение и готов это сделать, только вот с
экспериментальным компьютером у них ничего не получалось... Установкой
линукса там занимались школьники, которые ему сказали, что они спецы в
линуксе (2 школьника старших классов), а сам он им ещё не пользовался,
потому как экспериментальный компьютер от 2000 года, с видеокартой
Trident, по его словам на 8Мб, процессором в 1,2Ггц, оперативной
памятью 256МБ и жёстким диском на 40Гб (сборка ижевского радиозавода,
с лицензионной Win2000 :) ). Когда мы получили доступ к этому
компьютеру, оказалось, что там стоит ALTLinux Lite, притом файла
xorg.conf не наблюдалось... Соответственно, графика не стартовала. А
монитор там Acer, разрешением примерно 1360х780. После автоматической
генерации файла xorg.conf.auto и переименования его в xorg.conf,
старта иксов, оказалось, что драйвер trident как-то не совсем
поддерживает монитор с таким разрешением о_О... Картинка была
настолько сильно смазана по диагонали и непонятна, что ни о какой
работе с этим драйвером не было и речи.

Убил иксы, поставил драйвер vesa, запустил иксы, получилась нормальная
картинка :). Вот только когда поставил в конфигурации разрешение
1360x780, буквы в XFCE получились настолько мелкие, что о значении
надписей можно было только догадываться. Также попробовал в
альтераторе потестировать драйвер trident (на свою голову), в
результате чего пришлось снова убивать Х, а после перезагрузки монитор
стал так долго определяться, что не успевало появиться окно выбора
системы на мониторе... А при запуске компьютера иксы автоматом не
стартовали, приходилось каждый раз это делать командой startx...

Ну тогда решили просто поставить другой дистрибутив на эту машину -
Junior. В этот раз trident даже не тестировался на совместимость :).
Однако после установки в КДЕ нижняя панель стала занимать около 1/6
экрана о_О и это при установленном разрешении 1360х780 (слышал, что
вроде бы vesa такое не поддерживает, однако в xfce с такими же
настройками почему-то шрифты смаштабировались до безобразия, а здесь -
наоборот). И значки запуска приложений на рабочем столе тоже
получились гигантских размеров... Нижнюю панель я уменьшил раза в 2 (в
один ряд стало), а вот со значками пока не разобрался... Вообще надо
будет потом другой драйвер для видео попробовать поставить (xvesa? Не
помню название драйвера с расширенным диапазоном поддерживаемых
разрешений...). Но время у нас закончилось, до часа, учителю домой уже
пора идти стало...

В результате в данном случае успешного опыта установки линукса, можно
будет на другие 5 компьютеров с этой же конфигурацией поставить второй
системой линукс.
Также в этом классе есть новые компьютеры, но с ними столько мучатся
не придётся. И ещё один компьютер планируется использовать как сервер.
Учитель обрадовался, что мы ему помогли разобраться с линуксом (а то
он уж собирался попробовать поменять видеокарту на компьютере, чтобы
графика запускалась). Мы пообещали, что также можем помочь после с
настройкой сервера, установить Code::Blocks (на факультативе школьники
изучают С++ о_О мне бы в школе так...).
Ну и решили прийти в эту же школу в следующую субботу. :)

--
С уважением, Ринат Биков.

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-27 17:11 ` Aleksey Novodvorsky
                   ` (2 subsequent siblings)
From: Aleksey Novodvorsky @ 2010-11-27 17:11 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

27 ноября 2010 г. 20:06 пользователь Rinat Bikov <becase@altlinux.org> написал:
> [...]
>
> Ну тогда решили просто поставить другой дистрибутив на эту машину -
> Junior. В этот раз trident даже не тестировался на совместимость :).
Кажется, Вы ставите ПСПО 2008 года...
Лучше возьмите поновее
http://www.altlinux.org/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%BA%D1%81_5.0_%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9

И обновите из p5, там очень много нового.

Спасибо!

Rgrds, Алексей

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-27 17:13 ` Anton A. Vinogradov
From: Anton A. Vinogradov @ 2010-11-27 17:13 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

27.11.2010 20:06, Rinat Bikov пишет:
> с Нового Года нужно будет везде линукс поставить не
> знала
в смысле "везде"? У вас в регионе?

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-27 17:20   ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-27 17:20 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

27 ноября 2010 г. 20:11 пользователь Aleksey Novodvorsky написал:
> Кажется, Вы ставите ПСПО 2008 года...
> Лучше возьмите поновее
Да, 2008-го, потому как у меня не было CD-болванок и скачать все новые
образы я не успел, поэтому использовали то, что пришло в школу. А
потом, есть компьютеры, куда нормально устанавливаются дистрибутивы
только версии 4.0. И почему-то мне кажется, что от 2008-го года образы
должны быть более вылизанными, нежели более поздние собраться, потому
как тогда это ещё спонсировалось государством (взять хотя бы ту же
проблему с LiveCD)...

--

@ 2010-11-27 17:22   ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-27 17:22 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

27 ноября 2010 г. 20:13 пользователь Anton A. Vinogradov написал:
> в смысле "везде"? У вас в регионе?
Тут я имел в виду на все компьютеры школы. А вообще по плану это
должно быть не менее 50% всех компьютеров в регионе.

--

@ 2010-11-27 17:41     ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2010-11-27 17:41 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

27 ноября 2010 г. 20:20 пользователь Rinat Bikov <becase@altlinux.org> написал:
> [...]
> должны быть более вылизанными, нежели более поздние собраться, потому
> как тогда это ещё спонсировалось государством (взять хотя бы ту же

Это верно отчасти, особенно относится к Terminal Server.
Хотя, думаю, что самые вылизанные (кроме того же Terminal) выйдут в
декабре на основе p5.
Тем не менее, на компьютеры от 256 Mb я бы советовал ставить  Junior
из 5.0.1, а от 512Mb можно Master оттуда же, если KDE нравится. И
сервер обязательно 5.0.1. А лушче 5.0.2, который cas@ скоро сделает.

Rgrds, Алексей

@ 2010-11-27 17:43   ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-27 17:43 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
> [...]

> И обновите из p5, там очень много нового.
Я для этого сделал зеркало p5 и записал мастер 5.0.1 на загрузочную
флешку, однако этот компьютер во-первых, не потянул бы мастер, а
во-вторых, он не умеет загружаться с usb-носителя. Для
Lite-дистрибутива он довольно мощный, а Junior 5.0.1 туда не
поставить, так как он на DVD идёт, а там только CD-ROMы.

А вообще, это был первый и пробный заход, сегодня купил 50шт
CD-болванок, буду нарезать на следующий раз :).
А установка с DVD у нас в Ижевске на большинстве школьных компьютеров
не пройдёт... Так что плохо, что нет Junior'a на CD в новом
варианте...

--

@ 2010-11-27 17:46       ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-27 17:46 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

27 ноября 2010 г. 20:41 пользователь Aleksey Novodvorsky написал:
> Это верно отчасти, особенно относится к Terminal Server.
> Хотя, думаю, что самые вылизанные (кроме того же Terminal) выйдут в
> декабре на основе p5.
Кстати, на сч

--

@ 2010-11-27 17:47     ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2010-11-27 17:47 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

Для слабых компьютеров нет ничего лучше
ftp://ftp.altlinux.ru/pub/people/radik/iso/school/p5/ от Радика. Но
пока бета.
Он ставится даже на 64M, а на 128M вполне сносно работает. Надо только
дял компьютеров до 256Mb _обязательно_ удалить flash plugin.

Rgrds, Алексей

@ 2010-11-27 17:48         ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-27 17:48 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

*на счёт вылизанности, в 5.0.1 в free паскале русские символы
нормально отображаются?
А то у меня в сизифе двойные выдаются, а в 4.0, вы говорили, что
нормально с этим.

--

@ 2010-11-27 17:53           ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2010-11-27 17:53 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

27 ноября 2010 г. 20:48 пользователь Rinat Bikov <becase@altlinux.org> написал:
> *на счёт вылизанности, в 5.0.1 в free паскале русские символы
> нормально отображаются?
> А то у меня в сизифе двойные выдаются, а в 4.0, вы говорили, что
> нормально с этим.

В IDE, в тексте программы? Нет, эта бага не исправлена и, видимо,
практически неисправима. Надо слишком много переписывать.
ЛУчше использовать другие IDE, если русский в тексте программ необходим.
Rgrds, Алексей

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-27 17:56       ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-27 17:56 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

27 ноября 2010 г. 20:47 пользователь Aleksey Novodvorsky написал:
> [...]
> Он ставится даже на 64M, а на 128M вполне сносно работает. Надо только
> дял компьютеров до 256Mb _обязательно_ удалить flash plugin.
Это понятно, просто есть достаточно сильные компьютеры, как попавшиеся
мне (256Мб, 1,2Ггц), у которых нет DVD привода.
И чтобы поставить на них весь необходимый софт в новом варианте, нужно
будет сначала ставить туда что-нибудь лёгкое, а потом доустанавливать
энное количество дополнительных пакетов, на что уйдёт больше времени,
чем если это было бы на нескольких CD.

--

@ 2010-11-27 18:32     ` Anton A. Vinogradov
From: Anton A. Vinogradov @ 2010-11-27 18:32 UTC (permalink / raw)
  To: Александр
	Ганский,
	Культурный
	офтопик

27.11.2010 21:32, Александр Ганский пишет:
> а вы возьмите с собой двд привод и, откинув шлейф с сд-привода, загрузите систему. Это гораздо проще.
> Хотя кульный мастер меня сильно разочаровал - чертилка в нем либо криво настроена, либо вообще не работает., занимает бешенное пространство на винте - основные его характеристики с моей точки зрения.
Сейчас предложу страшное:
0. У автора есть ноут?
1а(сложный): поднимаем сервер автоустановок на нем.
1б(простой) ставим в Виртуалбокс школьный сервер, а в свойсвах сети
виртуалбокса выбираем "мост"
2. ставим "по сети"

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
  @ 2010-11-27 18:32   ` Александр Ганский
From: Александр Ганский @ 2010-11-27 18:32 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

@ 2010-11-27 18:34     ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2010-11-27 18:34 UTC (permalink / raw)
  To: Александр
	Ганский,
	Культурный
	офтопик

2010/11/27 Александр Ганский <yxma@mail.ru>:
> [...]
> Хотя кульный мастер меня сильно разочаровал - чертилка в нем либо криво настроена, либо вообще не работает., занимает бешенное пространство на винте - основные его характеристики с моей точки зрения.

Что не работает? Пожалуйста, напишите в bugzilla.

Rgrds, Алексей

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-28 16:49       ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2010-11-28 16:49 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

On Sat, Nov 27, 2010 at 08:41:21PM +0300, Aleksey Novodvorsky wrote:
> Это верно отчасти, особенно относится к Terminal Server.

Там это по большей части относится к вопросам xorg со старыми
карточками, по крайней мере судя по тому, что до меня донеслось.
Т.е. если какая S3 не поехала на Terminal 5.0, то скорее всего --
то же самое будет и на любом другом дистрибутиве комплекта.

> Хотя, думаю, что самые вылизанные (кроме того же Terminal)
> выйдут в декабре на основе p5.

Собрать-то можно, были бы иксы живые для старых карт...
Там были изменения?

--

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-29  4:06       ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-29  4:06 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

> [...]
> 1а(сложный): поднимаем сервер автоустановок на нем.
> 1б(простой) ставим в Виртуалбокс школьный сервер, а в свойсвах сети
Что-то не выходит у меня дома поэкспериментировать с этим: на втором
ноуте, который играет роль клиентской машины и подключён к роутеру
кабелем во время старта, никак не распознаётся наличие сети: ни роутер
не фиксирует, что к нему подключён клиент, ни сетевая карта не мегает.
И соответственно, по сети ничего не может установиться... Проверялось
как на ПСПО 2008-го года, так и на базе 5-й платформы.

P.S. Подопечный ноут - Dell 500, роутер - D-Link DIR300.

--

@ 2010-11-29  5:46         ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-29  5:46 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

> [...]
> И соответственно, по сети ничего не может установиться... Проверялось
> как на ПСПО 2008-го года, так и на базе 5-й платформы.
Да, ПСПО от 2008-го года выдавало, что якобы не обнаружены сетевые
устройства, а p5 продолжало установку с usb.
Да, пробовал по ftp, согласно
http://heap.altlinux.org/modules/install_server/index.html

--

@ 2010-11-29  6:19           ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-29  6:19 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

29 ноября 2010 г. 8:46 пользователь Rinat Bikov написал:
> Да, ПСПО от 2008-го года выдавало, что якобы не обнаружены сетевые
> устройства, а p5 продолжало установку с usb.
> Да, пробовал по ftp, согласно
> http://heap.altlinux.org/modules/install_server/index.html
О, теперь получилось!
Вручную в p5 указал параметры, которые в 2008-м ПСПО генерируются,
только вот ramdisk_size по-больше выставил, чтобы программа сумела
загрузиться (а то без указания размера загрузка обламывалась на 20%, с
указанием 65535 - на 81%).
Так что теперь можно будет и в школе попробовать так :).

--
С уважением, Ринат Биков.

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
                   ` (2 preceding siblings ...)
  @ 2010-11-29  7:48 ` Sergey
From: Sergey @ 2010-11-29  7:48 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

On Saturday 27 November 2010, Rinat Bikov wrote:

> ритом файла xorg.conf не наблюдалось... Соответственно, графика
> не стартовала.

Вообще-то второе не есть следствие первого. Современный xorg способен
работать без xorg.conf. Другой вопрос, что у него, видимо, с автодетектом
Трайдента проблема возникает. Можно другой вариант попробовать, что
x11_autosetup сделает. Раньше это отдельный пакет был, x11_autosetup,
скрипт из rc5.d автоматом запускался, сейчас аналогичный скрипт живёт
в alterator-backend-x11. Отдельный вопрос, кстати, хорошо ли это, и не
стоит ли старый вариант тоже оставить.

--
С уважением, Сергей
a_s_y@sama.ru

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-29  8:01         ` Sergey
From: Sergey @ 2010-11-29  8:01 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

On Saturday 27 November 2010, Rinat Bikov wrote:

> Это понятно, просто есть достаточно сильные компьютеры, как попавшиеся
> мне (256Мб, 1,2Ггц), у которых нет DVD привода.

1,2Ггц - нечто достаточно современное, чтобы уметь грузиться с USB,
как мне кажется. Все современные ISO от ALT Linux могут быть записаны
на флешку соответствующего объёма обычным dd (в теории, на практике
лучше бы проверить вовремя :-) ).

--
С уважением, Сергей
a_s_y@sama.ru

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-29 10:50   ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-29 10:50 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

29 ноября 2010 г. 10:48 пользователь Sergey написал:
> [...]
> работать без xorg.conf. Другой вопрос, что у него, видимо, с автодетектом
> Трайдента проблема возникает. Можно другой вариант попробовать, что
Я как раз его и использовал для "автоматической генерации" (если не
ошибаюсь, команду я не запоминал, т.к. использую tab) :).
А xorg там был от 2008 года, так как этот дистрибутив в школах поставлен.

--

@ 2010-11-29 11:02           ` Rinat Bikov
From: Rinat Bikov @ 2010-11-29 11:02 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

29 ноября 2010 г. 11:01 пользователь Sergey написал:
> [...]
> как мне кажется. Все современные ISO от ALT Linux могут быть записаны
> на флешку соответствующего объёма обычным dd (в теории, на практике
А это такой уникальный случай, когда процессор довольно шустрый, а
материнская плата и всё остальное довольно старое (всё от 2000 года,
10-летняя давность). А возможность загрузки с USB зависит от
материнской платы и BIOS'а, а не от частоты процессора.
А так вообще в следующий раз действительно попробую по ftp ставить,
благо вот эту статью нашёл:
http://www.altlinux.org/Installer/common/propagator
(правда, на счёт Sisyphus'a там жёстко пошутили :) ).

--

@ 2010-11-29 12:07             ` Sergey
From: Sergey @ 2010-11-29 12:07 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

On Monday 29 November 2010, Rinat Bikov wrote:

> А возможность загрузки с USB зависит от материнской платы и
> BIOS'а, а не от частоты процессора.

Это всё понятно, просто частота - косвеннный показатель степени
новизны. ;-) Вроде бы, за 1Ггц перешагнули только топовые PIII
на закате своей жизни. Тогда загрузка с USB могла уже присутствовать.

--
С уважением, Сергей
a_s_y@sama.ru

* Re: [room] Linux в школах Ижевска
@ 2010-11-29 12:09     ` Sergey
From: Sergey @ 2010-11-29 12:09 UTC (permalink / raw)
  To: Культурный
	офтопик

On Monday 29 November 2010, Rinat Bikov wrote:

> А xorg там был от 2008 года, так как этот дистрибутив в школах
> поставлен.

Я не помню, когда я сам обнаружил, что xorg.conf не обязателен,
но это давно было достаточно.

--
С уважением, Сергей
a_s_y@sama.ru