Культурный офтопик
* [room] вторичное распространение информации
@ 2006-10-31  7:15 Afanasov Dmitry
From: Afanasov Dmitry @ 2006-10-31  7:15 UTC (permalink / raw)
  To: культурный
	офтопик

я даже не знаю куда это писать - в вроде не opensource и с законом не связано,
так что не legal@. хотя по общей теме и подходит.

у меня возникла такая ситуация. я работаю в библиотеке, как нас тут кличут -
автоматизатор.

ещё при союзе библиотеки работали как единая сеть, сейчас кое-что от этого
поведения осталось. наглядоно это выглядит как, если вы не нашли литературу в
своей районно библиотеке, вы можете найти необходимое в любой другой
библиотеке России. в максимуме стояит задача не ограничиваться Россией, а
выйти на международный уровень. уже сейчас некоторый книги можно заказать
хоть из библиотеки конгресса. привезут и дадут почитать, что интересно :)

так же на библиотеки распространяется один из национальных проектов по
информатизации библиотек. задача стоит объеденить их в единую сеть и
предоставить свои ресурсы на общее пользование. это каталоги хранимых книг,
газет, журналов, картин, музыки; это и полнотекстовые базы. объединение
каталогов приведет в общему поиску по ресурсам библиотек всей страны,
полнотектовые базы позволят получать информацию не ожидая приезда заказанной
в другой библиотеке книги: на данный момент межбиблиотечный абонемент
работает со скоростью книга в месяц. а то и дольше.

существует проект libnet. сайт http://www.nilc.ru. по этому проекту любая
библиотека России, подключенная к этому проекту может получить оттуда
библиотечную запись на книгу, или какой другой носитель, для размещения в
своем каталоге. каждая такая запись стоит денег. маленьких, но стоит.

проблема: libnet не хочет позволять региональным библиотекам распространять
эти записи дальше. в нашем случае, мы как Национальная библиотека нашего
региона не можем предоставлять доступ к информации, полученной из либнета
иначе, как в стенах нашей библиотеки. распространять дальше в районный
библиотеки, сельские, в других городах нам запрещают, требуют, чтобы там

- обратите внимание! -
*отдельно подключались к ним и дополнительно платили за ту же запись!*

в итоге получаем - за одну и ту же копию плата должна проиходить столько раз,
сколько была получена запись.

напрашивается аналогия с авторским правом, только где оно тут - авторство?
хотя процесс точно такой же как и с интернет-библиотеками, как с allofmp3 и
вообще любым другим проектом, предоставляющим информацию. как бы легко не
было копировать, плати за каждую копию. тьфу.

истинно русский вопрос: что делать? :)

как мне помнится altlinux учавтсвует в правительственных проектах, связанным с
linux, open source. а также на фесте smi@ мне вообще посоветовал связаться по
поводу библиотечных систем и других АБИС с greycat@altlinux.ru. жалко, что по
тому вопросу - сдеать АБИС под linu - тишина. но этот вопрос прошляпить уже
не охота. это так получится, что любая информация, даже библиотечная, будет
платна.

--
 С уважением,
 Афанасов Дмитрий

* Re: [room] вторичное распространение информации
@ 2006-10-31  9:45 ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2006-10-31  9:45 UTC (permalink / raw)
  To: культурный
	офтопик

Это *именно* в legal@, думаю, Фёдору и AEN будет интересно.

> [...]
> - сдеать АБИС под linu - тишина. но этот вопрос прошляпить уже
> не охота. это так получится, что любая информация, даже

См. тж. greenstone digital library.

--

* Re: [room] вторичное распространение информации
@ 2006-10-31 11:30 ` Vladimir A. Svyatoshenko
From: Vladimir A. Svyatoshenko @ 2006-10-31 11:30 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

Добрый день,

> [...]
> связано, так что не legal@. хотя по общей теме и подходит.
>
> у меня возникла такая ситуация. я работаю в библиотеке, как нас тут

:)
Являюсь руководителем отдела автоматизации НТБ Национального горного
университета Украины. (по совместительству)

> [...]
> любая библиотека России, подключенная к этому проекту может получить
> оттуда библиотечную запись на книгу, или какой другой носитель, для

(не уверенно ...  но с завистью).
В (на) Украине в этой области разброд и шатания. Нет целостной системы,
каждый тянет в свою сторону.

> размещения в своем каталоге. каждая такая запись стоит денег.
> маленьких, но стоит.

По поводу библиографических описаний вопрос сложный (с точки зрения
обмена). Мы несколько раз поднимали вопрос о сводном каталоге, но
проблема в следующем - в каждой библиотеке свои требования к
наполнениям записей :( ... Результат - сами ведем все записи.
Тем более не все АБИС между собой совместимы. А публичных Z39.50
серверов я особо и не видел (на постсоветском пространстве) :(

> [...]
> linu - тишина. но этот вопрос прошляпить уже не охота. это так
> получится, что любая информация, даже библиотечная, будет платна.

Одно время посещал ресурс http://www.oss4lib.org но он как то вяленько
поддерживается.

Из интересых OSS АБИС и прочих Электронных библиотечных систем:

Koha
Greenstone
DSpace
EPrints
Fedora(не путать с ... :)
MicroLCS
OpenBiblio
OpenILS
PMB
PhpMyLibrary ( :) )
Brushtail
Docebo
eZpublish

Из всех наверное Koha http://www.koha.org наиболее удовлетворяет
как АБИС. К сожалению пока плохо с локализацией. Пока нашел только
родную :) (украинскую)

* Re: [room] вторичное распространение информации
@ 2006-10-31 12:05   ` Serge
From: Serge @ 2006-10-31 12:05 UTC (permalink / raw)
  To: культурный
	офтопик

> Из всех наверное Koha http://www.koha.org наиболее удовлетворяет
> как АБИС. К сожалению пока плохо с локализацией. Пока нашел только
> родную :) (украинскую)
я не понял, Koha поддерживает русскую/украинскую локализацию?

* Re: [room] вторичное распространение информации
@ 2006-10-31 12:46     ` Vladimir A. Svyatoshenko
From: Vladimir A. Svyatoshenko @ 2006-10-31 12:46 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

> я не понял, Koha поддерживает русскую/украинскую локализацию?

Сейчас подтянул версию 2.2.6 (вышла 16 октября, а я проустил). Заглянул
в архиа, а там о чудо - три локализации интерфейса: английская,
францзкая и украинская.
К сожалению русской локализации нет, но думаю это не проблема (для
тех , кому надо) из украинской в русскую.

* Re: [room] вторичное распространение информации
@ 2006-10-31 12:52   ` Afanasov Dmitry
From: Afanasov Dmitry @ 2006-10-31 12:52 UTC (permalink / raw)
  To: культурный
	офтопик

On Tue, Oct 31, 2006 at 01:30:13PM +0200, Vladimir A. Svyatoshenko wrote:
> [...]
> Являюсь руководителем отдела автоматизации НТБ Национального горного
> университета Украины. (по совместительству)
я всего лишь зав сектором по локальной сети :)

> (не уверенно ...  но с завистью).
> В (на) Украине в этой области разброд и шатания. Нет целостной системы,
> каждый тянет в свою сторону.
дык у нас тоже самое. делиться никто не хочет, всё платно, включая АБИС'ы.
вот и libnet ставит цель окупаемость своей работы, а не доступность
информации.

одна надежда - нац. проект. может удастся раскачать чиновников :)

> [...]
> обмена). Мы несколько раз поднимали вопрос о сводном каталоге, но
> проблема в следующем - в каждой библиотеке свои требования к
а что с МАРС'ом? в смысле ГОСТ'ом? он же ещё в союзе разрабатывался,
тослтенный такой талмуд, стандартизирующий что в каие поля и подполя.

> Тем более не все АБИС между собой совместимы. А публичных Z39.50
> серверов я особо и не видел (на постсоветском пространстве) :(
что есть то есть. но в большей части тот же МАРС предоставляет возможность
конвертирования из одной базы в другую. некие .iso файлы. это форматы
RUSMARC и UNIMARC. из марса, библиотеки 2000 мы через эти форматы и
импортируем.

> [...]
> Из всех наверное Koha http://www.koha.org наиболее удовлетворяет
> как АБИС. К сожалению пока плохо с локализацией. Пока нашел только
мы используем и внедряем в районах систему irbis 32 (http://gpntb.ru).
конечно претензий море, но кроме каталога эта штука позволяет вообще
держать что угодно, включая сайты - пример на http://www.irbis.tomsk.ru/

основная база ведется в формате CDS/ISIS. так что прекрасно интегрируется
я Z-протоколом.

да, система русская, разрабатываемая ГПНТБ'ой, поэтому из языков проблемы
только с иностранными :) это и j с точкой, i с двумя точками, etc например
для ввода на коми языке, одним из финно-угрского семейства, надо ставить
win98. в xp не хочет :(

правда во втором их продукте - irbis 64 - база в utf8, да и вообще он
клиент-серверный, потому с иностранными языками проблем нет. там какие-то
другие проблемы, но это я хочу выяснить на конференции libnet 13го числа
под москвой.

в общем и целом неплохо. система есть. как работать с ней знаем. проекты по
интеграции тоже присутсвуют. одно но - наверху никто не понимает, как это
реализовывать, и сколько стоит. идея же вообще глобальна - опутать все
библиотеки сеткой, соеденить воедино и вывести их в интернет. только в
отличии от Электронной России инвестиций здесь - чуть.

так же присутсвуют тенденции таскать одеяло - пример этого дан в первом
письме. libnet решило зарабатывать денежку, а основную задачу библиотек
- доступность информации населению - они решили подзабыть. "у нас же
доступно", блин.

в общем и целом, со всеми этими самыми копирайтами библиотекам оставляют
только одну функцию - хранение информации. предоставлять доступ к ней мы
не можем, так как copyright. чего стоит правило сканирования не более 30%
книги. но это правило обьяснить можно - если часто книгу
ксерить/сканировать, она развалится. так и оцифрованное отдавать тоже
нельзя! только в стенах библиотеки.

теперь же и идея сводного каталога (http://chukor.nbrkomi.ru - это по
нашей республике) идет на смарку, так как введеное кем-то нельзя
использовать другим.

что же мы получаем в итоге? чем легче распространять информацию, тем
больше этому препятсвий. спрашивается: а на кой тогда вообще всё это
изобреталось?

блин, луддиты отдыхают.

--

@ 2006-10-31 14:04     ` Vladimir A. Svyatoshenko
From: Vladimir A. Svyatoshenko @ 2006-10-31 14:04 UTC (permalink / raw)
  To: smoke-room

> :)
> я всего лишь зав сектором по локальной сети :)

:)

У нас весь отдел - 4 человека

> [...]
> доступность информации.
>
> одна надежда - нац. проект. может удастся раскачать чиновников :)

а у нас нет национальных проектов по библиотекам :(
В нрантах имеют право принимать участие только публичные библиотеки или
приравненные к ним. Так что вуз сам тянет по мере сил и возможностей.

> а что с МАРС'ом? в смысле ГОСТ'ом? он же ещё в союзе разрабатывался,
> тослтенный такой талмуд, стандартизирующий что в каие поля и подполя.

ГОСТ ГОСТ-ом , а жизнь жизнью. В МАРС-е несколько сотен полей, реально
может использоваться порядко 400. У нас в библиотеке заполняется до
40-50. В других библиотеках от ... 8. Какая тут совместимость.

> [...]
> возможность конвертирования из одной базы в другую. некие .iso файлы.
> это форматы RUSMARC и UNIMARC. из марса, библиотеки 2000 мы через эти

К сожалению у каждого свой RUSMARC и UNIMARC :)
Мы пользуемся УФД/Библиотека (национальнго производства). При выборе
системы я ставил вопрос доступности разработчиков. Стараемся постоянно
продолжать техническую поддержку от разработчиков. Эта система очень
распространена в библиотеках Украины. Так вот, я для эксперемента
телал UNIMARC файл и пробовал перегнать в Ирбис. В  лоб не получилось.
У каждлго производителя - свое понимание MARC формата.
Одно радует - разработчики под рукой и пожелания по развитию системы я
высказываю. Обещали в ноыой версии Ява-клиент и сервер , кроме прочего
ставить и на Postgresql.

> [...]

> клиент-серверный, потому с иностранными языками проблем нет. там
> какие-то другие проблемы, но это я хочу выяснить на конференции
не попадаю в этом году :(

> [...]
> если часто книгу ксерить/сканировать, она развалится. так и
> оцифрованное отдавать тоже нельзя! только в стенах библиотеки.
на некоторых книгах я уже видел надпись "запрещено полное или частичное
цитирование книги"

Тенденция ихмо.
К нам волна еще не докатилась, но думаю уже не долго осталось.

А OSS библиотечные системы нужны. В проприетарные продукты ничего нового
вносить не будут, пока не отобьют побольше денежек или не додавят
пользователи (обычно это длится годами). А для АСУБ это в двойне.
Конкуренции почти нет , рынки поделены :)

ЗЫ: Для тех, кому интересно: есть такой ресурс http://www.oebook.com/.
Я его рекомендую студентам. Там книги в основном на "вражий мові", но
большинство из них никогда не будут переведены на русский/украинский
язык (а если и будет , то появятся у нас года через два), а технологии
знать надо. Потихоньку подтягиваю и выкладываю у нас в библиотеке.

* Re: [room] вторичное распространение информации
@ 2006-10-31 15:29       ` Afanasov Dmitry
From: Afanasov Dmitry @ 2006-10-31 15:29 UTC (permalink / raw)
  To: культурный
	офтопик

On Tue, Oct 31, 2006 at 04:04:03PM +0200, Vladimir A. Svyatoshenko wrote:
> У нас весь отдел - 4 человека
3 :)

> а у нас нет национальных проектов по библиотекам :(
> В нрантах имеют право принимать участие только публичные библиотеки или
> приравненные к ним. Так что вуз сам тянет по мере сил и возможностей.
что странно: у нас вузы кажется получше живут, чем просто библиотеки. мин
образования больше денег даёт, чем мин культуры. у них тоже свой нац
проект :)

а так дело кажется движется. директора - у нас тут как раз коллегия с ними
сейчас происходит - оказывается понимают, что куда и зачем надо. часто они
не знаю сколько стоит :) так что двигать дело можно. меня тут аргументы
инетерсуют, чиновники же паразиты такие ерепениться любят :)

> ГОСТ ГОСТ-ом , а жизнь жизнью. В МАРС-е несколько сотен полей, реально
> может использоваться порядко 400. У нас в библиотеке заполняется до
> 40-50. В других библиотеках от ... 8. Какая тут совместимость.
кто спорит. так и есть. тот же libnet дай бог десятка два полей
использует. но имеортируют же :)

> [...]
> системы я ставил вопрос доступности разработчиков. Стараемся постоянно
> продолжать техническую поддержку от разработчиков. Эта система очень
интересно. попробывать бы.
а так связь с разработчиками irbis'а - форум. вроде даже реагируют :)

> Так вот, я для эксперемента
> телал UNIMARC файл и пробовал перегнать в Ирбис. В  лоб не получилось.
чем мне нравится и не нравится irbis - у тебя fst файла нету для импорта
из "своего *marc'а" :) сваять можно запросто - класс! но всё-таки ваять
что-то нужно - уже не так хорошо :)

> Одно радует - разработчики под рукой и пожелания по развитию системы я
> высказываю.
жду libnet'а для этих дел. человеки там умные приедут. архангельск, томск
- они шарят тут даже больше разработчиков :)

> Обещали в ноыой версии Ява-клиент и сервер , кроме прочего
> ставить и на Postgresql.
ррр, я тоже хочу! :) не java - её поддерживать мне не охота, а морду на qt
хотя бы портировать :)

я вообще хочу irbis под linux'ами поиметь. интерфейс к CDS/ISIS базе портирован
уже давно - есть и libisis.so, есть и для перла, для php - да для чего
угодно! Z-протокол тоже чуть-ли не в исходниках распротраняется. морда
только осталась

> не попадаю в этом году :(
а жаль. коллега-линуксоил - уже здорово. пусть и под разными чиновниками
ходим :)

> на некоторых книгах я уже видел надпись "запрещено полное или частичное
> цитирование книги"
>
> Тенденция ихмо.
> К нам волна еще не докатилась, но думаю уже не долго осталось.
именно это меня и возмущает. именно это хотя бы в библиотеках и надо
пресечь нафиг. даже до каталогов добираются, ну куда это годится! на
конференции, да и перед нашими министрами на коллегии по информатизации
надо будет обязательно ругнуться.

одно но - это веяние из москвы. как тут пресечь? вот бы graycat@ да smi@
помогли.

> [...]
> пользователи (обычно это длится годами). А для АСУБ это в двойне.
> Конкуренции почти нет , рынки поделены :)
на фесте я к smi@ подходил на тему завести библиотечную АБИС под linux.
в сизиф запихать в конце концов! :) greycat@, что характерно, как-то с
ГПНТБ связан. но я на это уже жаловался вроде бы :)

как бы тут взяться, и сваять морду для CDS/ISIS?

> ЗЫ: Для тех, кому интересно: есть такой ресурс http://www.oebook.com/.
охх, опять буржуйский :) я tcp/ip изучал на нем, в microsoft'овском
исполнении правда, чуть не повесился - man как-то понятней будет :)

--

@ 2006-11-03 12:39         ` Andrey A. Chesnokov
From: Andrey A. Chesnokov @ 2006-11-03 12:39 UTC (permalink / raw)
  To: культурный
	офтопик

Добрый день!

Afanasov Dmitry wrote:
> кто спорит. так и есть. тот же libnet дай бог десятка два полей
> использует. но имеортируют же:)

Я вот в школе работаю, и у нас как раз встала задача создания
электронного каталога. Особо понтов никаких не надо -- лишь бы
локализация безглючная.

Что порекомендуете свободного, если оно есть?

(у нас есть некая АИБС МАРК примерно пятилетней давности, довольно сырая
и глючная; за новую версию хотят $$, нет уверенности в её более высоком
качестве и, кроме того, есть желание держать базу под linux, благо
сервер есть)

Andrey Chesnokov

* Re: [room] вторичное распространение информации
@ 2006-11-04 20:45           ` Afanasov Dmitry
From: Afanasov Dmitry @ 2006-11-04 20:45 UTC (permalink / raw)
  To: культурный
	офтопик