* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
  @ 2013-06-06 10:13 ` Paul Wolneykien
From: Paul Wolneykien @ 2013-06-06 10:13 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

06.06.2013 13:30, kostiagol@yandex.ru пишет:
> [...]
>   * current CPU frequency is 2.00 GHz.
>
> Значит performance всё-таки задействован, причём и от сети и на
> батарейке. А как поменять?
>
> cpufreqd-get и cpufreqd-set не работают, оказывается, cpufreqd не
> стартует с системой, хотя и назначен. запустил вручную, всё-равно
> отказываются работать, пишут "No cpufreqd socket found" Вобщем,
> очередной бардак. Я так понимаю, это связано с переходом на systemd и в
> довесок, изменениями в ядре?
>
> Может разложите "на пальцах", кто и как теперь управляет моим
> процессором? Или где почитать можно? Потому что "по старому" не работает.

  Я использую powernowd.

$ cat /etc/sysconfig/powernowd
OPTIONS="-c 1 -m 0"

Очень доволен. Единственное что, после выхода из ждущего режима одно
ядро (?!) иногда глючит, в смысле, что частота его всегда на максимуме.
Однако перезагрузка powernowd помогает. Видимо его нужно как-то для него
автоперезагрузку настроить в systemd, но я пока не разбирался как именно.

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-06 13:41 ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-06 13:41 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, 06 Jun 2013 12:30:06 +0300 kostiagol@yandex.ru wrote:
> [...]
> cpufreq_ondemand не загружены. Они теперь не нужны чтоли? В сервисах systemd
> нашёл cpufreq-simple.service, но он не стартует с системой. почему?

Наверно потому, что он выключен.
См. systemctl status cpufreq-simple.service.

> Решил посмотреть, какая политика процессора задействована? а как
> посмотреть? cpufreq-info нет,

cpufreq-info из пакета cpufrequtils на который есть зависимость в
cpufreq-simple. При установленном cpufreq-simple его не может не быть.

> [...]
> пишут "No cpufreqd socket found" Вобщем, очередной бардак. Я так понимаю, это
> связано с переходом на systemd и в довесок, изменениями в ядре?

Если вы хотите управлять частотой из userspace каким-нибудь cpufreqd
или чем-то подобным, то скорее всего надо загружать
cpufreq_userspace. Делает ли это cpufreqd сам - я не в курсе.

> Может разложите "на пальцах", кто и как теперь управляет моим процессором?
> Или где почитать можно? Потому что "по старому" не работает.

Я не знаю, что такое "по старому". Частотой же процессора можно
управлять либо из userspace (с помощью демонов вроде cpufreqd), либо
разрешить это делать самому ядру, загрузив нужные модули и выбрав
нужный governor.
Именно для второго варианта и существует cpufreq-simple: он пытается
определить нужный модуль, загружает его и устанавливает прописанный в
конфигурационном файле governor (для обычного десктопа скорее всего
подойдет ondemand, он и прописан по умолчанию).
Использовать же userspace демоны, на мой взгляд, имеет смысл только если
вы точно знаете что делаете и почему вам не подходит управление в ядре.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
  @ 2013-06-06 15:59     ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-06 15:59 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, 06 Jun 2013 17:54:57 +0300 kostiagol@yandex.ru wrote:
> В письме от Четверг 06 июня 2013 17:41:23 пользователь Mikhail Efremov
>
> Ну вот что статус говорит:
> cpufreq-simple.service - Load kernel modules needed to enable cpufreq scaling
>    Loaded: loaded (/lib/systemd/system/cpufreq-simple.service; disabled)
>    Active: inactive (dead)
>
> То есть он пробует... и чё?

Он выключен. Попробуйте для начала его запустить:
systemctl start cpufreq-simple.service
Если он нормально отработает, то можно его включить:
systemctl enable cpufreq-simple.service

>  Где настройки для него?

/etc/sysconfig/cpufreq-simple

> Нет, в юзерспейсе мне не надо. Я просто не могу понять, что его заставляет
> включать performance (governor)? Мне вполне хватило бы ondemand. Заметьте! ни
> cpufreq_performance ни cpufreq_ondemand (модули) не загружаются при старте.

Performance governor - это всегда максимальная частота. Так что он
действительно "включен" по умолчанию. Это равносильно отсутствию
управления частотой совсем. Ondemand же должен кто-то должен загрузить и
включить.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
  @ 2013-06-06 16:05   ` gBopHuk_alt
From: gBopHuk_alt @ 2013-06-06 16:05 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

В Чтв, 06/06/2013 в 17:41 +0400, Mikhail Efremov пишет:
> [...]
> конфигурационном файле governor (для обычного десктопа скорее всего
> подойдет ondemand, он и прописан по умолчанию).
А при установке такое выполняется?

Насколько помню нужно просто в ядро модули подгрузить, а они там уже
сами переключаются.

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-06 16:19     ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-06 16:19 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, 06 Jun 2013 20:05:45 +0400 gBopHuk_alt wrote:
> А при установке такое выполняется?

При установке чего?

> Насколько помню нужно просто в ядро модули подгрузить, а они там уже
> сами переключаются.

Нет, сами не переключаются.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-06 16:20       ` kostiagol
From: kostiagol @ 2013-06-06 16:20 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

В письме от Четверг 06 июня 2013 19:59:28 пользователь Mikhail Efremov
написал:
> Он выключен. Попробуйте для начала его запустить:
> systemctl start cpufreq-simple.service
> Если он нормально отработает, то можно его включить:
> systemctl enable cpufreq-simple.service
Действительно, заработало. А с какого перепугу он перестал запускаться? Ведь
на performance система перешла ДО того как я начал в ней ковыряться! Я и не
знал, надо его запускать вручную или нет.

> [...]
> действительно "включен" по умолчанию. Это равносильно отсутствию
> управления частотой совсем. Ondemand же должен кто-то должен загрузить и

И кстати, если собрать ядро с ondemand а не performance, то и нужды в подобных
"переключателях" не будет. Хотя, может это не всем подходит?

Спасибо за помощь.

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-06 16:45         ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-06 16:45 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, 06 Jun 2013 19:20:44 +0300 kostiagol@yandex.ru wrote:
> [...]
> на performance система перешла ДО того как я начал в ней ковыряться! Я и не
> знал, надо его запускать вручную или нет.

Сервис оказался выключен при появлении в пакете service-файла, видимо.
Т.к. такой сервис действительно никто не включал.

> И кстати, если собрать ядро с ondemand а не performance, то и нужды в подобных
> "переключателях" не будет. Хотя, может это не всем подходит?

Нет, ondemand по умолчанию точно подходит не всем и не везде.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-07 14:53       ` gBopHuk_alt
From: gBopHuk_alt @ 2013-06-07 14:53 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

В Чтв, 06/06/2013 в 20:19 +0400, Mikhail Efremov пишет:
> Нет, сами не переключаются.

Вот , опять , начинается . Не вы ли в прошлый раз писали какой-то
специальный скрипт?

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-07 22:34         ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-07 22:34 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Fri, 07 Jun 2013 18:53:08 +0400 gBopHuk_alt wrote:

> Вот , опять , начинается . Не вы ли в прошлый раз писали какой-то
> специальный скрипт?

Я не знаю о каком прошлом разе речь, но "специальный скрипт" я
действительно писал. Собственно он и запакован в пакете cpufreq-simple.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-08  7:58           ` gbophuk_alt
From: gbophuk_alt @ 2013-06-08  7:58 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

В Sat, 8 Jun 2013 02:34:14 +0400
Mikhail Efremov <sem@altlinux.ru> пишет:

> Я не знаю о каком прошлом разе речь, но "специальный скрипт" я
> действительно писал. Собственно он и запакован в пакете
> cpufreq-simple.

Я в прошлый раз так и не понял что делает данный скрипт?
И как он запускается :
 а) при инициализации ?
 б) пользователь запускает
	его один раз, только для того чтобы поставить гувернёра из
	репозитория ?

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-08 14:21             ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-08 14:21 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

On Sat, 8 Jun 2013 11:58:17 +0400 gbophuk_alt wrote:
> В Sat, 8 Jun 2013 02:34:14 +0400

> Я в прошлый раз так и не понял что делает данный скрипт?

Да, похоже не поняли. Но я в этом же треде рассказывал, что он делает.
Вы на это письмо отвечали.

> И как он запускается :
>  а) при инициализации ?

При загрузке системы. Или при отключении/подключении питания, чтобы
включить нужный governor, прописанный в конфиге.

>  б) пользователь запускает
> 	его один раз, только для того чтобы поставить гувернёра из
> 	репозитория ?

Вы чего-то не понимаете, мне кажется. CPUFreq governors - в
соответствующих  модулях ядра и устанавливаются вместе с ядром.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-08 19:28               ` kostiagol
From: kostiagol @ 2013-06-08 19:28 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

Что-то cpufreq-simple опять не работает. После перезагрузки опять стоит
"performance" и всё тут... Значит, или он не запускается, или что-то ещё
портит настройки? Пробую отключить питание, но всё-равно на "performance"
остаётся. Вот что показывает cpufreq-info:

[...]
  available cpufreq governors: ondemand, performance
  current policy: frequency should be within 2.00 GHz and 2.00 GHz.
[...]

Обратите внимание, мало того что перформанс, так ещё и  "frequency should be
within 2.00 GHz and 2.00 GHz"

Опять установил cpufreqd, но и он не запускается с компьютером. Запустил с
помощью "systemctl start cpufreqd.service", включается, но частота остаётся
максимальной и стоит "performance". Проверил профиль "cpufreqd-get -l" стоит
"Performance High" Попробовал перенастроить /etc/cpufreqd.conf, чтобы при
работе от сети включал режим ondemand и частоты соответствующие, но
перезапускаю cpufreqd.  На несколько секунд включается ondemand, и опять
"отскакивает" на перформанс. Что-то в системе заставляет его работать на
"повышеных оборотах", но что?

Так вот, я повторяю свой вопрос: кто контролирует частоту? При чем раньше
такого не было, несколько обновлений назад всё просто работало (хотя, даже не
подозреваю, чем это контролировалось)

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-08 23:02               ` gBopHuk_alt
From: gBopHuk_alt @ 2013-06-08 23:02 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

В Сбт, 08/06/2013 в 18:21 +0400, Mikhail Efremov пишет:
> При загрузке системы. Или при отключении/подключении питания, чтобы
> включить нужный governor, прописанный в конфиге.

Так ведь переключение гувернёров происходит автоматом если больше одного
подгружено, и не нужен для этого спец-скрипт. Один из критериев
переключения как раз откл./подкл.  питания.
Вот поэтому и не понимаю в чём суть данного чудо-лисопедо-скрипта.

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-10  8:28                 ` gBopHuk_alt
From: gBopHuk_alt @ 2013-06-10  8:28 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

В Сбт, 08/06/2013 в 22:28 +0300, kostiagol@yandex.ru пишет:

> Обратите внимание, мало того что перформанс, так ещё и  "frequency
> should be
> within 2.00 GHz and 2.00 GHz"

Мда , странно. А если поробовать по старинке переключить

for i in /sys/devices/system/cpu/cpu*/cpufreq/scaling_governor; do
			echo ondemand > $i

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-10  9:35                   ` kostiagol
From: kostiagol @ 2013-06-10  9:35 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

В письме от Понедельник 10 июня 2013 12:28:54 пользователь gBopHuk_alt
написал:

> Мда , странно. А если поробовать по старинке переключить
>
> for i in /sys/devices/system/cpu/cpu*/cpufreq/scaling_governor; do
> 			echo ondemand > $i

Странно. Вчера я пытался переключать governor и с помощью cpufreqd и cpufreq-
simple. Всё время "отскакивало" на перформанс. Пробовал выключать  то
cpufreqd, то cpufreq-simple то оба сразу, думая, что кто-то из них встревает,
перезагружал, переключал /sys/devices/system/cpu/cpu0/cpufreq/scaling_governor
и /sys/devices/system/cpu/cpu1/cpufreq/scaling_governor вручную, тот же
результат.
Сегодня включил компьютер, ни cpufreqd ни cpufreq-simple не включились...
опять. Но вручную переключил
/sys/devices/system/cpu/cpu0/cpufreq/scaling_governor и
/sys/devices/system/cpu/cpu1/cpufreq/scaling_governor на ondemand и он больше
не перепрыгивает на перформанс. отключил питание, стоит ондеманд, включил
питание, ондеманд и при этом частота регулируется от 500MHz до 2.0GHz. Сегодня
у моего компа хорошее настроение? Бред какой-то, как хочет, так и работает.
При этом модули ядра cpufreq_ondemand и cpufreq_performance всё также не
загружены. Раньше их надо было обязательно загружать, и раньше для моего АМД
использовался powernow_k8, а теперь acpi_cpufreq и сам как хочет, так и
работает :)

* [sisyphus] Kmod просмотр доступных модулей
@ 2013-06-10 10:40 ` gbophuk_alt
From: gbophuk_alt @ 2013-06-10 10:40 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

Господа, а какой командой теперь можно посмотреть список всех доступных
модулей? Раньше это выполняла команда modprobe -l. На ум приходит
только find

* Re: [sisyphus] Kmod просмотр доступных модулей
@ 2013-06-10 11:23   ` kostiagol
From: kostiagol @ 2013-06-10 11:23 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

В письме от Понедельник 10 июня 2013 14:40:45 пользователь gbophuk_alt
написал:
> Господа, а какой командой теперь можно посмотреть список всех доступных
> модулей? Раньше это выполняла команда modprobe -l. На ум приходит
> только find

всю жизнь пользуюсь lsmod, про modprobe -L даже не слышал :)

* Re: [sisyphus] Kmod просмотр доступных модулей
@ 2013-06-10 11:34     ` Viacheslav Dubrovskyi
From: Viacheslav Dubrovskyi @ 2013-06-10 11:34 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

10.06.2013 14:23, kostiagol@yandex.ru wrote:
> В письме от Понедельник 10 июня 2013 14:40:45 пользователь gbophuk_alt
> всю жизнь пользуюсь lsmod, про modprobe -L даже не слышал :)
lsmod показывает текущие загруженные. В вопросе же речь шла про
доступные, т.е. присутствующие, но не загруженные.

--
WBR,
Viacheslav Dubrovskyi

* Re: [sisyphus] Kmod просмотр доступных модулей
@ 2013-06-10 11:34     ` Andrew Borodin
From: Andrew Borodin @ 2013-06-10 11:34 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

On Mon, Jun 10, 2013 at 02:23:06PM +0300, kostiagol@yandex.ru wrote:
> всю жизнь пользуюсь lsmod

Это список загруженных модулей.

> про modprobe -L даже не слышал :)

А это список всех доступных а системе.

--

С уважением
А. Бородин.

* Re: [sisyphus] Kmod просмотр доступных модулей
@ 2013-06-10 11:55       ` kostiagol
From: kostiagol @ 2013-06-10 11:55 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

В письме от Понедельник 10 июня 2013 15:34:50 пользователь Andrew Borodin
написал:

> Это список загруженных модулей.

> А это список всех доступных а системе.

Я, очевидно, не ясно выразился. Это я про свою некомпетентность. Не знал что
можно посмотреть доступные модули командой (даже не задумывался об этом),
лазил по папкам в /lib/modules

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-10 13:30                     ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-10 13:30 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Mon, 10 Jun 2013 12:35:27 +0300 kostiagol@yandex.ru wrote:
> [...]
> результат.
> Сегодня включил компьютер, ни cpufreqd ни cpufreq-simple не включились...

Что значит не включились?
Что показывает systemctl status cpufreq-simple,
cat /sys/devices/system/cpu/cpu0/cpufreq/scaling_governor и
cat /sys/devices/system/cpu/cpu0/cpufreq/scaling_available_governors?
Только не надо использовать cpufreqd и cpufreq-simple одновременно.

> [...]
> При этом модули ядра cpufreq_ondemand и cpufreq_performance всё также не

Показывайте лучше вывод команд. cpufreq_ondemand должен быть загружен
если используется ondemand.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
  @ 2013-06-10 15:36                         ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-10 15:36 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Mon, 10 Jun 2013 18:11:19 +0300 kostiagol@yandex.ru wrote:
> В письме от Понедельник 10 июня 2013 17:30:07 пользователь Mikhail Efremov
> cpufreq-simple.service - Load kernel modules needed to enable cpufreq scaling
>    Loaded: loaded (/lib/systemd/system/cpufreq-simple.service; enabled)
>    Active: active (exited) since Пн 2013-06-10 08:21:29 EEST; 9h ago
>  Main PID: 1402 (code=exited, status=0/SUCCESS)
>    CGroup: name=systemd:/system/cpufreq-simple.service
>
> июн 10 08:21:28 acer systemd[1]: Starting Load kernel modules needed to enable
> cpufreq scaling...
> июн 10 08:21:29 acer systemd[1]: Started Load kernel modules needed to enable
> [...]

Попробуйте руками запустить скрипт:
/etc/init.d/cpufreq-simple start

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [sisyphus] Что с частотой процессора?
@ 2013-06-10 16:15                         ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2013-06-10 16:15 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> [...]
> И опять обращаю внимание: ни cpufreq_ondemand ни cpufreq_performance ни
> остальные модули НЕ загружены. Я и говорю, что раньше их надо было
> загружать, а теперь как-то само работает, я сам не понимаю. вот
> подтверждение:
> lsmod | grep cpu
> xt_tcpudp               1831  22
> x_tables               14795  6
> xt_physdev,ip_tables,xt_tcpudp,ipt_MASQUERADE,xt_conntrack,iptable_filter
> acpi_cpufreq            7103  0
> mperf                   1231  1 acpi_cpufreq
> processor              26645  1 acpi_cpufreq

Это что-то странное. У меня при
echo ondemand >/sys/devices/system/cpu/cpu0/cpufreq/scaling_governor
сразу загружается соответствующий модуль. Какое ядро?

--
WBR, Mikhail Efremov