ALT Linux hardware support
* [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-13 13:58 antilopa_gnu
From: antilopa_gnu @ 2008-07-13 13:58 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

Здравствуйте!

Пытаюсь записывать CD-R на приводе Plextor PX-800, задав малую
скорость записи (speed=8 или speed=4):
$ cdrecord -v speed=4 -dao a.iso

В результате cdrecord выдаёт сообщение об ошибке почти сразу
после начала записи. (Всю его ругань привожу ниже.) Проблема
наблюдается с самыми разными CD-R матрицами: Verbatim, TDK,
noname.

Если скорость записи не задавать (запускать cdrecord без опции
speed), диск записывается нормально, на скорости около 22x.

Вопрос -- есть ли способ (и смысл?) заставить Plextor PX-800 и
cdrecord записывать CD-R на малой скорости?

Дистрибутив Мастер 2.4, cdrecord-2.01-alt1a37, Plextor PX-800
работет через эмуляцию SCSI.

Ругань cdrecord-а:

$ cdrecord -v speed=4 -dao a.iso
Cdrecord-Clone 2.01a37 (i586-alt-linux-gnu) Copyright (C) 1995-2004 JЖrg Schilling
TOC Type: 1 = CD-ROM
scsidev: '0,0,0'
scsibus: 0 target: 0 lun: 0
Linux sg driver version: 3.1.25
Using libscg version 'schily-0.8'.
SCSI buffer size: 64512
atapi: 1
Device type    : Removable CD-ROM
Version        : 0
Response Format: 2
Capabilities   :
Vendor_info    : 'PLEXTOR '
Identifikation : 'DVDR   PX-800A  '
Revision       : '1.00'
Device seems to be: Generic mmc2 DVD-R/DVD-RW.
Current: 0x0009
Profile: 0x002B
Profile: 0x001B
Profile: 0x001A
Profile: 0x0016
Profile: 0x0015
Profile: 0x0014
Profile: 0x0013
Profile: 0x0012
Profile: 0x0011
Profile: 0x0010
Profile: 0x000A
Profile: 0x0009 (current)
Profile: 0x0008 (current)
Profile: 0x0002
cdrecord: This version of cdrecord does not include DVD-R/DVD-RW support code.
cdrecord: If you need DVD-R/DVD-RW support, ask the Author for cdrecord-ProDVD.
cdrecord: Free test versions and free keys for personal use are at ftp://ftp.berlios.de/pub/cdrecord/ProDVD/
Using generic SCSI-3/mmc   CD-R/CD-RW driver (mmc_cdr).
Driver flags   : MMC-3 SWABAUDIO BURNFREE
Supported modes: TAO PACKET SAO SAO/R96R RAW/R96R
Drive buf size : 890880 = 870 KB
FIFO size      : 4194304 = 4096 KB
Track 01: data   700 MB
Total size:      804 MB (79:39.29) = 358447 sectors
Lout start:      804 MB (79:41/22) = 358447 sectors
Current Secsize: 2048
ATIP info from disk:
  Indicated writing power: 4
  Is not unrestricted
  Is not erasable
  Disk sub type: Medium Type C, low Beta category (C-) (6)
  ATIP start of lead in:  -11559 (97:27/66)
  ATIP start of lead out: 359846 (79:59/71)
Disk type:    Short strategy type (Phthalocyanine or similar)
Manuf. index: 21
Manufacturer: Ricoh Company Limited
Blocks total: 359846 Blocks current: 359846 Blocks remaining: 1399
Starting to write CD/DVD at speed 8 in real SAO mode for single session.
Last chance to quit, starting real write    0 seconds. Operation starts.
Waiting for reader process to fill input buffer ... input buffer ready.
BURN-Free is ON.
Turning BURN-Free off
Performing OPC...
Sending CUE sheet...
cdrecord: WARNING: Drive returns wrong startsec (0) using -150
Writing pregap for track 1 at -150
Starting new track at sector: 0
Track 01:    1 of  700 MB written (fifo 100%) [buf 100%]   0.4x.cdrecord: Input/output error. write_g1: scsi sendcmd: no error
CDB:  2A 00 00 00 02 C9 00 00 1F 00
status: 0x2 (CHECK CONDITION)
Sense Bytes: F0 00 03 00 00 01 02 0A 00 00 00 00 0C 08 00 00
Sense Key: 0x3 Medium Error, Segment 0
Sense Code: 0x0C Qual 0x08 (write error - recovery failed) Fru 0x0
Sense flags: Blk 258 (valid)
cmd finished after 0.048s timeout 200s

write track data: error after 1460224 bytes
cdrecord: A write error occured.
cdrecord: Please properly read the error message above.
Writing  time:   38.579s
Average write speed 187.6x.
Min drive buffer fill was 100%
Fixating...
Fixating time:    0.001s
cdrecord: fifo had 87 puts and 24 gets.
cdrecord: fifo was 0 times empty and 15 times full, min fill was 93%.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-13 14:14 ` Denis Nazarov
From: Denis Nazarov @ 2008-07-13 14:14 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

В сообщении от Sunday 13 July 2008 19:58:57 antilopa_gnu@list.ru
написал(а):
> Starting to write CD/DVD at speed 8 in real SAO mode for single session.

может проблема в этом? В последние несколько лет не видел CD-R чтобы
писались на 4 скорости, как минимум идут на 8-ми.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-13 14:39   ` antilopa_gnu
From: antilopa_gnu @ 2008-07-13 14:39 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

Denis Nazarov пишет:

> может проблема в этом? В последние несколько лет не видел CD-R чтобы
> писались на 4 скорости, как минимум идут на 8-ми.

так он и на 8-ми диск не смог записать (с совершенно аналогичной руганью).

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-13 19:23 ` ALT Linux User
From: ALT Linux User @ 2008-07-13 19:23 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

2008/7/13  <antilopa_gnu@list.ru>:
> Здравствуйте!
>

> Пытаюсь записывать CD-R на приводе Plextor PX-800, задав малую
> скорость записи (speed=8 или speed=4):

Скажите, пожалуйста, а зачем Вам такая маленькая скорость записи?

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14  5:32   ` Denis Nazarov
From: Denis Nazarov @ 2008-07-14  5:32 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

В сообщении от Monday 14 July 2008 01:23:13 ALT Linux User написал(а):
> Скажите, пожалуйста, а зачем Вам такая маленькая скорость записи?

а вот у меня в машине магнитола не читает диски, записанные на скорости
выше 8-ми. Чем быстрее скорость, тем некачественнее запись, а 10 минут
роли не играют

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14  7:51     ` ALT Linux User
From: ALT Linux User @ 2008-07-14  7:51 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

2008/7/14 Denis Nazarov <>:

> а вот у меня в машине магнитола не читает диски, записанные на скорости
> выше 8-ми.

Это довольно странно.

> Чем быстрее скорость, тем некачественнее запись, а 10 минут роли не играют

На настоящий момент это совсем не так. Качество записи  в большой
степени зависит от того, на какую скорость записи рассчитаны болванки
CD-R (ну, или DVD). Для очень старых болванок (порядка 10-12 лет),
действительно 1х была наиболее качественная запись. Потом, когда
болванки "доросли до 16-24х, оптимальная скорость была 4-8х, сейчас, в
эпоху обобщённо 52х, наиболее качественная запись получается на 16х.
Соотношение материала "записываемого" слоя болванки, и стратегия
записи "писалкой" в этом случае сейчас дают наиболее приемлимый
результат.

Конечно, речь идёт о "мейнстримовых" типах болванок. Если же Вы
достали какие-нибудь золотые Musical Fidelity для мастеринга, то
ничего лучше, чем записать их на SCSI CD-RW Plextor-1210 на первой
скорости, Вы для них, наверное, не найдёте.

Проверить влияние скорости записи довольно легко. Возьмите устройство
и софт к нему, способный не только определять записанное на
"читается/не читается", но и возвращать информацию об ошибках чтения.
Разумеется, такие данные весьма субъективны, из-за "пользовательского"
уровня устройства, но учитывая, что все тесты проводятся на одном и
том же устройстве - уже можно составить некое мнение о соотношении
ошибок и скоростей записи. Например, неплохо работают те же Plextor с
собственной утилитой PlexTools Professional LE.

Не знаю, как обстоит с этим дело в линукс сейчас, но последние лет 5
такое под оффтопиком делается элементарно.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14  7:59       ` Шишков Евгений
From: Шишков Евгений @ 2008-07-14  7:59 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

ALT Linux User пишет:

> На настоящий момент это совсем не так. Качество записи  в большой
+1
Уже сам проверял несколько раз. Записываю 52X болванку на 8X и на 24X. 24 - читается, 8 -
нет. Сам обалдел. А раньше тоже считал, чем меньше скорость записи, тем лучше.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14  8:08         ` Denis Nazarov
From: Denis Nazarov @ 2008-07-14  8:08 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

В сообщении от Monday 14 July 2008 13:59:49 Шишков Евгений написал(а):

> +1
> Уже сам проверял несколько раз. Записываю 52X болванку на 8X и на 24X.
> 24 - читается, 8 - нет. Сам обалдел. А раньше тоже считал, чем меньше
> скорость записи, тем лучше.

ну, железка на железку не приходится... всякое бывает... а я частенько
сталкиваюсь с тем, что приносят привода, требуют замену по гарантии, якобы
пишет плохо, потом не считывается... начинаешь выяснять - чем писали? а
ничем, просто в винде накидали туда файлов и дали команду записать. А
винда по умолчанию пишет на максималке. Вот скинешь ее до 8-ми, запишешь,
все - клиент больше не появляется, поскольку проблем больше у него нет...
Так что всяко бывает...

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14  8:56         ` Alexander Tyurin
From: Alexander Tyurin @ 2008-07-14  8:56 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

Шишков Евгений пишет:

> +1
> Уже сам проверял несколько раз. Записываю 52X болванку на 8X и на 24X.
> 24 - читается, 8 - нет. Сам обалдел. А раньше тоже считал, чем меньше
> скорость записи, тем лучше.
Ну я тоже не видел разницы до тех пор, пока в руки не попал старый
plextor px-w1210ta.  Но не исключено, что дело-то не только в одной
скорости записи.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14 11:33 ` Maxim Tyurin
From: Maxim Tyurin @ 2008-07-14 11:33 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

antilopa gnu writes:

> Здравствуйте!
>

> Пытаюсь записывать CD-R на приводе Plextor PX-800, задав малую
> скорость записи (speed=8 или speed=4):
> $ cdrecord -v speed=4 -dao a.iso

Давно уже плюнул на cdrecord из-за его глюков.
Пишу cdrdao - отлично пишет (Plextor PX-750A)
--

With Best Regards, Maxim Tyurin
JID:	MrKooll@jabber.pibhe.com

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14 14:56       ` antilopa_gnu
From: antilopa_gnu @ 2008-07-14 14:56 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

> Это довольно странно.

Действительно, пытаюсь ограничивать скорость записи, надеясь получить более
качественную и долговечную запись. Если найду утилиту для проверки
качества записи, попробую проверить и сравнить качество записи при разных
скоростях.

> [...]
> Например, неплохо работают те же Plextor с
> собственной утилитой PlexTools Professional LE.

Спасибо за информацию. Попробую найти программу для проверки качества
записи и сравнить его для дисков, записанных при разных скоростях.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14 15:12   ` antilopa_gnu
From: antilopa_gnu @ 2008-07-14 15:12 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

> Давно уже плюнул на cdrecord из-за его глюков.
> Пишу cdrdao - отлично пишет (Plextor PX-750A)

Читаю man cdrdao и пока не пойму, как записать с помощью cdrdao
iso-образ на диск, т.е. сделать то, что делось cdrecord-ом как:
cdrecord -v -dao a.iso

Для записи данных с ISO-образа нужен toc-файл?
Что туда писать? Или как его сгенерировать?

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-14 16:52     ` Maxim Tyurin
From: Maxim Tyurin @ 2008-07-14 16:52 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

antilopa gnu writes:

> [...]
> cdrecord -v -dao a.iso
>

> Для записи данных с ISO-образа нужен toc-файл?
> Что туда писать? Или как его сгенерировать?
mrkooll ~ >   cat CD/data.toc                 (mrkooll@mrkooll)[19:52:10]0|0.04
CD_ROM

TRACK MODE1
NO COPY
DATAFILE "a.iso"

--

@ 2008-07-14 19:38       ` antilopa_gnu
From: antilopa_gnu @ 2008-07-14 19:38 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

Maxim Tyurin пишет:

> mrkooll ~ >   cat CD/data.toc                 (mrkooll@mrkooll)[19:52:10]0|0.04
> [...]

Спасибо за пример toc-файла.

Но и при записи с помощью cdrdao, похоже, есть проблемы.
Под конец симуляции записи cdrdao выругался на Input/output error.

Вот:

# cdrdao write --device 0,0,0 --simulate data.toc
Cdrdao version 1.1.9 - (C) Andreas Mueller
  SCSI interface library - (C) Joerg Schilling
  Paranoia DAE library - (C) Monty

Check http://cdrdao.sourceforge.net/drives.html#dt for current driver tables.

Using libscg version 'schily-0.8'

0,0,0: PLEXTOR DVDR   PX-800A   Rev: 1.00
Using driver: Generic SCSI-3/MMC - Version 2.0 (options 0x0000)

Burning entire 79 mins disc.
Starting write simulation at speed 8...
Pausing 10 seconds - hit CTRL-C to abort.
Process can be aborted with QUIT signal (usually CTRL-\).
Turning BURN-Proof on
Writing track 01 (mode MODE1/MODE1 )...
cdrdao: Input/output error.  : scsi sendcmd: no error
CDB:  2A 00 00 05 26 45 00 00 17 00
status: 0x2 (CHECK CONDITION)
Sense Bytes: F0 00 03 00 05 24 68 0A 00 00 00 00 0C 00 00 00
Sense Key: 0x3 Medium Error, Segment 0
Sense Code: 0x0C Qual 0x00 (write error) Fru 0x0
Sense flags: Blk 337000 (valid)
cmd finished after 0.003s timeout 180s
ERROR: Write data failed.
ERROR: Writing failed - buffer under run?
ERROR: Simulation failed.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-15  2:41         ` Aleksey Korotkov
From: Aleksey Korotkov @ 2008-07-15  2:41 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

On Tue, 15 Jul 2008 03:38:39 +0800
antilopa_gnu@list.ru wrote:

AR> # cdrdao write --device 0,0,0 --simulate data.toc

Что-то cdrdao у Вас вообще не пишет (Вы же скорость записи на задавали
например, --speed 8). И если хотите симуляцию делать, то уж тогда
проще так:

cdrdao simulate --device 0,0,0 data.toc

Команда

cdrecord -v -prcap dev=0,0,0

что у Вас говорит?

А.В.Коротков,

mailto:ziga@uni.udm.ru

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-15  3:03         ` Denis Nazarov
From: Denis Nazarov @ 2008-07-15  3:03 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

В сообщении от Tuesday 15 July 2008 01:38:39 antilopa_gnu@list.ru
написал(а):
> ERROR: Write data failed.
> ERROR: Writing failed - buffer under run?
> ERROR: Simulation failed.

по моему - тут уже явно железячная проблема или проблема прошивки самого
привода.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-15 15:39           ` antilopa_gnu
From: antilopa_gnu @ 2008-07-15 15:39 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

Aleksey Korotkov пишет:
> проще так:
>
> cdrdao simulate --device 0,0,0 data.toc

Спасибо!

Действительно, при
cdrdao simulate --device 0,0,0  --driver generic-mmc data.toc
и при
cdrdao simulate --device 0,0,0  --driver generic-mmc --speed 8 data.toc
симуляция прошла успешно.

Запись диска на 8 скорости -- тоже успешно.
Команда:
cdrdao write --device 0,0,0  --driver generic-mmc --speed 8 data.toc
диск CD-R TDK.

> Команда
> cdrecord -v -prcap dev=0,0,0
> что у Вас говорит?

Вот что:
----------------
[...]

Drive capabilities, per MMC-3 page 2A:

  Does read CD-R media
  Does write CD-R media
  Does read CD-RW media
  Does write CD-RW media
  Does read DVD-ROM media
  Does read DVD-R media
  Does write DVD-R media
  Does read DVD-RAM media
  Does write DVD-RAM media
  Does support test writing

  Does read Mode 2 Form 1 blocks
  Does read Mode 2 Form 2 blocks
  Does read digital audio blocks
  Does restart non-streamed digital audio reads accurately
  Does support Buffer-Underrun-Free recording
  Does read multi-session CDs
  Does read fixed-packet CD media using Method 2
  Does not read CD bar code
  Does read R-W subcode information
  Does not return R-W subcode de-interleaved and error-corrected
  Does read raw P-W subcode data from lead in
  Does return CD media catalog number
  Does return CD ISRC information
  Does support C2 error pointers
  Does not deliver composite A/V data

  Does play audio CDs
  Number of volume control levels: 256
  Does support individual volume control setting for each channel
  Does support independent mute setting for each channel
  Does not support digital output on port 1
  Does not support digital output on port 2

  Does support ejection of CD via START/STOP command
  Does not lock media on power up via prevent jumper
  Does allow media to be locked in the drive via PREVENT/ALLOW command
  Is not currently in a media-locked state
  Does not support changing side of disk
  Does not have load-empty-slot-in-changer feature
  Does not support Individual Disk Present feature

  Maximum read  speed:  8467 kB/s (CD  48x, DVD  6x)
  Current read  speed:  8467 kB/s (CD  48x, DVD  6x)
  Maximum write speed:  8467 kB/s (CD  48x, DVD  6x)
  Current write speed:  8467 kB/s (CD  48x, DVD  6x)
  Rotational control selected: CLV/PCAV
  Buffer size in KB: 2048
  Copy management revision supported: 1
  Number of supported write speeds: 6
  Write speed # 0:  8467 kB/s CAV (CD  48x, DVD  6x)
  Write speed # 1:  7056 kB/s CAV (CD  40x, DVD  5x)
  Write speed # 2:  5645 kB/s CAV (CD  32x, DVD  4x)
  Write speed # 3:  4234 kB/s CAV (CD  24x, DVD  3x)
  Write speed # 4:  2822 kB/s CLV/PCAV (CD  16x, DVD  2x)
  Write speed # 5:  1411 kB/s CLV/PCAV (CD   8x, DVD  1x)

---------------------

Т.е., как я понимаю, 8x - минимально возможная скорость записи CD-R
для этого привода.

Так что да, cdrdao на Plextor PX-800 диски на скорости 8x
записывает, а cdrecord -- нет.

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-15 17:39             ` Aleksey Korotkov
From: Aleksey Korotkov @ 2008-07-15 17:39 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

On Tue, 15 Jul 2008 23:39:20 +0800
antilopa_gnu@list.ru wrote:

AR> Т.е., как я понимаю, 8x - минимально возможная скорость записи CD-R
AR> для этого привода.

Во всяком случае это то, что доступно cdrecord (и cdrdao). Надо
полагать, они руководствуются этими данными и писать на других
скоростях просто не будут.

Посмотрел на сайте Plextor'а. Что-то там как-то убого со
спецификациями: написаны поддерживаемые скорости Read/Write
(совместно). Среди них значится 4X -- ну и понимай как хочешь, то ли
это поддерживаемые скорости как для чтения, так и для записи, то ли тут
речь только про чтение идёт. 10X, кстати, в datasheet тоже есть, а в
выводе команды cdrecord -v -prcap dev=0,0,0 и её нет.

А.В.Коротков,

mailto:ziga@uni.udm.ru

* Re: [Hardware] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-15 19:01         ` Maxim Tyurin
From: Maxim Tyurin @ 2008-07-15 19:01 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

antilopa gnu writes:

> Спасибо за пример toc-файла.

Пожалуйста.

> [...]
>
> # cdrdao write --device 0,0,0 --simulate data.toc
> Cdrdao version 1.1.9 - (C) Andreas Mueller
>   SCSI interface library - (C) Joerg Schilling

Не надо так делать.
Так надо было раньше делать со SCSI эмуляцией в 2.4.x
Теперь надо делать так
cat ~/.cdrdao
write_device   : "/dev/hda"
write_driver   : "generic-mmc-raw:0x010"
read_device   : "/dev/hdb"
read_driver   : "generic-mmc"
cddb_directory : ".cddb"

Тоесть --device /dev/hda (поставить свой)

Если писать диски CD_ROM тогда использовать driver generic-mmc

generic-mmc-raw:0x010 это чтоб на этом приводе писать CD-AUDIO с CD_TEXT

--

[...]

* Re: [Hardware] [JT] Plextor PX-800 портит CD-R при записи на малых скоростях
@ 2008-07-15 20:13           ` antilopa_gnu
From: antilopa_gnu @ 2008-07-15 20:13 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

Maxim Tyurin пишет:

> Не надо так делать.
> Так надо было раньше делать со SCSI эмуляцией в 2.4.x

Так я и нахожусь в "раньше" :) ALM2.4, ядро 2.4.26, SCSI-эмуляция.

Собственно, в этих условиях работающим оказался вариант:

@ 2008-07-21  7:24       ` Yury Aliaev
From: Yury Aliaev @ 2008-07-21  7:24 UTC (permalink / raw)
  To: hardware

ALT Linux User пишет:

> [...]
>
> Не знаю, как обстоит с этим дело в линукс сейчас, но последние лет 5
> такое под оффтопиком делается элементарно.

readcd -c2scan часом не оно?