* [devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах
@ 2024-04-17 17:21 Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2024-04-17 17:21 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

День добрый.
Хочу поднять обсуждение о подсистеме настройки сети в наших дистрибутивах.
Ситуация сейчас следующая:
- в рабочей станции и других дистрибутивах с GUI используют NetworkManager
- в сервере есть попытка перехода на systemd-networkd (почему поытка -
ниже :). etcnet оставлен как запасной вариант.

При этом настройщик сети в инсталяторе alterator-eth гвоздями прибит к
etcnet. То что в нем можно выбрать NetworkManager или networkd на
самом деле "обманка", настроить можно только статику или динамику на
интерфейсе (а для NetworkManager и этого кажется нет, могу ошибаться).
Никаких bridge, bond, vlan недоступны для настройки для NM или
networkd в alterator-eth.

Сам проект etcnet в стагнации. Не развивается, только закрываются
откровенные баги.
И есть серьезные причины избегать его использования.
Например, service network reload по факту делает restart всей сети, в
том числе теряет подключение всех виртуальных машин к bridge, после
чего виртуалки приходится переключать заного к "виртуальному
коммутатору". Т.е. нет возможности применить только изменения в
конфигах, кладется вся сеть целиком.

Итого: уходим от использования etcnet в дистрибутивах, но
alterator-eth еще не готов для использования с другими подсистемами
настройки сети.

Предложение:
Давайте рассмотрим вариант использовать в дистрибутивах netplan
https://netplan.readthedocs.io/en/stable/structure-id/
Расписывать все плюсы и минусы я тут не буду. Только основные.
Плюсы:
- работает и с NetworkManager и с networkd. Причем можно чётко указать
что использовать
- один конфигурационный файл, нет нужды править множество кофигов.
(хотя yaml для кого-то может быть минусом)
- умеет настраивать bond, bridge, vlan, openvswitch, wireguard, wifi,
тунели. Вроде все что нам обычно нужно.
- есть dbus интерфейс (может пригодиться для нового alterator)
- netplan apply применяет изменения настроек, без полной перезагрузки сети

Минусы:
- админские утилиты на python

Если перерабатывать alterator-eth, то может сразу на использование
netplan, который умеет генерировать настройки для NM и networkd?

PS: я не призываю удалять etcnet из сизифа. Я говорю о дистрибутивах,
которые по факту уходят от использования etcnet.

--
Alexey Shabalin

* [devel] netplan (was: подсистема настройки сети в дистрибутивах)
@ 2024-04-17 18:02 ` Arseny Maslennikov
From: Arseny Maslennikov @ 2024-04-17 18:02 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Wed, Apr 17, 2024 at 08:21:40PM +0300, Alexey Shabalin wrote:
> [...]
> https://netplan.readthedocs.io/en/stable/structure-id/
> Расписывать все плюсы и минусы я тут не буду. Только основные.

YAML сам по себе — один большой минус. https://noyaml.com

Та же коллекция фактов, но в менее шуточном виде:
https://github.com/ghuntley/noyaml/blob/db7b929f99c42e0f792c7322438297ec9ee6331d/index.html

[-- Attachment #2: signature.asc --]

* Re: [devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах
@ 2024-04-17 18:39 ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2024-04-17 18:39 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

ср, 17 апр. 2024 г. в 20:21, Alexey Shabalin <a.shabalin@gmail.com>:
> - один конфигурационный файл, нет нужды править множество кофигов.
> (хотя yaml для кого-то может быть минусом)
Тут я ошибся. Обрабатываются
- /run/netplan/*.yaml
- /etc/netplan/*.yaml
- /lib/netplan/*.yaml

--
Alexey Shabalin

* Re: [devel] netplan (was: подсистема настройки сети в дистрибутивах)
@ 2024-04-17 18:52   ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2024-04-17 18:52 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

ср, 17 апр. 2024 г. в 21:02, Arseny Maslennikov <arseny@altlinux.org>:

> YAML сам по себе — один большой минус. https://noyaml.com
>
> Та же коллекция фактов, но в менее шуточном виде:
> https://github.com/ghuntley/noyaml/blob/db7b929f99c42e0f792c7322438297ec9ee6331d/index.html

Зато он единый и понятный для всех настроек.
в etcnet:
option - в формате key=value
ipv4address - значение для команды ip address
ipv4route - значения для команды ip route
iplink - значение для команды ip link
ovpnoptions - конфиг openvpn
pppoptions - конфиг ppp

А еще огромную роль играет местоположение файла, в какой папке он
находится. Про настройки fw я вообще промолчу :)
Понятно, файл считывается и передается на вход или как параметр нужной
утилите, это упрощает реализацию etcnet.
Но глядя со стороны - никакого однообразия. Если пользователь не
админ, то никогда не поймет формат кофигов ip*

С этой точки зрения, yaml уже не так страшен :)

--
Alexey Shabalin

* Re: [devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах
@ 2024-04-18  2:15 ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2024-04-18  2:15 UTC (permalink / raw)
  To: devel

18.04.2024 00:21, Alexey Shabalin пишет:
> [...]
> - в сервере есть попытка перехода на systemd-networkd (почему поытка -
> ниже :). etcnet оставлен как запасной вариант.

Добавлю, что есть ещё один блокер, который не позволит использовать systemd-networkd в инсталляторе полноценно.
В инсталляторе не запускется systemd, вместо него запускается простенький install2-init.

> [...]
>
> PS: я не призываю удалять etcnet из сизифа. Я говорю о дистрибутивах,
> которые по факту уходят от использования etcnet.

С уважением, Антон Мидюков <antohami@altlinux.org>

* Re: [devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах
@ 2024-04-18  9:17 ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2024-04-18  9:17 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Good ${greeting_time}!

On 2024-04-17 20:21:40 +0300, Alexey Shabalin wrote:

> [...]
 > - в сервере есть попытка перехода на systemd-networkd (почему
 > поытка - ниже :). etcnet оставлен как запасной вариант.

Все это - решения для рабочих станций. Ну, еще в совсем простых
сетях можно для локальных серверов как-то что-то наколхозить.

> [...]
 > заного к "виртуальному коммутатору". Т.е. нет возможности
 > применить только изменения в конфигах, кладется вся сеть целиком.

Конфигурация сети - это не демон, для нее reload|restart хоть и
возможны технически, но особого смысла в абсолютном большинстве
случаев не имеют.

 > Предложение: Давайте рассмотрим вариант использовать в
 > дистрибутивах netplan [...]
 > умеет настраивать bond, bridge, vlan,

VLAN? Вот прямо с перенумерацией и QinQ?

 > openvswitch, wireguard, wifi, тунели. Вроде все что нам обычно
 > нужно.

Как насчет хотя бы VRF? :-)

А ведь есть и другие полезные (а иногда и просто необходимые)
функции сетевой подсистемы ядра. Причем далеко не все они даже
в LARTC описаны (увы, там с 2012 года застой).

 > есть dbus интерфейс (может пригодиться для нового alterator)
 > netplan apply применяет изменения настроек, без полной
 > перезагрузки сети

Вот как раз это совершенно не критично.

 > Минусы: - админские утилиты на python

А это сразу исключает использование данной приблуды там, где
необходимо минимизировать поверхность атаки. Серверы, ага.

> [...]
 > PS: я не призываю удалять etcnet из сизифа. Я говорю о
 > дистрибутивах, которые по факту уходят от использования etcnet.

Для десктопов оно избыточно (еще больше, чем NM), для серверов
малопригодно... что остается-то, ноутбуки?

--
Alexey V. Vissarionov

* Re: [devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах
@ 2024-04-18 15:04   ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2024-04-18 15:04 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

чт, 18 апр. 2024 г. в 12:17, Alexey V. Vissarionov <gremlin@altlinux.org>:

> [...]
>
> Все это - решения для рабочих станций. Ну, еще в совсем простых
> сетях можно для локальных серверов как-то что-то наколхозить.

На самом деле все сложное в сетях должно делаться на сетевом оборудовании.
А на сервера или рабочие станции сеть должна подаваться в максимально
простом виде.
Для надежности.
В "сложном" виде (bonding, тэгированные vlan) сеть подается на хосты
виртуализации или програмные маршрутизаторы.
Netplan умеет типовые простые и сложные сети. Понятно, что можно найти
особенный случай, который не поддерживается.
Его тоже можно решить pre и post хуками, запуская скрипты.

> [...]
>
> Конфигурация сети - это не демон, для нее reload|restart хоть и
> возможны технически, но особого смысла в абсолютном большинстве

У нас разные клиенты :)
Кто-то настраивает сеть через web-интерфейс PVE, и не ожидает, что
нажав кнопку Apply потеряет доступ к хосту.
А теряет потому, что network reload на самом деле restart.

>  > Предложение: Давайте рассмотрим вариант использовать в
>  > дистрибутивах netplan [...]
>  > умеет настраивать bond, bridge, vlan,
>
> VLAN? Вот прямо с перенумерацией и QinQ?

да, networkd умеет, в том числе и 802.1ad

>  > openvswitch, wireguard, wifi, тунели. Вроде все что нам обычно
>  > нужно.
>
> Как насчет хотя бы VRF? :-)

Да.
Смотри https://github.com/canonical/netplan/blob/main/examples/vrf.yaml

> [...]
>
> Для десктопов оно избыточно (еще больше, чем NM), для серверов
> малопригодно... что остается-то, ноутбуки?

А мне кажется пригодно для для всех трех случаев.

--
Alexey Shabalin

* Re: [devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах
@ 2024-04-18 18:51 ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2024-04-18 18:51 UTC (permalink / raw)
  To: devel

Добрый день!

On 4/17/24 20:21, Alexey Shabalin wrote:
> [...]
> - в сервере есть попытка перехода на systemd-networkd (почему поытка -
> ниже :). etcnet оставлен как запасной вариант.

С обывательской точки зрения важно не название инструмента, а его фичи.
Приблуда для настройки сети (GUI из 2000-х годов) предлагает на выбор
один из двух стеков IPv4/IPv6, не говорю даже про Infiniband, мало что
умеет. И современный казалось бы инсталлятор грузится только через IPv4.
Так оно и после установки одновременно не будет работать с etcnet.
Другого установщика и Альтератора у нас пока нет.

> [...]
>
> Если перерабатывать alterator-eth, то может сразу на использование
> netplan, который умеет генерировать настройки для NM и networkd?

Меньше всего хотелось бы вкладываться в доработку или переработку
модулей Альтератора. В нём невозможно открыть второе дыхание. Поэтому
жизнь уже давно заставляет обходиться без этого инсталлятора, если иначе
никак.

Предлагался как вариант отказ от нынешнего инсталлятора, перенос части
шагов в stage1, другой части шагов как это сделано с OEM уже при первой
загрузке (alterator-setup), тогда установщик не нужен, мы развёртываем
подготовленную rootfs, причём для некоторых сборок мы только так и
делаем, потому что иначе просто нельзя. С ностальгией вспоминаю сборки
rootfs для mipsel -- они вот прямо сходу были готовые к работе, и не
надо ничего придумывать.

> PS: я не призываю удалять etcnet из сизифа. Я говорю о дистрибутивах,
> которые по факту уходят от использования etcnet.

--
WBR, Leonid Krivoshein.

* Re: [devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах
@ 2024-04-19  0:29   ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2024-04-19  0:29 UTC (permalink / raw)
  To: devel

19.04.2024 01:51, Leonid Krivoshein пишет:
> [...]
>
> С обывательской точки зрения важно не название инструмента, а его фичи. Приблуда для настройки сети (GUI из 2000-х годов) предлагает на выбор один из двух стеков IPv4/IPv6, не говорю даже про Infiniband, мало что умеет. И современный казалось бы инсталлятор грузится только через IPv4. Так оно и после установки одновременно не будет работать с etcnet. Другого установщика и Альтератора у нас пока нет.

Речь о том, что интерфейс, с которого загрузились по сети, не настроить при установке. Правильно?

> Меньше всего хотелось бы вкладываться в доработку или переработку модулей Альтератора. В нём невозможно открыть второе дыхание. Поэтому жизнь уже давно заставляет обходиться без этого инсталлятора, если иначе никак.

Альтератор - это не только инсталлятор. Модуль настройки сети работает и в установленной системе, и при OEM настройке, о которой пишешь ниже.

> Предлагался как вариант отказ от нынешнего инсталлятора, перенос части шагов в stage1, другой части шагов как это сделано с OEM уже при первой загрузке (alterator-setup), тогда установщик не нужен, мы развёртываем подготовленную rootfs, причём для некоторых сборок мы только так и делаем, потому что иначе просто нельзя. С ностальгией вспоминаю сборки rootfs для mipsel -- они вот прямо сходу были готовые к работе, и не надо ничего придумывать.

А что их вспоминать? Альт Рабочая станция в виде rootfs для aarch64 - готовая система к использованию.

--

@ 2024-04-19  3:19     ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2024-04-19  3:19 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 18.04.2024 18:04, Alexey Shabalin wrote:

> [...]
> особенный случай, который не поддерживается.
> Его тоже можно решить pre и post хуками, запуская скрипты.

etcnet как раз хорош тем, что очень сложные случаи в нём можно сделать.
А от networkmanager и system-networkd я отказался именно потому что он
не смог.

Оборудование иметь хорошо, но часто бывают ситуации, когда дома его
банально нет, а сложный конфиг нужен.

* Re: [devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах
@ 2024-04-19  4:52     ` Alexey V. Vissarionov
From: Alexey V. Vissarionov @ 2024-04-19  4:52 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions; +Cc: gremlin

Good ${greeting_time}!

On 2024-04-18 18:04:24 +0300, Alexey Shabalin wrote:

 > На самом деле все сложное в сетях должно делаться на сетевом
 > оборудовании.

А у этого сетевого оборудования внутри волшебство происходит?

Не говоря уж о том, что по-настоящему большие сети используют
роут-серверы. А, наоборот, совсем маленькие - одиночные серверы,
на которых вообще все: и пара внешних каналов (с балансировкой
между ними), и несколько локальных сетей (как минимум проводную
сеть и WiFi сейчас принято разделять), и почта, и телефония, и
файлохранилище. И из сетевого оборудования у них - только свитчи.

 > А на сервера или рабочие станции сеть должна подаваться в
 > максимально простом виде. Для надежности.

Если не пытаться работать с ядерным сетевым стеком, как с демоном
в userspace, его надежность превосходит, например, надежность
дисковой подсистемы.

 > В "сложном" виде (bonding, тэгированные vlan) сеть подается
 > на хосты виртуализации или програмные маршрутизаторы.

Хосты виртуализации по определению выполняют функции софтроутеров.

А еще серверы умеют не только подключаться к существующим сетям,
но и создавать их.

 > Netplan умеет типовые простые и сложные сети. Понятно, что
 > можно найти особенный случай, который не поддерживается. Его
 > тоже можно решить pre и post хуками, запуская скрипты.

И вся красивая модель управления сетевым стеком через managed
configuration идет коту под хвост :-)

Я через эти грабли еще лет 15 назад прошел. И нашел рабочее
решение, которое с большой вероятностью (могу уточнить днем)
работает до сих пор.

 > У нас разные клиенты :) Кто-то настраивает сеть через
 > web-интерфейс PVE, и не ожидает, что нажав кнопку Apply
 > потеряет доступ к хосту. А теряет потому, что network
 > reload на самом деле restart.

Для десктопа (за консолью которого и работает пользователь)
это вполне приемлемо. А если использовать десктопную схему
конфигурации сети на сервере - ну что ж, любой инструмент,
используемый не по назначению, превращается в грабли.

 > да, networkd умеет, в том числе и 802.1ad

Даже любопытно посмотреть, как оно с нетривиальными случаями
перенумерации справится.

 > Да. Смотри
 > https://github.com/canonical/netplan/blob/main/examples/vrf.yaml

Так это ж совсем примитив... Ладно, будем считать, что хотя бы
про ip rule оно знает.

 > А мне кажется пригодно для для всех трех случаев.

Вот-вот, "кажется". А я говорю (особенно про серверы) на основании
опыта промышленной эксплуатации. В том числе с обеспечением SLA.

--
Alexey V. Vissarionov

* [devel] ОЕМ при установке всегда (was: подсистема настройки сети в дистрибутивах)
@ 2024-04-19  7:50   ` Sergey V Turchin
From: Sergey V Turchin @ 2024-04-19  7:50 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Thursday, 18 April 2024 21:51:28 MSK Leonid Krivoshein wrote:

[...]
> Предлагался как вариант отказ от нынешнего инсталлятора, перенос части
> шагов в stage1, другой части шагов как это сделано с OEM уже при первой
> загрузке (alterator-setup),
Мне нравится идея выделить ОЕМ-подобное, выполнять его отдельно после
перезагрузки и лишь менять состав шагов в зависимости от дистрибутива.
Это нужно потому, что отдельная настройка ОЕМ после установки портит некоторые
настройки, которые делают installer-features-* и их надо запускать ещё раз, но
никто этого не делает. При установке по сети достаточно будет закинуть какой-
нибудь autoinstall-файл, по которому всё само сделается.

> тогда установщик не нужен, мы развёртываем подготовленную rootfs
Это можно решить отдельно, но уже видна такая тенденция у коллег из других
дистрибутивов.

[...]

--
Regards, Sergey.

* Re: [devel] ОЕМ при установке всегда
@ 2024-04-19  8:00     ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2024-04-19  8:00 UTC (permalink / raw)
  To: devel

19.04.2024 14:50, Sergey V Turchin пишет:
> [...]
> никто этого не делает. При установке по сети достаточно будет закинуть какой-
> нибудь autoinstall-файл, по которому всё само сделается.

А всё от того, что надо запускать эти настройки из /etc/firsttime.d/
Перенести их надо, и всё будет работать правильно.

Если уж и делить, то с той целью, чтобы не нужно было как сейчас запускать alterator в чруте.
Но установка grub и настройка пароля LUKS, как-то не OEM-но, а они выполняются в чрутном альтераторе.
Да и пароль root может быть необходимо задать.

Такое разделение облегчило бы переход на новый альтератор, количество необходимых модулей старого типа резко бы сократилось.
Новый альтератор не нужно было бы запускать в инсталляторе.

--

@ 2024-04-19 11:32     ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2024-04-19 11:32 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 4/19/24 03:29, Антон Мидюков wrote:

> Речь о том, что интерфейс, с которого загрузились по сети, не настроить при установке. Правильно?

Нет, не только в stage1 проблему поддержки стеков нужно решать, но и в
stage2, и в работающей rootfs. И вот эта поддержка стеков IP -- она куда
более заметно отличает нашу поддержку сети от аналогичной в других
дистрибутивах, если мы говорим не только о её конфигурировании через
GUI, но и о дальнейшей работе с сетью.