ALT Linux Community general discussions
* [Comm] Alram!! Reiser-FS BadBl-нулся!
@ 2007-02-26 14:20 okayunov
From: okayunov @ 2007-02-26 14:20 UTC (permalink / raw)
  To: community

Alram!! Reiser-FS BadBl-нулся!

Нужно мнение людей имеющих опыт (прискорбный, надо
думать)...
Суть - вдруг начались сбои на диске, а после перезагрузки
(-ок) (в т.ч. с выключениями) идут ссобщения о том, что
налицо bad-блоки - 3 сообщения и все почему-то о разделах
с ReiserFS (и почему интересно, у меня там и ext3 разделов
хватает с коими всё путем).
В том же сообщении выдается предложение запустить
fsck.reiserfs с параметром -B

Но, насколько я понял, эта опция отнюдь не занимается
восстановлением :-((
так что это чревато (с учетом того, что эти 3 раздела
отказались монтироваться, те. ИМХО Bad-блоки в системных
областях разделов).
Я неправ? Насчет - чревато...
Тем более, что у оного(-ой?)  налицо еще и параметры типа
--rebuild-sb и --fix-fixable и проч.

Собственно вопросы к всеведущему All-у и коллегам по
несчастью:

    1) Каков оптимальный порядок действий в такой
ситуации?
    2) Стоит-ли применять dd_rescue (о коей я только
сейчас прослышал) и как она должна вписываться в ответ на
предыдущий вопрос (смутно догадываюсь, что идти первой, но
могет я неправ?)?

ЗЫ Одна деталь: нелады начались вплотную после того, как
комп вырубился, судя по всему - из-за перегрева блока
питания (несмотря на все мои колготко-фильтры оный таки
зарос пылью). Посему еще вопрос - бывает-ли так, чтоб при
этом (в отлчие от обычного аварийного вырубания
(напряжение пропало) портилась электроника?

== В действительности все обстоит совершенно иначе чем на
самом деле. ==
BR, Oleg N. Kayunov

* Re: [Comm] Alram!! Reiser-FS BadBl-нулся!
@ 2007-02-27  8:53 ` Peter Volkov
From: Peter Volkov @ 2007-02-27  8:53 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community

On Пнд, 2007-02-26 at 17:20 +0300, okayunov@mtu-net.ru wrote:
> [...]

> сейчас прослышал) и как она должна вписываться в ответ на
> предыдущий вопрос (смутно догадываюсь, что идти первой, но

Мне не доводилось использовать ddrescue, но чтение info подсказывает,
что его стоит попробовать. По крайней мере это именно так программа,
которой мне так не хватало два года назад, когда у меня была подобная
проблема...

Я бы сделал так.

Вставил второй, заведомо хороший хард в компьютер. Загрузится с liveCD
дабы вообще не монтировать разделы. Воспользовался бы liveCD чтобы
восстановить, всё что восстанавливается с нужных разделов. Заодно можно
увидеть есть ли там реально бэд блоки и увеличивается ли их количество.

После этого как всё-что можно таким образом спасти тестим хард диск на
наличие физических бэд блоков... Лучше всего с помощью mhdd, так как он
умеет стирать блоки и через функции BIOS и обращаясь напрямую к
контроллеру. Можно пробовать из linux'а как-то так:

# cat /dev/hdaXX > /dev/null

и ждём в dmesg появления I/O errors. Если есть можно попробовать
записать туда что-нибудь (dd). По тупому можно на весь диск

# cat /dev/zero > /dev/hdaXX

По умному, наверное, можно записать только в испорченный блок, но я это
делал только из mhdd. Если записать а после прочитать удалось, то дело
bad block'и логические и значит, возможно, хард ещё будет жить. Узнать
будет он точно жить или нет, можно почитав SMART аттрибуты или/и
используя mhdd.

Возможно у вас вообще бэд блоков нет, а просто ФС в нехорошем состоянии,
тогда года два назад ничего лучше отвратительного fsck.reiserfs для
reiserfs я не нашёл... reiserfs это плохая (может быть худшая) файловая
система в ситуации когда не ней что-нибудь ёкается... Так что пробовать
стоит --fix-fixable и --rebuild-tree, ну и другие опции которые
наверняка похерят часть очень нужных данных...

> [...]
> этом (в отлчие от обычного аварийного вырубания
> (напряжение пропало) портилась электроника?

Хм. Бывает что от вырубания головки падают на блин, чем вызывают
физические бэды... А может быть просто просто CRC не верный записан и
поэтому ошибки логические. Если ломается электроника, то обычно хард
перестаёт работать совсем...

Peter.

[-- Attachment #2: This is a digitally signed message part --]

* Re: [Comm] Alram!! Reiser-FS BadBl-нулся!
@ 2007-02-27 12:56   ` okayunov
From: okayunov @ 2007-02-27 12:56 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community

On Tue, 27 Feb 2007 11:53:34 +0300
  Peter Volkov <pvolkov@mics.msu.su> wrote:

> [...]
> дабы вообще не монтировать разделы. Воспользовался бы
>liveCD чтобы
> восстановить, всё что восстанавливается с нужных
Я, собственно, так и планирую.
Проблема: как восстанавливать с разделов кои и
монтироваться отказываются - т.е. ИМХО всякие там
суперблки повреждены.

>Заодно можно
> увидеть есть ли там реально бэд блоки и увеличивается ли
>их количество.
Ну это уже проблема вторая - коль скоро все едино новый
хард куплен.

> После этого как всё-что можно таким образом спасти
>тестим хард диск на
> наличие физических бэд блоков... Лучше всего с помощью
>mhdd, так как он
Пока такой не нашел. Поиски продолжу.
А что оная делает?
F.e. - она умеет "пробивать" сбоящие блоки?

> умеет стирать блоки и через функции BIOS и обращаясь
Стирать? Это-то-то зачем?
>напрямую к
> контроллеру. Можно пробовать из linux'а как-то так:
>
> # cat /dev/hdaXX > /dev/null
>
> и ждём в dmesg появления I/O errors.
И дальше?
Собственно номера тех блоков из-за которых разделы не
монтируются система мне сообщает.

>Если есть можно
>попробовать
> записать туда что-нибудь (dd).
Опять не понял - зачем?
Мне сейчас главное - спати данные, а не затереть их?

> [...]
> bad block'и логические и значит, возможно, хард ещё
>будет жить. Узнать
> будет он точно жить или нет, можно почитав SMART
SMART, скотина, пишет, что все в пределах (Passed) и это в
то время, когда по 12-й консоли идут сообщения о сбоях

> [...]
> стоит --fix-fixable и --rebuild-tree, ну и другие опции
>которые
> наверняка похерят часть очень нужных данных...
Очень радостно.
А в каком порядке лучше применять эти опции - или их можно
написать в одной команде?
Вообще - у reiserfs есть резервные копии суперблоков, если
"Да" - то как к ним обратиться?
Пока чтение документации меня не вразумило, но я
продолжаю.

> Хм. Бывает что от вырубания головки падают на блин, чем
>вызывают
> физические бэды...
Сразу в трех секторах из трех разных разделов? Причем
именно из системных областей.
Тогда надежд вообще быть не может - весь диск должен быть
"запрыган" головкой.

>А может быть просто просто CRC не
>верный записан и
> поэтому ошибки логические. Если ломается электроника, то
>обычно хард
> перестаёт работать совсем...
Чтож хорошо, что надежда остается.
Впрочем собираюсь еще померять напряжения питания.
Особливо - TTL (5В).

> Peter.
Спасибо.

@ 2007-02-27 19:54     ` Peter Volkov