* [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 13:18 Denis Kirienko
From: Denis Kirienko @ 2002-09-20 13:18 UTC (permalink / raw)
  To: community

Добрый день!

Пошел преподавать информатику в одну московскую школу.
Зашел сегодня в компьютерный класс, где мне предстоит
вести занятия и был приятно шокирован. Спонсоры постарались:
шестнадцать новеньких машин (какой-то Intelовский процессор,
128 МБ ОЗУ, видео - Intel 82815, сетевая карточка - Realtek RTL
8139 (A) PCI), на каждой стоит Win2000 (16 OEM-дисков с 16 серийными
номерами прилагались :-). Сеть протянута, Internet'а, правда, нет.
Но поскольку еще полтора десятка гигабайт на каждом винчестере просто
неразмечено, я сразу заявил, что буду учить школьников программировать
только под (ALT)Linux.

Итак, в моем распоряжении куча железа, некоторое свободное время и
огромное желание превратить все это в полноценный рабочий класс.
Желаемая конфигурация, естественно, такая: один сервер (он же для экономии
рабочее место учителя), 15 одинаковых рабочих станций. На рабочих станциях
должен стоять что-то вроде стандартной установки "рабочая станция" ALT Linux +
обязательно GCC, FreePascal, какой-нибудь еще красивый софт, чтобы дитям
понравилось. Каждому школьнику заводится персональный account, но /home
должен лежать на сервере.

Мой опыт работы с ALT Linux - только на уровне установки и
конфигурирования одной рабочей станции и в сетях я разбираюсь довольно
плохо. А поэтому прошу совета знающих людей:

1. Вообще порядок действий.

2. Как лучше всего сделать абсолютно одинаковые рабочие станции, как их потом
настраивать, как потом обновлять софт? Как, например, внести изменения в
конфигурационные файлы, как добавить какие-либо пакеты на все компьютеры?

3. Вопросы организации сетевых дисков (как?). Что следует держать на сервере
и монтировать из сети, а что - на жестких дисках? Например, имеет ли смысл
делать /etc сетевым для упрощения конфигурирования?

4. (пожалуй, самый трудный для меня вопрос) Как сделать систему авторизации?

5. Что ставить на рабочие станции - Master или Junior? Или поставить
Master и обновить до Junior - хочется, чтобы дети на KDE-3 полюбовались?

6. Какую книгу по Linux купить и положить на видное место, чтобы дети
могли читать при необходимости?

7. Что прочесть самому, чтобы все это прошло максимально быстро и гладко?

8. Какие важные моменты я забыл и сколько грабель валяется у меня на
пути?

                                  Денис

* Re: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 13:27 ` Artem Pastuchov
From: Artem Pastuchov @ 2002-09-20 13:27 UTC (permalink / raw)
  To: community

> [...]
> Как, например, внести изменения в конфигурационные файлы, как
> добавить какие-либо пакеты на все компьютеры?

После установки матсера  в /root лежит файлик replay_install.img
залейте на дискету и, при установке на новые станции, грузитесь с
нее

> 3. Вопросы организации сетевых дисков (как?). Что следует
> держать на сервере и монтировать из сети, а что - на жестких
> дисках? Например, имеет ли смысл делать /etc сетевым для
> упрощения конфигурирования?

Сетевым имеет смысл делать /usr/share
ну и /home/user

> [...]
>
> 5. Что ставить на рабочие станции - Master или Junior? Или
> поставить Master и обновить до Junior - хочется, чтобы дети на

Nis

Артем Пастухов          past@yam.ru
 ЯМ Интернешнл         http://www.yam.ru

* Re: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 13:29 ` aen
From: aen @ 2002-09-20 13:29 UTC (permalink / raw)
  To: community

Denis Kirienko wrote:

>Добрый день!
>
>Пошел преподавать информатику в одну московскую школу.

WOW! Это здорово!

>Мой опыт работы с ALT Linux - только на уровне установки и
>конфигурирования одной рабочей станции и в сетях я разбираюсь довольно
>плохо. А поэтому прошу совета знающих людей:
>
>1. Вообще порядок действий.

Там обитают Ваши коллеги.
Кое-что есть в архиве списка.
Учебник А. Роганова (для студентов, правда, но очень неплохой и
свободный): http://www.ctc.msiu.ru/materials/books.php
Автор обитает в указанном выше списке.
Есть также эксперимент, проводимый деканом матфака МПГУ С. Ждановым.
Будет время -- заходите в наш офис.

Rgrds, AEN

* Re: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 13:53 ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-20 13:53 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002, Denis Kirienko wrote:

> Мой опыт работы с ALT Linux - только на уровне установки и
> конфигурирования одной рабочей станции и в сетях я разбираюсь довольно
> плохо. А поэтому прошу совета знающих людей:
>
> 1. Вообще порядок действий.

 Поставить ОДНУ систему. Это будет сервер. Поставить другую - это будет
рабочее место. Склонировать на все машины. Винду торжественно снести,
под бубны, барабаны и пение хора мальчиков-зайчиков.

 Схема примерно такая: /usr - в readonly, /etc можно тоже, авторизация
юзеров - по ldap с сервера, /home на сервере отдавать по nfs, кроме того,
все машинки объединить в MOSIX-кластер для эффективности. Учить ни в коем
случае не с какими-то там гадскими GCC и FreePascal, а, допустим, с KSI
Scheme, чтоб кульхацкеров красноглазых из детёв не получилось.

> [...]
> конфигурационные файлы, как добавить какие-либо пакеты на все компьютеры?

 rsync, естественно. При желании можно вообще / раздавать по NFS, а логи,
/tmp и своп держать на локальных дисках.

> 3. Вопросы организации сетевых дисков (как?). Что следует держать на сервере
> и монтировать из сети, а что - на жестких дисках? Например, имеет ли смысл
> делать /etc сетевым для упрощения конфигурирования?

 Имеет.

> 4. (пожалуй, самый трудный для меня вопрос) Как сделать систему авторизации?

 ldap.

> 5. Что ставить на рабочие станции - Master или Junior? Или поставить
> Master и обновить до Junior - хочется, чтобы дети на KDE-3 полюбовались?

 Поставить Junior и просизифить.

> 6. Какую книгу по Linux купить и положить на видное место, чтобы дети
> могли читать при необходимости?

 "Just for fun". Шютка.

> 8. Какие важные моменты я забыл и сколько грабель валяется у меня на
> пути?

 Дети не поймут. Обидятся. Бить будут.

* Re: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 14:08   ` Sergey Bolshakov
From: Sergey Bolshakov @ 2002-09-20 14:08 UTC (permalink / raw)
  To: community

 >  Поставить ОДНУ систему. Это будет сервер. Поставить другую - это будет
 > рабочее место. Склонировать на все машины. Винду торжественно снести, под
 > бубны, барабаны и пение хора мальчиков-зайчиков.
[skipped]

 >  Дети не поймут. Обидятся. Бить будут.
Чтоб не побили - такое предложение:
поскольку сетевушки PXE, по видимому, умеют - не трогать рабочие
места вообще, вместо этого пытаться устроить nfs-root.
Читать ltsp.ru, ltsp.org.

--
	Трули ерз, Сергей.

"[Open Source] programming is like sex, one mistake and you have to support it
for the rest of your life."  ---  M. Sinz, CBM Inc.

* Re: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 14:13 ` "Александр Новоселов"
From: "Александр Новоселов" @ 2002-09-20 14:13 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002 17:18:29 +0400 (MSD)
Denis Kirienko <kirienko@mccme.ru> wrote:

> [...]

> Как, например, внести изменения в конфигурационные файлы, как
> добавить какие-либо пакеты на все компьютеры?

Приехать ко мне, и посмотреть.

> 3. Вопросы организации сетевых дисков (как?). Что следует
> держать на сервере и монтировать из сети, а что - на жестких
> дисках? Например, имеет ли смысл делать /etc сетевым для
> упрощения конфигурирования?

Приехать ко мне, и рассказать что получилось.

> 4. (пожалуй, самый трудный для меня вопрос) Как сделать систему
> авторизации?

LDAP - однозначно. Надо нам с Вами собраться, выпить чаю, в
офисе ALTLinux, и попросить помощи в настройке. Затем сделать
Школьный-кабинет-HOWTO. Что-то с настройкой авторизации у меня
затор.

> 5. Что ставить на рабочие станции - Master или Junior? Или
> поставить Master и обновить до Junior - хочется, чтобы дети на
> KDE-3 полюбовались?

Приехать ко мне, и посмотреть. Тем более у нас оборудование
похожее. Кстати у меня кластер на двух учебных классах. И все
глюки, которые бывают с ядром - наши!!! ;)

> 6. Какую книгу по Linux купить и положить на видное место,
> чтобы дети могли читать при необходимости?

У меня на локальном сайте Учебник Роганова и документация
OpenOffice

> 7. Что прочесть самому, чтобы все это прошло максимально быстро
> и гладко?

Учебник Роганова, документацию  Мастер и OpenOffice, архивы
рассылок (у меня есть)

> 8. Какие важные моменты я забыл и сколько грабель валяется у
> меня на пути?

Ууууу! Вместе весело шагать... по граблям...

--
С наилучшими пожеланиями,
Александр Новоселов

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 14:41   ` Igor Homyakov
From: Igor Homyakov @ 2002-09-20 14:41 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, Sep 20, 2002 at 06:56:38PM +0400, Denis Kirienko wrote:
> Всем большое спасибо за ответы, Александру Новоселову за приглашение
> спасибо отдельное :-) Я даже начал пробовать отвечать на какие-то письма,
> но их что-то оказалось так много, что я лучше сначала осмыслю и попробую
> понаступать на грабли, а потом буду о встреченных граблях писать :-)

> Кстати, а что такое KSI Scheme?
точно ! scheme это то что надо для них
http://www.schemers.org/

> Все-таки писать у меня дети будут на GCC. Сам воспитан на GCC, тем более
> класс математический, пускай с нормальными компиляторами работать
> привыкают.

> Диалог со школьником:
> - А чему вы нас учить будете?
> - А чему хочешь научиться?
> - Хочу на C++ научиться программировать!

начинать с C++ не стоит, С++ слишком сильно напоминает свалку,
для того чтобы НАЧИНАТь с него изучение программирования

(Cкромно потупив глазки) а Вы знаете как хорошо влияет на стиль
программирование изучение scheme ?
--
Igor Homyakov
<homyakov at altlinux dot ru>

* [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 14:56 ` Denis Kirienko
From: Denis Kirienko @ 2002-09-20 14:56 UTC (permalink / raw)
  To: community

@ 2002-09-20 14:57     ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-20 14:57 UTC (permalink / raw)
  To: community

On 20 Sep 2002, Sergey Bolshakov wrote:

> [...]
> поскольку сетевушки PXE, по видимому, умеют - не трогать рабочие
> места вообще, вместо этого пытаться устроить nfs-root.

 Эти - не умеют. Но оно и не страшно - можно поставить на каждую машину
загрузочный miniroot.

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 15:03   ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-20 15:03 UTC (permalink / raw)
  To: community

> [...]

> но их что-то оказалось так много, что я лучше сначала осмыслю и попробую
> понаступать на грабли, а потом буду о встреченных граблях писать :-)

 Это интерпретатор Схемы, написанный Иваном Демаковым. Хорош тем, что к
нему идёт очень вразумительная *русская* документация. Вообще, Схема -
почти идеальный язык для обучения, и достоин того, чтоб быть первым
изученным языком.

> Все-таки писать у меня дети будут на GCC. Сам воспитан на GCC, тем более
> класс математический, пускай с нормальными компиляторами работать
> привыкают.

 Однако, C++ - вовсе не тот язык, с которого следует начинать обучение.
Он очень громоздкий, нелепый, опасный, прививает множество дурных
привычек и неверных представлений. После него очень трудно научиться чему
либо стоящему. Так что я бы не советовал калечить бедных деток.

> Диалог со школьником:
> - А чему вы нас учить будете?
> - А чему хочешь научиться?
> - Хочу на C++ научиться программировать!

 Вот ещё, следовать детячьим капризам. Они же не знают, что такое C++,
слышали только, что это "модно".

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерныкомпьютерный класс
@ 2002-09-20 15:22     ` Maxim Tyurin
From: Maxim Tyurin @ 2002-09-20 15:22 UTC (permalink / raw)
  To: community

> [...]
> нему идёт очень вразумительная *русская* документация. Вообще, Схема -
> почти идеальный язык для обучения, и достоин того, чтоб быть первым
Начинать обучение с функционального языка ИМХО неразумно.
Лучше начать с Python. Как язык хорошо подходит для обучения
(первоначально и задумывался как язык для обучения программированию).

--

	With Best Regards, Maxim Tyurin
	mailto: MrKooll@bigfoot.com

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить =?koi8-r?Q?_=CB=CF=CD=D0=D8=C0=D4=
@ 2002-09-20 15:26       ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-20 15:26 UTC (permalink / raw)
  To: community

On 20 Sep 2002, Maxim Tyurin wrote:

> Начинать обучение с функционального языка ИМХО неразумно.

 Схема - не чистый функциональный язык. Я же не предлагаю начинать с
Хаскелля или Clean-а. Так что в Схеме можно пользоваться и другими
парадигмами.

> Лучше начать с Python. Как язык хорошо подходит для обучения
> (первоначально и задумывался как язык для обучения программированию).

 Только он всё же значительно сложнее Схемы. Схема хороша как раз
своим минимализмом, ничего лишнего, сам язык можно за день выучить,
и потом сосредоточиться на изучении собственно программирования. С Питоном
изучение конструкций языка больше времени отнимет. Я бы советовал его
взять вторым языком.

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 15:41   ` aen
From: aen @ 2002-09-20 15:41 UTC (permalink / raw)
  To: community

Denis Kirienko wrote:

> [...]
>
>Кстати, а что такое KSI Scheme?
>
>Все-таки писать у меня дети будут на GCC. Сам воспитан на GCC, тем более

С этого надо было начинать :-)
А школа какая, если не секрет?

Rgrds, AEN

* Re: [Comm] Re: [JT] Об обучающих языках программирования (was: Linux в массы, или как поставить компьютерный класс)
@ 2002-09-20 15:41     ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-20 15:41 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002, Denis Kirienko wrote:

> Вообще, идея про Scheme мне понравилась. У меня свеженабранный класс,
> одни знают больше, другие - меньше, третьи - вообще ничего не знают.
> Одни знают Pascal, другие - нет. И занимать их работой одновременно -
> тяжело. А так будет что-то явно новое для всех, класс выровняется.

 Угу. Прежде чем вести вперёд, надо сначала выбить старую дурь,
регрессировать до нужного состояния. Я для этого математику использую
обычно.

> Естественно, я и не собирался школьнику, ничего в программировании не
> соображающему, рассказывать про C++, хотя, наверное, с утверждениями
> про свалку Страуструп не согласится (почитал я третье издание
> Страуструпа - много нового и интересного нашел, если пользоваться
> C++ с его стандартной библиотекой - то очень даже красивый язык
> получится).

 Да нет, из C++ практически невозможно сделать хороший и чистый язык - уж
больно дурная у него наследственность.

> Да вообще-то дети - не маленькие, десятый класс все-таки. Не игрушками же
> с ними заниматься, в конце концов, они уже через два года в ВУЗе учиться
> будут - а там хочешь не хочешь придется на C писать, если ВУЗ нормальный.

 Вовсе не обязательно. Кроме того, пусть уж лучше их в ВУЗе пытаются
искалечить языком Си, когда они будут уже достаточно грамотными, чтоб не
сильно пострадать, чем делать их уродами ещё в школе.

> Так что вторым языком у них в любом случае будет C++ :-)

 Очень зря. В раннем возрасте такие издевательства над психикой
недопустимы.

* [Comm] Re: [JT] Об обучающих языках программирования (was: Linux в массы, или как поставить компьютерный класс)
@ 2002-09-20 15:46   ` Denis Kirienko
From: Denis Kirienko @ 2002-09-20 15:46 UTC (permalink / raw)
  To: community

Добрый вечер!

Я отвечу на ряд писем про C++ - Scheme. Все цитировать не буду, поскольку
пишу не с того адреса, с которого читаю рассылку.

@ 2002-09-20 15:52         ` Alexandre Prokoudine
From: Alexandre Prokoudine @ 2002-09-20 15:52 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002 19:26:13 +0400 (MSD)
Vitaly Lugovsky <vsl@ontil.ihep.su> wrote:

> [...]
> программирования. С Питоном изучение конструкций языка больше
> времени отнимет. Я бы советовал его взять вторым языком.

Я надеюсь, это не начало holy war? :)

Давайте перенесем обсуждение в freeschool...

А.П.

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 18:33     ` Yuriy Gomenyuk
From: Yuriy Gomenyuk @ 2002-09-20 18:33 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002 19:03:05 +0400 (MSD)

> [...]
> нему идёт очень вразумительная *русская* документация. Вообще, Схема -
> почти идеальный язык для обучения, и достоин того, чтоб быть первым

А где лежит эта русская документация?

Юрий Гоменюк.

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 18:42       ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-20 18:42 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002, Yuriy Gomenyuk wrote:

> А где лежит эта русская документация?

 А там же, http://ksi.sourceforge.net/

 В формате texinfo.

* Re: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-20 20:42 ` Andrew Vorobey
From: Andrew Vorobey @ 2002-09-20 20:42 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002 17:18:29 +0400 (MSD)
Denis Kirienko <kirienko@mccme.ru> wrote:

можно попробовать

http://education.mit.edu/starlogo/

для тех кто помлпдше

* [Comm] Re[2]: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-21  9:17     ` isa
From: isa @ 2002-09-21  9:17 UTC (permalink / raw)
  To: Vitaly Lugovsky

> [...]
VL> привычек и неверных представлений. После него очень трудно научиться чему
VL> либо стоящему. Так что я бы не советовал калечить бедных деток.

   Прошу прощения за то что вмешиваюсь в спор МОГУЧИХ, но  ИМХО
   gcc!=c++
   gcc - GNU compiler colection

С уважением,
 isa                          mailto:iscander@mercuri.mk.ua

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-21 10:02         ` Alexandre Prokoudine
From: Alexandre Prokoudine @ 2002-09-21 10:02 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002 22:42:40 +0400 (MSD)

>  А там же, http://ksi.sourceforge.net/
>
>  В формате texinfo.

BTW, texinfo можно конвертнуть во что-либо более привычное вроде TeX
или Docbook/XML?

А.П.

* Re: [Comm] Re[2]: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-21 12:03       ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-21 12:03 UTC (permalink / raw)
  To: Vitaly Lugovsky

On Sat, 21 Sep 2002, isa wrote:

>    Прошу прощения за то что вмешиваюсь в спор МОГУЧИХ, но  ИМХО
>    gcc!=c++
>    gcc - GNU compiler colection

 И в коллекции этой: C, C++, Objective C, Fortran77, Java, Chill. Так шта,
выбор не богат. Пожалуй, наиболее подходящий из них для обучения - Java,
да и тот - не конфетка.

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-21 12:04           ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-21 12:04 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Sat, 21 Sep 2002, Alexandre Prokoudine wrote:

> BTW, texinfo можно конвертнуть во что-либо более привычное вроде TeX
> или Docbook/XML?

 В принципе можно. Сам когда-то пытался найти решение, но лень замучала.
Готового способа вроде как и нет.

* Re: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-21 13:55           ` MrKooll
From: MrKooll @ 2002-09-21 13:55 UTC (permalink / raw)
  To: community

> BTW, texinfo можно конвертнуть во что-либо более привычное
> вроде TeX или Docbook/XML?
А чем texinfo не нравится?
Его можно конвертнуть в dvi/ps, html, info, pdf.
---------

	With Best Regards, Maxim Tyurin
	mailto: MrKooll@bigfoot.com
	JID:	MrKooll@jabber.pibhe.com

* [Comm] Re[2]: [Comm] Re[2]: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-21 14:31         ` Maksim Otstavnov
From: Maksim Otstavnov @ 2002-09-21 14:31 UTC (permalink / raw)
  To: community

Hello Vitaly,

Saturday, September 21, 2002, 4:03:48 PM, you wrote:

VL>  И в коллекции этой: C, C++, Objective C, Fortran77, Java, Chill. Так шта,
VL> выбор не богат.

А GNAT --- кошки съели?

--
-- Maksim

* Re: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-23  8:42   ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-23  8:42 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, 20 Sep 2002, aen wrote:

 А вот ни фига не получается на это дело подпейсаться. Облом-с...
Кто там админ этого листа?

* Re: [Comm] Linux × ÍÁÓÓÙ, ÉÌÉ ËÁË ÐÏÓÔÁ×ÉÔØ ËÏÍÐØÀÔÅÒÎÙÊ ËÌÁÓÓ
@ 2002-09-23  9:06 ` ôÁÒÁÓ áÂÌÁÍÓËÉÊ
From: ôÁÒÁÓ áÂÌÁÍÓËÉÊ @ 2002-09-23  9:06 UTC (permalink / raw)
  To: community; +Cc: freeschool

Здравствуйте все.

---aen <aen@altlinux.ru> wrote:
> [...]
>Автор обитает в указанном выше списке.
>Есть также эксперимент, проводимый деканом матфака МПГУ С. Ждановым.

У меня практически такая же ситуация, только не школа, а
университет. Да еще и не в Москве, а Волгограде. Так что приехать к кому нибудь посмотреть, поговорить это врядли получится. А я так чувствую вопрос этот много еще кого интересует. И пора уже начинать, действительно писать Linux-в-компьютерном-классе-HOWTO.
Насколько я понимаю именно для таких вопросов и создавался когда-то список freeschool, который сейчас, к сожалению, почти
мертвый. Есть шанс оживить ;-)

У нас это примерно так (что-то еще в мечтах, а где-то обнаружились грабли):

> 1. Вообще порядок действий.

Сервер:
LDAP-server
httpd
vsftpd
nfsd

Клиент:
Берем одну машину, настраиваем, затем клонируем на все остальные
потом меняем на клонах, нужные настройки (нр /etc/HOSTNAME и тд)
Про то как это сделать есть в книжке к Мастеру.
http://docs.altlinux.ru/admin

> [...]
> конфигурационные файлы, как добавить какие-либо пакеты на все компьютеры?

Я сделал свой apt-репозитарий, и намереваюсь обновляться с него, а его в свою очередь, с updates к Мастеру.

> [...]
>
> 5. Что ставить на рабочие станции - Master или Junior? Или поставить
> Master и обновить до Junior - хочется, чтобы дети на KDE-3 полюбовались?

Master. Все updates к Junior -- это ссылки на updates Мастера :)
Если нужно, можно что-то взять и с Junior, я так дома и сделал, но в классе не рашаюсь.

> 6. Какую книгу по Linux купить и положить на видное место, чтобы дети
> могли читать при необходимости?

Где-то когда-то прочитал такую штуку:
"зайдите в любой большой книжный магазин, возьмите все что у них есть по Linux, полистайте каждую книжку, и если вас от нее не тошнит, то книжку можно брать." Шутка ;)

> 7. Что прочесть самому, чтобы все это прошло максимально быстро и гладко?

А вот быстро и гладко вряд-ли получится. Пока... К сожалению.
Нужно исследовать эту область самим и писать соответствующие вещи тоже самим. Ну зато это можно делать вместе так, глядишь, будет и легче, и быстрее, возможно.

> 8. Какие важные моменты я забыл и сколько грабель валяется у меня на
> пути?
>
>                                   Денис

Ооооочень много еще у нас на пути граблей зарыто.

Я намереваюсь написать в к концу недели, небольшую заметку про то "Как настроить авторизацию пользователей через LDAP в ALTLinux Master", несколько более подробную, чем то что в книжке к нему идет.

А также есть мысль записать все что нужно сделать для клонирования клиентских машин.

Удачи всем.
---
Абламский Тарас
Волгоградский Государственный Универсистет
кафедра вычислительной механики.

PS
еще хотел много чего сказать, но нужно бежать, времени нет. В следующий раз... Видимо.

* Re: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-23  9:37   ` Maxim Tyurin
From: Maxim Tyurin @ 2002-09-23  9:37 UTC (permalink / raw)
  To: community

> Я намереваюсь написать в к концу недели, небольшую заметку про
> то "Как настроить авторизацию пользователей через LDAP в
> ALTLinux Master", несколько более подробную, чем то что в
> книжке к нему идет.
Очень нужная весчь ;)
Взяв за основу LDAP-Implementation-HOWTO дописать и подогнать к
реалиям Мастера. И вообще на русском языке нет ничего по LDAP и
централизованной авторизации пользователей через него :(
---------

	With Best Regards, Maxim Tyurin
	mailto: MrKooll@bigfoot.com
	JID:	MrKooll@jabber.pibhe.com

* [Comm] Re: [Comm] Re[2]: [Comm] Re[2]: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-23 10:11           ` aen
  2002-09-23 10:19             ` [Comm] Re: [Comm] Re[2]: [Comm] Re[2]: [Comm] Re: [JT] Linux в ма =?KOI8-R?Q?=D3=D3=D9=2C_=C9=CC=C9_=CB=C1=CB_=D0=CF=D3=D4=C1=D7=C9=D4? Vitaly Lugovsky
From: aen @ 2002-09-23 10:11 UTC (permalink / raw)
  To: community

Maksim Otstavnov wrote:

>А GNAT --- кошки съели?

Съели. Он не входит в релизы gcc, так как вечно отстает, требуя для
сборки старых версий gcc.

Rgrds, AEN

* Re: [Comm] Re: [Comm] Re[2]: [Comm] Re[2]: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-23 10:17             ` Andrey Golovin
From: Andrey Golovin @ 2002-09-23 10:17 UTC (permalink / raw)
  To: community

На 2002.09.23 14:11 aen написал:

> Съели. Он не входит в релизы gcc, так как вечно отстает, требуя для
> сборки старых версий gcc.
>
> Rgrds, AEN
Кстати, на сайте gcc уже года два, если не больше висит обещание в следующую версию включить gnat. Следующих версий за это время было сами знаете сколько, а воз и ныне там. Не знаете, в чем проблема?

С уважением,
	Андрей Головин

ЗЫ А не закатать ли мне gnat в rpm для Сизифа?

* Re: [Comm] Re: [Comm] Re[2]: [Comm] Re[2]: [Comm] Re: [JT] Linux в ма =?KOI8-R?Q?=D3=D3=D9=2C_=C9=CC=C9_=CB=C1=CB_=D0=CF=D3=D4=C1=D7=C9=D4?
@ 2002-09-23 10:19             ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-23 10:19 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Mon, 23 Sep 2002, aen wrote:

> Съели. Он не входит в релизы gcc, так как вечно отстает, требуя для
> сборки старых версий gcc.

 Даже не старых, а очень старых. Вот всё ждём-с g95, обещает быть
красивеньким, хоть код и похож на помойку...

* Re: [Comm] Re: [Comm] Re[2]: [Comm] Re[2]: [Comm] Re: [JT] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-23 10:20               ` Vitaly Lugovsky
From: Vitaly Lugovsky @ 2002-09-23 10:20 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Mon, 23 Sep 2002, Andrey Golovin wrote:

> [...]
> больше висит обещание в следующую версию включить gnat. Следующих версий
> за это время было сами знаете сколько, а воз и ныне там. Не знаете, в

 Елементарно. Эти зрясранцы API меняют раз в неделю. Но, однако,
до-обренький Mercury за ними умудряется поспевать. У адских товарищей
проблемов побольше...

* Re[2]: [Comm] Linux × ÍÁÓÓÙ, ÉÌÉ ËÁË ÐÏÓÔÁ×ÉÔØ ËÏÍÐØÀÔÅÒÎÙÊ ËÌÁÓÓ
@ 2002-09-23 14:13     ` ASA
From: ASA @ 2002-09-23 14:13 UTC (permalink / raw)
  To: Vitaly Lugovsky

Hello Vitaly,

Monday, September 23, 2002, 1:42:26 PM, you wrote:

VL>  А вот ни фига не получается на это дело подпейсаться. Облом-с...
VL> Кто там админ этого листа?

Хоть школьные учителя будут избавлены... ;)

 ASA                            mailto:llb@udm.ru

* [Comm] Re: Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
From: Michael Shigorin @ 2002-09-23 16:01 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, Sep 20, 2002 at 05:18:29PM +0400, Denis Kirienko wrote:
> Пошел преподавать информатику в одну московскую школу.

ко всему вышесказанному посоветую отслеживать seul-edu@seul.org
(см. seul.org/edu) -- бывают полезные ссылки/обсуждения
(english).

и -- удачи.

ps: только без напряга и нажима, пусть детям будет *интересно*, а
не противно!  у меня от регэкспов тащились ;-))

* [Comm] Re: [JT] Об обучающих языках программирования (was: Linux в массы, или как поставить компьютерный класс)
From: Michael Shigorin @ 2002-09-23 16:02 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, Sep 20, 2002 at 07:46:05PM +0400, Denis Kirienko wrote:
> Вообще, идея про Scheme мне понравилась. У меня свеженабранный класс,

python?

* Re[2]: [Comm] Linux в массы, или как поставить компьютерный класс
@ 2002-09-23 16:08     ` Тарас Абламский
From: Тарас Абламский @ 2002-09-23 16:08 UTC (permalink / raw)
  To: community

> [...]
> реалиям Мастера. И вообще на русском языке нет ничего по LDAP и
> централизованной авторизации пользователей через него :(

Вот и я говорю нужная. Но есть несколько темных моментов, которые мне пока еще не совсем понятны. Надеюсь, что со временем я разберусь что к чему. Может кто поможет... ;) (там такой тред про пользователей в LDAP проскакивал)

Ясно одно -- без централизованной авторизации ничего с компьютерными классами не получится.
Мы как то продержались в прошлом году, на своей поделке. Но сейчас количество пользователей выросло (и че они все суда поступают). И нужно делать все по нормальному, иначе дальше будет хуже.

Да, тут кто-то спрашивал, где можно будет это найти.
Как только будет что показать, обязательно выложу где-нибудь на сайте факультета и пришлю сюда ссылку.

А вообще-то, тут у нас намечается Volgograd LUG, вот это HOWTO первым делом там и появится.

Удачи всем.

Тарас.

PS

тут кто-то предлагал монтировать /etc или даже / по nfs
А зачем тогда LDAP? Все и так будет в порядке ;) Если сеть выдержит...

* Re: [Comm] Re: [JT] Об обучающих языках программирования (was: Linux в массы, или как поставить компьютерный класс)
@ 2002-09-24  0:54       ` Sergei Dolmatov
From: Sergei Dolmatov @ 2002-09-24  0:54 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Mon, Sep 23, 2002 at 07:02:12PM +0300, Michael Shigorin wrote:

> python?

ruby? :)

Sergei Dolmatov.
---
Everyone can be taught to sculpt: Michelangelo would have had to be
taught how ___\b\b\bnot to.  So it is with the great programmers.

* Re: [Comm] Re: [JT] Об обучающих языках программирования (was: Linux в массы, или как поставить компьютерный класс)
@ 2002-09-24  2:08         ` Ilya Palagin
From: Ilya Palagin @ 2002-09-24  2:08 UTC (permalink / raw)
  To: community

Sergei Dolmatov wrote:

> ruby? :)

ruby - тепличные условия, а школа должна готовить к суровым
жизненным испытаниям :-)

* Re: [Comm] Re: [JT] Об обучающих языках программирования (was: Linux в массы, или как поставить компьютерный класс)
@ 2002-09-24  2:29           ` Sergei Dolmatov
From: Sergei Dolmatov @ 2002-09-24  2:29 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Tue, Sep 24, 2002 at 09:08:06AM +0700, Ilya Palagin wrote:

> ruby - тепличные условия, а школа должна готовить к суровым
> жизненным испытаниям :-)

ruby - по-своему красивый язык. Конечно, у него есть свои недостатки, но мне
он больше понравился, чем python. К сожалению, на наших серверах стоит
perl...

А насчет суровых жизненных испытаний - школа должна учить учиться.

Правда, это тема уже для freeschool. Но на то она и community? ;)

Sergei Dolmatov.
---

@ 2002-09-24  3:11             ` Ilya Palagin
From: Ilya Palagin @ 2002-09-24  3:11 UTC (permalink / raw)
  To: community

Sergei Dolmatov wrote:

> ruby - по-своему красивый язык. Конечно, у него есть свои недостатки, но мне
> он больше понравился, чем python. К сожалению, на наших серверах стоит
> perl...

Поковырявшись с ruby чуть больше месяца, начал себя чувствовать как
дровосек,
получивший японскую бензопилу вместо дедовского топора :-) Когда
думаешь "на ruby", задача никогда не представляется в виде композиции
из ржавых напильников.

> А насчет суровых жизненных испытаний - школа должна учить учиться.

Ну, в качестве предмета изучения (и качестве инструмента изучения) ruby
подходит
отлично.  Заодно английский (для экстремалов - японский) можно подучить,
т.к.
документации на русском я что-то не видел.

@ 2002-09-24  9:11         ` aen
From: aen @ 2002-09-24  9:11 UTC (permalink / raw)
  To: community

Sergei Dolmatov wrote:

>ruby? :)

Ruby сейчас в team распространяется.  Мода пришла из Минска, а сейчас
уже Mouse и Rider пишут потихоньку.
Есть, правда, и сомневающиеся. :-)

@ 2002-09-24  9:12           ` aen
From: aen @ 2002-09-24  9:12 UTC (permalink / raw)
  To: community

Ilya Palagin wrote:

> ruby - тепличные условия, а школа должна готовить к суровым
> жизненным испытаниям :-)

Это как? На Visual Basic писать???

@ 2002-09-24  9:18               ` aen
From: aen @ 2002-09-24  9:18 UTC (permalink / raw)
  To: community

Ilya Palagin wrote:

> [...]
> отлично.  Заодно английский (для экстремалов - японский) можно
> подучить, т.к.
> документации на русском я что-то не видел.

Кстати, если наберется некоторое количество желающих, то можно и
перевести. Заодно и научиться можно :-)
 Минская часть нашей команды пишет на Ruby очень много и хорошо.

@ 2002-09-24 10:07                 ` Ilya Palagin
From: Ilya Palagin @ 2002-09-24 10:07 UTC (permalink / raw)
  To: community

aen wrote:
> Кстати, если наберется некоторое количество желающих, то можно и
> перевести. Заодно и научиться можно :-)
Если что, с удовольствием переведу несколько глав из
The Pragmatic Programmer's Guide (идет в пакете в качестве документации).

> Минская часть нашей команды пишет на Ruby очень много и хорошо.
А что именно они пишут? CGI?

* Re: [Comm] Re: [JT] Об обучающих языках программирования (was: Linux в массы, или как поставить компьютерный класс)
@ 2002-09-24 13:13                   ` aen
From: aen @ 2002-09-24 13:13 UTC (permalink / raw)
  To: community

Ilya Palagin wrote:

> Если что, с удовольствием переведу несколько глав из
> The Pragmatic Programmer's Guide (идет в пакете в качестве документации).

Отлично.

> А что именно они пишут? CGI?

Нет, самые разные приложения.
Впрочем, лучше авторы расскажут.

@ 2002-09-24 18:12                   ` Alexander Bokovoy
From: Alexander Bokovoy @ 2002-09-24 18:12 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Tue, Sep 24, 2002 at 05:07:13PM +0700, Ilya Palagin wrote:
> Если что, с удовольствием переведу несколько глав из
> The Pragmatic Programmer's Guide (идет в пакете в качестве документации).
Мы прорабатываем этот вопрос сейчас вместе с Dave Thomas. Есть
определенный (большой) шанс, что к этому проекту подключится Валентина
Ванеева из Томска (переводчица Мозиллы).

> А что именно они пишут? CGI?
Нет, точнее, не только. Инсталлятор дистрибутива, систему управления и
конфигурирования ресурсами дистрибутива, управление подключением шрифтов в
новой версии пакета teTeX, лингвистические вещи. Разрабатываем семинар по
Ruby.

Скоро откроется список ruby@altlinux.ru.
--
/ Alexander Bokovoy