ALT Linux Community general discussions
* [Comm] Вопросы по  ALM 2.4 (Citron)
@ 2004-12-20 11:28 Борис  Кондрашкин
                   ` (2 more replies)
From: Борис  Кондрашкин  @ 2004-12-20 11:28 UTC (permalink / raw)
  To: community

Установил я себе ALM 2.4 (Citron)... из свежеполученной на почте бандероли ;) и у меня возникли следующие вопросы\проблемы:

1. Почти ничего нельзя запустить от лица root - Вылезает сообщение вида "Не найдена программа "su" проверьте правильность установки PATH" причем файл /bin/su существует и ненулевого размера. я переустанавливал пакет "su" - не помогло.

2.synaptics (менеджер пакетов) наоборот при запуске от лица root выдает "Premission denided"

3.Отмонтировав все устройства, я установил каталогам /mnt/win_c ... /mnt/win_f права rwxrwxr-x (владелец root). после перезагрузки все пользователи все равно могут делать с подмонтированными дисками что угодно.

4.При загрузке сразу монтируются /dev/cdrom и /dev/fd0, несмотря на то, что носителей там нет. Отмонтировать их может только root. /etc/fstab из прошлого варианта (там все было нормально)
Кстати, чем отличаються /etc/fstab и /etc/fstab.rpm

5.как можно залогиниться одновременно как boris и root и переключаться между этими пользователями?

6.После остановки иксов (Ctrl+Alt+Backspace) они грузяться заново. Как временно отключить графический вход?

7. что будет, если в группу root включить себя, а root в свою группу? И как называются группы сервисов\демонов?
_________________________________
Вот такие тупые и не очень вопросы...

* [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4 (Citron)
@ 2004-12-20 11:50 ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2004-12-20 11:50 UTC (permalink / raw)
  To: community

http://faq.altlinux.ru/index.php?action=single&qid=312&aid=313

> 3.Отмонтировав все устройства, я установил каталогам /mnt/win_c
> ... /mnt/win_f права rwxrwxr-x (владелец root). после
> перезагрузки все пользователи все равно могут делать с
> подмонтированными дисками что угодно.

См. mount(8), fstab(5) про umask

> 4.При загрузке сразу монтируются /dev/cdrom и /dev/fd0,
> несмотря на то, что носителей там нет. Отмонтировать их может
> только root. /etc/fstab из прошлого варианта (там все было
> нормально)

Туда монтируется subfs, попробуйте ls /mnt/cdrom

> Кстати, чем отличаються /etc/fstab и /etc/fstab.rpm

diff -u напустите ;-)

> 5.как можно залогиниться одновременно как boris и root и
> переключаться между этими пользователями?

Используя различные виртуальные консоли (Ctrl-Alt-Fx).

> 6.После остановки иксов (Ctrl+Alt+Backspace) они грузяться
> заново. Как временно отключить графический вход?

В /etc/inittab найти initdefault и сменить с 5 на 3, если так
грузиться надо постоянно, или сказать init 3 для перехода "прямо
сейчас".

Вообще-то это действительно должно быть в документации...

> 7. что будет, если в группу root включить себя, а root в свою
> группу?

Ничего хорошего/осмысленного: руту это не надо, а чего пытаемся
добиться включением себя в группу root? (исторически для
"рулевых" есть группа wheel, кстати)

> И как называются группы сервисов\демонов?

Зависит от сервисов/демонов.

> Вот такие тупые и не очень вопросы...

Вопросы как вопросы :-)

--

* Re: [Comm] Вопросы по  ALM 2.4 (Citron)
@ 2004-12-20 11:55 ` Дворников Михаил
From: Дворников Михаил @ 2004-12-20 11:55 UTC (permalink / raw)
  To: community

Борис Кондрашкин пишет:
> 5.как можно залогиниться одновременно как boris и root и переключаться между этими пользователями?
Войти как boris в Gnome (к примеру),
запустить терминал, набрать su - <enter> пароль
Или:
<ctrl><alt><f1> - текстовая консоль 1,
<alt><f7> - вернуться в графический режим.
--
С уважением, Дворников Михаил.

* Re: [Comm] Вопросы по  ALM 2.4 (Citron)
@ 2004-12-20 12:13 ` Andrey Konovalov aka Krapa
From: Andrey Konovalov aka Krapa @ 2004-12-20 12:13 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 20 Декабрь 2004 16:28 Борис  Кондрашкин  написал(a):
> [...]
> /bin/su существует и ненулевого размера. я переустанавливал пакет "su" - не

Добавьте своего пользователя в группу wheel

> 2.synaptics (менеджер пакетов) наоборот при запуске от лица root выдает
> "Premission denided"

Это нормально. В Альте оказывается такая политика.

--
Мы видим сны не для того, что б просыпаться, поэтому - пока...

* Re: [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4 (Citron)
@ 2004-12-20 22:44   ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2004-12-20 22:44 UTC (permalink / raw)
  To: community

wrote:

> В /etc/inittab найти initdefault и сменить с 5 на 3, если так
> грузиться надо постоянно, или сказать init 3 для перехода
> "прямо сейчас".
>
> Вообще-то это действительно должно быть в документации...
service dm stop

--
Lav
Виталий Липатов

* Re: [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4 (Citron)
@ 2004-12-22 16:43   ` Борис  Кондрашкин
From: Борис  Кондрашкин  @ 2004-12-22 16:43 UTC (permalink / raw)
  To: community

Значит вот что нового:
>http://faq.altlinux.ru/index.php?action=single&qid=312&aid=313
Добавил в whell; всё заработало! Спасибо!

>См. mount(8), fstab(5) про umask
Смотрел, но так ничего и не понял...

>Туда монтируется subfs, попробуйте ls /mnt/cdrom
Ну и что? Ничего интересного, я бы даже сказал "Пусто"

>diff -u напустите ;-)
Намек понял ;)

>Используя различные виртуальные консоли (Ctrl-Alt-Fx).
Ясно

> [...]
>сейчас".
>
>Вообще-то это действительно должно быть в документации...
Вопрос 5 действительно есть. Я просмотрел и нашел. А вот про inittab ничего не нашел!

>Ничего хорошего/осмысленного: руту это не надо, а чего пытаемся
>добиться включением себя в группу root? (исторически для
>"рулевых" есть группа wheel, кстати)
Я просто хочу организовать доступ к файлам. Если буде файл с правами rwxrwxr-x Владелец Boris группа Boris, Root его сможет изменить, не меняя права?

>Зависит от сервисов/демонов.
Просто чтобы знать, куда себя добавлять

>Вопросы как вопросы :-)
>
>--
> ---- WBR, Michael Shigorin <mike@altlinux.ru>
>  ------ Linux.Kiev http://www.linux.kiev.ua/

Новые проблемы:
1а: У пользователя "Boris" не запускается xmms. У всех других запускается. Причем он не запускается ни ярлыком, ни коммандой "xmms".
2а: Я не могу изменить настройки сетьевой платы коммандой вида "ifconfig eth0 up ha ether 0021B3245670"

* [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4 (Citron)
@ 2004-12-22 16:58     ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2004-12-22 16:58 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Wed, Dec 22, 2004 at 07:43:25PM +0300, Борис  Кондрашкин  wrote:
> [...]
                          ^^^^^^^^^
> Смотрел, но так ничего и не понял...

Вы не выставите права на FAT.  А права на точку монтирования
файловой системы в *NIX (или Linux?) определяются правами на
корневой каталог смонтированной ФС.  Которые для FAT попросту
неопределены.

Поэтому существуют опции gid, uid, umask [...], позволяющие явно
указать, кто будет "владельцем"/"группой" объектов
примонтированной ФС и каковы будут права доступа (биты
восьмеричного значения umask вычитаются из 777 -- rwxrwxrwx, т.е.
002 даст то, что Вы спрашивали).

> Ну и что? Ничего интересного, я бы даже сказал "Пусто"

У меня (при вставленном носителе и несломанном subfs) там безо
всякого дополнительного монтирования доступно содержимое диска.

> Вопрос 5 действительно есть. Я просмотрел и нашел. А вот про
> inittab ничего не нашел!

Будьте добры, повесьте этот фрагмент в bugzilla.altlinux.org
(проект "Docs").

> Я просто хочу организовать доступ к файлам. Если буде файл с
> правами rwxrwxr-x Владелец Boris группа Boris, Root его сможет
> изменить, не меняя права?

Да.  Почитайте Эви Немет или ещё какие книжки про права в UNIX.
Для пользователя с euid == 0 проверки прав доступа пропускаются.

> Просто чтобы знать, куда себя добавлять

Не надо никуда себя добавлять :-)  Почитайте про sudo лучше.
А когда решите, что надо -- уже будете знать больше и про права в
юниксах, и про специфику тонкой раздачи оных в ALT Linux.

И не спешите, а то я тут знаю одного криворукого майнтейнера
apache, который сломал доступ в /var/log/httpd группе apache и
таким образом полгода портил жизнь майнтейнеру webalizer и
пользователям последнего.  Правда, исправился :)

> Новые проблемы:
> 1а: У пользователя "Boris" не запускается xmms. У всех других
> запускается. Причем он не запускается ни ярлыком, ни коммандой
> "xmms".

Ругается "ошибка сегментации"?
Попробуйте rm -rf ~/.xmms и запустить xmms из терминалки.
Ловлю-ловлю -- никак не пойму, отчего ж оно именно взрывается...

> 2а: Я не могу изменить настройки сетьевой платы коммандой вида
> "ifconfig eth0 up ha ether 0021B3245670"

1) а зачем, позвольте спросить?
2) это умеют не все драйверы.

--

* Re: [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4 (Citron)
@ 2004-12-22 17:00     ` Denis Kirienko
From: Denis Kirienko @ 2004-12-22 17:00 UTC (permalink / raw)
  To: community

Получил Wed, 22 Dec 2004 19:43:25 +0300 от Борис  Кондрашкин следующее
письмо:

> Смотрел, но так ничего и не понял...

В файл /etc/fstab в список параметров для монтируемой системы добавьте
umask=077 чтобы запретить всем, кроме рута, любой доступ (rwx------)
Подробней действительно читайте man.

> Ну и что? Ничего интересного, я бы даже сказал "Пусто"

А если сначала вставить компакт-диск, а потом сказать ls /mnt/cdrom?
Пробовали?

> Я просто хочу организовать доступ к файлам. Если буде файл с правами
> rwxrwxr-x Владелец Boris группа Boris, Root его сможет изменить, не
> меняя права?

Да. root может изменить любой файл, не меняя прав.

> Просто чтобы знать, куда себя добавлять

Зачем? Это бессмысленно в большинстве случаев.

> 1а: У пользователя "Boris" не запускается xmms. У всех других
> запускается. Причем он не запускается ни ярлыком, ни коммандой
> "xmms".

Я что-то не понимаю, как можно помочь в этой ситуации. Информации явно
недостаточно.

--
Денис

* Re[2]: [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4(Citron)
@ 2004-12-24 11:07       ` Борис  Кондрашкин
From: Борис  Кондрашкин  @ 2004-12-24 11:07 UTC (permalink / raw)
  To: community

>В файл /etc/fstab в список параметров для монтируемой системы добавьте
>umask=077 чтобы запретить всем, кроме рута, любой доступ (rwx------)
>Подробней действительно читайте man.

мне нужно, чтобы группа тоже имела все права, а вот другие - только чтение!

> [...]
>примонтированной ФС и каковы будут права доступа (биты
>восьмеричного значения umask вычитаются из 777 -- rwxrwxrwx, т.е.

попробую поставить...
Но как разделить права пользователей? Я хочу создать группу, чтобы только члены этой группы могли изменять содержимое этих дисков!

>А если сначала вставить компакт-диск, а потом сказать ls /mnt/cdrom?
>Пробовали?
Попробую

>У меня (при вставленном носителе и несломанном subfs) там безо
>всякого дополнительного монтирования доступно содержимое диска.

что значит "несломанном subfs"

> [...]
>Попробуйте rm -rf ~/.xmms и запустить xmms из терминалки.
>Ловлю-ловлю -- никак не пойму, отчего ж оно именно взрывается...

Он просто вылетает ничего не говоря.

>1) а зачем, позвольте спросить?
>2) это умеют не все драйверы.
Но под виндой работает....

* Re[3]: [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4(Citron)
@ 2004-12-24 13:11         ` php-coder
From: php-coder @ 2004-12-24 13:11 UTC (permalink / raw)
  To: community

--- Борис Кондрашкин 24.12.2004 17:07:16
+++ php-coder 24.12.2004 19:09:41

БК> мне нужно, чтобы группа тоже имела все права, а вот другие - только чтение!

    umask=002 (-rwxrwxr-x- в итоге)

--
 + php-coder
 + php-coder[at]ngs[dot]ru

* Re[4]: [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4(Citron)
@ 2004-12-27 10:58           ` Борис  Кондрашкин
From: Борис  Кондрашкин  @ 2004-12-27 10:58 UTC (permalink / raw)
  To: community

>    umask=002 (-rwxrwxr-x- в итоге)
Написал, но не получается.

* Re[5]: [Comm] Re: Вопросы по ALM 2.4(Citron)
@ 2004-12-27 11:48             ` php-coder
From: php-coder @ 2004-12-27 11:48 UTC (permalink / raw)
  To: community

--- Борис Кондрашкин 27.12.2004 16:58:46
+++ php-coder 27.12.2004 17:47:04

БК> Написал, но не получается.

    umount /dev/hdXY
    mount /dev/hdXY