* [Comm] Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-16 20:28 Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2003-10-16 20:28 UTC (permalink / raw)
  To: community

Когда указываешь в какой-либо команде TeX путь к файлу
с русскими буквами (например, при вставке изображения), он
преобразует их во внутреннюю кодировку,
а потом пытается открыть на диске файл с таким названием,
что у него не получается.
Кто-нибудь может прокомментировать ситуацию?
tetex-2.0-alt1

--
Lav
Виталий Липатов

* [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-17  7:01 ` Anton V. Boyarshinov
From: Anton V. Boyarshinov @ 2003-10-17  7:01 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Thu, 16 Oct 2003 23:30:06 +0400 Vitaly Lipatov
 wrote:

> [...]
> а потом пытается открыть на диске файл с таким названием,
> что у него не получается.
> Кто-нибудь может прокомментировать ситуацию?

Таков TeX. Не используйте имена с русскими буквами (и с пробелами).

Антон
--
mailto:boyarsh@mail.ru
mailto:boyarsh@ru.echo.fr

* Re: [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-17 15:44   ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2003-10-17 15:44 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Пятница 17 Октябрь 2003 11:01, Anton V. Boyarshinov wrote:

> Таков TeX. Не используйте имена с русскими буквами (и с
> пробелами).
Вы правда никогда не используете русских названий? Наверное,
хорошо знаете английский. Но к сожалению, это не у всех
получается. И потом, я хочу говорить и писать на своём языке,
почему нет? В TeX'е недоработка, которая очень мешает работать,
и надо это признать.

--
Lav
Виталий Липатов

* Re: [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-17 15:56     ` Alexander Bokovoy
From: Alexander Bokovoy @ 2003-10-17 15:56 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Fri, Oct 17, 2003 at 07:44:36PM +0400, Vitaly Lipatov wrote:

> [...]
> получается. И потом, я хочу говорить и писать на своём языке,
> почему нет? В TeX'е недоработка, которая очень мешает работать,
Вы можете попробовать использовать руссификацию (в противоположность
интернационализации inputenc/fontenc), например, Шеня или аналогичную, но
при этом Вы потеряете возможность использования шрифтов cmsuper. Дело в
том, что при использовании inputenc/fontenc и проекта T2, русские символы
обретают статус активных и это одно из ограничений этого варианта
интернационализации, поскольку активные символы нельзя использовать для
названий макросов, меток библиографии и имен файлов. Но приобретения
перевешивают недостатки. При этом прочитанный текст преобразуется в
кодировку шрифта из указанной в документе кодировки, поэтому и получается
несовпадение кодировок в именах файлов.

Что можно сделать? В принципе, можно переключать кодировку в момент
указания имени файла; для этого придется обернуть все операции с вставкой
в некоторые макросы, которые будут переключать кодировку шрифта, но стоит
ли эта работа выделки?

--
/ Alexander Bokovoy
---

* Re: [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-17 16:32     ` Alexej Kryukov
From: Alexej Kryukov @ 2003-10-17 16:32 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Friday 17 October 2003 19:44, Vitaly Lipatov wrote:

> [...]
> получается. И потом, я хочу говорить и писать на своём языке,
> почему нет? В TeX'е недоработка, которая очень мешает работать,

А как Вы вообще себе представляете работу с русскими именами
файлов? Вот, предположим, системная кодировка у меня cp1251.
В файле *.tex я в принципе могу использовать какую угодно, хоть
utf8. Возможен и обратный вариант. Спрашивается, каким образом
тогда кодировать имена файлов внутри tex-кода?

IMHO, русские имена файлов потому и нельзя использовать,
что не следует зарекаться от экспериментов с локалью.
Точно так же нежелательны и русскоязычные команды TeX.

* Re: [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-17 18:11       ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2003-10-17 18:11 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Пятница 17 Октябрь 2003 20:32, Alexej Kryukov wrote:

> [...]
> хоть utf8. Возможен и обратный вариант. Спрашивается, каким
> образом тогда кодировать имена файлов внутри tex-кода?
Я легко представляю. Зная кодировку локали, и зная кодировку
файла, можно перекодировать на лету. А то видим две разных
кодировки, свешиваем лапки и говорим: "Нам это в жизни не
перекодировать, лучше будем использовать символы <128".

> IMHO, русские имена файлов потому и нельзя использовать,
> что не следует зарекаться от экспериментов с локалью.
Только потому что поддержка локали плохо проработана практически
во всех программам. Уж не знаю как живут все те, кто не
iso-8859-1.

@ 2003-10-17 18:14       ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2003-10-17 18:14 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Пятница 17 Октябрь 2003 19:56, Alexander Bokovoy wrote:
> [...]
> возможность использования шрифтов cmsuper. Дело в том, что при
> указанной в документе кодировки, поэтому и получается
Спасибо за понятое объяснение ситуации.
Она планируется оставаться таковой и дальше? Даже при
использовании в локали и файле TeX кодировки UTF-8?

> [...]
> операции с вставкой в некоторые макросы, которые будут
> переключать кодировку шрифта, но стоит ли эта работа выделки?
Хорошо, попробую убедить LyX исправлять имена так, чтобы они
нравились TeX'у.

--
Lav
Виталий Липатов

* Re: [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-17 20:26         ` Alexej Kryukov
From: Alexej Kryukov @ 2003-10-17 20:26 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Friday 17 October 2003 22:11, Vitaly Lipatov wrote:

> [...]
> кодировки, свешиваем лапки и говорим: "Нам это в жизни не
> перекодировать, лучше будем использовать символы <128".

Так не знает TeX кодировку локали. И никогда не знал.
И не нужно это ему, потому что он с ней не работает.

> Только потому что поддержка локали плохо проработана практически
> во всех программам.

Причем здесь поддержка локали в программах? Во-первых, это
очень странное голословное утверждение (что считать эталоном
хорошей поддержки локали?), а во-вторых, я веду речь лишь о том
объективном факте, что

а) национальные символы могут быть представлены в разных кодировках;

б) эта возможность различного представления распространяется и
на имена файлов тоже.

> Уж не знаю как живут все те, кто не
> iso-8859-1.

Ничего, живем покедова :-)))))))

* Re: [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-17 20:33         ` Alexej Kryukov
From: Alexej Kryukov @ 2003-10-17 20:33 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Friday 17 October 2003 22:14, Vitaly Lipatov wrote:

> Спасибо за понятое объяснение ситуации.
> Она планируется оставаться таковой и дальше? Даже при
> использовании в локали и файле TeX кодировки UTF-8?

Видите ли в чем дело, tex (я имею в виду компилятор)
ведь стабилен и зафиксирован в своем текущем состоянии
(кто-то здесь правильно выразился: мол, все программы
нестабильны, кроме TeX). Потому если вы будете заниматься
"исправлением ситуации", у вас всего лишь получится не
tex, а нечто иное.

А что до UTF-8, так TeX ее и не понимает (LyX, кстати,
тоже). Использование ее в качестве входной кодировки
возможно при помощи пакета ucs.sty, но делается это за
счет довольно сложных макросов, так что сам компилятор
с юникодом не работает. Если вам нужен юникодовый TeX --
попробуйте поиграться с Омегой. Там вопрос с русскими
именами в принципе должен быть решаем (хотя я не пробовал
ввиду своего принципиального неприятия таковых).

А потом попытайтесь доказать разработчикам LyX, что
он должен поддерживать кроме стандартного latex еще
и Омегу :-) Большое дело сделаете :-))

@ 2003-10-19  8:27           ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2003-10-19  8:27 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Суббота 18 Октябрь 2003 00:33, Alexej Kryukov wrote:

> Видите ли в чем дело, tex (я имею в виду компилятор)
> ведь стабилен и зафиксирован в своем текущем состоянии
> (кто-то здесь правильно выразился: мол, все программы
> нестабильны, кроме TeX). Потому если вы будете заниматься
Это я и сам люблю повторять :)
> "исправлением ситуации", у вас всего лишь получится не
> tex, а нечто иное.
Я думал, может та часть, которая отвечает за ввод-вывод, может
быть исправлена...
> он должен поддерживать кроме стандартного latex еще
> и Омегу :-) Большое дело сделаете :-))
Они об этом знают и это в их ближайшем TODO. Всем нужен Unicode в
файлах.

--
Lav
Виталий Липатов

* Re: [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-19  9:28             ` Alexej Kryukov
From: Alexej Kryukov @ 2003-10-19  9:28 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Sunday 19 October 2003 12:27, Vitaly Lipatov wrote:

> Я думал, может та часть, которая отвечает за ввод-вывод, может
> быть исправлена...

Честное слово, не надо. Хуже будет. Есть расширенные
модификации TeX: та же Омега, или etex/NTS. Вот к ним и надо
прилагать усилия, если не нравится что-то в стандартном
TeX'е.

> Они об этом знают и это в их ближайшем TODO. Всем нужен Unicode в
> файлах.

Хорошо бы, да верится с трудом :-) Но, так или иначе, обратите
внимание на Омегу.

* Re: [Comm] Re: Пути по-русски внутри файлов TeX
@ 2003-10-19  9:50         ` wortmann
From: wortmann @ 2003-10-19  9:50 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 17 Октябрь 2003 22:14 Vitaly Lipatov написал(a):

> [...]
> использовании в локали и файле TeX кодировки UTF-8?

> Хорошо, попробую убедить LyX исправлять имена так, чтобы они
==

достаточно просто написать скрипт, который будет делать симлинки с именами,
соответствующими транлитерированным русским именам файлов и каталогов, и
править ссылки в LyX- файлах.

Дерзайте :)