* [Comm] юникод
@ 2003-04-20 20:10 Sergey B.
From: Sergey B. @ 2003-04-20 20:10 UTC (permalink / raw)
  To: Alt Linux Community

Люди, расскажите, плиз о юникоде. О его перспективах и реалиях. Стоит ли на юникодную локаль систему настраивать??? Какие проблемы могут появиться??? Где об этом есть инфа???

* Re: [Comm] юникод
@ 2003-04-21  3:44 ` Ilya Kuznecov
From: Ilya Kuznecov @ 2003-04-21  3:44 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Mon, 21 Apr 2003 00:10:16 +0400
"Sergey B." <noc@mail.spbnit.ru> wrote:

> Люди, расскажите, плиз о юникоде. О его перспективах и реалиях. Стоит ли на юникодную локаль систему настраивать??? Какие проблемы могут появиться??? Где об этом есть инфа???

Юникод -- способ кодирования текстовых данных таким образом, чтобы обеспечить возможности многоязычных текстов без искусственных указателей языка. В кодировке ASCII7 допустимы лишь английские символы, поэтому все восьмибитные кодировки на основе ASCII7 допускают лишь пары с английскими символами: русско-английские, франко-английские, немецко-английские, и т.д.

При передаче текста по сети (выкладывание на http, посылка почтой, и т.д.) информация о том, в какой кодировке написан текст, часто теряется или искажается. Русские виндузоиды часто выкладывают тексты в cp1251, юниксоиды -- в koi8-r, а некоторые хостинги часто вносят свою сумятицу.

При тотальном переходе на уникод (например, в виде utf-8) такие проблемы бы автоматически решались, потому что:
1) один язык -- одно языковое пространство. Нет бардака в виде "русский 1251/русский 866/русский koi8-r", все строго расписано.
2) все люди и программы привыкают к многоязычности (сейчас многие привыкли к двуязычности -- "мой родной <кукузский> и ascii-7"

Реалии на сегодня:
* многие современные ОС и решения или полностью основаны на уникоде (Plan9), или достаточно часто его используют (Linux, XFree86, Windows)
* Однако наследие давит и многие программы не понимают уникода из коробки (или благодаря создателям дистрибутивов, или из-за непонимания роли уникода авторами)

Поскольку вопрос сформулирован новичком, предлагаю Сергею сперва запустить uxterm (xterm -class UXTerm) и (необязательно) создать тестового пользователя с ~/.i18n вида "LANG=ru_RU.UTF-8". Поработай, пощщупай, сам решишь.
Я перешёл на уникод уже с полгода, положительных сторон много, непонимающие уникода программы или выкидываются, или запускаются в восьмибитной кодировке.

--
chumpa, Cybernetic Humanoid Used for Mathematics and Potential Assassination
kuznecov@blok-caf.ru       http://chumpa.izhnet.ru     icq 122393064

* Re: [Comm] юникод
@ 2003-04-21 10:21   ` Андрей Новосёлов
From: Андрей Новосёлов @ 2003-04-21 10:21 UTC (permalink / raw)
  To: ALTLinux

В Пнд, 21.04.2003, в 06:44, Ilya Kuznecov написал:

> [...]
> Я перешёл на уникод уже с полгода, положительных сторон много, непонимающие уникода программы или выкидываются, или запускаются в восьмибитной кодировке.
Здесь поподробнее пожалуйста. Какие программы пришлось удалить, какие
вызвали затруднения с настройкой? Сейчас сам "отлавливаю"фишки, когда в
GnomeICU от одного абонента (Вынь98) всё читается, а от ХРени
абра-кадабра. Хочется настроить, чтоб всё "было хорошо" ;-)

--
С наилучшими пожеланиями, Андрей.

* Re: [Comm] юникод
@ 2003-04-21 10:36     ` Ilya Kuznecov
From: Ilya Kuznecov @ 2003-04-21 10:36 UTC (permalink / raw)
  To: community

On 21 Apr 2003 13:21:51 +0300
Андрей Новосёлов <ksynolog@aip.mk.ua> wrote:

> [...]
> GnomeICU от одного абонента (Вынь98) всё читается, а от ХРени
> абра-кадабра. Хочется настроить, чтоб всё "было хорошо" ;-)

С графическими программами как правило проблем нет, в иксах/qt/gtk уникод достаточно хорошо внедрён.
Проблемы пока остаются в zsh, части базовых программ (при преобразовании регистра).

GnomeICU не использую, сказать ничего не могу.

Подробно писать о чём? Для подробностей надо уже заводить unicode@altlinux.ru и в нём расписывать.