ALT Linux Community general discussions
* [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-23 10:50 Вячеслав Диконов
From: Вячеслав Диконов @ 2007-12-23 10:50 UTC (permalink / raw)
  To: community

Я недавно обзавелся фотоаппаратом с поддержкой съемки в RAW и обнаружил,
что ufraw искажает цвета при импорте снимков. Для коррекции цвета нужны
профили ICC, которых в доступном виде в комплекте Canon не дает, хотя
нужны они многим. Профили можно сделать самомму, если иметь цветовую
мишень для фотоаппаратов IT-8.7 (непрозрачную). Эта мишень для
типографий стоит довольно дорого, и для моего единичного случая было бы
лучше временно ее одолжить на 1-3 дня (нужна солнечная и пасмурная
погода). Профили будут полезны всему сообществу фотографов-любителей,
которые используют ufraw/dcraw.

Не мог бы ли кто-нибудь из участников рассылки временно дать
попользоваться или даже продать недорого в Москве мишень IT-8.7 для
общественно полезного дела цветокоррекции?

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-24  5:43 ` ALT Linux User
From: ALT Linux User @ 2007-12-24  5:43 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Dec 23, 2007 1:50 PM, Вячеслав Диконов <linuxbox@degunino.net> wrote:
> [...]
> нужны они многим. Профили можно сделать самомму, если иметь цветовую
> мишень для фотоаппаратов IT-8.7 (непрозрачную).

AFAIR Adobe продолжает бесплатно раздавать цветовые профайлы
http://www.adobe.com/support/downloads/iccprofiles/iccprofiles_linux.html

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-24  9:15   ` Вячеслав Диконов
From: Вячеслав Диконов @ 2007-12-24  9:15 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

В Пнд, 24/12/2007 в 08:43 +0300, ALT Linux User пишет:

> AFAIR Adobe продолжает бесплатно раздавать цветовые профайлы
> http://www.adobe.com/support/downloads/iccprofiles/iccprofiles_linux.html

Это не совсем то, что нужно, и они не свободные. Если я конвертирую RAW
в AdobeRGB, не имея профиля собственно камеры, то в ufraw и GIMP цвет и
гамма хоть и приемлемы, но отличаются от воспринимаемых глазом и от
получаемых самим аппаратом в JPEG. (Монитор откалиброван в LPROF, и
снимки в JPEG достаточно близки к желаемому.)

C RAW приходится долго настраивать баланс для каждого отдельного снимка.
Мне хочется автоматически получать цвет, как можно более похожий на
воспринимаемый (в т.ч. при массовой конверсии сотен снимков), чтобы
корректировать ББ и экспозицию, имея отправную точку.

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-24 10:51     ` ALT Linux User
From: ALT Linux User @ 2007-12-24 10:51 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Dec 24, 2007 12:15 PM, Вячеслав Диконов <linuxbox@degunino.net> wrote:

> Это не совсем то, что нужно, и они не свободные.

Но Вы же имеете право их скачать и использовать на легальных основаниях?

> [...]
> получаемых самим аппаратом в JPEG. (Монитор откалиброван в LPROF, и
> снимки в JPEG достаточно близки к желаемому.)

Скажите, а GIMP уже умеет открывать/сохранять изображения с
включёнными в них профайлами?

> [...]
> воспринимаемый (в т.ч. при массовой конверсии сотен снимков), чтобы
> корректировать ББ и экспозицию, имея отправную точку.

Честно говоря, не совсем понял, зачем Вы конвертируете RAW камеры в
AdobeRGB (к примеру). Поставьте прямо в камере этот профайл и снимайте
сразу в AdobeRGB. Или у Вас камера не поддерживает такой профайл?

Конвертация (для идеальной цветопередачи) нужна на этапе распечатки
снимка. Можно взять профайл фотолаба, либо поэкспериментировать с
профайлами принтера/бумаги. На этапе же съёмки/обработки оптимально
находится в одном и том же профайле. В принципе, наверняка в Москве
есть фотолабы поддерживающие AdobeRGB, а может и профайлы с ещё
бОльшим цветовым охватом.

В идеале же, цветовой профайл должен быть "сквозным", т.е. одинаковым
на всём пути получения-обработки-применения/распечатки изображения.

Если всё же приходится пересчитывать изображение из профайла в
профайл, то я бы поэкспериментировал. Возможно использование sRGB как
"сквозного" профайла в итоге даст лучший результат, чем пересчётные
методы.
Практически, для большинства случаев это примерно так и выходит.

Конечно, если речь идёт о съёмке оригиналов художественных работ, или,
скажем съёмка стекла и подобных материалов, где мгновенно видны
оттеночные "примеси" - тогда имеет смысл заморачиваться с чем-то
сложным.
Однако, в таких непростых случаях работы с цифровым изображением
как-то само собой на язык приходит слово "Макинтош"...

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-24 18:22       ` Вячеслав Диконов
From: Вячеслав Диконов @ 2007-12-24 18:22 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

В Пнд, 24/12/2007 в 13:51 +0300, ALT Linux User пишет:

> Но Вы же имеете право их скачать и использовать на легальных основаниях?

> Скажите, а GIMP уже умеет открывать/сохранять изображения с
> включёнными в них профайлами?
1) GIMP открывает такие картинки и предлагает преобразовать в sRGB или
оставить как есть. Отображение работает.
2) Ufraw поддерживает профили при импорте RAW
3) GQview поддерживает профили при показе
4) Я не печатаю фото (это дорого и мне ненужно), но в сети ссылаются на
какой-то PhotoPrint.

> Честно говоря, не совсем понял, зачем Вы конвертируете RAW камеры в
> AdobeRGB (к примеру). Поставьте прямо в камере этот профайл и снимайте
> сразу в AdobeRGB. Или у Вас камера не поддерживает такой профайл?
Еще не до конца разобрался, но вижу что AdobeRGB краснит картинку
(пурпурный оттенок) и задирает гамму (глубокие тени оказываются серыми).
Создание и применение профиля экрана уменьшило красноту, но глазом я
все-равно вижу не так.

> В идеале же, цветовой профайл должен быть "сквозным", т.е. одинаковым
> на всём пути получения-обработки-применения/распечатки изображения.
Разве это возможно? Ведь пространство фотоаппарата или сканера не
совпадает с мониторным и без пересчета отображается неверно.

> [...]
> методы.
> Практически, для большинства случаев это примерно так и выходит.
Хотелось бы попробовать и проверить. Если смотреть jpeg-фотографии c
камеры на экране (встроенного профиля они не имеют), то они кажутся
очень контрастными с черными провалами в тенях, а после пересчета из
AdobeRGB - пожалуй слишком разбеленными в тех же тенях, но намного ближе
к жизни.

> [...]
> скажем съёмка стекла и подобных материалов, где мгновенно видны
> оттеночные "примеси" - тогда имеет смысл заморачиваться с чем-то
Ой, мне до этого далеко. Мне надо понять и наладить технологию
приблизительно точной цветопередачи с моим аппаратом, чтобы я мог потом
корректировать проблемы баланса белого у подводных снимков...

> Однако, в таких непростых случаях работы с цифровым изображением
> как-то само собой на язык приходит слово "Макинтош"...
Неприличными словами ругаетесь ;) ...

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-25  5:47         ` ALT Linux User
From: ALT Linux User @ 2007-12-25  5:47 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Dec 24, 2007 9:22 PM, Вячеслав Диконов <linuxbox@degunino.net> wrote:

> 1) GIMP открывает такие картинки и предлагает преобразовать в sRGB или
> оставить как есть. Отображение работает.

Вы, возможно, говорите о The GIMP 2.4? В gimp 2.2 мне удалось найти
только подгрузку профайла для отображения на экране.

> 2) Ufraw поддерживает профили при импорте RAW

А откуда он их берёт? Скажем, если установить (куда?) Адобовские
профайлы, UFRaw их видит?

> 3) GQview поддерживает профили при показе

Тоже пользуюсь этой программой. Пока никто другой превьюшку из моих
NEF не делает.

> 4) Я не печатаю фото (это дорого и мне ненужно), но в сети ссылаются на
> какой-то PhotoPrint.

Спасибо, посмотрю.

> [...]
> (пурпурный оттенок) и задирает гамму (глубокие тени оказываются серыми).
> Создание и применение профиля экрана уменьшило красноту, но глазом я

Вы сделали профайл цветопередачи Вашего монитора? И куда подгружаете
его при просмотре фотографии?

Не экспериментировали на идеальных цветовых отладочных таргетах? Они
тоже краснят?

> Разве это возможно? Ведь пространство фотоаппарата или сканера не
> совпадает с мониторным и без пересчета отображается неверно.

Если у Вас хороший CRT монитор, то, как правило, его профайл обладает
бОльшим цветовым охватом, чем, допустим сканер, или фотоаппарат.
Поэтому, использование для монитора профайла фотоаппарата будет
корректным.

Разумеется речь идёт о неком "усреднённом" уровне. Безусловно,
какой-нибудь фотоаппарат с "тушкой" за 5к долларов и линзой за 1.5-2к
имеет охват превосходящий 14-ти дюймовый Самсунг 3Ne, но о таких
экстремальных случаях речь не идёт.

> Ой, мне до этого далеко. Мне надо понять и наладить технологию
> приблизительно точной цветопередачи с моим аппаратом, чтобы я мог потом
> корректировать проблемы баланса белого у подводных снимков...

Мне кажется Вам будет интересно поэкспериментировать.
Сделайте одно фото пересчётным, а другое - сквозной sRGB. Причём,
особой методики "обработки" не нужно - просто приведите фото к тому
виду, который Вам кажется правильным.

Распечатайте оба варианта в фотолабе. Что-нибудь не менее 18 см по
длинной стороне, что бы фото уже "заиграло". Думаю, и в процессе и при
результате откроется много интересного...

> Неприличными словами ругаетесь ;) ...

Есть и совсем уж простецкое, массовое, но всё же приводящее к должному
результату ругательство. Но такими крепкими словцами я не рискну
воспользоваться :)

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-25 16:23           ` Вячеслав Диконов
From: Вячеслав Диконов @ 2007-12-25 16:23 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

В Втр, 25/12/2007 в 08:47 +0300, ALT Linux User пишет:
> [...]
$ rpm -q gimp
gimp-2.4.3-alt1

Слава Сизифу :)

Осталось понять, как в нем пересчитать уже загруженную картинку в
произвольный другой профиль без цикла записи-открытия.

> [...]
> только подгрузку профайла для отображения на экране.

> А откуда он их берёт? Скажем, если установить (куда?) Адобовские

Берет с диска. У него на вкладке управления цветом слева есть три меню
для профилей (вход, выход, монитор). Профили в них вносятся вручную
(надо указать icc или icm файл).

> Тоже пользуюсь этой программой. Пока никто другой превьюшку из моих
> NEF не делает.
Еще бы вывод на экран был быстрее... Видна перерисовка при переходе к
следующему кадру. Поддержку профилей нужно включить вручную, в
настроечном файле.

> Вы сделали профайл цветопередачи Вашего монитора?
Сделал с помощью LPROF "на глазок" по инструкции. Колориметра нет, так
что без вариантов.

> И куда подгружаете
> его при просмотре фотографии?
В ufraw и gqview как профиль монитора, но я сомневаюсь в его
правильности, так как хоть RAW с ним и выглядят лучше, но JPEG с того же
Canon G9 - хуже (синий становится скорее фиолетовым).

> Не экспериментировали на идеальных цветовых отладочных таргетах? Они
> тоже краснят?
:)))  Именно их я и ищу, чтобы экспериментировать. А особенно хочу IT8.7.

> [...]
> бОльшим цветовым охватом, чем, допустим сканер, или фотоаппарат.
> Поэтому, использование для монитора профайла фотоаппарата будет
У меня PVA-ЖК панель Samsung 244T
http://www.ixbt.com/monitor/samsung244t.shtml

В monica и lprof все градации серого видны, все сетки и заливки
сливаются где надо, так что отстроен он нормально. Визуально цвета
чистые и под острым углом зрения меняются слабо. Однако о соотношении
его реального охвата с камерой я ничего не знаю.

> [...]
> длинной стороне, что бы фото уже "заиграло". Думаю, и в процессе и при
> результате откроется много интересного...
После НГ попробую, однако печать для меня целью не является. Нужно
просто видеть правильную RAW-картинку на мониторе.

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-25 17:20             ` ALT Linux User
From: ALT Linux User @ 2007-12-25 17:20 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Dec 25, 2007 7:23 PM, Вячеслав Диконов <linuxbox@degunino.net> wrote:
> [...]
>
> Осталось понять, как в нем пересчитать уже загруженную картинку в
> произвольный другой профиль без цикла записи-открытия.

Если Вы хотите делать сотни снимков "батчем", не думаю, что The GIMP
лучший инструмент для этого.
Возможно, целесообразнее использовать ufraw консольно, там можно
задать критичные параметры, а затем... ммм... была какая-то
программка, которая присваивала (или меняла) заданный цветовой профайл
так же консольно.

> :)))  Именно их я и ищу, чтобы экспериментировать. А особенно хочу IT8.7.

А обязательно его? Могу послать Вам тестовый файлик от Capture One,
где-то 15 мегабайт.

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-27  7:39               ` Вячеслав Диконов
From: Вячеслав Диконов @ 2007-12-27  7:39 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

В Втр, 25/12/2007 в 20:20 +0300, ALT Linux User пишет:
> [...]
> задать критичные параметры, а затем... ммм... была какая-то
> программка, которая присваивала (или меняла) заданный цветовой профайл
Для этого нужно понять, какую команду надо составить для ufraw и быть
уверенным в отсутствии искажений.

> А обязательно его? Могу послать Вам тестовый файлик от Capture One,
> где-то 15 мегабайт.
Lprof рассчитан именно на IT8.7. Файлик с кодами цветов можно скачать,
но нужна еще физическая бумага с напечатанными цветами и гарантией
правильности цветопередачи. Ее нужно будет фотографировать в разном
свете и сканировать.

* Re: [Comm] Цветокалибровочный эталон IT-8 (для вправления мозга ufraw и фотоаппарату)
@ 2007-12-27  8:23                 ` ALT Linux User
From: ALT Linux User @ 2007-12-27  8:23 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Dec 27, 2007 10:39 AM, Вячеслав Диконов <linuxbox@degunino.net> wrote:

> Для этого нужно понять, какую команду надо составить для ufraw и быть
> уверенным в отсутствии искажений.

Тут дилемма...
Фотографирование в RAW как раз большей частью предполагает
_дальнейшую_ тщательную обработку, участие софта в умелых руках для
конечного результата.
Так что, конвертирую RAW 'батчем' исключительно по причине приведения
фото к формату JPEG, для дальнешего обмена с посторонними людьми.

Для себя же, "колдую" долго над каждым снимком. Вдумчиво и придирчиво...