ALT Linux sysadmins discussion
* [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-06 21:44 andriy
From: andriy @ 2008-11-06 21:44 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Hi,community!

Интересует мнение людей которое пробовали такие вещи как RSBAC, SELinux,
grsecurity и похожие.
Что проще всего поднимается? что надёжнее всего? разработка чего сейчас
не приостановлена?
Для чего нужно:
1 задача - для преподавания студентам, как пример - показывать как
практически реализовать "Оранжевую книгу"
2 задача - организация защищенного сервера (файл, www), возможно рабочих
мест небольшой организации.

Конечно хочу сначала сам разобраться. Документацию читал по RSBAC и SELinux.
Система: ALT Server 4.0 и ALT Branch 4.1.

Что советуете читать?

Спасибо.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-07 11:08 ` Ivan Fedorov
From: Ivan Fedorov @ 2008-11-07 11:08 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

andriy <l.andriy-Re5JQEeQqe8AvxtiuMwx3w@public.gmane.org> writes:

> [...]
> SELinux, grsecurity и похожие.
> Что проще всего поднимается? что надёжнее всего? разработка чего
Учитывая, что активно поддерживается разработка только у SELinux
(американцы кучу денег вбухали) то он видимо самый живой... он же в
FC/RHEL используется.

[-- Attachment #2: Type: application/pgp-signature, Size: 196 bytes --]

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-07 11:36 ` Anton Kvashin
From: Anton Kvashin @ 2008-11-07 11:36 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

andriy пишет:

> Интересует мнение людей которое пробовали такие вещи как RSBAC, SELinux,
> grsecurity и похожие.
> Что проще всего поднимается?

Selinux идет в инсталляции RedHat, Apparmor в Ubuntu (с теми что
приходилось сталкиваться). Еще есть Solaris Trusted Extensions (работал
в gui), Солярка.

В selinux есть набор базовых политик, из того что требовало определенных
действий/изучения: хостинг, не запускался clamav, работа скриптов php.
Логи расскажут, если что-то очевидное не работает. Есть gui-интерфейс
(не пробовал).

Apparmor показался более прост в настройке, но читал на opennet, что его
  не развивают.

> что надёжнее всего?

выключить сервер ;)

http://www.markelov.net/

--
Anton Kvashin

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-07 12:31   ` Sergey Shilov
From: Sergey Shilov @ 2008-11-07 12:31 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

В сообщении от 7 ноября 2008 Anton Kvashin написал:

> Apparmor показался более прост в настройке, но читал на opennet, что его
>   не развивают.
В OpenSUSE SLED SLES - Apparmor  штатное средство.
ИМХО совсем не бросят, т.к. спонсоры весьма серьезные.

---
С уважением
С.Шилов

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-07 12:39   ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-11-07 12:39 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Hi Anton!

Friday 07, at 04:36:46 PM you wrote:

> [...]
> действий/изучения: хостинг, не запускался clamav, работа скриптов php.
> Логи расскажут, если что-то очевидное не работает. Есть gui-интерфейс
Как давно вы смотрели на SELinux?

> Apparmor показался более прост в настройке, но читал на opennet, что его
>   не развивают.
Apparmor is dead.

--
WBR et al.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-07 12:57 ` Sergey Shilov
From: Sergey Shilov @ 2008-11-07 12:57 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

В сообщении от 6 ноября 2008 andriy написал:

> Интересует мнение людей которое пробовали такие вещи как RSBAC, SELinux,
Немного интересовался.

> Что проще всего поднимается?
Без бубна ничего.

> что надёжнее всего?
то, что поднялось.
В плане безопасности скорее SELinux, хотя все сильно зависит от политик.

> Система: ALT Server 4.0 и ALT Branch 4.1.
Ни RSBAC, ни SELinux в коробке вроде не лежат.

Для внедрения SELinux нужны:
1. Соотв. kernel
2. Компоненты SELinux
3. Компоненты (libc..., binutils, pam, ssh и т.д. и т.п.) понимающие  SELinux
4. Правильные (Ваши, а не базовые) политики безопасности.
В ALT есть 1, 2 и частично 3.
В RH-FC есть 1-3  и частично 4 ( последнее с MLS за большие деньги).

> Что советуете читать?
+ к прочитанному заглянуть на
http://www.nsa.gov/selinux/index.cfm

---
С уважением
С.Шилов

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-07 21:16   ` andriy
From: andriy @ 2008-11-07 21:16 UTC (permalink / raw)
  To: hsvhome, ALT Linux sysadmin discuss

Sergey Shilov написав(ла):

> Немного интересовался.

А на какие советуете обратить внимание?

> [...]
> В ALT есть 1, 2 и частично 3.
> В RH-FC есть 1-3  и частично 4 ( последнее с MLS за большие деньги).

Спасибо - буду пробовать.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-07 22:22     ` Sergey Shilov
From: Sergey Shilov @ 2008-11-07 22:22 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Friday 07 November 2008 23:16:26 andriy wrote:
> Sergey Shilov написав(ла):

> А на какие советуете обратить внимание?
Исключительно академически, возможно стоит подробнее изучить SELinux, как
пример реализации административного управления доступом в системах с
параноидальными требованиями к безопасности (разработка АНБ США), но в АЛЬТ
SELinux не реализован в том объеме, который позволит сосредоточиться на
процессе изучения.
Если Вы не работаете в госсекторе и не связаны требованиями нормативной базы
по защите информации, то скорее всего Вам средства расширения безопасности
в -НИКС системах не понадобятся вообще.
При этом, разработчиками  АЛЬТ комплексу вопросов обеспечения безопасности
уделяется достаточно много внимания. Как результат, мы имеем достаточно
защищенную ОС (что подтверждено документально эспертами в данной области).
Просто обратите внимание на систему.

--
С уважением
Сергей Шилов.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-08  0:07       ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-11-08  0:07 UTC (permalink / raw)
  To: hsvhome, ALT Linux sysadmin discuss

Hi Sergey!

Saturday 08, at 12:22:02 AM you wrote:

> [...]
> SELinux не реализован в том объеме, который позволит сосредоточиться на
бред. требования АНБ лишь частично отражены в SELinux. Читайте CC или
"Радужную книгу" до просветления %)

> [...]
> защищенную ОС (что подтверждено документально эспертами в данной области).
Ставьте Windows и не парьтесь, уж там-то все требования АНБ соблюдены %)

--
WBR et al.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-08 18:50     ` foo
From: foo @ 2008-11-08 18:50 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Цитирую "Konstantin A. Lepikhov":

> Как давно вы смотрели на SELinux?

Несколько лет назад, когда на RH ES4 разворачивали public_html и одну
CMS. Позже на CentOS 5, clamav при запуске не мог читать /var/clamav.

--
Anton Kvashin

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-08 21:50       ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-11-08 21:50 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Hi foo!

Saturday 08, at 11:50:25 PM you wrote:

> Цитирую "Konstantin A. Lepikhov":

> Несколько лет назад, когда на RH ES4 разворачивали public_html и одну
> CMS. Позже на CentOS 5, clamav при запуске не мог читать /var/clamav.
Значит, ваши данные порядком устарели.

--
WBR et al.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-08 21:53 ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-11-08 21:53 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Hi andriy!

Thursday 06, at 11:44:40 PM you wrote:

> Hi,community!
>
> Интересует мнение людей которое пробовали такие вещи как RSBAC, SELinux,
> grsecurity и похожие.
Как вы можете смешивать такие вещи как SELinux и grsecurity? :)

> [...]
> Для чего нужно:
> 1 задача - для преподавания студентам, как пример - показывать как
> практически реализовать "Оранжевую книгу"
для преподавания надо самому понять теорию. Вы смешиваете такие вещи как
аудит и защищенная система.

> 2 задача - организация защищенного сервера (файл, www), возможно рабочих
> мест небольшой организации.
OpenVZ и никаких гвоздей.

> Конечно хочу сначала сам разобраться. Документацию читал по RSBAC и SELinux.
> Система: ALT Server 4.0 и ALT Branch 4.1.
>
> Что советуете читать?
Читать для чего? Для преподавания или для защиты? :)

--
WBR et al.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-08 23:05   ` andriy
From: andriy @ 2008-11-08 23:05 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Konstantin A. Lepikhov написав(ла):
> Hi andriy!

> Как вы можете смешивать такие вещи как SELinux и grsecurity? :)

О  grsecurity вообще практически ничего не знаю. Только из результатов
гугления RSBAC vs SE Linux.
Потому и в рассылку написал.
Пока читал статьи о RSBAC  и SE Linux (из альта документация + статьи).
Сейчас буду пробовать на практике SE Linux что бы попробовать разобраться.

> для преподавания надо самому понять теорию. Вы смешиваете такие вещи как
> аудит и защищенная система.

Теперь буду знать. С теорией знакомлюсь.
Есть концепция - она в "оранжевой книге", есть конкретное
законодательство - как реализация концепции.
Но это требования. А на чем реализовывать систему, как пример думаю.
Потому и спрашиваю.
Как мне кажется прежде чем кого-то чему то учить нужно самому научиться
и понять, что сейчас и делаю.

> OpenVZ и никаких гвоздей.

Согласен.  Но интересует SE Linux.

> Читать для чего? Для преподавания или для защиты? :)

Для первого и второго.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-09  5:40         ` Anton Kvashin
From: Anton Kvashin @ 2008-11-09  5:40 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Цитирую "Konstantin A. Lepikhov":

> Значит, ваши данные порядком устарели.

Конкретика? Интересно услышать современную точку зрения.

--
Anton Kvashin

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-09 18:58     ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-11-09 18:58 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Hi andriy!

Sunday 09, at 01:05:04 AM you wrote:

> [...]
> Сейчас буду пробовать на практике SE Linux что бы попробовать разобраться.
Чтобы смотреть на SELinux надо ставить либо RHEL, либо FC. В ALTLinux
SELinux нет.

> Теперь буду знать. С теорией знакомлюсь.
> Есть концепция - она в "оранжевой книге", есть конкретное
> законодательство - как реализация концепции.
"Оранжевая книга" - это вообще-то часть "Радужной серии". Т.е. для
понимания нужно прочитать все-таки больше, чем одну часть.

> [...]
> Потому и спрашиваю.
> Как мне кажется прежде чем кого-то чему то учить нужно самому научиться

Интересно, что вы подразумеваете под "защитой рабочих мест небольшой
организации" :)

> Для первого и второго.
И для первого, и для второго нужно менять дистрибутив :)

--
WBR et al.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-09 21:34           ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-11-09 21:34 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Hi Anton!

Sunday 09, at 10:40:12 AM you wrote:

> Цитирую "Konstantin A. Lepikhov":

> Конкретика? Интересно услышать современную точку зрения.
Конкретика состоит в том, что в RHEL5 или FC SELinux работает вполне
нормально. Кол-во написанных policy там хватает для запуска не только
clamav но и других, не менее важных вещей.

--
WBR et al.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-10  6:27             ` Anton Kvashin
From: Anton Kvashin @ 2008-11-10  6:27 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Konstantin A. Lepikhov пишет:

> Конкретика состоит в том, что в RHEL5 или FC SELinux работает вполне
> нормально. Кол-во написанных policy там хватает для запуска не только
> clamav но и других, не менее важных вещей.

Из коробки не хочет:

Linux 2.6.18-92.1.17.el5 #1 SMP

Starting Clam AntiVirus Daemon: LibClamAV Error: cli_loaddbdir(): Can't
open directory /var/clamav ERROR: Unable to open file or directory

setroubleshoot: SELinux is preventing clamd..

Clamav собран dagweer'ом, selinux предлагает restorecon (не помогает),
или создать локальную политику (не пробовал).

--
Anton Kvashin

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-10  8:37               ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-11-10  8:37 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Hi Anton!

Monday 10, at 11:27:46 AM you wrote:

> [...]
> open directory /var/clamav ERROR: Unable to open file or directory
>
> setroubleshoot: SELinux is preventing clamd..
Так если нет policy, то и не будет. Что говорит semodule -l ?

> Clamav собран dagweer'ом, selinux предлагает restorecon (не помогает),
> или создать локальную политику (не пробовал).
А вы попробуйте -
http://lists.rpmforge.net/pipermail/users/2007-July/000875.html
или более общий подход:
http://stewpid-litterbox.blogspot.com/2008/01/create-selinux-policy-from-audit2allow.html

--
WBR et al.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-10 10:18                 ` Anton Kvashin
From: Anton Kvashin @ 2008-11-10 10:18 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

> Так если нет policy, то и не будет.

Выше вы написали о достаточности существующих политик.

Конечно, работа администратора состоит не из действий установил и сразу
все заработало, но с clamav этого хотелось бы (многие его юзают). С
Apparmor таких проблем нет, хоть он и не развивается (в убунте 8.10 он
на борту).

Сейчас selinux стал более информативным (отправляет в FAQ, описывает что
не так, это здорово), раньше этого не было.

> А вы попробуйте -
> [...]

Clamav запускается, но не стартапом (вот моя проблема). Была замечена
проблема с /var/spool, вобщем есть над чем работать ;)

--
Anton Kvashin

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-10 12:19                   ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-11-10 12:19 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Hi Anton!

Monday 10, at 03:18:33 PM you wrote:

> Выше вы написали о достаточности существующих политик.
В FC эти политики есть. А что вы скачали clamav из левого репозитория и
что об этом SELinux должен был автомагически догадаться не кажется вам
странным?

> [...]
> все заработало, но с clamav этого хотелось бы (многие его юзают). С
> Apparmor таких проблем нет, хоть он и не развивается (в убунте 8.10 он
apparmor is dead :)

> [...]
>
> Clamav запускается, но не стартапом (вот моя проблема). Была замечена
> проблема с /var/spool, вобщем есть над чем работать ;)
Ровно то же самое можно сказать и про clamav ;)

--
WBR et al.

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-11 17:14 ` Maxim Tyurin
From: Maxim Tyurin @ 2008-11-11 17:14 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

andriy writes:

> [...]
> SELinux, grsecurity и похожие.
> Что проще всего поднимается? что надёжнее всего? разработка чего

grsecurity из другой оперы.

RSBAC настраивать легче. SE более распространен.
В ALTLinux нет ни того, ни другого.

Разработка обоих проектов ведется.

--

With Best Regards, Maxim Tyurin
JID:	MrKooll@jabber.pibhe.com

* Re: [Sysadmins] rsbac_selinux_etc
@ 2008-11-12  5:54                     ` Anton Kvashin
From: Anton Kvashin @ 2008-11-12  5:54 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

> В FC эти политики есть. А что вы скачали clamav из левого репозитория и
> что об этом SELinux должен был автомагически догадаться не кажется вам
> странным?

Пакет взят по ссылкам с официального сайта clamav, в RH-репо его нет.
Посмотрим спек из федоры, политики ;)

--
Anton Kvashin