ALT Linux sysadmins discussion
* [Sysadmins] e2fsck не может провести проверка при загрузке корневой ФС на LVM RAID1
@ 2018-12-04  7:38 Васюк Максим
From: Васюк Максим @ 2018-12-04  7:38 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

Привет, Всем!

Branch: p8

Корень и boot лежат на одном томе ext4 LVM RAID1
RAID организован средствами LVM.

При выключении ругается на то, что не может размонтировать корень, т.к.
с него запущен процесс LVM. Но это полбеды. Интернеты пишут, что это
почти штатная ситуация. Вроде как на некоторых системах можно нырнуть
обратно в initrd и от туда уже нормально размонтироваться. Как у нас
обстоят дела в этом моменте?

И после одной, другой перезагрузке загрузка останавливается:
Checking root filesystem
/dev/mapper/vg00-root_sys_rimage_0 is in use.
e2fsck: Cannot continue, aborting.

Жму Ctrl-D,  если опять останавливается, жму опять Ctrl-D, с одного,
двух, трёх раз загружается нормально.

Здесь понятно, что e2fsck хочет заюзать один из зеркал рейда, но райд
уже активен и не даёт его использовать.

Один вариант вижу, не использовать ext4. Смотрел в сторону btrfs, но
боюсь могут возникнуть проблемы в rescue live cd, там что-то btrfs-ом и
не пахнет.

Буду благодарен за любую информацию.

--
Васюк Максим

* Re: [Sysadmins] e2fsck не может провести проверка при загрузке корневой ФС на LVM RAID1
@ 2018-12-04 10:38 ` Sergey
From: Sergey @ 2018-12-04 10:38 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmins' discussion

On Tuesday 04 December 2018, Васюк Максим wrote:

> Здесь понятно, что e2fsck хочет заюзать один из зеркал рейда, но райд
> уже активен и не даёт его использовать.

С чего бы e2fsck знал про RAID? Он просто должен проверить устройство
с ФС, и всё. Нет, причина в чём-то другом. Но в чём - не скажу. У меня
живёт конфигурация вида (лишнее убрал)

Filesystem             Size  Used Avail Use% Mounted on

/dev/sda1              182M   81M   89M  48% /boot
/dev/mapper/main-root  3,8G  659M  3,0G  18% /
/dev/mapper/main-home  3,8G  3,0G  610M  84% /home
/dev/mapper/main-usr   3,8G  902M  2,7G  25% /usr
/dev/mapper/main-var   3,8G  2,1G  1,6G  58% /var
/dev/mapper/main-www   7,6G  684M  6,5G  10% /var/www
/dev/mapper/main-rrd   385G   91G  275G  25% /var/lib/collectd2

тут mdadm/RAID10 c LVM поверх RAID. Везде ext4 и всё, вроде как, нормально
чекается.

> Один вариант вижу, не использовать ext4. Смотрел в сторону btrfs, но
> боюсь могут возникнуть проблемы в rescue live cd, там что-то btrfs-ом
> и не пахнет.

btrfs в rescue не самая главная проблема - добавить не сложно, если на
самом деле отсутствует. Вот RAID средствами btrfs - это чёрный ящик.
Хотя и пишут, что некоторые варианты уже считаются стабильными. Плюс не
интересовался наработанной практикой исправления порушенного btrfs raid.

--
С уважением, Сергей.

* Re: [Sysadmins] e2fsck не может провести проверка при загрузке корневой ФС на LVM RAID1
From: Michael Shigorin @ 2018-12-04 10:58 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

On Tue, Dec 04, 2018 at 02:38:24PM +0700, Васюк Максим wrote:
> Один вариант вижу, не использовать ext4. Смотрел в сторону btrfs

Насколько понимаю, если данные не нужны, вполне себе вариант...

> но боюсь могут возникнуть проблемы в rescue live cd, там что-то
> btrfs-ом и не пахнет.

В http://altlinux.org/rescue есть и btrfs-progs, если что.

* Re: [Sysadmins] e2fsck не может провести проверка при загрузке корневой ФС на LVM RAID1
@ 2018-12-05  6:16   ` Васюк Максим
From: Васюк Максим @ 2018-12-05  6:16 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

04.12.2018 17:38, Sergey пишет:

> С чего бы e2fsck знал про RAID? Он просто должен проверить устройство
> с ФС, и всё. Нет, причина в чём-то другом. Но в чём - не скажу. У меня
> живёт конфигурация вида (лишнее убрал)
Выхлоп:
Checking root filesystem
/dev/mapper/vg00-root_sys_rimage_0 is in use.
e2fsck: Cannot continue, aborting.

...is in use... разве это не говорит о том, что устройство кем-то
используется?
Напоминаю, что на текущей машине RAID1 организован средствами LVM, без
использования md.
К моменту начала работы e2fsck RAID уже собран, и e2fsck по идее должна
проверять только его, а зеркала не трогать, потому как, по идее, за
целостностью следит сам LVM.

Так наверно понятней будет:
# lvs -a -o +devices
   LV                  VG   Attr       LSize  Pool Origin Data%  Meta%
Move Log Cpy%Sync Convert Devices
   root_sys            vg00 rwi-aor--- 10,00g         100,00
root_sys_rimage_0(0),root_sys_rimage_1(0)
   [root_sys_rimage_0] vg00 iwi-aor--- 10,00g
/dev/sda2(1)
   [root_sys_rimage_1] vg00 iwi-aor--- 10,00g
/dev/sdb2(2562)
   [root_sys_rmeta_0]  vg00 ewi-aor---  4,00m
/dev/sda2(0)
   [root_sys_rmeta_1]  vg00 ewi-aor---  4,00m
/dev/sdb2(2561)
   test                vg00 -wi-a----- 20,00g
/dev/sdb2(5122)

RAID1 это vg00/root_sys на нём корень и он использует скрытые тома
vg00/root_sys_rmeta_0 и vg00/root_sys_rmeta_1, которую в свою очередь
уже используют непосредственно разделы на разных дисках. Этот слоённый
пирог LVM сам организовал и если пользоваться просто lvs без -а, то он
их не показывает.
Ну и df:
Файловая система          Размер Использовано  Дост Использовано%
/dev/mapper/vg00-root_sys   9,8G         1,9G  7,4G           21% /

В итоге boot не надо выносить отдельно куда-то. Grub грузит initrd прямо
с LVM RAID1 организованного только одним LVM.

Возможно из-за того, что e2fsck видит на LVM зеркалах систему, пытается
её почекать, а на md зеркалах она её не видит и соответственно обруливает.
И нет бы сказал, что-то типа того: "Не могу работать, устройство
занято!" и пошел дальше грузиться, но останавливает загрузку.

> [...]
> /dev/mapper/main-rrd   385G   91G  275G  25% /var/lib/collectd2
>
> тут mdadm/RAID10 c LVM поверх RAID. Везде ext4 и всё, вроде как, нормально
На другой машине у меня организация загрузки с аналогичная Вашей, только
корень лежит на md разделе. На новой машине хочу избавится от
дополнительного слоя md.

> [...]
> Хотя и пишут, что некоторые варианты уже считаются стабильными. Плюс не
> интересовался наработанной практикой исправления порушенного btrfs raid.
Хотел использовать btrfs поверх LVM и испльзовать её просто как замену
ext4, без дополнительных её возможностей по организации массивов и
работе с томами. Наш установщик на неё почему-то ставиться не захотел,
хотя гуй видел том и давал его выбрать, глянул из rescue, поддержки её
там не увидел, подумал нам ещё рановато, раз не добавили. И во избежания
проблем во время возможных отказов, решил не выпендриваться.

04.12.2018 17:58, Michael Shigorin пишет:> On Tue, Dec 04, 2018 at

> Насколько понимаю, если данные не нужны, вполне себе вариант...
С данными всё в порядке, система то в итоге грузится и копию образа
системы через снапшот я уже сделал. На машину система только накатилась,
KVM и LXC ещё не начал настраивать, т.к. вышеописанный вопрос надо закрыть.

> В http://altlinux.org/rescue есть и btrfs-progs, если что.

У меня alt-p8-server-20180913-x86_64.iso я с этого диска грузился в
rescue. И только сейчас докумекал, что Вы говорите про отдельный образ
rescue. Просто раньше у меня не было вопросов, я просто брал любой образ
с текущей ветки и грузился с него в rescue и отдельным образом для
возобновления работы машины не пользовался, как-то хватало. Будем знать,
спасибо!

--

@ 2018-12-05  7:42     ` Sergey
From: Sergey @ 2018-12-05  7:42 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmins' discussion

On Wednesday 05 December 2018, Васюк Максим wrote:

> Возможно из-за того, что e2fsck видит на LVM зеркалах систему,

e2fsck ничего не видит. Он просто чекает то, что ему кто-то говорит
чекать. Вот почему ему скармливают /dev/mapper/vg00-root_sys_rimage_0,
это не знаю.

> И нет бы сказал, что-то типа того: "Не могу работать, устройство
> занято!" и пошел дальше грузиться, но останавливает загрузку.

Если считается, что там повреждение, лучше остановиться.

> На другой машине у меня организация загрузки с аналогичная Вашей,
> только корень лежит на md разделе. На новой машине хочу избавится
> от дополнительного слоя md.

Я бы от LVM избавился, но у нас инсталлятор не умеет md на разделы
разбивать. ;-)

> С данными всё в порядке,

Михаил, как мне показалось, имеет ввиду предполагаемую недостаточную
обкатку btrfs и вероятные будущие проблемы. Но, вроде как, в SuSe
используют и планов по отказу не озвучивали.

> У меня alt-p8-server-20180913-x86_64.iso я с этого диска грузился
> в rescue. И только сейчас докумекал, что Вы говорите про отдельный
> образ rescue.

Вообще-то я думал, что это одно и то же. :-) Но отдельный чаще обновляется.

--
С уважением, Сергей.

* Re: [Sysadmins] e2fsck не может провести проверка при загрузке корневой ФС на LVM RAID1
@ 2018-12-07 11:34       ` Васюк Максим
From: Васюк Максим @ 2018-12-07 11:34 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

Привет, Всем!

Новые вводные.

05.12.2018 14:42, Sergey пишет:

> e2fsck ничего не видит. Он просто чекает то, что ему кто-то говорит
> чекать. Вот почему ему скармливают /dev/mapper/vg00-root_sys_rimage_0,
> это не знаю.

Под пристальным внимаем обнаружилось, следующее:
GRUB загрузил initrd, процессы запускаются и доходит дело до следующего
момента:
Starting system-udevd service: DONE
Populating /dev: DONE
Activaiting swap partition: DONE
Setting hostname: DONE
Checking root filesystem: DONE
/dev/mapper/vg00-root_sys_rimage_0 in in use.
e2sfck: Cannont continue, aborting.
				FAILED

Жму Ctrl-D, идёт перезагрузка и может остановится или с такой же
строчкой, или немного с другой:
/dev/mapper/vg00-root_sys_rimage_0 in in use.

Опять жму Ctrl-D, перезагрузка и так несколько раз, пока не попадёт на:
/dev/mapper/vg00-root_sys
и тогда загрузка проходит нормально:
Remounting root filesystem in read/write mode: DONE
и дальше по списку.

Получается, при неудачных загрузках, initrd перед монтированием выбирает
не LVM раздел собранный из разделов LVM зеркал, а как раз одно из LVM
зеркал, т.к. эти устройства уже используются, e2fsck не может
примонтировать файловую систему для проверки, а т.к. думает, что там
корень, останавливает загрузку.

Полез в  fstab:
# cat /etc/fstab
UUID=57dc8810-3432-4477-b4ee-294642884ec7  /  ext4    relatime 1 1

Глянул на UUID разделов и оказалось, что они у всех трёх разделов
одинаковые:
# blkid
/dev/mapper/vg00-root_sys_rimage_0:
UUID="57dc8810-3432-4477-b4ee-294642884ec7" TYPE="ext4"
/dev/mapper/vg00-root_sys_rimage_1:
UUID="57dc8810-3432-4477-b4ee-294642884ec7" TYPE="ext4"
/dev/mapper/vg00-root_sys: UUID="57dc8810-3432-4477-b4ee-294642884ec7"
TYPE="ext4"

Получается GRUB или initrd тупо подхватывают первое под руку попавшееся
устройство с указанными uuid, и начинает с ним пытаться работать, а
результат зависит от того, какое таки устройство он подхватил.

Кусок из grub.cfg:
menuentry 'ALT starter kit' --class gnu-linux --class gnu --class os
--unrestricted $menuentry_id_option
'gnulinux-simple-57dc8810-3432-4477-b4ee-294642884ec7' {
   search --no-floppy --fs-uuid --set=root
57dc8810-3432-4477-b4ee-294642884ec7
linux<->/boot/vmlinuz root=/dev/mapper/vg00-root_sys ro panic=30 splash
echo    'Loading initial ramdisk ...'
initrd  /initrd.img

Посмотрел на другой машине, там где организован MD RAID1. Оказалось, что
у зеркал одинаковые uuid, а вот у собранного раздела из этих зеркал другой:

# df
/dev/md1                         28G         2,7G   24G           11% /

# cat /proc/mdstat
md1 : active raid1 sda3[0] sdb3[1]

# blkid
/dev/sda3: UUID="c2029de0-13c6-1261-5cc0-45fc1eca55fc"
TYPE="linux_raid_member"
/dev/sdb3: UUID="c2029de0-13c6-1261-5cc0-45fc1eca55fc"
TYPE="linux_raid_member"
/dev/md1: UUID="a210197a-0b6f-4626-8d72-a2cfd5f73d38" TYPE="ext4"

# cat /etc/fstab
UUID=a210197a-0b6f-4626-8d72-a2cfd5f73d38 / ext4 relatime 1 1

Кусок из grub.cfg:
menuentry 'ALT Linux starter kit' --class gnu-linux --class gnu --class
os $menuentry_id_option
'gnulinux-simple-a210197a-0b6f-4626-8d72-a2cfd5f73d38' {
         set root='mduuid/a427249a0b7032ac5cc045fc1eca55fc'
         if [ x$feature_platform_search_hint = xy ]; then
           search --no-floppy --fs-uuid --set=root
--hint='mduuid/a427249a0b7032ac5cc045fc1eca55fc'
7d127096-dbff-4453-b8fc-70a350ee6afe
         linux   /vmlinuz root=UUID=a210197a-0b6f-4626-8d72-a2cfd5f73d38
ro panic=30 splash
         echo    'Loading initial ramdisk ...'
         initrd  /initrd.img

Получается что md с этой проблемой знаком, а lvm нет.

На проблемной машине делаю:
#UUID=57dc8810-3432-4477-b4ee-294642884ec7 / ext4 relatime 1 1
/dev/mapper/vg00-root_sys                  / ext4 relatime 1 1

И всё начинает загружаться как надо.

Grub грузит initrd с одного из зеркал, а корень монтирует initrd глядя,
в свою очередь, уже в /etc/fstab.

Т.к. в такой конфигурации имя устройства, на котором лежит корень, не
меняется при замене, добавлении и пр. жестких дисков, в теории можно
оставить так.

> Михаил, как мне показалось, имеет ввиду предполагаемую недостаточную
> обкатку btrfs и вероятные будущие проблемы. Но, вроде как, в SuSe
> используют и планов по отказу не озвучивали.
Я сначала тоже так решил, но потом подумал, что он же серьёзный человек,
и не будет приколяться над страждущими ;)

From: Michael Shigorin @ 2018-12-07 18:35 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

On Wed, Dec 05, 2018 at 01:16:57PM +0700, Васюк Максим wrote:
> [...]
> с него в rescue и отдельным образом для возобновления работы
> машины не пользовался, как-то хватало. Будем знать, спасибо!

На здоровье; чего не хватит -- пишите нам с antohami@.

Есть давняя задумка про графический rescue, на данный момент
она вылилась в добавление gparted во все графические livecd
из регулярок/стартеркитов.

* Re: [Sysadmins] e2fsck не может провести проверка при загрузке корневой ФС на LVM RAID1
@ 2018-12-07 18:36       ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2018-12-07 18:36 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

On Wed, Dec 05, 2018 at 11:42:29AM +0400, Sergey wrote:
> Я бы от LVM избавился, но у нас инсталлятор не умеет md на
> разделы разбивать. ;-)

Кстати, стоит повесить на alterator-vm, если я ещё не.
Порой так делаю, вынеся корень или /boot на отдельную флэшку --
куда удобней разбивать массив, чем делать кучку зеркал/десяток.

* Re: [Sysadmins] e2fsck не может провести проверка при загрузке корневой ФС на LVM RAID1
@ 2018-12-07 18:42         ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2018-12-07 18:42 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

On Fri, Dec 07, 2018 at 06:34:08PM +0700, Васюк Максим wrote:
> Я сначала тоже так решил, но потом подумал, что он же серьёзный
> человек, и не будет приколяться над страждущими ;)

Прикалываться и впрямь не над чем, но бэкап средствами ФС
я бы за бэкап не считал, если нет автономного от неё
(т.е. на другом физическом носителе и на обкатанной ФС).

* Re: [Sysadmins] e2fsck не может провести проверка при загрузке корневой ФС на LVM RAID1
@ 2018-12-08  9:01           ` Anton Gorlov
From: Anton Gorlov @ 2018-12-08  9:01 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

Полностью поддерживаю. Бекап должен быть в сторонке...