ALT Linux sysadmins discussion
* [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-11 15:19 Timur Batyrshin
From: Timur Batyrshin @ 2007-10-11 15:19 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Есть ли какие-то преимущества у HostRAID (режим Mirror) по сравнению с
программным рейдом или недостатки у последнего?

Также интересует, что происходит в том и в другом случае при выходе из
строя/повреждении одного из жестких дисков массива, а также при замене
одного из дисков массива новым.

Если сгорает дисковый контроллер намного ли ниже вероятность сохранить
информацию в случае HostRAID ?

Повторюсь, интересует вариант работы именно в режиме зеркалирования
остальные варианты пока не интересны.

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-11 18:58 ` LIO
From: LIO @ 2007-10-11 18:58 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Здравствуйте.

11.10.2007 19:19 Timur wrote:

TB> Есть ли какие-то преимущества у HostRAID (режим Mirror) по сравнению с
TB> программным рейдом или недостатки у последнего?

Начнём с того, что такое HostRAID:
Q: What is HostRAID?
A: HostRAID is an Adaptec-specific implementation of RAID that is
integrated into some of their newer Ultra320 SCSI Host controller
chips. When HostRAID is enabled, the controller switches modes and is
recognized by operating systems as a different controller entirely.
Because of this, different drivers are needed when the controller is
set to HostRAID instead of Non HostRAID (normal mode).

Т.е. по сути дела это несколько модернизированный аппаратный RAID.
А модернизация, судя по тексту выше, заключается в том, что различные
"массивы" обнаруживаются как винты на различных контроллерах, а не как
несколько винтов на одном контроллере.

А разница между аппаратным и программным рэйдом координальная.

Пример для режима зеркалирования:

Аппаратный рэйд (HostRAID): Есть человек, который (непрерывно)
занимается (неотложными) вычислениями, результаты он записывает
журнал. Есть группа людей, которые смотрят в этот журнал и дублируют в
другие журналы то, что пишет первый. Они же случае, если вдруг журнал
приходит в негодность (рвётся, пачкается,...) быстренько подменяют
испорченный журнал на его копию, а тот продолжает вычисления как будто
ничего и не случилось. Как только появляется новый журнал взамен
испорченного они самостоятельно, не отвлекая первого человека от
вычислений делают ещё одну копию.

Программный рэйн: Человек, который занимается вычислениями записывает
результаты в основной журнал и следом сразу в несколько дополнительных
В случае, если основной журнал приходит в негодность он берёт один из
тех журналов, в которые он дублировал записи. Когда появляется чистый
журнал взамен испорченного, он откладывает вычисления, делает ещё одну
копию написанного в новый журнал и, затем, продолжает вычисления.

Т.е. всеми процессами в случае аппаратного рэйда занимается сам
рэйд-контроллер, а в случае программного - ЦП.
Думаю, дальше объяснять не надо.

TB> Также интересует, что происходит в том и в другом случае при выходе из
TB> строя/повреждении одного из жестких дисков массива, а также при замене
TB> одного из дисков массива новым.
без разницы*
*разница лишь в том, что хорошие аппаратные РЭЙД-контроллеры как
правило имеют HotSWAP, т.е. возможна "горячая" замена винта без
выключения машины.

TB> Если сгорает дисковый контроллер намного ли ниже вероятность сохранить
TB> информацию в случае HostRAID ?
без разницы

Должен сказать, что программные рэйд имеют возможность создания
РЭЙД-массивов из разделов на винте, так же как и винтов целиком.
У аппаратных данный функционал далеко не у всех.

Поправте меня если я не прав.

--
Binary yours,
 LIO

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-11 20:44   ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2007-10-11 20:44 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Thu, Oct 11, 2007 at 10:58:18PM +0400, LIO wrote:

> Начнём с того, что такое HostRAID:
> Q: What is HostRAID?
> A: HostRAID is an Adaptec-specific implementation of RAID that is

Если бы.  Сейчас этот термин употребляется ещё и как синоним FakeRAID,
http://en.wikipedia.org/wiki/RAID#Fake_RAID

--
ldv

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-11 20:51     ` LIO
From: LIO @ 2007-10-11 20:51 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

Здравствуйте.

12.10.2007 0:44 Dmitry wrote:

DVL> Если бы.  Сейчас этот термин употребляется ещё и как синоним FakeRAID,
DVL> http://en.wikipedia.org/wiki/RAID#Fake_RAID
Обана... Весело. Дезинформировали меня. Что-ж, будем знать.
Тогда могу сказать что разницы между программным и программным рэйдом
никакой вообще.

Поправте если я не прав. :)

--
Binary yours,
 LIO

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-12  8:18       ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2007-10-12  8:18 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

> [...]
> Обана... Весело. Дезинформировали меня. Что-ж, будем знать.
> Тогда могу сказать что разницы между программным и программным рэйдом

учитывая что в наших ядрах никакие FakeRAID не поддерживаются (в
последнее время я сталкивался с sata intel ich7-r, sata nvidia , и
scsi adaptec), а заморачиватся с проприетарными дровами не хочется,
остаётся только один выход - SoftRAID.

А у меня вот такой еще вопрос, если не ошибаюсь raid1 можно сделать и
средствами lvm. Что лучше всёже использовать lvm или mdadmin?
--
Alexey Shabalin

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-12 11:09         ` Eugene Prokopiev
From: Eugene Prokopiev @ 2007-10-12 11:09 UTC (permalink / raw)
  To: shaba, ALT Linux sysadmin discuss

> А у меня вот такой еще вопрос, если не ошибаюсь raid1 можно сделать и
> средствами lvm. Что лучше всёже использовать lvm или mdadmin?

кажется, средствами lvm можно сделать только raid0 ;)

--
С уважением,
Прокопьев Евгений

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-12 20:59 ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-10-12 20:59 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Thu, Oct 11, 2007 at 07:19:04PM +0400, Timur Batyrshin wrote:
> Есть ли какие-то преимущества у HostRAID (режим Mirror) по
> сравнению с программным рейдом или недостатки у последнего?

Мне неизвестны.

> [...]
> Если сгорает дисковый контроллер намного ли ниже вероятность
> сохранить информацию в случае HostRAID ?

Не выше.

> Повторюсь, интересует вариант работы именно в режиме
> зеркалирования остальные варианты пока не интересны.

Если блинами в зеркало ставить, то я таких hard/host raid,
чтоб _сперва_ своё лепили -- ещё вроде не видел.  Бишь диски
из зеркала по одному всё равно читаются.

--
 ----       Oct 26--27, Kiev, Ukraine:
--       http://conference.osdn.org.ua

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-15  7:02   ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-10-15  7:02 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

> [...]
> А модернизация, судя по тексту выше, заключается в том, что различные
> "массивы" обнаруживаются как винты на различных контроллерах, а не как

Перевод решительно некорректен.  В оригинале ответа говорится о
том, что в режиме HostRAID контроллер выглядит как _другой_
(выставляет другой PCI ID) и требует другого драйвера.

> А разница между аппаратным и программным рэйдом координальная.
                                                  ^^^^^^^^^^^^^
"кардинальная" (откуда взялось это глупое усложнённое слово?)

> [...]
>
> Т.е. всеми процессами в случае аппаратного рэйда занимается сам
> рэйд-контроллер, а в случае программного - ЦП.

Аналогия также некорректна, поскольку "человек" тут -- задача,
а не ЦП.  Соответственно задаче до лампочки, реализован RAID
ядерным модулем, HostRAID BIOS/driver (на том же ЦП) или железно
на процессоре контроллера.

> без разницы*
> *разница лишь в том, что хорошие аппаратные РЭЙД-контроллеры как
> правило имеют HotSWAP, т.е. возможна "горячая" замена винта без
> выключения машины.

На софтовом тоже можно, но или это уже сделано, или надо делать.
Причём уже давно.

> без разницы

Это более-менее верно _исключительно_ для RAID1, насколько могу
судить. (про зеркала и спрашивали, но не следует делать таких
категорических утверждений, если даже не знаете, что есть
hostraid)

> Поправте меня если я не прав.

Благодарю за сообщение, но поправляю.

--
 ----       Oct 26--27, Kiev, Ukraine:
--       http://conference.osdn.org.ua

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-15  8:11     ` LIO
From: LIO @ 2007-10-15  8:11 UTC (permalink / raw)
  To: Michael Shigorin

Здравствуйте.

15.10.2007 11:02 Michael wrote:

MS> Перевод решительно некорректен.  В оригинале ответа говорится о
MS> том, что в режиме HostRAID контроллер выглядит как _другой_
MS> (выставляет другой PCI ID) и требует другого драйвера.

Хммм... Да, я не прав. Речи о том, что обнаруживается как несколько
контроллеров нет.
"is recognized by operating systems as a different controller
entirely." - обнаруживается операционной системой как совершенно
другой контроллер.

MS>                                                ^^^^^^^^^^^^^
MS> "кардинальная" (откуда взялось это глупое усложнённое слово?)
:)) Зачот!

> [...]
MS> а не ЦП.  Соответственно задаче до лампочки, реализован RAID
MS> ядерным модулем, HostRAID BIOS/driver (на том же ЦП) или железно
Человек - вычислитель в данном примере, т.е. ЦП. А задачи -
вычисления и запись результатов. По-моему вполне корректно.
Прошу предоставить инной пример, более корректный.

MS> На софтовом тоже можно, но или это уже сделано, или надо делать.
MS> Причём уже давно.
:)) Так всё же сделанно или надо делать? Можно или пока ещё нет?

> [...]
MS> судить. (про зеркала и спрашивали, но не следует делать таких
MS> категорических утверждений, если даже не знаете, что есть
Расскажите пожалуйста, что такое HostRAID?
И причём тут режимы RAID и их реализация? Как в режиме stripping, так
и в режиме Mirroring, так и любых других режимах вероятность
восстановить данные после падение винта будет одинакова на аппаратном,
программном RAID (в том числе HostRAID).

MS> Благодарю за сообщение, но поправляю.

За поправление воспринимаю только пп1. А остальное, скорее, критика.

--
Binary yours,
 LIO

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-15 13:22       ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-10-15 13:22 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

On Mon, Oct 15, 2007 at 12:11:32PM +0400, LIO wrote:
> :)) Зачот!

Просто не в первый раз встречаю в совершенно разных местах
и никак не пойму -- откуда растёт. :)

> Человек - вычислитель в данном примере, т.е. ЦП. А задачи -
> вычисления и запись результатов. По-моему вполне корректно.
> Прошу предоставить инной пример, более корректный.

Аутсорсинг, если бы он работал? :)

> :)) Так всё же сделанно или надо делать? Можно или пока ещё нет?

Я видел в ApplianceWare (на базе ALT) ещё в 2003.  Но оно стоило
денег. :)

> Расскажите пожалуйста, что такое HostRAID?

Controller specific software RAID, насколько могу судить.
Бишь зависящий от контроллера программный.  Хуже не придумать.

> [...]
> вероятность восстановить данные после падение винта будет
> одинакова на аппаратном, программном RAID (в том числе

Нет. (keywords: on-disk data format)

http://faq.altlinux.ru/index.php?action=single&nf=1&qid=401

--
 ----       Oct 26--27, Kiev, Ukraine:
--       http://conference.osdn.org.ua

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-15 13:43         ` Gennadiy Redko
From: Gennadiy Redko @ 2007-10-15 13:43 UTC (permalink / raw)
  To: shigorin, ALT Linux sysadmin discuss

Michael Shigorin пишет:
<skip>

> Controller specific software RAID, насколько могу судить.
> Бишь зависящий от контроллера программный.  Хуже не придумать.

Зачем его  ругать?
У решения своя ниша - сделать OS-independent RAID-1 для тех двух
дисков, с которых грузится ОС.
Да - он медленный, но свою задачу вполне решает, т. к. для ОС,
приложения которой грузятся в память один раз бОльшего и не надо.

А пытаться применить это вместо полноценного RAID - неумно, мягко
говоря.

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
  @ 2007-10-15 14:39           ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-10-15 14:39 UTC (permalink / raw)
  To: sysadmins

On Mon, Oct 15, 2007 at 06:03:14PM +0400, LIO wrote:
> Боюсь не многие знают что такое аутсорсинг. Кроме того, при чём
> он тут? Или вы собираетесь на примере аутсорсинга сравнивать
> работу аппаратного и программного RAID?

Host-based computing vs peripheral-based.

> Я всё ж таки старался на пальцах объяснить что к чему.

Ну вот ещё один примерно настолько же неудачный вариант
(не раскрыта тема выгорания контроллера, смена диска освещена
карманным фонариком):

<lyrics>
Аппаратный рейд (hardware raid) -- как старый квалифицированный
грузчик, который требует больше, чем студенты-ночники, но знает,
что куда положить и откуда потом обратно взять.

Программный рейд (software raid) -- студенты-ночники, которые
быстро-дёшево-сердито разгружают вагоны, но за которыми нужен
глаз да глаз, особенно при смене обстоятельств.

Маркетоложный рейд (fake raid) -- студенты-ночники, которые
пытаются прикидываться квалифицированными грузчиками.  При торгах
о зарплате это им удаётся лишь отчасти, а вот при разгребании
нештатной ситуации не удаётся вообще.
</>

> Чтобы винт можно было отрубить при включённой машине, нужно
> быть уверенным что не помрёт контроллер.

На IDE я такое делал в прошлом веке с довольно заурядным
карманом (причём даже при корне на IDE, хотя это потребовало
непристойных хаков).  На SATA хотсвап предусмотрен стандартом
(хотя при реализации, как обычно, не всегда) -- как и на
SCSI/SAS.

> А для этого желательно чтобы контроллер был к этому приучен.
> Если это, конечно, не стенд для проведения экспериментов на
> подключения винта в рабочем режиме..

Со включением хуже, чем с выключением, на самом деле.

> Не говоря уже о программной части этого дела.

Разумеется.

> Насколько я понял, HostRAID это как win-модем.

Ага.

> На мой взгляд либо аппаратный, либо вообще никакой.

Отнюдь.

> Ручками раз в неделю делать копию.

Бэкап и рейд не являются ни взаимозаменяемыми, ни панацеей.

> Режим Stripping в случае программного рэйда вообще не
> рассматриваю.

Почему -- для своей категории задач, когда сохранность данных
некритична, striping (не stripping) вполне адекватен.

> :) :))) Офигенный и, главное, очень подробный ответ!

Уж как есть.

> ?? info coreutils :))

Вы FAQ-то почитайте.  Я со всеми вышеперечисленными типами RAID
сталкиваюсь на практике. :)

--
 ----       Oct 26--27, Kiev, Ukraine:
--       http://conference.osdn.org.ua

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-15 14:41           ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-10-15 14:41 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Mon, Oct 15, 2007 at 04:43:51PM +0300, Gennadiy Redko wrote:
> Зачем его  ругать?
> У решения своя ниша - сделать OS-independent RAID-1 для тех
> двух дисков, с которых грузится ОС.

Так получается controller dependent.

> Да - он медленный, но свою задачу вполне решает

Я не по медленности их не люблю, а по извратности заведения
и замены.

--
 ----       Oct 26--27, Kiev, Ukraine:
--       http://conference.osdn.org.ua

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-15 15:08             ` Gennadiy Redko
From: Gennadiy Redko @ 2007-10-15 15:08 UTC (permalink / raw)
  To: shigorin, ALT Linux sysadmin discuss

Michael Shigorin пишет:

> Так получается controller dependent.
Так оно ж во все интеловские мамки SE75хх влито.

> Я не по медленности их не люблю, а по извратности заведения
> и замены.

Если собрать массив RAID-1 из двух внутренних дисков на хострейде, а
"боевой" рейд - на внешнем сторедже, то и ничего выходит.

В остальных случаях - выключить и забыть о его существовании.

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-15 15:16               ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-10-15 15:16 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Mon, Oct 15, 2007 at 06:08:31PM +0300, Gennadiy Redko wrote:
> Так оно ж во все интеловские мамки SE75хх влито.

Так если бы только в них (и знать, что везде этот самый формат
данных на дисках одинаковый -- а то ведь разный, причём IIRC
зависимость бывает вплоть до "от версии прошивки").

--
 ----       Oct 26--27, Kiev, Ukraine:
--       http://conference.osdn.org.ua

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-15 16:59                 ` Gennadiy Redko
From: Gennadiy Redko @ 2007-10-15 16:59 UTC (permalink / raw)
  To: shigorin, ALT Linux sysadmin discuss

Michael Shigorin пишет:

> Так если бы только в них (и знать, что везде этот самый формат
> данных на дисках одинаковый -- а то ведь разный, причём IIRC
> зависимость бывает вплоть до "от версии прошивки").

Да уж...
А я в трех местах так настроил - надо будет на SoftRAID переделать :(

* Re: [Sysadmins] HostRAID vs SoftRAID
@ 2007-10-16  8:22                   ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-10-16  8:22 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux sysadmin discuss

On Mon, Oct 15, 2007 at 07:59:35PM +0300, Gennadiy Redko wrote:
> Да уж...  А я в трех местах так настроил - надо будет на
> SoftRAID переделать :(

Не, ну "работает -- не трогай", особенно если есть такие же
контроллеры под рукой; но при плановой замене дисков может иметь
смысл и переделать.

--
 ----       Oct 26--27, Kiev, Ukraine:
--       http://conference.osdn.org.ua