* [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-12 20:08 Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-12 20:08 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Блин, достало уже!

Почему 10 подряд перезагрузок компьютера могут давать совершенно разные
результаты? То все работает, то пропадает поддержка сессий. Теперь комп
постоял новогодние праздники выключенным, и сломалось автомонтирование
сетевых шар: статус automount-юнитов enabled; inactive(dead).

Вот с какого такого после НГ перестали монтироваться сетевые шары?
Только что обновился, теперь при загрузке вижу сразу после логов ядра
сообщение, что ordering cycle found in automount, и ессесно ничего не
монтируется. Три года до этого момента все монтировалось, и никаких
циклов не было. А тут вдруг перестало.

systemd так и задуман, чтоб КАЖДАЯ перезагрузка проходила с новым
порядком запуска юнитов с непредсказуемым результатом? Три раза
загрузился -- один раз оказался без сети, serivce network (etcnet) не
отработал ВООБЩЕ.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-12 20:28 ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-12 20:28 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

12.01.2021 23:08, Alexei V. Mezin пишет:
> Блин, достало уже!

И вот этот вот генератор случайных чисел это вообще нормально?

# for i in {1..10}; do systemd-analyze verify default.target 2>&1| wc
-l; done
29
15
58
97
44
79
80
21
26
95

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-12 20:35 ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2021-01-12 20:35 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

13.01.2021 03:08, Alexei V. Mezin пишет:
> [...]
>
> systemd так и задуман, чтоб КАЖДАЯ перезагрузка проходила с новым порядком запуска юнитов с непредсказуемым результатом? Три раза загрузился -- один раз оказался без сети, serivce network (etcnet) не отработал ВООБЩЕ.

Нужно, как минимум, указывать в юнитах зависимости, чтобы не было непредсказуемых ситуаций.
У меня сделано так:

systemctl cat mnt-myhdd.mount
# /etc/systemd/system/mnt-myhdd.mount
[Unit]
Description=NFS share
Requires=NetworkManager.service
[Mount]
What=myhdd:/home/antohami/myhdd
Where=/mnt/myhdd
Type=nfs4
Options=rw
DirectoryMode=0777

systemctl cat mnt-myhdd.automount
# /etc/systemd/system/mnt-myhdd.automount
[Unit]
Description=NFS share
Requires=NetworkManager.service
[Automount]
Where=/mnt/myhdd
TimeoutIdleSec=180
[Install]
WantedBy=graphical.target

Работает стабильно.

--
С уважением, Антон Мидюков <antohami@altlinux.org>

* Re: [sisyphus] Что делать с  systemd?
@ 2021-01-13  8:45 ` Andrey Savchenko
From: Andrey Savchenko @ 2021-01-13  8:45 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

On Tue, 12 Jan 2021 23:08:33 +0300 Alexei V. Mezin wrote:
> [...]
> порядком запуска юнитов с непредсказуемым результатом? Три раза
> загрузился -- один раз оказался без сети, serivce network (etcnet) не

Для надёжной предсказуемой загрузки используйте sysvinit. Systemd
задуман как коробка с сюрпризами и будет всегда таковой
оставаться, особенно на сложных конфигурациях.

Если возможно параллельное исполнение юнитов, то они могут быть
в любом порядке, не нарушающем их зависимости.

Best regards,
Andrew Savchenko

[-- Attachment #2: Type: application/pgp-signature, Size: 833 bytes --]

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
From: Michael Shigorin @ 2021-01-13 11:38 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Tue, Jan 12, 2021 at 11:08:33PM +0300, Alexei V. Mezin wrote:
> systemd так и задуман, чтоб КАЖДАЯ перезагрузка проходила с
> новым порядком запуска юнитов с непредсказуемым результатом?

Ну не умеют эти "архитехтуры" головой думать.  Умели бы -- хоть
проверку ацикличности графа делали бы при изменении вводных,
чтоб проблемы вылезали по возможности не при запуске/останове,
а тогда, когда с ними получается что-то сделать разумным образом.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-13 12:27 ` Михаил Новоселов
From: Михаил Новоселов @ 2021-01-13 12:27 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

> [...]
>
> systemd так и задуман, чтоб КАЖДАЯ перезагрузка проходила с новым порядком запуска юнитов с непредсказуемым результатом? Три раза загрузился -- один раз оказался без сети, serivce network (etcnet) не отработал ВООБЩЕ.
Может, стоит-таки переписать sysvinit скрипты на systemd и прпоисать зависимости нормально?

--
------
С уважением,

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-13 12:29   ` Михаил Новоселов
From: Михаил Новоселов @ 2021-01-13 12:29 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

12.01.2021 23:35, Антон Мидюков пишет:

> Нужно, как минимум, указывать в юнитах зависимости, чтобы не было непредсказуемых ситуаций.
> [...]
генератор systemd-fstab-generator автоматически проставляет зависимости от network-online.target  для NFS-шар, в свою очередь NetworkManager-wait-online обеспечивает нормальную работу network-online-target в большинстве конфигураций сети. Если требуется такое вручную прописывать, то значит что-то идет не так. И, кстати, NetworkManager.service не означает, что есть сеть, это лишь момент, когда сеть только начала запускаться.

--
------

@ 2021-01-13 12:32   ` Михаил Новоселов
From: Михаил Новоселов @ 2021-01-13 12:32 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

13.01.2021 14:38, Michael Shigorin пишет:
> [...]
> чтоб проблемы вылезали по возможности не при запуске/останове,
> а тогда, когда с ними получается что-то сделать разумным
Затыки возникают из-за ошибок уже после запуска сервиса или их слишком долгой работы, разве проверка на ацикличность поможет это избежать?

--
------

@ 2021-01-13 14:08   ` Alexei Mezin
From: Alexei Mezin @ 2021-01-13 14:08 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

13.01.2021 11:45, Andrey Savchenko пишет:

> Для надёжной предсказуемой загрузки используйте sysvinit. Systemd
> задуман как коробка с сюрпризами и будет всегда таковой
> оставаться, особенно на сложных конфигурациях.

Да какая такая сложная конфигурация на домашнем компе? Загрузка с
обычного диска (без рейдов, lvm'ов, шафрованных разделов и т.п.), КДЕ и
автологин пользователя. Разве что etcnet вместо NM. И автомонтирование
сетевых шар по НФС с НАСа.

Но в принципе после изучения

systemd-analyze verify default.target

дальнейшие вопросы по системд бессмысленны, ибо ЭТО не работает по
определению.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
From: Michael Shigorin @ 2021-01-15 17:57 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Wed, Jan 13, 2021 at 03:32:15PM +0300, Михаил Новоселов wrote:
> Затыки возникают из-за ошибок уже после запуска сервиса или их
> слишком долгой работы, разве проверка на ацикличность поможет
> это избежать?

Затыки возникают из-за головотяпства.  Яркая иллюстрация --
искуственно созданные проблемы при отсутствующих блочных
устройствах (свопе, например).  Казалось бы, какое твоё дело,
пиналки сервисов -- когда свалится (если свалится), вот там
и надо смотреть; но нет, надо заблокировать процесс на минуты
без возможности сказать "проехали".

PS: я *много* лет собирал регулярки/стартеркиты и с sysvinit,
и с systemd -- насмотрелся предостаточно "новых и улучшенных"
режимов отказа.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-16 21:13     ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-16 21:13 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

13.01.2021 15:29, Михаил Новоселов пишет:

> генератор systemd-fstab-generator автоматически проставляет зависимости от network-online.target  для NFS-шар

Так и чего делать, чтоб оно снова начало работать? Три раза загрузилось,
на четвертый опять нету сетевых шар. Диагностика самого системд выдает
бессмысленную рандомную ахинею.

Сеть настроена через etcnet, NM не используется.

/etc/systemd/system/ALT.automount

[Unit]
Description=Data Directory Automount Point
Wants=network.target
After=network.target

[Automount]
Where=/ALT

[Install]
WantedBy=multi-user.target

/etc/systemd/system/ALT.mount

[Unit]
Description=/ALT NFS share
Wants=rpcbind.service
After=network.target

[Mount]
What=192.168.0.254:/alt
Where=/ALT
Type=nfs4
Options=proto=tcp,port=2049,intr,soft,lock,ro

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-17 12:39       ` Михаил Новоселов
From: Михаил Новоселов @ 2021-01-17 12:39 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

17.01.2021 00:13, Alexei V. Mezin пишет:

> Так и чего делать, чтоб оно снова начало работать? Три раза загрузилось, на четвертый опять нету сетевых шар. Диагностика самого системд выдает бессмысленную рандомную ахинею.

Пальцем в небо могу предположить, что у вас network-online.target наступает, когда реально сети еще нет, ну, например, когда DHCP только начинает долбиться и еще не отдолбился, по journalctl -xb по времени должно быть наглядно видно, что наступило раньше - появилась сеть или начало пытаться смонтировать шару.

Как etcnet взаимодействует с network-online.target, не знаю, не интересовался.

@ 2021-01-17 12:51       ` Михаил Новоселов
From: Михаил Новоселов @ 2021-01-17 12:51 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

15.01.2021 20:57, Michael Shigorin пишет:
> [...]
> пиналки сервисов -- когда свалится (если свалится), вот там
> и надо смотреть; но нет, надо заблокировать процесс на минуты

Есть такое, особенно когда ждет завершения графической сессии, а вернуться в нее уже нельзя.

В целом на мой взгляд такое поведение имеет смысл, ведь, например, гипервизор может получить сигнал и начать выключать виртуалки, что не моментально происходит, вполне разумно его подождать, а потом прибить SIGKILL'ом, если сам не завершится.

sd_notify полезная штука, сервис может сообщить systemd, что он действительно начал выключаться, к примеру.

Что касается задержки при неудачном монтировании устройств, оно же, по-моему, пытается его смонтировать много раз, какой-то смысл в этом есть, мне кажется.

В общем для таких недостатков надо придумывать решения и обсуждать с апстримом, который вполне адекватный (да-да), конкретно здесь у меня не получается придумать что-то принципиально лучшее, чем имеющееся. А не просто так кричать, что systemd плох. Он хорош, чем-то плох, но по совокупности -- хорош.

> PS: я *много* лет собирал регулярки/стартеркиты и с sysvinit,
> и с systemd -- насмотрелся предостаточно "новых и улучшенных"
> режимов отказа.
Параллелизация работы требует больше работы по продумыванию системы.

--
------

@ 2021-01-17 15:39         ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-17 15:39 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

17.01.2021 15:39, Михаил Новоселов пишет:

> Пальцем в небо могу предположить, что у вас network-online.target наступает, когда реально сети еще нет

Очень может быть. Но именно поэтому АВТОмонтирование, а не просто
монтирование. Реальное монтирование наступает при первом обращении к
шаре. И раньше так и было: хоть через сутки после старта системы, но
первое обращение с легким торможением, при этом в логи выпадают
сообщения про успешное монтирование.

А теперь никаких попыток монтирования, потом что юниты в состоянии
enabled inactive dead.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-17 15:58         ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-17 15:58 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

17.01.2021 15:39, Михаил Новоселов пишет:
> journalctl -xb

Эх.... К вопросу о пользе логов, анализаторов правильности конфигов и
прочего системд.

Смотрим в логи, все юниты автомонтирования мертвы. Вот выдержка из
journalctl -xb:

local-fs.target: Found ordering cycle on FOTO-Foto.automount/start
local-fs.target: Found dependency on network.target/start
local-fs.target: Found dependency on NetworkManager.service/start
local-fs.target: Found dependency on dbus.service/start
local-fs.target: Found dependency on sysinit.target/start
local-fs.target: Found dependency on systemd-update-done.service/start
local-fs.target: Found dependency on local-fs.target/start
local-fs.target: Job FOTO-Foto.automount/start deleted to break ordering
cycle starting with local-fs.target>

local-fs.target: Found ordering cycle on opt-torrents.automount/start
[...]
local-fs.target: Job opt-torrents.automount/start deleted to break
ordering cycle starting with local-fs.target>

Казалось бы: вот они циклы, надо их разорвать и все починится. Но нет!
Во-первых, циклические зависимости на указанные сервисы или есть, или
нет. А система-то иногда загружается НОРМАЛЬНО. К тому же я уже писал,
что такой же вывод мне дает, например, команда

systemd-analyze verify default.target

Только будучи запущенной 10 раз подряд она ВСЕ ДЕСЯТЬ раз выдает
существенно разные результаты о количестве циклических зависимостей. Как
такое может быть?!! Надо на системд повесить блокирующй баг? Потому что
его анализатор циклов на статических конфигах, просто на их тексте без
реального запуска сервисов, выдает РАНДОМНЫЕ результаты! Видимо, точно
такие же результаты он получает при попытке загрузиться систему, и
убивает абы какие сервисы. Это еще хорошо, что под раздачу попадают
второстепенные точки монтирования. Но иногда туда попадает dbus или
что-то еще, в результате ломается поддержка сессий.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-17 16:10           ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2021-01-17 16:10 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

17.01.2021 22:58, Alexei V. Mezin пишет:

> [...]
> local-fs.target: Job FOTO-Foto.automount/start deleted to break ordering cycle starting with local-fs.target>

А какого? В /etc/fstab что ли прописано?

@ 2021-01-17 16:23           ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-17 16:23 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

17.01.2021 18:58, Alexei V. Mezin пишет:

Во как: с версии 245.6 появился баг, например он описан тут

https://github.com/systemd/systemd-stable/issues/69

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Вроде даже какое-то
разъяснение вышло, что с этим делать

https://github.com/systemd/systemd-stable/commit/bc740e3df2818362501e49716924e8db55cd3c9f

Но туманность сего объяснения весьма велика. И оно все равно не
объясняет, почему система то работает, то не работает. Зависимости-то
все статические, описаны в конфигах и логике поведения программ, и не
зависят от, например, задержки инициализации сети.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-17 16:26             ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-17 16:26 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

17.01.2021 19:10, Антон Мидюков пишет:

> А какого? В /etc/fstab что ли прописано?

Нет, fstab вообще не содержит никаких сетевых подключений. И никаких
упоминаний о systemd ни в одной опции. Обычное монтирование разделов на
дисках и прочие tmpfs, которые создавал наш инсталлятор.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-17 17:45               ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2021-01-17 17:45 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

17.01.2021 19:26, Alexei V. Mezin пишет:

> Нет, fstab вообще не содержит никаких сетевых подключений. И никаких
> упоминаний о systemd ни в одной опции. Обычное монтирование разделов
> на дисках и прочие tmpfs, которые создавал наш инсталлятор.

Попробуйте такое в /etc/fstab (для CIFS без домена):

|//10.10.0.2/allfiles /home/user/samba-files cifs
noauto,rw,x-systemd.automount,x-systemd.device-timeout=10,x-systemd.idle-timeout=1min,iocharset=utf8,uid=user,gid=user,dir_mode=0750,file_mode=0640,workgroup=WORKGROUP,user=TEST,pass=PASSWORD,_netdev
0 0|

(либо с использованием внешнего файла 0600/credentials). Для NFS:

|server:/space /mnt/space nfs4
noauto,ro,x-systemd.automount,x-systemd.device-timeout=10,timeo=14,x-systemd.idle-timeout=1min,_netdev
0 0|

Возможно циклы у вас создаются исходя из того, где сейчас организованы
точки монтирования.

Leonid Krivoshein.

* Re: [sisyphus] Что делать с systemd?
@ 2021-01-17 18:11                 ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2021-01-17 18:11 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

17.01.2021 20:45, Leonid Krivoshein пишет:

> Попробуйте такое в /etc/fstab (для CIFS без домена):

Пока наиболее правильным кажется такое решение:
из automount-юнитов убрать все зависимости, приведя их к виду типа

[...]

Во всяком случае такое решение "починило" systemd-analyze verify, и как
минимум привело к одной нормальной загрузке.