* [sisyphus] Q: shell and process groups
@ 2010-05-03  4:28 Michael Pozhidaev
From: Michael Pozhidaev @ 2010-05-03  4:28 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Привет всем!

В мане credentials(7) говориться следующее:

the shell creates a new process group for
       the process(es) used to execute single command or pipeline (e.g., the  two  pro‐
       cesses  created  to execute the command "ls | wc" are placed in the same process
       group).

Тем не менее, по факту /bin/sh -c в альте даже и не думает порождать
новую группу процессов, ни когда запускаются несколько команд через
трубу, ни одна команда.

Вопрос в том: как оно должно быть и в каких ситуациях. Может быть
написанное в мане не относится к -c? Может ли это поведение отличаться
от дистрибутива к дистрибутиву.

Очень прошу знающих людей прояснить этот момент.
--
Michael Pozhidaev. Tomsk, Russia. E-mail: msp@altlinux.ru

* Re: [sisyphus] Q: shell and process groups
  @ 2010-05-04 14:39   ` Michael Pozhidaev
From: Michael Pozhidaev @ 2010-05-04 14:39 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

Hello, Anton Protopopov!

>     Тем не менее, по факту /bin/sh -c в альте даже и не думает порождать
>     новую группу процессов, ни когда запускаются несколько команд через
>     трубу, ни одна команда.
>
> Интересно, а зачем это понадобилось?

Антон, спасибо за подробное разъяснение. Тут решается одна проблема,
суть которой сейчас попробую изложить. Речь идёт о разработке
приложения, код которого Вы можете увидеть в git:

http://git.altlinux.org/people/msp/public/voiceman.git

Код, который делает обсуждаемые действия, лежит в файле
voiceman/executors/default.c.

Теперь задача:

нам необходимо запускать и останавливать последовательность пар команд,
каждая из которых ззадаётся аргументом для /bin/sh -c. Если говорить
точнее, то речь идёт о запуске речевого синтезатора и плеера. Они
связаны между собой трубой. Вывод речевого синтезатора направляется на
вход плеера. В общем случае синтезатор и плеер могут работать не в одном
процессе, а порождать дочерние и т. д. Необходимо уметь по команде
прибить всю эту пачку процессов, включая все процессы синтезатора и
плеера. Для этого перед вызовом /bin/sh -c для синтезатора вызывается
setpgrp(), а перед вызовом этого же для плеера вызывается setpgid() для
включения процесса плеера в ту же группу, которая породилась для работы
синтезаторов.

Итак, сейчас код не работает. Точнее, он ведёт себя превосходно на
альте, но на проблемы жалуются пользователи Ubuntu.

Проблема выглядит так, что процесс плеера, который в большинстве случаев
aplay. вовремя не получает SIGKILL. Есть задержка, которая вполне может
быть просто проигрыванием данных, которые забуферизировались в трубе
после смерти синтезатора.

Проблему объясняло бы предположение, что когда вызывается /bin/sh -c он
создаёт свою группу, теряет связь с группой синтезатора и aplay уже не
получает сигнала, разосланного через killpg.

В общих чертах такая картина. Проблема до сих пор не решена. Решать её
тяжело, т.к. на моей машине-то всё работает безупречно. Ещё есть
некоторые дополнительные детали и ньюансы, заставляющие думать, что тут
дело всё-таки в работе над процессами.

--

  @ 2010-05-04 20:43       ` Michael Pozhidaev
From: Michael Pozhidaev @ 2010-05-04 20:43 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions

Hello, Anton Protopopov!

>     после смерти синтезатора.
>
> Но сигнал все-таки доходит?

Скорее всего нет. Исследование в strace планировали провести
завтра. Есть такое наблюдение: поскольку процесс не сразу после своего
порождения меняет свою группу, то SIGKILL шлётся в два этапа: сначала
персонально этому процессу на случай, если он ещё не сменил свой pgid, а
потом на всю группу. Если плеер указывается как exec aplay, а не просто
aplay, то проблема сразу же исчезает. То есть персональный SIGKILL
всегда попадает в цель, а вот SIGKILL на группу иногда даёт промахи.
В случае без exec SIGKILL прибивает /bin/sh, а aplay продолжает работать.

> Ну, например, еще есть race: setpgid() в плейере может запускаться раньше,
> чем setpgrp() в синтезаторе. В этом случае он, очевидно, не сможет установить
> лидером синтезатор, а вернет ошибку.

О, действительно! Только, скорее, наоборот. В мане по setpgid говорится,
что pgid должен быть existing process group. Existing, как понимаю,
имеется ввиду, что существует корень группы.
В этом race setpgid() провалится, а setpgrp() сам себе отработатм, но
плеер в группу не попадёт. Спасибо, приделаю фикс и о результатах
доложу.

В качестве фикса, наверно, выделю плеер в свою собственную группу, к
которой и будем обращаться. Ещё раз спасибо!

--

  @ 2010-05-06  8:58           ` Michael Pozhidaev
From: Michael Pozhidaev @ 2010-05-06  8:58 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussions