On Sun, Mar 18, 2007 at 12:14:23AM +0300, Dmitry V. Levin wrote: > > Возможно ли сделать так, чтобы в серверном варианте дистрибутива > > было как тебе видней, а в "общего назначения" -- off by default? > Я не претендую на абсолютное знание того, как лучше сделать по > умолчанию в том или ином продукте. В этой ситуации я принимаю такое > решение, которое, на мой взгляд, принесёт большинству потенциальных > пользоваталей максимум пользы и минимум вреда. Спасибо. Надеюсь, ряд сходится. > Что касается серверного дистрибутива, то применение pam_mktemp > там я вижу совершенно оправданным. Ага. > Что касается дистрибутивов других профилей, то я хуже > представляю себе потенциальных пользователей этих продуктов. Я вполне представляю реальных в количествах порядка нескольких десятков системных администраторов, разработчиков и пользователей. > > На системах общего назначения, в первую очередь десктопных -- > > поверь на слово, ~/tmp by default лучше по многим причинам > > (скажи, где "здесь", расчертим-обсудим). > Ну раз зашёл разговор в этом списке, пусть будет в этом. > Только не в bugzilla. Хорошо; техническое там, организационное -- тут. > > /* Это достаточно разумное умолчание общего плана, в отличие > > от предположения высокой сознательности и компетентности > > администратора и пользователей системы. Один раз засунув > > впопыхах уникальный файлик в /tmp и вспомнив только когда > > он был прибит stmpclean'ом (M20), довольно хорошо помню > > эмоции, которые в моём случае достались мне же, а в общем > > -- стоит ожидать неконкретных жалоб на "теряющий данные > > альт" в публичных местах. */ > Всё таки есть небольшая разница между $TMPDIR и $HOME/tmp: > Первый каталог предназначен для создания временных файлов с > помощью mkstemp(3) и ей подобными средствами; пользователь > может и не знать о том, когда эти файлы создаются и удаляются. Конечно; проблемы вылазят тогда, когда ему бы и продолжать не знать, да оно само напрашивается. Кстати, кнопкой "вверх" файлооткрывалок из ~/tmp пользователь попадает домой, а вот из /tmp/.private/, даже если получится пройти -- в знакомые окрестности добираться ещё далеко. С киоск-режимом, когда пользователя лучше не выпускать особо даже не из $HOME, а из подкаталога в домашнем -- несовместимо. (там есть и другие проблемы с теми же открывалками и тем, какие софтины куда выставляют... боюсь, когда-то придётся добраться и запатчить хотя бы один архив-менеджер) > Второй каталог, видимо, предназначен для создания файлов > пользователем самостоятельно, при этом временность этих файлов > определяет сам пользователь. > Конечно, сисадмин и/или пользователь может сделать так, чтобы > $TMPDIR и $HOME/tmp совпадали (либо установив $TMPDIR равным > $HOME/tmp, либо сделав $HOME/tmp ссылкой на $TMPDIR). Да. И хорошо бы это делать системно (воспроизводимо, обратимо, персистентно). > > > > - изменяется баланс расхода дискового пространства; > > > Это является минусом только когда дисковое пространство не > > > готово для изменения баланса. > > Проблема в том, что изменение разбивки обычно не является > > тривиальной задачей. Особенно с учётом того, что "физический" > > /tmp живёт или на корне (худший и распространённый вариант), > > или в "быстром" начале диска. Как и своп -- никак не в конце, > > где разделы таскать удобнее. > Я не призываю менять разбивку сразу. Выключить pam_mktemp несложно. Уже да. :) > > > > - переконфигурирование требует заметной компетенции; > > > Это субъективно и при необходимости может быть улучшено. > > Так начинать стоило с этого "улучшено". > Невозможно начинать с улчшения того, что сперва не выглядит > нуждающимся в улучшении. Если хочешь -- пинай при малейших сомнениях в исправимости производимых улучшений. Постараюсь проверять и отвечать кратко. > > > > drwxrwx--T 2 root raorn 4096 Jun 4 18:53 /tmp/.private/raorn > > > > [...] > > > > Как насчёт пользователей с одной общей группой типа users? [raorn] > > > У каждого пользователя всё равно есть своя личная группа. > > Это очень субъективно. В LDAP может быть одна-две на всех, > > из жизненных примеров. > Сисадмин, который использует LDAP таким образом, точно знает > что он делает и к каким последствиям это приведёт. Ммм... не спорю; только это не отменяет неприятной подразумеваемости "пользователь--группа". 1700 $USER:root вместо 1770 root:$USER должно её убрать и на первый взгляд не вносит неприятных эффектов (да и патч насчёт sgid в glibc можно откатить?). > > А квоты на tmpfs работают? > Нет. На сервере с недоверенными пользователями это может быть > причиной ограничения доступа к /tmp или отказа от использования > tmpfs под /tmp. Тоже следует упомянуть в документации pam_mktemp, наверное. Набросок здесь: http://git.altlinux.org/people/mike/packages/?p=pam_mktemp.git;a=commit;h=d7768f30f6d580e66727582459bb211eb0205ba2 > > Вопрос разумности смены умолчания остаётся при этом открытым. > OK, послушаем, какие ещё будут мнения. Ну свой последний довод я закоммитил. Фильтр на pam_mktemp топорный, правда, но сейчас ничего лучше не придумалось. -- ---- WBR, Michael Shigorin ------ Linux.Kiev http://www.linux.kiev.ua/