* [sisyphus] осмотр иксов
@ 2005-09-06 18:21 Arioch
From: Arioch @ 2005-09-06 18:21 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

запускаю kSqurrel - не запускается, требует GLX, кричит, что без OpenGL
ему жизнь не мила (зачем просмотрщику картинок OpenGL ? )

Стало интересно...
zsh 93 % cd /etc/X11
zsh 94 % ls lib/ -l
    ........ skip .......
lrwxrwxrwx  1 root root 54 Сен  6 21:21 libglx.a ->
../../../usr/X11R6/lib/modules/extensions/libglx-x11.a
    ........ skip .......

Вот этого файла, на который должен ссылаться libglx.a не существует.
Вообще, zsh 96 [1] % ls /usr/X11R6/lib/modules/extensions/*.a
zsh: no matches found: /usr/X11R6/lib/modules/extensions/*.a

Т.е. повисшая ссылка. Интересно, кто ее создал.

zsh 95 % rpm -qf lib/libglx.a
ошибка: файл lib/libglx.a: No such file or directory

Т.е. то ли rpm не находит этой ссылки - то ли rpm думает, что я его не
спрашиваю не о симлинке, а о файле на который симлинк ссылается. :(

PS: похоже ее создает /usr/X11R6/lib/drv.d/i810

========== cat xorg.conf.auto  ======
Section "Module"
         Load        "dbe"
         Load        "/usr/X11R6/lib/modules/extensions/libglx.a"
         Load        "dri"
         Load        "type1"
         Load        "freetype"
         Load        "extmod"
EndSection
========== end of cat ===========

В xorg.conf (без .auto) заменил это на "glx", заработало.
Но откуда-то эта настройка тянется и до недавнего работала.

Тогда стало интересно - есть ли еще повисшие ссылки. Есть.
zsh 97 % cd /usr/X11R6/bin
zsh 99 % readlink Xconfigurator
../sbin/XFdrake

Опять же - нет такого файла, и в авторстве симлинка rpm -qf не признается :(
(ps: это не самодеятельность zsh - bash ведет себя так же;
    rpm -qf "Xconfigurator" - так же )

* Re: [sisyphus] [JT] осмотр иксов
@ 2005-09-06 19:44 ` Alexei V. Mezin
From: Alexei V. Mezin @ 2005-09-06 19:44 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussion list

Arioch пишет:
> запускаю kSqurrel - не запускается, требует GLX, кричит, что без OpenGL
> ему жизнь не мила (зачем просмотрщику картинок OpenGL ? )

А зачем нужен просмотрщик картинок _без_ поддержки OpenGL? После
скорости и _качества_ отображения картиновк в Gliv пользоваться другими
просмтрщиками стало неприятно. Ну удобство Gliv еще можно оспорить, но
все остальное вне конкуренции.

* [sisyphus] Re: [JT] осмотр иксов
@ 2005-09-06 20:55   ` Arioch
From: Arioch @ 2005-09-06 20:55 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Alexei V. Mezin пишет:

> А зачем нужен просмотрщик картинок _без_ поддержки OpenGL?

А нельзя сделать пддержку при наличии, без обязаловки ?

* Re: [sisyphus] осмотр иксов
@ 2005-09-07  2:49 ` Andrey Rahmatullin
From: Andrey Rahmatullin @ 2005-09-07  2:49 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Tue, Sep 06, 2005 at 10:21:35PM +0400, Arioch wrote:
> ему жизнь не мила (зачем просмотрщику картинок OpenGL ? )
Для отрисовки.

--
WBR, wRAR (ALT Linux Team)
Powered by the ALT Linux fortune(8):

> А TCB (Trusted Computing Base) -- не из SCO родом?
Только не путайте этот TCB с нашим TCB - у них общее только в
аббревиатуре.
		-- ldv in community@

* Re: [sisyphus] Re: [JT] осмотр иксов
@ 2005-09-07  2:50     ` Andrey Rahmatullin
From: Andrey Rahmatullin @ 2005-09-07  2:50 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Wed, Sep 07, 2005 at 12:55:29AM +0400, Arioch wrote:
> А нельзя сделать пддержку при наличии, без обязаловки ?
А зачем?

--
WBR, wRAR (ALT Linux Team)
Powered by the ALT Linux fortune(8):

>Объясните точный смысл слова "testcase". Может быть смогу что-то сделать.
Нужен способ, который позволит гарантированно повторять утечку на машине
мантейнера пакета.
		-- rider in devel@

* Re: [sisyphus] [JT] осмотр иксов
@ 2005-09-07  7:35   ` Denis Ovsienko
From: Denis Ovsienko @ 2005-09-07  7:35 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Sisyphus discussion list

> А зачем нужен просмотрщик картинок _без_ поддержки OpenGL? После
> скорости и _качества_ отображения картиновк в Gliv пользоваться другими
> просмтрщиками стало неприятно. Ну удобство Gliv еще можно оспорить, но
Не пользуйтесь, а другим не мешайте.

--
    DO4-UANIC

* [sisyphus] Re: осмотр иксов
@ 2005-09-07  8:40 ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2005-09-07  8:40 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

http://www.freedesktop.org/~jonsmirl/graphics.html

>А нельзя сделать пддержку при наличии, без обязаловки ?

Пользуйтесь другими смотрелками, кто заставляет-то?
(тем же gqview... хм, а заинтриговали, надо будет погонять
ksquirrel :)

 ----       visit our conference (Oct 1):
--          http://conference.osdn.org.ua

* [sisyphus] Re: осмотр иксов
@ 2005-09-07 23:10   ` Arioch
From: Arioch @ 2005-09-07 23:10 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Michael Shigorin пишет:

> http://www.freedesktop.org/~jonsmirl/graphics.html

Интересно очень, хотя местами спорно.

Мне смысл статьи аоказался таким: "Если сделать X.org поверх OpenGL -
может получиться очень интересно". Может. Безусловно. Looking Glass,
например.
Но отсюда не следует, что нынешние программы, работающие под нынешними
иксами должны использовать OpenGL. Т.е. как это относится именно к
kSquirrel - я не понял.

Саму статью тоже можно обсудить:
Для старого железа - новые иксы вообще перестанут работать?
Поскольку работать через 3D Soft Emulation будет чертовски медленно :-)
Разные PDA опять же.

В Windows старый и новый режим сделаны независимо друг от друга,
или-или. X.org будет форкнут и два варианта будут существовать
параллельно? Или "оставайтесь на старых версиях" ? (кажется, нет в
Сизифе Xfree 86 3.x; также не будет и last-2D x.org, когда это случиться)

Далее, я слышал, что продажи десктопов падают, а продажи ноутов растут.
Я лично предпочту, чтобы мне экономили батарейки загружая работой "small
section labeled 2D", чем периодически тормошили и заставляли работать
"90% of the chip, which is dedicated to the 3D". Не троньте мою
батарейку :D

      Жаль, что в этой статье упоминаются конфликты из-за железа между
      fbdev, DirectFB и Иксами - но и только. В свете глюков с BootSplash
      я бы считал перспективным в той или иной мере объединить их :-)
      Интересно будет глянуть, что такое linuxconsole.sf.net :-)

И если "we are being forced to rely on vendor provided drivers", которые
часто с 2D работают хорошо, а с 3D хужее - он что, пытается пересилить
этих вендоров и заставить их делать дрова под иксы столь же
качественные, как под Win/DirectX ?

Насчет того, что 3D быстрее - мягко говоря не всегда это нужно, за
исключением eye candy. Если 2D не развивается - м.б. она просто достигла
потолка разумной необходимости?

Тестирование скорости 2D и 3D с помощью Cairo - тоже спорно. По крайней
мере, если не доказать что сама Cairo не заточена под 3D. и что backends
сделаны одинаково хорошо.

Удивило, что "Linux console Virtual Terminal system... is single user"
Честно говоря, не понял в каком месте и чем это меня ограничивает.
Нельзя развести input devices ? Но он сам же пишет, что есть патчи для
иксов, и они работают. А текстовые терминалы нынче массовому юзеру не нужны.
Следом за этим - рассуждение, что multi-VGAcard машины не
распространены, потому что все дополнительные PCI-карточки будут
тормозить, но слава богу теперь везде будет кучу сверхбыстрых
PCI-express гнезд и все карточки будут одинаковыми по скорости. Не верю.
Совсем.

"System console would provides SAK and the secure login screen. To
support independent users logged into each head of a video card it needs
to be implemented independently on each head." Зачем это "implemented
independently" ? Или я не правильно понимаю "implemented" ?

Предложение о запуске системной консоли (with shell process attached) по
нажатию SysRq - пугает. Даже дома это не всегда хорошо. В "школе или
интернет кафе" - это плохо. Опять же, одной консоли не всегда хватает. В
текстовые времена работа с одной консолью в DOS и с несколькими в Юниксе
- это совсем разные вещи были. Т.е. получается все тот же getty, и не
один и несколько.
Тогда чем же будут отличаться user console и system console кроме разных
драйверов ввода и вывода? Убрать VGAcon и все делать через fbdev ? а как
же насчет грядущей смерти 2D ? А ниже он практически отрицает идею иметь
разные драйвера для ввода/ввывода. И что осталось?
Текстовые консоли, которые будут работать только через 3D-драйвера
(OpenGL ES) - меня это пугает.
Я помню, как запустил Win2000 в Text Only Safe Mode - и получил окошко с
cmd.exe - я был в недоумении. Зачем? Если графика запустилась я с
десятком окошек поработаю. Text mode нужен именно если графика не работает!

Рисовать кнопки в true 3D - идеологически красиво.
Но, боюсь, это будет полностью новый протокол, мало общего имеющий с
нынешним X. И он будет также network transparent и при этом быстр для
локальной игры в DOOM того времени?

PS: что ж у меня верхняя гномовская панель повадилась вниз
перескакивать. Скорей бы новый Гном целиком до Сизифа доплыл, м.б. в нём
исправится :-)
Кажется это может произойти когда выскакивает окошко "батарея
разряжена/заряжена"

PPS:  "Arthur is the Trolltech equivalent to Cairo, it behaves pretty
much the same." - т.е. без Arthur в qt-based программах (KDE, Opera)
суб-пиксельное сглаживание шрифтов для LCD работать не будет?

* Re: [sisyphus] Re: осмотр иксов
@ 2005-09-08  4:00     ` Andrey Rahmatullin
From: Andrey Rahmatullin @ 2005-09-08  4:00 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, Sep 08, 2005 at 03:10:36AM +0400, Arioch wrote:
> Но отсюда не следует, что нынешние программы, работающие под нынешними
> иксами должны использовать OpenGL. Т.е. как это относится именно к
> kSquirrel - я не понял.
The desktop alternatives, Windows and Mac, both have GPU accelerated
desktops. They are obviously, visibly better than their predecessors. In
some cases these new accelerated desktops can paint over one hundred times
faster than under the old model.

> X.org будет форкнут и два варианта будут существовать
> параллельно?
Будет модульная структура.

> Насчет того, что 3D быстрее - мягко говоря не всегда это нужно, за
> исключением eye candy.
А картинки zoom'ить?

> Предложение о запуске системной консоли (with shell process attached) по
> нажатию SysRq - пугает.
Почему?
To begin, the system console should be totally reliable and tamper proof.

> Опять же, одной консоли не всегда хватает.
Блин. Это про системную консоль, которая из kernel panic работать должна.

> Тогда чем же будут отличаться user console и system console кроме разных
> драйверов ввода и вывода?
Много чем. Читайте статью.

> Убрать VGAcon и все делать через fbdev ? а как же насчет грядущей смерти
> 2D ?
Вы мне лучше расскажите способы диагностики kernel panic, случившейся в иксах.

 Since it knows your video mode, it can preempt your display in emergency,
for example a fatal kernel OOPs.

> Текстовые консоли, которые будут работать только через 3D-драйвера
> (OpenGL ES) - меня это пугает.
Вы не пользуетесь хтермом?
И где вы это вычитали, про "только"?

> Я помню, как запустил Win2000 в Text Only Safe Mode - и получил окошко с
> cmd.exe - я был в недоумении.
Не будет такого.

> Зачем? Если графика запустилась я с десятком окошек поработаю.
Смелое заявление.

> Но, боюсь, это будет полностью новый протокол, мало общего имеющий с
> нынешним X.
Вам не рассказывали, что нынешний Х-протокол слегка маздай?

> PS: что ж у меня верхняя гномовская панель повадилась вниз
> перескакивать. Скорей бы новый Гном целиком до Сизифа доплыл, м.б. в нём
> исправится :-)
Use KDE.

> без Arthur в qt-based программах (KDE, Opera)
Это как?
В Qt3 его и так нет. В Qt4 он используется как painting framework.
Не понимаю, что такое "qt-based без Arthur".

--
WBR, wRAR (ALT Linux Team)
Powered by the ALT Linux fortune(8):

Если у Вас есть проблема, которая к тому же никуда не делась, то Вам,
очевидно, надо что-то сделать, чтобы предоставить нам информацию, на
основании которой можно хоть что-то посоветовать.
		-- ldv in sisyphus@

* [sisyphus] Re: осмотр иксов
From: Michael Shigorin @ 2005-09-08 12:58 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, Sep 08, 2005 at 03:10:36AM +0400, Arioch wrote:
> Но отсюда не следует, что нынешние программы, работающие под
> нынешними иксами должны использовать OpenGL. Т.е. как это
> относится именно к kSquirrel - я не понял.

Кто-то с пистолетом у виска заставляет пользовать программу,
автор которой принял такое решение? :)

 ----       visit our conference (Oct 1):
--          http://conference.osdn.org.ua

* [sisyphus] Re: осмотр будущего иксов :-)
@ 2005-09-08 17:20       ` Arioch
From: Arioch @ 2005-09-08 17:20 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

Andrey Rahmatullin пишет:

> The desktop alternatives, Windows and Mac, both have GPU accelerated
> desktops. They are obviously, visibly better than their predecessors.

Это относится к WM, декорациям, и DE.
Не к конкретной программе, работающей в рамках старого WM/DE.

Программа <-> GDE или X или другой старый протокол <-> старый или новый
X-сервер <-> 2D или 3D интерфейс к драйверам и GPU.

Т.е. протокол между приложением и ОС (почти) не меняется.

Потому я и сказал, что к конкретно kSquirrel статья IMHO не относится.

> some cases these new accelerated desktops can paint over one hundred times
> faster than under the old model.

А это слишком общие слова, я про них уже писал.

> Будет модульная структура.

Так автор статьи провидит кнопочки/галочки как трехмерные объекты с
трехсерным освещением, вместо нынещнего псевдо-3D тенями.
А это уже другие тулкиты и другой протокол между программами(тулкитами)
и сервером.
Конечно, с тем или иным огрублением, это можно разок отрендерить и
кэшировать, если 2D модуль сможет достаточно быстро распознавать такие
3D объекты.

> А картинки zoom'ить?

Писал. Zoom, Rotate и возможно работа с цветами.
Для этого вполне можно сделать 2D fallback.

> Блин. Это про системную консоль, которая из kernel panic работать должна.

В том числе из паники, но не только.

> Много чем. Читайте статью.

Нет, я ее цитирую не читая. И вообще не я, а робот случайный куски
выхватывает.

> Вы мне лучше расскажите способы диагностики kernel panic, случившейся в иксах.

Так вот теперь то же самое будет и с паникой, затронувшей FB - поскольку
драйвер у FB и иксов будет один и тот же.

>  Since it knows your video mode, it can preempt your display in emergency,
> for example a fatal kernel OOPs.

Что тут понимается под Video Mode ? Если консоль работает через тот же
единый драйвер устройства - то Video Mode - это просто разрешение и
глубина цвета. Но если проблемы в драйвере - то консоли отрубаются
вместе с иксами.
Если консоль выгружает стандартный ядерный драйвер видеокарты, чтобы
загрузить свой упрощенный - она при это выгрузит fbdev, иксы и все
остальное, зависевшее от драйвера. Тогда ее удел - только single user и
after-oops.

> Вы не пользуетесь хтермом?
> И где вы это вычитали, про "только"?

А там где в статье про унификацию драйверов рассуждали. В том числе в
абзаце про

> Смелое заявление.

а по сути?

> Вам не рассказывали, что нынешний Х-протокол слегка маздай?

Т.е. вы признаете, что статья относится к неопределено отдаленным
временам и не относится к сегоднящней реальности. Согласен.

> Use KDE.

А по сути?

> В Qt3 его и так нет. В Qt4 он используется как painting framework.

Схему в статье я понял так:
Субпиксельное сглаживание шрифтов работает только через XRender.
Qt использует XRender только через Arthur.

Стало быть или Qt3 использует XRender и сглаживает шрифты не только
через Arthur, или Qt3 не использует XRender ?

> Не понимаю, что такое "qt-based без Arthur".
я тоже.

* Re: [sisyphus] Re: осмотр будущего иксов :-)
@ 2005-09-08 17:48         ` Andrey Rahmatullin
From: Andrey Rahmatullin @ 2005-09-08 17:48 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, Sep 08, 2005 at 09:20:47PM +0400, Arioch wrote:
> В том числе из паники, но не только.
Зачем вам эта консоль в штатных ситуациях?
У вас есть user consoles, xterm и sudo.

> Нет, я ее цитирую не читая. И вообще не я, а робот случайный куски
> выхватывает.
Будем брать за цитирование по стандартной таксе?
 the system console should be totally reliable and tamper proof. It does
not have to be fast. It needs to be implemented with the simplest code
possible and it needs to work at interrupt time and from kernel panics.

The user console is the opposite of system console, it needs to be high
performance and user friendly. A user space implementation makes it easy
to handle multiuser by creating a process for each user. User space allows
full GPU based acceleration via fbdev and DRM.

> Так вот теперь то же самое будет и с паникой, затронувшей FB - поскольку
> драйвер у FB и иксов будет один и тот же.
Fbconsole then uses the system CPU to directly manipulate the framebuffer.
The console is displayed by drawing directly into the scanout buffer using
the existing bitmap font support in fbconsole.

Где здесь про иксы? Где здесь про FB?

> Если консоль работает через тот же единый драйвер устройства
Нет. Системная - работает напрямую с памятью.

> Если консоль выгружает стандартный ядерный драйвер видеокарты
Нет, ей не нужны драйверы.

> остальное, зависевшее от драйвера. Тогда ее удел - только single user и
> after-oops.
Ну наконец-то. Об этом, вообще-то, так и написано.

Вам не расказывали, что текстовые консоли настолько маздай, что там даже
полноценный юникод никогда не сделают?
Вам чем-то не нравится хтерм?

> а по сути?
Я не спорю, что полноценный текстовый спасательный режим в NT был бы
неплох.
Но я вас уверяю, успешная инициализация GDI совсем не гарантирует успешной
инициализации shell.

> А по сути?
Баги гнома меня не интересуют.

> Схему в статье я понял так:
Я не видел схем.
> Субпиксельное сглаживание шрифтов работает только через XRender.
Возможно.
> Qt использует XRender только через Arthur.
Отматывание треда - стандартная такса.
Чтение документации вслух - аналогично.
Qt3 не использует Arthur. Он использует XRender сам.
Qt4 использует Arthur для любого рендеринга.

> Стало быть или Qt3 использует XRender и сглаживает шрифты не только
> через Arthur, или Qt3 не использует XRender ?
Ыыыыыыыыыы.
Считайте Arthur неотъе*лемой частью Qt4 и забейте.

--
WBR, wRAR (ALT Linux Team)
Powered by the ALT Linux fortune(8):

Давайте жить дружно, а то хуже будет....
		-- slava in devel@

* Re: [sisyphus] Re: осмотр будущего иксов :-)
@ 2005-09-08 17:52         ` Andrey Rahmatullin
From: Andrey Rahmatullin @ 2005-09-08 17:52 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, Sep 08, 2005 at 09:20:47PM +0400, Arioch wrote:
> Схему в статье я понял так:
Если это текстовая схема из Stacking the Blocks - то это исключительно
случай Qt4.

--
WBR, wRAR (ALT Linux Team)
Powered by the ALT Linux fortune(8):

Продолжаю картинную галерею для тех, кто пользуется графическими MUA и не
читает security-announce@.
		-- ldv in community@

* [sisyphus] Re: осмотр будущего иксов :-)
@ 2005-09-08 18:49         ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2005-09-08 18:49 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

On Thu, Sep 08, 2005 at 09:20:47PM +0400, Arioch wrote:
> Потому я и сказал, что к конкретно kSquirrel статья IMHO не относится.

Перечитайте ещё на разик отстранённо и не пытайтесь делать выводы
немедленно.

Относится, и не только туда.

PS: вот как это относится к Sisyphus... уже не совсем ясно. :)

@ 2005-09-08 19:26           ` Arioch
From: Arioch @ 2005-09-08 19:26 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus

>  the system console should be totally reliable and tamper proof.

Здесь не говорится о аутентификации пользователя. Что и пугает.

> to handle multiuser by creating a process for each user. User space allows
> full GPU based acceleration via fbdev and DRM.

Тут говориться о том КАК делать, но не ДЛЯ ЧЕГО.
Ок, допустим, что system console - это только single user и приравненные
к нему ситуации.

> затронувшей FB - поскольку
> Fbconsole then uses the system CPU to directly manipulate the framebuffer.
...при условии что FBdev его сумел создать.
...при условии что иксы или какая-нибудь 3D-cтрелялка его не отменила.
...при условии что в новейших видеокартах, вместе с прочим 2D его не
отменят нафиг.
" Each application using DRI directly programs the video hardware" - и
потенциально может чего-нить этакого запросить у драйвера, что он
сделает некорректно.

> Где здесь про иксы? Где здесь про FB?

ТАм где описывается, что управлять железом, настраивать режимы работы
видеокарты будет единый драйвер, и его будут в равной мере использовать
иксы, FB и другие(if any).

"I believe the best solution to this problem is for the kernel to
provide a single, comprehensive device driver for each piece of video
hardware. This means that conflicting drivers like fbdev and DRM must be
merged into a cooperating system"

> Нет. Системная - работает напрямую с памятью.

а кто ей эту память предоставит, настроит вывод из жтой памяти на экран,
расскажет сколько байт на пиксель приходится?

> драйвер видеокарты
> Нет, ей не нужны драйверы.

VGA mode ? Иницализация через BIOS ? тогда
  1) прощай вытеснение ("Since it knows your video mode, it can preempt
your display")
  2) а кто будет BIOS вызывать, если не драйвер?

> Ну наконец-то. Об этом, вообще-то, так и написано.
Я понял, что это один из варианьов, но не единственный.
Кстати, на какую консоль пойдет system log ? :D

> Вам не расказывали, что текстовые консоли настолько
> маздай, что там даже
> полноценный юникод никогда не сделают?

Нет. Если текстовый - это VGAcon - то оно очевидно.
Если текстовый - это framebuffer - то оно непонятно.

> Вам чем-то не нравится хтерм?

Иногда удобнее в tty*, особенно если иксы не стартуют.

> Но я вас уверяю, успешная инициализация GDI совсем не
> гарантирует успешной
> инициализации shell.

Ну так я говорю о псевдо-текстовом режиме NT 5.

Там если shell запустился - то он запстился и в графическом режиме и в
псевдотекстовом.
Я не говорю про Linux с его init=/bin/bash :-)

> Баги гнома меня не интересуют.

Ну и пропустили бы абзац.

* Re: [sisyphus][JT] Re: осмотр будущего иксов :-)
@ 2005-09-09  3:46             ` Andrey Rahmatullin
From: Andrey Rahmatullin @ 2005-09-09  3:46 UTC (permalink / raw)
  To: sisyphus