* [devel] systemd & lo
@ 2014-03-12 17:39 Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2014-03-12 17:39 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Hello!

Как выяснилось, systemd сам поднимает и настраивает loopback интерфейс,
к чему не готов наш etcnet. В результате настройки
из /etc/net/ifaces/lo не применяются совсем. Никак ручек по управлению
этим поведением в systemd не предусмотрено. Я надеялся, что в 210
появится возможность настройки, раз уж там настройку сети прикрутили,
но там как было прибито гвоздями в коде, так и осталось.
С этим надо что-то делать, варианты я вижу такие:
- Оторвать это в systemd. Патч придется поддерживать, апстрим такое
  точно не примет.
- Сделать костыль в виде service-файла, в котором опускать lo перед
  стартом network.service. Ну или прямо в network.service в
  ExecStartPre.
- Добавить в etcnet какой-нибудь параметр CONFIG_FORCE для
  принудительной настройки интерфейса даже если он уже поднят. Но тогда
  интерфейс всегда будет настраиваться заново при повторном service
  network start. Хотя может это и не так страшно.

Вопрос в первую очередь к shaba@ и sbolshakov@, что делать будем?

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-12 20:39 ` Sergey Bolshakov
From: Sergey Bolshakov @ 2014-03-12 20:39 UTC (permalink / raw)
  To: devel

> [...]
 >   интерфейс всегда будет настраиваться заново при повторном service
 >   network start. Хотя может это и не так страшно.

А чем настройки lo в etcnet по умолчанию отличаются от того,
что делает systemd ? Или проблема в том, что с systemd теперь
нельзя нафантазировать в /e/n/i/lo ?

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13  6:29   ` Sergey Y. Afonin
From: Sergey Y. Afonin @ 2014-03-13  6:29 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Thursday 13 March 2014, Sergey Bolshakov wrote:

> Или проблема в том, что с systemd теперь нельзя
> нафантазировать в /e/n/i/lo ?

Я так понял, что да. И это не есть хорошо...

--
С уважением, Сергей Афонин
asy@altlinux.ru

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13  6:41 ` Sergey Y. Afonin
From: Sergey Y. Afonin @ 2014-03-13  6:41 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Wednesday 12 March 2014, Mikhail Efremov wrote:

> - Сделать костыль в виде service-файла, в котором опускать
>   lo перед стартом network.service. Ну или прямо в
>   network.service в ExecStartPre.

Лучше как-то так, привязать к systemd. network.service - это
что-то systemd-шное ? Тогда в нём нормально выглядит такая
доработка.

--
С уважением, Сергей Афонин
asy@altlinux.ru

* Re: [devel] systemd & lo
  @ 2014-03-13 11:41   ` Sergey Bolshakov
From: Sergey Bolshakov @ 2014-03-13 11:41 UTC (permalink / raw)
  To: devel

 > Чесно говоря,  не знаю как лучше поступить.
 > Совсем вырезать настройку lo тоже неочень хорошо. Она используется в
 > настройках namespace(netns), и nspawn. Возможно это и никто сейчас не
 > использует, но лишаться этого тоже не хорошо.
 > Может лучше CONFIG_FORCE для etcnet?

Прежде чем решить, что же лучше, мне бы хотелось уяснить, в чём
проблема -- а именно, какие практические следствия того, что
содержимое /e/n/i/lo не будет применяться.
Что собственно теряем ?

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 11:48     ` Dmitriy L. Kruglikov
From: Dmitriy L. Kruglikov @ 2014-03-13 11:48 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Thu, 13 Mar 2014 15:41:50 +0400
Sergey Bolshakov wrote:

SB> Прежде чем решить, что же лучше, мне бы хотелось уяснить, в
SB> чём проблема -- а именно, какие практические следствия того,
SB> что содержимое /e/n/i/lo не будет применяться.
SB> Что собственно теряем ?

Иногда бывало полезно, кроме 127.0.0.1, "подвесить" дополнительный адрес,
на котором будет дежурить какой-либо сервис.
Сейчас, я так понимаю, эта возможность теряется.
Не так, чтоб катастрофично, но нужно будет искать обходные пути.

 Dmitriy Kruglikov

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 11:58       ` Sergey Bolshakov
From: Sergey Bolshakov @ 2014-03-13 11:58 UTC (permalink / raw)
  To: devel

> [...]

 > Сейчас, я так понимаю, эта возможность теряется.
 > Не так, чтоб катастрофично, но нужно будет искать обходные пути.

Есть TYPE=dummy для странного, зачем же фокусничать с lo.

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 12:01     ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2014-03-13 12:01 UTC (permalink / raw)
  To: devel

> [...]
> проблема -- а именно, какие практические следствия того, что
> содержимое /e/n/i/lo не будет применяться.

Ну, в частности у нас давно уже в дистрибутивах туда кладется
resolv.conf с 127.0.0.1 в случае конфигурации bind как локального
резолвера. При переходе на systemd это вдруг перестает работать, что не
здорово. Также помнится тот же pilot@ когда-то в багзилле говорил о
том, что в конфигурации lo может быть не только 127.0.0.1 и в etcnet не
зря настройка lo сделана так же, как и настройка любого другого
интерфейса.
Вообще мне кажется очевидным, что если etcnet используется для
настройки сети, то вся конфигурация оттуда должна применяться, а не
как-то выборочно. И уж точно это не должно зависеть от того, какой init
используется.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 12:04         ` Dmitriy L. Kruglikov
From: Dmitriy L. Kruglikov @ 2014-03-13 12:04 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Thu, 13 Mar 2014 15:58:54 +0400
Sergey Bolshakov wrote:

SB> Есть TYPE=dummy для странного, зачем же фокусничать с lo.
Я не настаиваю, что это край как нужно.
Но донастроить уже имеющийся интерфейс мне тогда показалось удобнее, чем заводить новый дополнительный.

Других, более веских примеров "чего мы теряем", я пока придумать не смог.
Будут примеры, напишу еще.

 Dmitriy Kruglikov

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 12:20       ` Sergey Bolshakov
From: Sergey Bolshakov @ 2014-03-13 12:20 UTC (permalink / raw)
  To: devel

> [...]
 > настройки сети, то вся конфигурация оттуда должна применяться, а не
 > как-то выборочно. И уж точно это не должно зависеть от того, какой init

Дело не в init. Точно так же я могу вписать в cmdline ядра
ip=<многобукв>, получить свой eth0 -- и быть уверенным, что
он не переконфигурируется позже.

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 13:03         ` Sergei Epiphanov
From: Sergei Epiphanov @ 2014-03-13 13:03 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

В письме от 13 марта 2014 16:20:18 пользователь Sergey Bolshakov написал:
> Дело не в init. Точно так же я могу вписать в cmdline ядра
> ip=<многобукв>, получить свой eth0 -- и быть уверенным, что
> он не переконфигурируется позже.

В Вашем случае Вы сами конфигурируете интерфейс и можете изменить его
параметры, а вот на lo Вы уже никак повлиять не можете.

--
С уважением, Епифанов Сергей

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 13:31           ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2014-03-13 13:31 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Thu, 13 Mar 2014 17:03:41 +0400 Sergei Epiphanov wrote:

> В Вашем случае Вы сами конфигурируете интерфейс и можете изменить его
> параметры, а вот на lo Вы уже никак повлиять не можете.

Именно. Я же не предлагаю этот гипотетический CONFIG_FORCE включённым
для всех интерфейсов, только для lo. Это в случае, если вообще нужно
изменять etcnet, в чем я совсем не уверен. Возможно лучше выбрать
вариант 2, если ни у кого нет лучших идей.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 13:43       ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2014-03-13 13:43 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Thu, 13 Mar 2014 16:01:16 +0400 Mikhail Efremov wrote:
> [...]
> настройки сети, то вся конфигурация оттуда должна применяться, а не
> как-то выборочно. И уж точно это не должно зависеть от того, какой init

Сейчас ситуация даже еще хуже: если сделать рестарт сервиса network, то
конфигурация lo изменится в соответствии с конфигурацией в /e/n/i/lo.
А там может лежать тот же resolv.conf с 127.0.0.1. Если при этом bind
окажется выключен, то резовинга не будет. И заметить это можно только
после рестарта network, т.к. после загрузки конфигурация lo другая.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 13:50             ` Sergey Bolshakov
From: Sergey Bolshakov @ 2014-03-13 13:50 UTC (permalink / raw)
  To: devel

> [...]
 > изменять etcnet, в чем я совсем не уверен. Возможно лучше выбрать
 > вариант 2, если ни у кого нет лучших идей.

Собственно, я пытаюсь сказать следующее:
поведение etcnet 'не трогаем уже поднятый интерфейс'
существует давно, если не всегда, и я нахожу это правильным.
Обсуждаемая проблема (lo/resolv.conf, остальное лирика)
возникла из-за допущения, что никакие интерфейсы до
момента service network start не подняты -- довольно
рискованного допущения.
Теперь, мы можем либо сделать гипотетический FORCE
в etcnet, либо найти способ приткнуть этот lo/resolv.conf
в другое место (напр. /etc/resolv.conf.head или что там).
Безотносительно FORCE, я бы предпочёл решение, не
поощряющее трюки с/в lo (lo/* отличный от изкоробочного --
трюк).

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 16:03         ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2014-03-13 16:03 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On 13.03.2014 17:43, Mikhail Efremov wrote:

> [...]
> окажется выключен, то резовинга не будет. И заметить это можно только
> после рестарта network, т.к. после загрузки конфигурация lo другая.

Ожидаемо, что две подсистемы настройки сети обязательно подерутся.

IMHO надо или оторвать у systemd lo, или признать, что etcnet в
конфигурации с systemd может вызвать опасные последствия и не ставить по
умолчанию.

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-13 22:11         ` Sergey Y. Afonin
From: Sergey Y. Afonin @ 2014-03-13 22:11 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Thursday 13 March 2014, Sergey Bolshakov wrote:

> Есть TYPE=dummy для странного, зачем же фокусничать с lo.

Я бы не сказал, что независимый от реальных интерфейсов IP - что-то странное.
lo - привычно и очевидно. Но, честно говоря, что-то я про TYPE=dummy не думал.

--
С уважением, Сергей Афонин

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-03-14 13:54               ` Mikhail Efremov
From: Mikhail Efremov @ 2014-03-14 13:54 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Thu, 13 Mar 2014 17:50:28 +0400 Sergey Bolshakov wrote:

> [...]
> возникла из-за допущения, что никакие интерфейсы до
> момента service network start не подняты -- довольно

Это было допущение, что штатно сеть настраивается etcnet'ом, в том
числе и интрфейс lo. Любая ситуация, когда интерфейсы уже подняты при
старте сервиса network - это какая-то особая ситуация, вроде настройки
в cmdline ядра. Сейчас же с systemd lo всегда уже поднят.

> Теперь, мы можем либо сделать гипотетический FORCE
> в etcnet, либо найти способ приткнуть этот lo/resolv.conf
> в другое место (напр. /etc/resolv.conf.head или что там).

Да, nameserver 127.0.0.1 можно и в другое место записать, хотя не
хотелось бы, в /etc/net таким настройкам самое место.
Ну, будет проблема при обновлении со старых конфигураций с
переходом на systemd, можно пережить. Гораздо хуже, что настройка
интерфейса при загрузке и после рестарта сети происходит из разных мест
и может быть совсем разной. Это произойдет и с другими интерфейсами,
настроенными до сервиса network, не только с lo. Но, как я уже говорил,
это какая-то особая ситуация.
С lo же сейчас это происходит всегда. Значит надо либо принять решение,
что при использовании systemd настройка lo у нас штатно невозможна
ничем, кроме самого systemd, и выключать настройку lo в etcnet совсем с
помощью DISABLED=yes (как это делается для интерфейсов, управляемых
NetworkManager'ом), либо все-таки обеспечить возможность использования
etcnet для настройки lo.

> Безотносительно FORCE, я бы предпочёл решение, не
> поощряющее трюки с/в lo (lo/* отличный от изкоробочного --
> трюк).

Я не понимаю зачем запрещать людям настраивать lo так, как они хотят.

--
WBR, Mikhail Efremov

* Re: [devel] systemd & lo
  @ 2014-03-14 21:45 ` Денис Смирнов
From: Денис Смирнов @ 2014-03-14 21:45 UTC (permalink / raw)
  To: Mikhail Efremov; +Cc: ALT Linux Team development discussions

On Wed, Mar 12, 2014 at 09:39:47PM +0400, Mikhail Efremov wrote:

> [...]
>   интерфейс всегда будет настраиваться заново при повторном service
>   network start. Хотя может это и не так страшно.

Либо сделать переменную окружения, которую учитывает etcnet (чтобы если
запускается из systemd, то конкретно loopback интерфейс обрабатывался
особо).

--
С уважением, Денис

http://mithraen.ru/

* Re: [devel] systemd & lo
@ 2014-08-26 13:23 ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2014-08-26 13:23 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

12 марта 2014 г., 21:39 пользователь Mikhail Efremov <sem@altlinux.ru> написал:
> [...]
>   интерфейс всегда будет настраиваться заново при повторном service
>   network start. Хотя может это и не так страшно.

Извиняюсь, что отвечаю не на последнее письмо в цепочке. Там решили,
что для извращений достаточно модуля dummy.
В перечисленных выше вариантах нет такого:
- перенести инициализацию lo из etcnet в rc.sysinit, а в etcnet
игнорировать любые настройки lo.
даже если у нас runlevel < 3, наличие интерфейса lo ничем не мешает.

--
Alexey Shabalin