ALT Linux Team development discussions
* Re: [devel] [sisyphus] Q: SSL in ALT Linux
  @ 2007-01-21 23:47     ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2007-01-21 23:47 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

Обсуждать policy IMHO лучше в devel@.

On Mon, Jan 22, 2007 at 02:18:20AM +0300, Mikhail Yakshin wrote:

> [...]
>
> Предлагаю сделать нечто вроде SSL policy и закрепить в ней примерно
> следующие основные пункты:
>
> ==========================================================================
>
> 1. Существует ALT root CA, принадлежащий ООО (как и все остальные
> основные подписи и ключи по репозитариями и по проекту в целом).

Я сомневаюсь в том, что всё это принадлежит OOO.

> 1.1. Сертификат имеет CN=<такой-то>, OU=<такой-то>, O=<такой-то>,
> C=<такой-то> (и т.п.)
> 1.2. Срок действия CA устанавливается в <X> лет.

А какой срок является традиционным?  3 года?  5 лет?

> 1.3. Его поддержанием, регенерацией, выписыванием сертификатов
> занимается <видимо, кто-то из суппорта?>

Это мы уже проходили.  К сожалению, в суппорте для этого слишком низкая
мера ответственности.  Думаю что security@altlinux для этого лучше
подходит.

> 1.4. Регенерация делается за <полгода> до окончания срока действия
> очередного основного CA: генерируется новый сертификат и в эти полгода
> все носят 2 сертификата. Старый сертификат выкидывается отовсюду по
> возможности, как его срок действия совсем заканчивается.

Судя по опыту замены gpg-ключей, полгода будет мало.  Лучше если год.

> 1.5. Сертификат всегда доступен для скачивания с
> <https://tls.altlinux.org>, а также в пакете openssl (из тех
> соображений, что он у нас наиболее системообразующий).
>
> 2. Все https-серверы и XMMP-серверы ALT (как минимум, перечисленные в
> gory details в первом письме) используют сертификаты, выписанные этим
> ALT root CA.
>
> 2.1. Сертификаты должны иметь корректно установленные, в том числе,
> например, правильный CN.
> 2.2. Т.к. есть, как минимум, 3 домена (altlinux.org, altlinux.ru,
> altlinux.com), видимо, на каждый сервис нужно выписывать 3 сертификата.

Точнее говоря, на каждый поддерживаемый этим сервисом домен.

> 2.3. Там, где https объективно не нужен - его вообще быть не должно, 443
> порт закрыт.

Мне кажется, что это требование более универсально, чем SSL policy.

> 3. Все члены команды ALT имеют право попросить заверенные этим CA
> сертификаты в любом количестве для своих личных нужд.

Это утверждение надо переформулировать таким образом, чтобы исключить
неправильную трактовку, напр. рост количества сертификатов в
геометрической прогрессии.

> [...]
> Сертификат может быть самоподписанным, в таком случае он будет
> восприниматься только ограниченным рядом систем, на каждую такую систему
> его придется переносить вручную. Для того, чтобы его принимало
> автоматически больше систем, нужен сертификат, подписанный какой-то
> известной большинству систем организацией - Certificate Authority.
>
> В ALT Linux есть собственная Certificate Authority. В соответствии с TLS
>  policy, члены команды ALT могут получать неограниченное число
> подписанных ей сертификатов, которые, таким образом, будут корректно

SSL policy или TLS policy? :)

> 5.2. Отсутствия такого текста - <minor> bug.
>
> ==========================================================================
>
> Оно же закинуто на http://www.freesource.info/wiki/Altlinux/Policy/TLS
>
> Прошу помочь вписать значения в <...> и высказаться насчет общего
> видения возможности принятия такой policy.

Не вижу принципиальных трудностей.

--
ldv

* Re: [devel] [sisyphus] Q: SSL in ALT Linux
@ 2007-01-22  6:58       ` Mikhail Yakshin
From: Mikhail Yakshin @ 2007-01-22  6:58 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

Dmitry V. Levin wrote:

> Я сомневаюсь в том, что всё это принадлежит OOO.

Кому сейчас принадлежат GPG-ключи, которыми подписывается репозитарий,
пакет openssl и защищаемые сервера *.altlinux.*? Как это лучше
переформулировать?

> А какой срок является традиционным?  3 года?  5 лет?

Ну, вообще, из практики - у коммерческих CA этот срок очень сильно
отличается. Вменяемые и серьезные CA имеют 10 лет, а
среднеестатистические - где-то от 20 лет, а то и под 30.

Большинство самоподписанных сертификатов генерируются часто для галочки
и имеют фактически неограниченный срок действия.

В свое время Thawte и VeriSign на этом очень погорели, когда выпустили
свои первые сертификаты с первыми версиями Netscape на 5 или на 7 лет,
кажется - и потом вдруг столкнулись с тем, что сертификат уже кончается,
а масса народа не обновляло браузеры с тех пор и, вообще говоря, как-то
не особенно планирует обновлять.

Регенерация сертификата CA - даже для нас - я так понимаю, это довольно
нетривиальный набор действий (если только не придумать некий макрос в
RPM, который бы добавлял его автоматически - тогда можно было бы
пересобирать все нужные пакеты роботом и все), а для коммерческих CA -
так совсем неподъемная задача.

Так что, думаю, разумным будет установить этот срок в 10 лет и придумать
некую обвязку, которая бы позволила все пакеты, носящие в себе этот
сертификат быстро пересобрать?

> Это мы уже проходили.  К сожалению, в суппорте для этого слишком низкая
> мера ответственности.  Думаю что security@altlinux для этого лучше
> подходит.

Согласен.

> [...]

Согласен.

> Мне кажется, что это требование более универсально, чем SSL policy.

Ну, тем не менее -

> Это утверждение надо переформулировать таким образом, чтобы исключить
> неправильную трактовку, напр. рост количества сертификатов в
> геометрической прогрессии.

Да в общем - и в геометрической - я ничего особенно страшного не вижу.
Если будет необходимость выписывать их тысячами - для этого есть
всевозможный более-менее свободный софт (всякие http://www.openca.info/,
http://pki.openca.org/ и т.п.), стандартная процедура - запрос
сертификата - выписывание сертификата.

> SSL policy или TLS policy? :)

Вообще - лучше использовать термин TLS, он полностью заменил собой SSL
еще в 1999 году.

http://en.wikipedia.org/wiki/Transport_Layer_Security#History_and_development

> Не вижу принципиальных трудностей.

Хорошо, тогда, насколько я понимаю - надо дорешать вопросы с
формулировками и можно сделать первые шаги:

1. Сгенерировать этот самый root CA
2. Положить его в пакет openssl
3. Выписать нужные сертификаты на серверы *.altlinux.* и разложить их
где нужно
4. Ввести policy в действие

Мне, соответственно, как мейнтейнеру всяких *qca* будет главным образом
интересно включить в них этот сертификат для xmpp-серверов.

--
WBR, Mikhail Yakshin AKA GreyCat
ALT Linux [http://www.altlinux.ru] [xmpp:greycat@altlinux.org]

* Re: [devel] Q: SSL/TLS in ALT Linux
@ 2007-02-03 22:16         ` Dmitry V. Levin
                             ` (2 more replies)
From: Dmitry V. Levin @ 2007-02-03 22:16 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

Обсуждение SSL/TLS policy с прошлого месяца, цитирую полностью.

On Mon, Jan 22, 2007 at 09:58:55AM +0300, Mikhail Yakshin wrote:

> Кому сейчас принадлежат GPG-ключи, которыми подписывается репозитарий,
> пакет openssl и защищаемые сервера *.altlinux.*? Как это лучше
> переформулировать?

Я не знаю, как это лучше переформулировать.  Нужна помощь.

> [...]
>
> Так что, думаю, разумным будет установить этот срок в 10 лет и придумать
> некую обвязку, которая бы позволила все пакеты, носящие в себе этот

OK, пусть будет 10 лет, тогда торопиться с обвязкой не потребуется. :)

> Согласен.

OK

> Согласен.

OK

> Согласен.

OK

> Ну, тем не менее -

Ну хорошо, пусть будет.

> [...]
> сертификата - выписывание сертификата.

OK

> Вообще - лучше использовать термин TLS, он полностью заменил собой SSL

Только аббревиатура SSL всё ещё более распространена.  Тогда может
SSL/TLS?

> Хорошо, тогда, насколько я понимаю - надо дорешать вопросы с
> формулировками и можно сделать первые шаги:
>
> 1. Сгенерировать этот самый root CA
> 2. Положить его в пакет openssl

OK, это я сделаю.

> 3. Выписать нужные сертификаты на серверы *.altlinux.* и разложить их
> где нужно

Это, видимо, тоже мне придётся делать, при содействии администраторов
соответствующих сайтов.

> 4. Ввести policy в действие

Как у нас принято вводить policy в действие?

--
ldv

* Re: [devel] Q: SSL/TLS in ALT Linux
@ 2007-02-03 22:39           ` Pavlov Konstantin
From: Pavlov Konstantin @ 2007-02-03 22:39 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Sunday 04 February 2007 01:16, Dmitry V. Levin wrote:

> Как у нас принято вводить policy в действие?

Этот вопрос интересует и меня.

--
Pavlov Konstantin,
ALT Linux Team,

* Re: [devel] Q: SSL/TLS in ALT Linux
@ 2007-02-03 23:20             ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2007-02-03 23:20 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Sun, Feb 04, 2007 at 01:39:29AM +0300, Pavlov Konstantin wrote:

> Этот вопрос интересует и меня.

Уточню вопрос: как у нас принято вводить в действие policy, которую нельзя
обеспечить техническими средствами типа rpmbuild и sisyphus_check?

--
ldv

* Re: [devel] Q: SSL/TLS in ALT Linux
@ 2007-02-04 13:55           ` Mikhail Yakshin
From: Mikhail Yakshin @ 2007-02-04 13:55 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

Dmitry V. Levin wrote:
> Обсуждение SSL/TLS policy с прошлого месяца, цитирую полностью.

> Я не знаю, как это лучше переформулировать.  Нужна помощь.

Можно сказать пафосное "принадлежит сообществу", только без
соответствующего юридического подкрепления это будут пустые слова,
красивые для завлечения людей, но ничего не значащие, как только дело
дойдет до каких-то разбирательств.

По хорошему - если обращаться к юридической стороне дела - нужен договор
публичной оферты со стороны ООО, в котором закрепляется де юре, тот
факт, что де факто - ООО - владелец таких-то и таких-то вещей, как
ключи, которыми подписывается репозитарий и т.п. Плюс, самое главное,
должно быть прописано, что происходит, если по каким-то причинам ООО
прекращает свою деятельность, что-то с случаем с тем человеком, что
сейчас владеет ключами, которыми подписываются репозитарии и т.п.

Такие публичные оферты есть на самом деле у большинства сервисов, таких,
как SourceForge, BerliOS и т.п.:

http://sourceforge.net/docman/display_doc.php?docid=6048&group_id=1
http://developer.berlios.de/tos/tos.php

Заодно, кстати, если уж обращаться к мировому опыту, нужен еще один
документ, напрямую связанный с этим - privacy statement, который будет
описывать, что ООО, как некий закрепленный предыдущим документом гарант
Sisyphus, имеет право делать с той личной информацией, что ей поступает.
В частности, в нем должно быть отражено то, что использование систем на
базе ALT Linux означает присутствие в нем сертификата CA root altlinux,
что ведет к таким-то последствиям.

В общем, вопрос для legal@, конечно.

> Только аббревиатура SSL всё ещё более распространена.  Тогда может
> SSL/TLS?

Видимо, да. Если смотреть вульгарно по google - то разница примерно 107
миллионов против 12 миллионов - т.е. ~10 раз. Само по себе
переименование было весьма искусственным шагом, в первую очередь для
борьбы с претензиями Netscape,

> OK, это я сделаю.

> Это, видимо, тоже мне придётся делать, при содействии администраторов
> соответствующих сайтов.

> Как у нас принято вводить policy в действие?

У нас сейчас есть пакет openssl и libssl4/ssl6.
/var/lib/ssl/certs/ca-bundle.crt лежит в openssl. Правда жизни в том,
что openssl никто не requires, все хотят только библиотеки libssl*, и,
видимо, носят CA bundle с собой, либо не носят и ломаются, если пакет
openssl удалить.

У нас есть кто-нибудь, кто будет использовать общее хранилище
сертификатов CA и при этом не хочет быть завязан на openssl? Как
минимум, есть gnutls, который вроде бы является альтерантивной
реализацией - но там тоже все носят сертификаты с собой?

Если таких нет - то:

1.1. Объявляем единым хранилищем то, что в пакете openssl

Если есть такие:

1.1. Выделяем хранилище CA public certs в отдельный noarch-пакет
1.2. Пересобираем openssl с использованием хранилища из этого отдельного
пакета.

Дальше:

2.1. Объявляем полиси вступившим в действие, переносим его с
http://www.freesource.info/wiki/Altlinux/Policy на
http://wiki.sisyphus.ru/devel/policy

2.2. Смотрим, какие пакеты у нас носят такое хранилище с собой. По
предварительным подсчетам это:

# grep $'\.pem\t' /Sisyphus/i586/base/contents_index >$TMPDIR/suspicious
# grep $'\.crt\t' /Sisyphus/i586/base/contents_index >>$TMPDIR/suspicious
# cut -f2 $TMPDIR/suspicious | sort -u

MySQL-server
apache2-mod_ssl
courier-imap
dovecot
erlang
exim-common
freeradius
gnupg2
kdelibs
libcurl
libgwenhywfar
libqca2
mod_ssl
monit
mutt1.5
ntop
nut-server
openssl
openssl-doc
openvpn-docs
perl-Net-SSLeay
php5-devel
plt2
python-module-m2crypto
python-module-twisted
sendmail
stunnel
unreal
uw-imap

2.3. Каждый из этих пакетов смотрим глазами (благо, их немного) и
рассылаем их мейнтейнерам предупреждения и инструкции, что требуется
сделать.
2.4. Ждем grace time, допустим, неделю.
2.5. Вешаем баги + чиним своими силами через NMU.
2.6. Вводим в sisyphus_check проверку: по собранному пакету нужно
пройтись, в каждом файле поискать "-----BEGIN CERTIFICATE-----" и
"-----END CERTIFICATE-----". Если такое нашлось - то с помощью:

openssl -in имяфайла -text -noout -purpose

вытащить информацию по сертификату и посмотреть, является ли сертификат.
Это полумера, недостаточная для 100% уверенности, но по-моему, это
лучше, чем ничего.
2.7. Вводим соответствующий макрос relaxed, чтобы отключить эту проверку.

--

@ 2007-02-04 15:13             ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2007-02-04 15:13 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

Hi Mikhail!

Sunday 04, at 04:55:39 PM you wrote:

> [...]
> минимум, есть gnutls, который вроде бы является альтерантивной
> реализацией - но там тоже все носят сертификаты с собой?
еще есть NSS и все, что его использует
(firefox/thunderbird/xulrunner/seamonkey). BTW, если дима ничего не менял
относительно моей сборки libssl, то /var/lib/ssl/certs/ca-bundle.crt
должен быть из NSS.

> [...]
> # grep $'\.crt\t' /Sisyphus/i586/base/contents_index >>$TMPDIR/suspicious

гон. Там только примеры сертификатов.

> monit
аналогично

> mutt1.5
> stunnel
аналогично

> uw-imap
аналогично

> [...]
> лучше, чем ничего.
> 2.7. Вводим соответствующий макрос relaxed, чтобы отключить эту проверку.
бредовая затея. Проще вправлять мозги апстриму на предмет использования
OPENSSL_config(3) перед проверкой сертификатов.

--
WBR et al.

* Re: [devel] [sisyphus] Q: SSL in ALT Linux
@ 2007-02-04 17:18       ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-02-04 17:18 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Mon, Jan 22, 2007 at 02:47:49AM +0300, Dmitry V. Levin wrote:
> А какой срок является традиционным?  3 года?  5 лет?

IMCO не менее периода между дистрибутивами с некоторым запасом.
В данном разе это не менее трёх лет, но мне почему-то кажется,
что лучше пять.

Для нужд, связанных с проектом ALT?

--

* [devel] policy fixation (was: Q: SSL/TLS in ALT Linux)
@ 2007-02-04 17:21           ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2007-02-04 17:21 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Sun, Feb 04, 2007 at 01:16:25AM +0300, Dmitry V. Levin wrote:
> Как у нас принято вводить policy в действие?

Исполнить.  В случае текста, опубликованного на wiki, можно
объявить соответствующую ревизию "принятой" и зафиксировать
текст в (как вон raorn@ предложил) пакете alt-policy-*.

--

* Re: [devel] Q: SSL/TLS in ALT Linux
@ 2007-02-04 17:40             ` Mikhail Gusarov
From: Mikhail Gusarov @ 2007-02-04 17:40 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

> Этот вопрос интересует и меня.

Подозреваю, что исключительно своим хорошим примером. Если policy
окажется удачной - остальные подтянутся.

--
JID: dottedmag@jabber.dottedmag.net

* Re: [devel] Q: SSL/TLS in ALT Linux
@ 2007-02-04 22:38               ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2007-02-04 22:38 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Sun, Feb 04, 2007 at 06:13:20PM +0300, Konstantin A. Lepikhov wrote:
[...]
> еще есть NSS и все, что его использует
> (firefox/thunderbird/xulrunner/seamonkey). BTW, если дима ничего не менял
> относительно моей сборки libssl, то /var/lib/ssl/certs/ca-bundle.crt
> должен быть из NSS.

$ rpmquery -f /var/lib/ssl/certs/ca-bundle.crt
openssl-0.9.8d-alt1
$ grep '^#' /var/lib/ssl/certs/ca-bundle.crt
# This is a bundle of X.509 certificates of public Certificate
# Authorities.  It was generated from the Mozilla root CA list.
#
# Source: mozilla/security/nss/lib/ckfw/builtins/certdata.txt
#
# Generated from certdata.txt RCS revision 1.39
#

Значит так и поступим.

--
ldv

* Re: [devel] Q: SSL/TLS in ALT Linux
@ 2007-02-05 18:53                 ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2007-02-05 18:53 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Mon, Feb 05, 2007 at 01:38:23AM +0300, Dmitry V. Levin wrote:
[...]
> Значит так и поступим.

Как назвать пакет?

--