ALT Linux Team development discussions
* [devel] systemd & проблемы с mount блокируют загрузку
@ 2014-08-05 19:16 Денис Смирнов
From: Денис Смирнов @ 2014-08-05 19:16 UTC (permalink / raw)
  To: devel

У нас сейчас с systemd есть проблема. Одна из тех, что вызывает массовое
неприятие systemd у пользователей.

Суть проблемы: при невозможности смонтировать любой из разделов
упомянутый в /etc/fstab система останавливает загрузку, и далее уже
требуются специальные знания для восстановления работоспособности системы.

Причем проблема одинаково воспроизводится при невозможности смонтировать,
к примеру /usr и какой-нибудь /home/user/films или /media/films.

Предлагаю следующее решение и прошу комментариев.

Зависимости на смонтированные FS
================================

Сейчас монтирование *всех* разделов упомянутых в /etc/fstab происходит до
собственно запуска большинства сервисов -- ибо они имеют зависимость на
basic.target, который зависит от local-fs.target, которая зависит от
монтирования всех разделов из /etc/fstab.

В systemd есть встроенный метод делать зависимости конкретных сервисов на
смонтированные FS: RequiresMountsFor.

Для сервисов, которые имеют эту директиву в unit-файле зависимость на
local-fs.target не требуется. Однако прописывать ее корректно всем
мантейнерам было, есть и будет лень и некогда.

Решения:

1. Нам никто не мешает сгенерировать её автоматически, еще на этапе сборки
rpm-пакета: мы можем автоматически добавить в нее все каталоги,
присутствующие в собираемом пакете.

Насколько я понял, для этого нужно просто создать соответствующий
/usr/lib/rpm/fixup-(something)?

2. Для SYSV скриптов предлагаю оставить то поведение, которое было раньше
(система ругается, но пытается загрузиться). Соответственно в генераторе
systemd сервисов для sysv-скриптов:

- зависимости с local-fs.target на соответствующие mounts вместо
  'requires' делаем 'wants'.
- добавляем в After local-fs.target

После чего убираем local-fs.target из basic.target вообще.

Итог:

- для SYSV скриптов ничего не изменится по сравнению с "до systemd"
  временем
- systemd сервисы будут запускаться только после монтирования необходимых
  им для работы каталогов

Соответственно недоступность очередного "/media/films" не будет
останавливать загрузку.

--
С уважением, Денис

http://mithraen.ru/

* Re: [devel] systemd & проблемы с mount блокируют загрузку
@ 2014-08-06 16:47 ` Alexey Shabalin
From: Alexey Shabalin @ 2014-08-06 16:47 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

5 августа 2014 г., 23:16 пользователь Денис Смирнов
<mithraen@freesource.info> написал:
> [...]
>   им для работы каталогов
>
> Соответственно недоступность очередного "/media/films" не будет

Я уже высказывал своё мнение раньше по поводу  невозможности
смонтировать раздел (кстати навряд ли это вызывает "массовое неприятие
systemd у пользователей").
Если у меня, по каким-либо причинам, не смонтируется /var/backup, и я
об этом не узнаю сразу, то это будет означать что все бэкапы улетят в
другой раздел, и сколько времени будет работать сервер до окончания
свободного места на /var спрогнозировать невозможно. Еще большей
проблемой будет смержить эти бэкапы в место, специально
предназначенное для этого.
Для меня лучше, что бы при загрузке сообщили о не возможности что-то
смонтировать, и сразу починить это, чем в непредсказуемом будущем
получить неработающую систему.

--
Alexey Shabalin

* Re: [devel] systemd & проблемы с mount блокируют загрузку
@ 2014-08-06 21:46   ` Денис Смирнов
From: Денис Смирнов @ 2014-08-06 21:46 UTC (permalink / raw)
  To: devel