* [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-15 14:44 Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-15 14:44 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

Привет!

Возникло несколько идей относительно запаковки ядер и модулей. В
приватной переписке эта тема уже упоминалась. Я решил сделать стенд и
вынести эти идеи на публичное обсуждение.

Идея.

1. Сделать возможность устанавливать в систему как можно меньше лишних
модулей ядра и при этом не лишить людей возможности использовать
старую схему, при которой в систему ставятся почти все модули ядра.

2. Упростить процедуру обновления при смене железа. Пользователь не
обязан знать какой модуль поддерживает его новую железку. Если не
ставить на машинку все модели ядра, то udev такому пользователю не
поможет.

Реализация.

Сейчас modalias'ы стали вполне устоявшимся механизмом загрузки
модулей. Даже коммерческие модули поддерживают его.

Вот и возникла мысль передать modalias'ы модулей на клиентскую машину
до их установки. Затем узнать какие пакеты с модулями нужны в системе
и установить только их.

Как вы уже успели заметить, Костя пропатчил rpm-build-kernel для того
чтобы в Provides попадали modalias'ы от запакованных в них моделей.
Таким образом, модифицировать пакеты ядра и модулей не требуется
(почти во всех случаях это так). Их нужно только пересобрать с новым
rpm-build-kernel.

Не у всех модулей имеет смысл добавлять Provides т.к. некоторые модули
не относятся к железу. Например /lib/modules/*/kernel/crypto или
/lib/modules/*/kernel/net/netfilter. Именно поэтому Костя и ограничил
список, по которым ищутся *.ko .

Чтобы была более ясна мысль, мы сделали стенд.

http://www.unsafe.ru/lakostis/RPMS/ALTLinux/modalias/repo

Это репозиторий с двумя ядрами kernel-image-wks-smp-2.6.26-alt4 и
kernel-image-std-def-2.6.25-alt10. Ядро std-def просто пересобрано с
новыми rpm-build-kernel, wks-smp Костя для наглядности поделил на
более мелкие пакеты (не судите деление строго ... это только
демонстрация).

http://git.altlinux.org/people/legion/public/hardware-search.git

находятся утилита, которая показывает имена пакетов необходимых для
вашей системы.

Для того чтобы попробовать то что у нас получилось, вам не нужно само
ядро :) Достаточно добавить его в sources.list и сделать "apt-get
update". Далее можно пользоваться утилитой show-hardware-requires:

Usage: show-hardware-requires [options] <kernel-flavour>

'./show-hardware-requires wks-smp' покажет список модулей, которые
находятся по modalias'ам.

Чтобы узнать на основании чего утилита предложила именно эти модули,
можно воспользоваться "отладочным" режимом:

'./show-hardware-requires -vсu wks-smp' покажет список имён пакетов,
их modalias'ов, alias'ов, которые были по ним найдены и список
alias'ов для которых модули не были найдены.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-15 15:46 ` Sergey Vlasov
From: Sergey Vlasov @ 2008-10-15 15:46 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Wed, Oct 15, 2008 at 06:44:22PM +0400, Alexey Gladkov wrote:
> [...]
> моделей.  Таким образом, модифицировать пакеты ядра и модулей не
> требуется (почти во всех случаях это так). Их нужно только

После чего пакет ядра получит более 6000 Provides, одни имена которых
весят около 230 кб.  Причём как Provides они бесполезны - зависимостей
на эти имена никогда не будет.  Вот если бы каким-то способом засунуть
эту информацию в теги, не влияющие на работу apt...

Конечно, можно не формировать Provides для основного пакета ядра (если
его не распиливать на мелкие части), но тогда пропадёт как минимум
возможность поиска неподдерживаемых устройств.  Хотя такой поиск всё
равно не даст 100% правильный результат, поскольку не для всех
устройств нужен модуль ядра (с другой стороны, можно добавить
аналогичные Provides и в пакеты типа sane, содержащие драйверы
устройств, работающие в userspace).

> [...]
> или /lib/modules/*/kernel/net/netfilter. Именно поэтому Костя и
> ограничил список, по которым ищутся *.ko .

Если речь идёт о вот этой версии:

http://git.altlinux.org/people/lakostis/packages/?p=kernel-build-tools.git;a=blob;f=modalias.prov.files;h=b2099540e60f511a2830cf543af0196e16d8b441;hb=0421920a4596d1328b3f6cee6dd42cf7dfe733dc

то такое ограничение фактически не работает - в шаблонах для case
символ '*' может соответствовать и '/' в проверяемой строке, в
результате фактически будут обрабатываться все модули.

Можно фильтровать по самим алиасам - включать только те, которые
содержат символ ':' (pci:*, usb:* и т.п.); другие алиасы - это либо
старые имена модулей, либо имена для автозагрузки, не связанные
напрямую с железом (char-major-*, net-pf-*, md-level-*, ...).

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-15 16:07   ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-15 16:07 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Sergey Vlasov wrote:
> После чего пакет ядра получит более 6000 Provides, одни имена которых
> весят около 230 кб.

Да. Мне кажется, что это много.

> Причём как Provides они бесполезны - зависимостей
> на эти имена никогда не будет.  Вот если бы каким-то способом засунуть
> эту информацию в теги, не влияющие на работу apt...

Можно переместить в любой подходящий тег. Это не принципиально.

> Конечно, можно не формировать Provides для основного пакета ядра (если

Тогда не будет ясно, какие модули находятся в ядре.

> то такое ограничение фактически не работает - в шаблонах для case
> символ '*' может соответствовать и '/' в проверяемой строке, в
> результате фактически будут обрабатываться все модули.

Дима предложил такой вариант:

"$buildroot"/lib/modules/*/kernel/drivers/*.ko|"$buildroot"/lib/modules/*/kernel/sound/*.ko)
	echo "$f" ;;
"$buildroot"/lib/modules/*/kernel/*|"$buildroot"/lib/modules/*/*/*/*.ko)
	continue ;;
"$buildroot"/lib/modules/*/*/*.ko)
	echo "$f" ;;

Это хороший вариант :)

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-15 16:09     ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-15 16:09 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Alexey Gladkov wrote:

> Да. Мне кажется, что это много.

Описка. Мне кажется, что это НЕ много.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-15 20:59   ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-10-15 20:59 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Hi Sergey!

Wednesday 15, at 07:46:40 PM you wrote:

> [...]
> на эти имена никогда не будет.  Вот если бы каким-то способом засунуть
> эту информацию в теги, не влияющие на работу apt...
Если паковать lzma и payload в rpm, тогда эти 200k вообще пшик.

> [...]
> старые имена модулей, либо имена для автозагрузки, не связанные
> напрямую с железом (char-major-*, net-pf-*, md-level-*, ...).
Такая идея у меня была :) Осталось вычленить список "хороших" алиасов
- например, dmi: алиасы являются тоже полезными, по ним можно всякие
  фиговины для ноутов грузить.

--
WBR et al.

* Re: [devel] I: rpm and modalias
From: Michael Shigorin @ 2008-10-19 12:25 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

On Wed, Oct 15, 2008 at 06:44:22PM +0400, Alexey Gladkov wrote:
> Чтобы была более ясна мысль, мы сделали стенд.

В смысле репозиторий с реализацией?

rpm http://www.unsafe.ru/lakostis/RPMS/ALTLinux/modalias/repo i586 hasher

> http://git.altlinux.org/people/legion/public/hardware-search.git

$ sudo apt-get update
$ sudo apt-get install librpm-devel libshell help2man
$ cd ~/src/hardware-search
$ make
$ ./show-hardware-requires wks-smp
[пусто]
$ sudo ./show-hardware-requires wks-smp
[пусто]

sudo ы? :)

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-19 12:36   ` Konstantin A. Lepikhov
From: Konstantin A. Lepikhov @ 2008-10-19 12:36 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Hi Michael!

Sunday 19, at 03:25:08 PM you wrote:

> [...]
>
> $ sudo apt-get update
> $ sudo apt-get install librpm-devel libshell help2man

а что ./show-hardware-requires -a у тебя показывает? И запущен ли на
машине udev?

--
WBR et al.

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-19 12:57   ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-19 12:57 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Michael Shigorin wrote:

> [...]
>
> $ sudo apt-get update
> $ sudo apt-get install librpm-devel libshell help2man

Наш последний udev стал вставлять /sys в вывод:

# udevadm trigger --verbose |head -3
/sys/block/ram0
/sys/block/ram1
/sys/block/ram10

Это неприятная несовместимость.

Закоммитил исправление. Теперь должно работать и со старым udevadm.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
From: Michael Shigorin @ 2008-10-19 14:20 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sun, Oct 19, 2008 at 04:36:10PM +0400, Konstantin A. Lepikhov wrote:
> [...]

Забыл добавить -- Thinkpad T41p.

> а что ./show-hardware-requires -a у тебя показывает?

Только что pull'нутый/собранный -- довольно много всего:
http://pastebin.ca/1230978

> И запущен ли на машине udev?

Да; udev-127-alt4 (M41).

On Sun, Oct 19, 2008 at 04:57:38PM +0400, Alexey Gladkov wrote:
> [...]
> /sys/block/ram10
>
> Это неприятная несовместимость.
>
> Закоммитил исправление. Теперь должно работать и со старым udevadm.

О, совсем другой коленкор:

pad:~/src/hardware-search> ./show-hardware-requires wks-smp
kernel-modules-acpi-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-alsa-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-ata-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-char-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-i2c-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-ide-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-input-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-misc-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-net-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-pci-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-pcmcia-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-scsi-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-usb-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-video-wks-smp 2.6.26 alt4
kernel-modules-watchdog-wks-smp 2.6.26 alt4

Попробовать поставить и взлететь с таким комплектом, что ли...

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-19 16:15       ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-19 16:15 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Michael Shigorin wrote:
> Попробовать поставить и взлететь с таким комплектом, что ли...

Уже есть 2.6.26-alt5 :)

Есть ещё одна часть, которую мы пока не реализовывали. Это установка
зависимостей на основе depmod. Это поможет правильно расставлять
зависимости между попиленными модулями.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
From: Michael Shigorin @ 2008-10-20 22:26 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Sun, Oct 19, 2008 at 04:57:38PM +0400, Alexey Gladkov wrote:
> Закоммитил исправление. Теперь должно работать и со старым udevadm.

Твоя часть работает, а вот если погрузиться с результатом --
резко вспоминаем предыдущие обсуждения mkinitrd, который
выполняется только из kernel-image %post в расчёте на то,
что весь сторадж в нём ;-)

После перегенерации initrd в общем терпимо, но не хватает
acpi_cpufreq.ko (и subfs.ko, но это к данной теме без прямого
отношения -- просто "нежелезные" модули при тонкой порезке тоже
куда-то придётся определять, тот же fuse, например).

Видео-звук поднялись, по крайней мере.

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21  7:49       ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21  7:49 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Michael Shigorin wrote:
> Твоя часть работает, а вот если погрузиться с результатом --
> резко вспоминаем предыдущие обсуждения mkinitrd, который
> выполняется только из kernel-image %post в расчёте на то,
> что весь сторадж в нём ;-)

Ох. На мой взгляд, эту проблему нужно решать путём post-trigger'а (или
как его там)... в общем триггера на транзакцию.

На данном стенде эту проблему можно решить простым кодом. Пример
такого кода я добавил в мою реализацию update-kernel - перегенерация
initrd после обновления ядерных пакетов.

Я думал написать утилиту для установки такого распиленного ядра, но
подумал, что если реакция на идею с modalias будет негативной, то и
скрипты будут не нужны. Если идея дойдёт до реализации в сизифе, то
всю скриптовую обвязку я сделаю.

> После перегенерации initrd в общем терпимо, но не хватает

Я не планировал, что кто-то будет ставить это ядро :)
Оно попилено достаточно крупно.

> acpi_cpufreq.ko (и subfs.ko, но это к данной теме без прямого
> отношения -- просто "нежелезные" модули при тонкой порезке тоже
> куда-то придётся определять, тот же fuse, например).

Эти проблемы решаемы.

> Видео-звук поднялись, по крайней мере.

С чего бы ему не подняться :)

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 10:07         ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2008-10-21 10:07 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tue, Oct 21, 2008 at 11:49:04AM +0400, Alexey Gladkov wrote:
> Ох. На мой взгляд, эту проблему нужно решать путём
> post-trigger'а (или как его там)... в общем триггера на
> транзакцию.

Или так.  В общем, предварительно уже обсуждалось и в т.ч.
IIRC решалось в ltsp.

> [...]
> негативной, то и скрипты будут не нужны. Если идея дойдёт до
> реализации в сизифе, то всю скриптовую обвязку я сделаю.

Ну ты ж сам понимаешь, что это существенное изменение,
"реагировать" на которое имеет только в плане "работает/нет",
а вот оценивать в качестве куска инфраструктуры -- совсем
отдельная работа.  Повторюсь, я много лет порой обдумывал
по крайней мере порезку (ещё когда-то nidd@ писал при создании
им kernel policy), но даже своё мнение не готов когерентно
изложить.

Параллельно в похожем уже режиме -- вопрос о том, чтоб base-часть
Desktop опять сделать базовой, а не включающей иксы с DE...

> Я не планировал, что кто-то будет ставить это ядро :)

Взялся за гуж -- не говори apt-get remove ;-)

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 10:28           ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 10:28 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Michael Shigorin wrote:
> Ну ты ж сам понимаешь, что это существенное изменение,
> "реагировать" на которое имеет только в плане "работает/нет",

Не только, но и ещё нужно/не нужно. Не проблема попилить меленько
правильно ядро, до наладить скрипты для запаковки, сделать обвязку,
что всё это искалось/ставилось/обновлялось... но мне хочется всё это
проделывать если это кому-нибудь нужно.

Я слышал мнения, что все дрова одним большим куском (kernel-complete)
намного удобнее. Поэтому я и хотел мнения услышать.

Опять же, согласны мы мириться с добавлением такого количества
провайдов. Идею vsu я обдумал и не знаю места куда ещё эти провайды
можно положить... причём после компиляции.

> [...]
> по крайней мере порезку (ещё когда-то nidd@ писал при создании
> им kernel policy), но даже своё мнение не готов когерентно

Т.е. ты утверждаешь, что всеобщее молчание - знак согласия? :)

> Параллельно в похожем уже режиме -- вопрос о том, чтоб base-часть
> Desktop опять сделать базовой, а не включающей иксы с DE...

Ты о чём ?

> Взялся за гуж -- не говори apt-get remove ;-)

Ок. :)

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 10:33             ` Igor Zubkov
From: Igor Zubkov @ 2008-10-21 10:33 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

21 октября 2008 г. 13:28 пользователь Alexey Gladkov написал:
> Я слышал мнения, что все дрова одним большим куском (kernel-complete)
> намного удобнее. Поэтому я и хотел мнения услышать.

Если такой вариант останется, то это будет очень хорошо. Иногда бывает
проще сказать "поставьте kernel-complete и у вас всё заработает", чем
объяснять какие приседания надо будет сделать. Хотя сама идея мне
нравится.

> Опять же, согласны мы мириться с добавлением такого количества провайдов.
> Идею vsu я обдумал и не знаю места куда ещё эти провайды можно положить...
> причём после компиляции.

А положить это в виде файла в пакет с утилитой по установки этих
распиленных модулей?

--
icesik

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 10:44               ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 10:44 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Igor Zubkov wrote:
> [...]
> проще сказать "поставьте kernel-complete и у вас всё заработает", чем
> объяснять какие приседания надо будет сделать. Хотя сама идея мне

Разумеется останется. Ничего не мешает сделать kernel-complete и не
пилить ядро на сотню маленьких медвежат.

> А положить это в виде файла в пакет с утилитой по установки этих
> распиленных модулей?

Не вариант. Важно, чтобы эта информация была динамической.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 10:49         ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2008-10-21 10:49 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Alexey Gladkov пишет:

> [...]
> подумал, что если реакция на идею с modalias будет негативной, то и
> скрипты будут не нужны. Если идея дойдёт до реализации в сизифе, то всю

А идею с распилкой ядра можешь описать ?

Ведь, попилив ядро достаточно мелко, мы можем достаточно крупно добавить
пользователям проблем в случае смены железки.

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 10:54               ` Mikhail Gusarov
From: Mikhail Gusarov @ 2008-10-21 10:54 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Twas brillig at 13:54:27 21.10.2008 UTC+03 when ledest@gmail.com did gyre and gimble:

 L> Т.е. выглядит красиво, вот только уже недели две не могу придумать
 L> практического применения для неё (разве что для ноутбука?).

Только embedded в голову приходит. Для ноутбуков тоже не катит - мало ли
разных USB-шных железяк.

--

[-- Attachment #2: Type: application/pgp-signature, Size: 196 bytes --]

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 10:54             ` Led
From: Led @ 2008-10-21 10:54 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tuesday, 21 October 2008 13:28:47 Alexey Gladkov wrote:
> Я слышал мнения, что все дрова одним большим куском (kernel-complete)
> намного удобнее. Поэтому я и хотел мнения услышать.

Для чего kernel-complete удобнее - это понятно. Для чего предложенная схема
может быть удобнее - пока не ясно. Т.е. выглядит красиво, вот только уже
недели две не могу придумать практического применения для неё (разве что для
ноутбука?). Но, может, когда применение будет видно, когда удастся "пощупать"
работающую схему уже?

--
Led

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 10:55           ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2008-10-21 10:55 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tue, Oct 21, 2008 at 02:49:03PM +0400, Anton Farygin wrote:
> Ведь, попилив ядро достаточно мелко, мы можем достаточно крупно
> добавить пользователям проблем в случае смены железки.

Есть мнение, что если мы сможем сделать failsafe-вариант загрузки
со _всем_ подручным стораджем в initrd -- то это будет сильное
улучшение от того, что имеем сейчас.  Для меня пока упирается
в mkinitrd.

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:01             ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2008-10-21 11:01 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tue, Oct 21, 2008 at 02:28:47PM +0400, Alexey Gladkov wrote:
> Т.е. ты утверждаешь, что всеобщее молчание - знак согласия? :)

Нет, просто я бы искал мнения ldv@, vsu@, boyarsh@, sbolshakov@
и ktirf@ -- поскольку это изменение ИС на основе сизифа, имеющее
прямое отношение к работе RM.

> Ты о чём ?

Ну, чтоб в Desktop базовая система была примерно как в Server 4.0
-- минимальная.  Плюс неотключаемая группа десктопных пакетов,
которая устанавливается уже после базовой системы и загрузчика.

Просто сейчас и ядро, и base получаются нацеленные на "всего и
побольше на всякий", а твой подход направлен на более компактную
инсталяцию и более умный инсталер (плюс то, что должно будет
отработать при смене оборудования).

Соответственно "политическое" решение, как мне кажется, тут одно:
какую из этих целей выбираем.  Вторая при этом не исключает первой.

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:04               ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 11:04 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Led wrote:
> когда удастся "пощупать" работающую схему уже?

Стенд я сделал. Есть репозиторий с ядром, есть утилита для
установления какие модули тебе нужны.

Или нужно ещё что-нибудь?

--
Rgrds, legion

* [devel] драйверы: побольше или поменьше?
@ 2008-10-21 11:05                 ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2008-10-21 11:05 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tue, Oct 21, 2008 at 05:54:01PM +0700, Mikhail Gusarov wrote:
> Только embedded в голову приходит. Для ноутбуков тоже не катит
> - мало ли разных USB-шных железяк.

Скорее нетбуков с небольшими SSD.  Дополнительные драйверы никто
не мешает ставить принудительно.

Вопрос именно в том, что (помимо элегантности) получается и как
оно применимо.  Диски-то сейчас здоровенные, на трафике разница
пока получается небольшая.

PS: вчера, заменяя старые эзернетины на PCI Intel с PXE в лицее,
споткнулся о то, что win9x... спросила "диск с драйвером".
Задумался ещё раз -- так ли плохо тупо таскать всё с собой. :)
Серьёзно, для меня это сложный вопрос -- эстетика и практика
в данном случае тянут в разные стороны.

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:06             ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2008-10-21 11:06 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Michael Shigorin пишет:

> [...]
> со _всем_ подручным стораджем в initrd -- то это будет сильное
> улучшение от того, что имеем сейчас.  Для меня пока упирается

Под проблемами пользователей подразумевается не только storage, но и
сеть, видео и всё остальное.

Как минимум - нужно обеспечить работоспособность привычного метода
получения пакетов, а это сеть и различного типа устройства (cd/dvd,
flash, hdd и т.д.)

Ведь, если мы в процессе обновления распиленного ядра, поломаем что-то
из данных пунктов, то придётся долго думать, как на эту систему
забросить недостающие драйвера.

А если учитывать то, что многие новые пользователи вообще не знают, что
такое командная строка - то для них единственный способ восстановить
систему - это переставить её с оригинального диска.

* Re: [devel] драйверы: побольше или поменьше?
@ 2008-10-21 11:09                   ` Mikhail Gusarov
From: Mikhail Gusarov @ 2008-10-21 11:09 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Twas brillig at 14:05:58 21.10.2008 UTC+03 when mike@osdn.org.ua did gyre and gimble:

 MS> Скорее нетбуков с небольшими SSD. Дополнительные драйверы никто не
 MS> мешает ставить принудительно.

Они уже тоже в гигабайтах считаются (2G на самом мелком EEE). 50-60
мегабайт модулей - это меньше процента объёма.

--

@ 2008-10-21 11:11           ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 11:11 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Anton Farygin wrote:
> А идею с распилкой ядра можешь описать ?

Распилить ядро на мелкие (без фанатизма) части. При условии описанных
мной провайдов, можно будет узнать какой kernel-modules-* нужен в
системе ещё до установки. Собственно, распил это некоторое следствие и
идеи с провайдами modalias'ов.

> Ведь, попилив ядро достаточно мелко, мы можем достаточно крупно добавить
> пользователям проблем в случае смены железки.

Усложниться на запуск утилиты, которая скажет (или сама установит)
пакет с нужным модулем... разумеется если эта железка у нас вообще
поддерживается.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:12               ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2008-10-21 11:12 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tue, Oct 21, 2008 at 03:06:21PM +0400, Anton Farygin wrote:
> Под проблемами пользователей подразумевается не только storage,
> но и сеть, видео и всё остальное.

Да, конечно.

> Как минимум - нужно обеспечить работоспособность привычного
> метода получения пакетов, а это сеть и различного типа
> устройства (cd/dvd, flash, hdd и т.д.)

Это и есть storage.  В первую очередь подразумевался тот,
с которого грузимся (по очевидной причине), а этот -- во вторую.

Для ltsp у нас сетевые драйверы важней дисковых вон :)

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:13             ` Mikhail Gusarov
From: Mikhail Gusarov @ 2008-10-21 11:13 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Twas brillig at 15:11:10 21.10.2008 UTC+04 when legion@altlinux.ru did gyre and gimble:

 AG> Усложниться на запуск утилиты, которая скажет (или сама установит)
 AG> пакет с нужным модулем...

Т.е. или интернет, или диск подсовывать, или rpm-ки на диске
хранить. Стоит ли геморрой свеч?

Не modalias'ы, а именно распил. Для внешних драйверов, которые в
kernel-image-* не положить по какой-то причине, механизм-то весьма
полезный.

--

@ 2008-10-21 11:19               ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 11:19 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Anton Farygin wrote:
> Как минимум - нужно обеспечить работоспособность привычного метода
> получения пакетов, а это сеть и различного типа устройства (cd/dvd,
> flash, hdd и т.д.)

Он останется. "rpm and modalias" посвящён больше облегчению поиска
нужного драйвера, чем экономии места.

> Ведь, если мы в процессе обновления распиленного ядра, поломаем что-то
> из данных пунктов, то придётся долго думать, как на эту систему
> забросить недостающие драйвера.

Это же относится и к текущей схеме.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:22               ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 11:22 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Mikhail Gusarov wrote:
> Т.е. или интернет, или диск подсовывать, или rpm-ки на диске
> хранить. Стоит ли геморрой свеч?

Напомню, что сейчас при смене железа ты не можешь быть уверенным, что
все нужные дрова будут в kernel-image. Так что при смене железа, тебе
всё равно нужен или интернет, или диск подсовывать, или rpm-ки на
диске хранить.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:24                 ` Mikhail Gusarov
From: Mikhail Gusarov @ 2008-10-21 11:24 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Twas brillig at 15:22:36 21.10.2008 UTC+04 when legion@altlinux.ru did gyre and gimble:

> [...]
 AG> что все нужные дрова будут в kernel-image. Так что при смене
 AG> железа, тебе всё равно нужен или интернет, или диск подсовывать,

Конечно. И чем меньше rpm'ок, тем меньше вероятность того, что что-то из
этого понадобится.

--

@ 2008-10-21 11:25             ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2008-10-21 11:25 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Alexey Gladkov пишет:

> [...]
>
> Усложниться на запуск утилиты, которая скажет (или сама установит) пакет
> с нужным модулем... разумеется если эта железка у нас вообще

А итоговая цель - как я понимаю, это:

# du -s /lib/modules/2.6.25-std-def-alt10/
74M     /lib/modules/2.6.25-std-def-alt10/

Вместо 74Mb сделать, например, 60 ?

Для Embedded - безусловно нужно, но IMHO там и ядро нужно иначе собирать.

Для x86, при нынешних ценах на терабайтные HDD...

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:31                   ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 11:31 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Mikhail Gusarov wrote:
> Конечно. И чем меньше rpm'ок, тем меньше вероятность того, что что-то из
> этого понадобится.

Монолитный пакет с ядром и модулями это тоже возможный путь. Жаль что
в чистом виде не реализуемый. Некоторые модули могут конфликтовать
(ядро с ath5k + kernel-modules-madwifi).

Вопрос, по какому пути лучше двигаться нам. Делить ядро на части или
ставить все модули, что у нас есть.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 11:36                     ` Mikhail Gusarov
From: Mikhail Gusarov @ 2008-10-21 11:36 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Twas brillig at 15:31:44 21.10.2008 UTC+04 when legion@altlinux.ru did gyre and gimble:

 AG> Вопрос, по какому пути лучше двигаться нам. Делить ядро на части
 AG> или ставить все модули, что у нас есть.

Это как раз не противоречащие друг другу возможности :) Особенно, если
для всех бинарных пакетов из одного source "зонтичный" метапакет
сделать.

--

@ 2008-10-21 11:40                       ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 11:40 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Mikhail Gusarov wrote:
> Это как раз не противоречащие друг другу возможности :) Особенно, если
> для всех бинарных пакетов из одного source "зонтичный" метапакет
> сделать.

Я и не говорил, что эти пути противоречат :)
Я специально в Целях указывал, что совместимость хочется сохранить.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 13:12               ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 13:12 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Michael Shigorin wrote:
> Нет, просто я бы искал мнения ldv@, vsu@, boyarsh@, sbolshakov@
> и ktirf@ -- поскольку это изменение ИС на основе сизифа, имеющее
> прямое отношение к работе RM.

Мне интересно их мнение.

Я хочу сделать макрос для _включения_ фичи с провайдами. Тогда ни одно
ядро/модуль в сизифе не изменится, если явно не подключать эту фичу.
Будут возможны обе системы без навязывания ненужных некоторым ядрам
провайдов.

> Ну, чтоб в Desktop базовая система была примерно как в Server 4.0
> -- минимальная.  Плюс неотключаемая группа десктопных пакетов,
> которая устанавливается уже после базовой системы и загрузчика.

Кстати, сразу вспоминается:

http://git.altlinux.org/people/boyarsh/packages/?p=mkimage-profiles-desktop.git;a=blob;f=profiles/install2/image-scripts.d/999system;h=9fb198574def1440a45e36a8283d53739b222e1b;hb=c785bdce92a5a856b0768eabd4efea85968c5788#l38

удаление - это половина этого скрипта :)

> Соответственно "политическое" решение, как мне кажется, тут одно:
> какую из этих целей выбираем.  Вторая при этом не исключает первой.

Если у меня всё получится, то выбор можно будет сделать когда угодно и
безболезненно.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] драйверы: побольше или поменьше?
@ 2008-10-21 13:41                     ` Sergey Vlasov
From: Sergey Vlasov @ 2008-10-21 13:41 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Tue, Oct 21, 2008 at 06:09:56PM +0700, Mikhail Gusarov wrote:
> [...]
>
> Они уже тоже в гигабайтах считаются (2G на самом мелком EEE). 50-60
> мегабайт модулей - это меньше процента объёма.

Для подобных конфигураций могло бы иметь смысл сжатие файлов модулей с
помощью gzip - в module-init-tools это поддерживается.  Только вот
размеры бинарных пакетов при включении такого сжатия, наоборот,
вырастут.

* Re: [devel] драйверы: побольше или поменьше?
@ 2008-10-21 13:55                       ` Led
From: Led @ 2008-10-21 13:55 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Tuesday, 21 October 2008 16:41:15 Sergey Vlasov wrote:

> [...]
> помощью gzip - в module-init-tools это поддерживается.  Только вот
> размеры бинарных пакетов при включении такого сжатия, наоборот,

А если сжимать постскриптом?

--
Led

* Re: [devel] драйверы: побольше или поменьше?
@ 2008-10-21 14:22                         ` Kirill A. Shutemov
From: Kirill A. Shutemov @ 2008-10-21 14:22 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tue, Oct 21, 2008 at 04:55:47PM +0300, Led wrote:

> А если сжимать постскриптом?

rpm -V не будет работать.

--
Regards,  Kirill A. Shutemov
 + Belarus, Minsk

* Re: [devel] драйверы: побольше или поменьше?
@ 2008-10-21 15:16                           ` Led
From: Led @ 2008-10-21 15:16 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tuesday, 21 October 2008 17:22:30 Kirill A. Shutemov wrote:

> rpm -V не будет работать.

Это как раз понятно. А если сделать такое сжатие опциональным? Скажем, флажком
в /etc/sysconfig/kernel? Тогда только скрипт %post_kernel_modules чуть
дополнить останется, чтоб он смотрел в /etc/sysconfig/kernel и, при
необходимости, сжимал модули.
Хотя, понятно, конечно, что всё это, по большому счёту, костыли при
отстутствующем в ядре compress-layer для FS для файлов/каталогов с атрибутом
компрессии (в VFS?).

--
Led

* Re: [devel] драйверы: побольше или поменьше?
@ 2008-10-21 15:38                           ` Andrey Rahmatullin
From: Andrey Rahmatullin @ 2008-10-21 15:38 UTC (permalink / raw)
  To: devel

On Tue, Oct 21, 2008 at 05:22:30PM +0300, Kirill A. Shutemov wrote:
> rpm -V не будет работать.
ну теоретически можно сделать аналог имеющейся поддержки prelink.

--
WBR, wRAR (ALT Linux Team)
Powered by the ALT Linux fortune(8):

Самоубийцы должны быть на самообслуживании... все остальные - Welcom 2
Sisyphus, постоянно нестабильную среду разработки.
		-- rider in devel@

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-21 21:43           ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-21 21:43 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Michael Shigorin wrote:

> Взялся за гуж -- не говори apt-get remove ;-)

Если ты ставил ядро на стенд, то можешь попробовать воспользоваться
install-kernel из hardware-search.git. Она сделает тебе initrd. :)

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-22  7:42             ` Kirill Maslinsky
From: Kirill Maslinsky @ 2008-10-22  7:42 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

On Tue, Oct 21, 2008 at 03:11:10PM +0400, Alexey Gladkov wrote:

> [...]
> мной провайдов, можно будет узнать какой kernel-modules-* нужен в
> системе ещё до установки. Собственно, распил это некоторое следствие и

А как эта система должна обработать ситуацию, когда для одного устройства
годятся несколько драйверов, если судить по modalias'ам? См.
https://bugzilla.altlinux.org/show_bug.cgi?id=16413
https://bugzilla.altlinux.org/show_bug.cgi?id=17556

Прошу прощения, если я что-то пропустил, треддлинный.

--
Kirill Maslinsky
ALT Linux Team

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-22  9:22               ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-22  9:22 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Kirill Maslinsky wrote:
> А как эта система должна обработать ситуацию, когда для одного устройства
> годятся несколько драйверов, если судить по modalias'ам? См.

В данном случае, эта система отдаст предпочтение только одному из
пакетов. Если два пакета провайдят modalias для одного устройства, то
они равнозначны и годиться любой. Если выясняется, что это устройство
лучше работает с определённым модулем, то соответствующий modalias в
модуле корректируется.

> https://bugzilla.altlinux.org/show_bug.cgi?id=16413
> https://bugzilla.altlinux.org/show_bug.cgi?id=17556

Разумеется, что при поиске по modalias приоритет должен отдаваться
kernel-image.

--
Rgrds, legion

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-23 16:57                 ` Alexey I. Froloff
From: Alexey I. Froloff @ 2008-10-23 16:57 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Devel discussion list

* Alexey Gladkov <legion@> [081021 15:22]:
> Он останется. "rpm and modalias" посвящён больше облегчению поиска
> нужного драйвера, чем экономии места.
Я бы сказал "поиска в новом ядре нужного драйвера, который
успешно работал на текущем".  Вспомни как мы в январе Садисту
сетевуху заводили.

Sir Raorn.

* Re: [devel] I: rpm and modalias
@ 2008-10-23 18:32                   ` Alexey Gladkov
From: Alexey Gladkov @ 2008-10-23 18:32 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Team development discussions

Alexey I. Froloff wrote:
> Я бы сказал "поиска в новом ядре нужного драйвера, который
> успешно работал на текущем".

Тогда уж "поиска в новом ядре нужного драйвера, который
предположительно будет работать" :)

--
Rgrds, legion