ALT Linux Distributions development
* [devel-distro] Информация в iso о том, как он собран
@ 2022-05-31  6:58 Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2022-05-31  6:58 UTC (permalink / raw)
  To: Distributions development

Здравствуйте

Хотел бы узнать мнение дистростроителей по вопросам:

1. Нужно ли помещать информацию о том, как собран iso в сам iso?
Мне кажется, что нужно. С одной стороны эти вопросы периодически задают новые пользователи,
и их приходится посылать изучать мат.часть по mkimage и mkimage-profiles.
С другой стороны это позволит проконтролировать, как iso собирался, и сделать выводы
было ли всё правильно сделано или нет. И наконец - это шпаргалка для себя, когда
надо что-то поменять и быстренько проверить в этом дело или нет.

2. Если на первый вопрос отвечаем положительно, то возникает вопрос, где хранить?
В корне iso есть каталог .disk, который сейчас содержит:
arch - архитектура
commit - коммит mkimage-profiles
date - дата сборки
info -  сводная информация об образе
profile.tgz - сгенерированный из mkimage-profiles профиль mkimage (если задан параметр SAVE_PROFILE)

Видимо, стоит добавлять именно сюда?

3. Какую именно информацию нужно сохранять и в каком виде?

3.1 Глянул, что в Debian сохраняют команду, которой был собран iso, в файле .disk/mkisofs
Тут новое придумывать не стоит, предлагаю сделать также.

3.2 Мне кажется, нужно сохранять информацию о том, как был собран initrd.img
Несколько месяцев назад уже обсуждали переход с формата full.cz на initrd.img, собираемый make-initrd:
https://lists.altlinux.org/pipermail/devel-distro/2022-February/002812.html
Никаких противопоказаний так обнаружено не было, а некоторые бонусы были обнаружены:
- initrd фичи смогут добавлять модули ядра;
- имеем одинаковый алгоритм добавления модулей ядра и firmware, что в initrd для iso, что в установленной
  системе;
- пользователи получают возможность легко и просто пересобрать initrd.img под себя, если мы дадим такую информацию прямо на диске
  Это кажется особенно актуальным для сетевой загрузки;
- работает загрузка с iso образа на мультизагрузочной флэшке с ventoy.

Поэтому я хочу в новом релизе mkimage-profiles перейти на новый initrd.img с propagator.
Вопрос состоит в том, куда поместить initrd.mk. Это уже не команда всё-таки. И, вероятно, нужно сохранять команду make-initrd
(в файле .disk/mkinitrd ?).
Так что по итогу, мне кажется, можно поместить initrd.mk в boot/ рядом с ядром и initrd. А команда будет содержать команду сборки initrd
с относительным путями от корня iso.

3.3 Нужно ли сохранять команду о сборке squash'а?

Кажется, больше никакой информации и не требуется.
Хотя можно добавить в .disk некое Readme.

--
С уважением, Антон Мидюков <antohami@altlinux.org>

* Re: [devel-distro] Информация в iso о том, как он собран
@ 2022-05-31  7:02 ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2022-05-31  7:02 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

On 31.05.2022 09:58, Антон Мидюков wrote:
> Здравствуйте
>
> Хотел бы узнать мнение дистростроителей по вопросам:
<skip>
> Кажется, больше никакой информации и не требуется.
> Хотя можно добавить в .disk некое Readme.

Было бы удобно хранить списки использованных при сборки образа пакетов.

* Re: [devel-distro] Информация в iso о том, как он собран
@ 2022-05-31  7:07   ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2022-05-31  7:07 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

31.05.2022 14:02, Anton Farygin пишет:

> <skip>
>>
> Было бы удобно хранить списки использованных при сборки образа пакетов.

Сейчас список rpm и srpm, использованных при сборке сохраняется
в <имя_образа>-<дата>-<x86_64>.iso.reports/ под именами list-rpms.txt и
list-srpms.txt соответственно, если образ собирается с параметром REPORT=1.
Мне кажется, можно каталог с рапортами публиковать рядом с iso.

--

@ 2022-05-31 18:52     ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2022-05-31 18:52 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

On 31.05.2022 10:07, Антон Мидюков wrote:

> [...]
> list-srpms.txt соответственно, если образ собирается с параметром REPORT=1.
> Мне кажется, можно каталог с рапортами публиковать рядом с iso.

нет, рядом конечно не нужно.

Какого объёма эти листы и насколько их сложно положить в iso ?

А ещё у нас есть не-iso образы, что с ними ?

* Re: [devel-distro] Информация в iso о том, как он собран
@ 2022-06-01  2:14       ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2022-06-01  2:14 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

01.06.2022 01:52, Anton Farygin пишет:

> нет, рядом конечно не нужно.
>
> Какого объёма эти листы и насколько их сложно положить в iso ?

Около 100 - 150 кБ вместе. Зависит от количества использованных пакетов.
Проблема в том, что это снаружи делается (reports.mk запускается после завершения сборки образа).
Надо как-то в mkimage реализовать. Пока не представляю, как это сделать.
Видимо, после завершения формирования chroot, формировать список его пакетов.
И непосредственно перед созданием iso делать сводные списки.

> А ещё у нас есть не-iso образы, что с ними ?

С ними пользователи и так могут делать, что хотят. Нет защиты на запись, запустил в виртуалке и сделал, что хочешь.
Никакой магии в отличии от iso.
Если же речь про хранение информации о пакетах, использованных для сборки в chroot'ах, то сначала нужно
определить место для хранения этой информации. Это же установленная система.

--

@ 2022-06-01  5:29         ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2022-06-01  5:29 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

On 01.06.2022 05:14, Антон Мидюков wrote:

> [...]
> Видимо, после завершения формирования chroot, формировать список его пакетов.
> И непосредственно перед созданием iso делать сводные списки.

Нужно список не только пакетов chroot, но и пакетов, использованных для
подготовки chroot.

> [...]
> определить место для хранения этой информации. Это же установленная система.
Обычно у нас в /root/.install-log лежит то, что осталось от программы
установки.

* Re: [devel-distro] Информация в iso о том, как он собран
@ 2022-06-01  5:32           ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2022-06-01  5:32 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

On Wed, Jun 01, 2022 at 08:29:30AM +0300, Anton Farygin wrote:
> [...]

Зачем?

(я несколько раз в год по таким локально роюсь, если что)

> Нужно список не только пакетов chroot, но и пакетов,
> использованных для подготовки chroot.

Мне кажется, что это сугубо служебная информация,
которую достаточно разумным образом архивировать,
но навязывать распространение которой странно.

Думаю, ты на самом деле хочешь, чтобы сборочница,
когда научится делать и образы, так же, как сейчас,
сохраняла такие данные в архиве задания.

--

* Re: [devel-distro] Информация в iso о том, как он собран
@ 2022-06-01  8:02             ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2022-06-01  8:02 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

On 01.06.2022 08:32, Michael Shigorin wrote:
> Зачем?
>
> (я несколько раз в год по таким локально роюсь, если что)
Затем, что бы понимать в каком окружении и с какими пакетами образ
собирался. Для воспроизводимой сборки.

> Мне кажется, что это сугубо служебная информация,
> которую достаточно разумным образом архивировать,
> но навязывать распространение которой странно.
100 килобайт не жалко

@ 2022-06-01  9:55               ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2022-06-01  9:55 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

On Wed, Jun 01, 2022 at 11:02:58AM +0300, Anton Farygin wrote:
> Затем, что бы понимать в каком окружении и с какими пакетами
> образ собирался. Для воспроизводимой сборки.

Антону, тебе, мне или любому получателю образа?
(последнее тоже может быть осмысленным, но хотелось бы ясней)

> 100 килобайт не жалко

Можно хотя бы сжать в какой .disk/logs.tgz, но мне продолжает
казаться, что лишнее.

Коммит в mkimage-profiles фиксируется; если в сборочнице будет
возможность фиксировать точное задание, по состоянию на которое
собирается -- вот и будет сделано как надо, чтоб не выгадывать
первообразную по производной.

Субъективно обычная проблема тут -- сборка на незакоммиченном
состоянии m-p и с подключенными заданиями или локальными
репозиториями; это опять же к интеграции в сборочницу.

--

* Re: [devel-distro] Информация в iso о том, как он собран
@ 2022-06-01 10:55                 ` Anton Farygin
From: Anton Farygin @ 2022-06-01 10:55 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

On 01.06.2022 12:55, Michael Shigorin wrote:
> Антону, тебе, мне или любому получателю образа?
> (последнее тоже может быть осмысленным, но хотелось бы ясней)
Любому получателю образа, естественно. Ну и тебе и мне

> [...]
> возможность фиксировать точное задание, по состоянию на которое
> собирается -- вот и будет сделано как надо, чтоб не выгадывать
Задания недостаточно

> Субъективно обычная проблема тут -- сборка на незакоммиченном
> состоянии m-p и с подключенными заданиями или локальными
> репозиториями; это опять же к интеграции в сборочницу.

да, именно про это

* Re: [devel-distro] Информация в iso о том, как он собран
@ 2022-06-01 12:04           ` Антон Мидюков
From: Антон Мидюков @ 2022-06-01 12:04 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

01.06.2022 12:29, Anton Farygin пишет:

> Нужно список не только пакетов chroot, но и пакетов, использованных для подготовки chroot.

При сборке iso внешние утилиты - hasher и mkimage + сам профиль сгенерированный из mkimage-profiles.
Сгенерированный профиль можем сохранять в iso. Для регулярок и стартеркитов так и делается.
Ну версию hasher и mkimage, думаю, сохранить тоже не проблема.
Но, возможно, я что-то упускаю?

> Обычно у нас в /root/.install-log лежит то, что осталось от программы установки.

Согласен, подходящее место.

--

@ 2022-06-01 19:38             ` Leonid Krivoshein
From: Leonid Krivoshein @ 2022-06-01 19:38 UTC (permalink / raw)
  To: devel-distro

01.06.2022 08:32, Michael Shigorin пишет:
> [...]
>
> Думаю, ты на самом деле хочешь, чтобы сборочница,
> когда научится делать и образы, так же, как сейчас,
> сохраняла такие данные в архиве задания.

+100500!

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.