* [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-11 17:35 Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-11 17:35 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Всем доброго времени суток!

Вот проблемка возникла, нужно, зайдя на машину через ssh, отправить
сообщение пользователю, сидящему на той же машине в иксах. Такое вообще
возможно? В инете приводятся несколько рецетов, да только ни один из них
у меня не сработал.

Заранее спасибо,
Юрий.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-11 18:43 ` Dmitry Derjavin
From: Dmitry Derjavin @ 2013-09-11 18:43 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Wed, 11 Sep 2013, 21:35, Yury Alyaev:

> Вот проблемка возникла, нужно, зайдя на машину через ssh, отправить
> сообщение пользователю, сидящему на той же машине в иксах.

Можно попробовать write(1), если разрешено и если у него открыт эмулятор
терминала. А если вы root, можно послать через xmessage(1).

А какие способы вы уже попробовали и что именно не получилось?

--
~dd

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12  8:16   ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-12  8:16 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

11.09.2013 22:43, Dmitry Derjavin пишет:
> [...]
> терминала. А если вы root, можно послать через xmessage(1).
>
> А какие способы вы уже попробовали и что именно не получилось?

Именно это и испробовал. Исходные данные крайне суровы, запущены только
иксы без эмулятора терминала. Поэтому write не прокатывает:

А вот с xmessage от рута вроде как прокатило (попробовал на локальной
машине из нормальной текстовой консоли в иксы послать сообщение --
прошло). Просто в инете нигде не писали, что от рута посылать надо, а
сам я что-то протупил. Спасибо за наводку!

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12  8:41     ` Michael A. Kangin
From: Michael A. Kangin @ 2013-09-12  8:41 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On 12.09.2013 12:16, Yury Alyaev wrote:

> [...]
> прошло). Просто в инете нигде не писали, что от рута посылать надо, а
> сам я что-то протупил. Спасибо за наводку!

Посмотрите про xauth - от обычных пользователей тоже должно работать по
идее.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12  8:47       ` Dmitry Derjavin
From: Dmitry Derjavin @ 2013-09-12  8:47 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Thu, 12 Sep 2013, 12:41, Michael A. Kangin:

> Посмотрите про xauth - от обычных пользователей тоже должно работать

У обычных пользователей скорее всего не хватит прав импортировать куку
«чужого» X-сервера через xauth.

--
~dd

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12  8:55   ` Dmitry Derjavin
From: Dmitry Derjavin @ 2013-09-12  8:55 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Wed, 11 Sep 2013, 22:43, Dmitry Derjavin:

> Можно попробовать write(1), если разрешено и если у него открыт эмулятор
> терминала. А если вы root, можно послать через xmessage(1).

А ещё, наверное, можно как-нибудь по-модному через dbus и libnotify.

А ещё можно через jabber. Очень удобно, кстати.

--
~dd

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12 11:01         ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-12 11:01 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

12.09.2013 12:47, Dmitry Derjavin пишет:

> У обычных пользователей скорее всего не хватит прав импортировать куку
> «чужого» X-сервера через xauth.

Не знаю, что там у него внутре, но пишет "cannot open display",
естественно, что переменную DISPLAY выставил как надо.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12 11:02     ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-12 11:02 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

12.09.2013 12:55, Dmitry Derjavin пишет:

> А ещё можно через jabber. Очень удобно, кстати.

Можно, только вначале надо запустить дистанционно жабер другому
пользователю :)

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12 12:56       ` Dmitry Derjavin
From: Dmitry Derjavin @ 2013-09-12 12:56 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Thu, 12 Sep 2013, 15:02, Yury Alyaev:

> Можно, только вначале надо запустить дистанционно жабер другому
> пользователю :)

Клиент jabber можно заранее запустить через какой-нибудь ~/.xsession

--
~dd

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12 15:09         ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-12 15:09 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

12.09.2013 16:56, Dmitry Derjavin пишет:
> Thu, 12 Sep 2013, 15:02, Yury Alyaev:

> Клиент jabber можно заранее запустить через какой-нибудь ~/.xsession
                       ^^^^^^^ Мелочь какая, машину времени изобрести :)

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-12 19:01           ` Dmitry Derjavin
From: Dmitry Derjavin @ 2013-09-12 19:01 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Thu, 12 Sep 2013, 19:09, Yury Alyaev:

>                       ^^^^^^^ Мелочь какая, машину времени изобрести :)

«Заранее» — это до запуска пользовательского сеанса. Там сеанс не
перезапускается чтоли? Интересная конструкция…

--
~dd

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-13  7:46             ` andriy
From: andriy @ 2013-09-13  7:46 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On 12.09.13 22:01, Dmitry Derjavin wrote:
> Thu, 12 Sep 2013, 19:09, Yury Alyaev:

> «Заранее» — это до запуска пользовательского сеанса. Там сеанс не
> перезапускается чтоли? Интересная конструкция…

У меня xmessage не отображает кириллицу и не совсем так как надо
работает, но такой вариант давно использую:
если зайти под этим же пользователем по ssh сделать
DISPLAY=:0.0 xhost + &
DISPLAY=:0.0 Xdialog --msgbox "Привет" 100 100 &

То все работает.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-13  8:12             ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-13  8:12 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

12.09.2013 23:01, Dmitry Derjavin пишет:

> «Заранее» — это до запуска пользовательского сеанса. Там сеанс не
> перезапускается чтоли? Интересная конструкция…

Ага, представляю себе картину маслом и сыром: сидит жена за компом,
смотрит себе кино, и вдруг иксы с грохотом перезагружаются, и на экран
выскакивает сообщени "Да выйди ж ты в скайп наконец!". В общем, в свете
xmessage все остальные способы -- автогеном и per rectvm.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-13  8:16               ` andriy
From: andriy @ 2013-09-13  8:16 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On 13.09.13 11:12, Yury Alyaev wrote:

> [...]
> выскакивает сообщени "Да выйди ж ты в скайп наконец!". В общем, в
> свете xmessage все остальные способы -- автогеном и per rectvm.
Используя Xdialog ничего не перезагружается, размер окошка можно
выбирать и тип диалога тоже.
А вот xmessage кириллицы у меня не отображает..., хотя транслит думаю
все прочитают.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-13 12:35               ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2013-09-13 12:35 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On Fri, Sep 13, 2013 at 10:46:56AM +0300, andriy wrote:
> У меня xmessage не отображает кириллицу и не совсем так как
> надо работает,

См. тж. gxmessage и аналоги.

> но такой вариант давно использую: если зайти под этим же
> пользователем по ssh сделать
> DISPLAY=:0.0 xhost + &
> DISPLAY=:0.0 Xdialog --msgbox "Привет" 100 100 &
>
> То все работает.

Да-да, так и стоит -- su - thatuser и DISPLAY=... ....

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-14 17:34               ` Dmitry Derjavin
From: Dmitry Derjavin @ 2013-09-14 17:34 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Fri, 13 Sep 2013, 11:46, andriy:

> У меня xmessage не отображает кириллицу и не совсем так как надо
> работает

Попробуйте написать в «~/.Xresources»:
*international: true

> DISPLAY=:0.0 xhost + &

Вот «xhost +» лучше совсем никогда не использовать. Очень вредная,
на мой взгляд, идиома. Лучше не полениться и импортировать куку.
Тем более, что это скрипт. Один раз написали, и всё.

--
~dd

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-14 19:46               ` Dmitry Derjavin
From: Dmitry Derjavin @ 2013-09-14 19:46 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

Fri, 13 Sep 2013, 12:12, Yury Alyaev:

> [...]
> выскакивает сообщени "Да выйди ж ты в скайп наконец!". В общем, в
> свете xmessage все остальные способы -- автогеном и per rectvm.

Наоборот, это xmessage в данном случае — классический «per rectum»:
ни с того ни с сего на экране появляется какое-то сообщение. Оно не
системное и не вызвано никакими действиями оператора. Именно что через
одно место!

При этом не забудьте, что X-сервер оператора стал доступен всему миру, а
оператор об этом и не подозревает. «Выйди в Скайп» означает, что есть
шанс, что X-сервер торчит голым сокетом в Интернет, а аутентификацию вы
только что выключили («xhost +»). И любой желающий при известной сноровке
может читать у нашего оператора всё вплоть до клавиатурного ввода.

Понятно, что аутентификацию можно не отключать. Но принцип наименьшего
удивления в этом случае всё равно не соблюдается.

В свете вышеизложенного именно варианты с dbus/libnotify или jabber-ом
выглядят более «прямыми». И сеанс обрушивать совершенно не обязательно.
Достаточно добавить запуск клиента jabber или libnotify в сценарий
запуска сеанса. Один раз.

--
~dd

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-15  9:41                 ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-15  9:41 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

14.09.2013 23:46, Dmitry Derjavin пишет:

> [...]
> ни с того ни с сего на экране появляется какое-то сообщение. Оно не
> системное и не вызвано никакими действиями оператора. Именно что через

И что с того, что оно не системное? Если не ограничивать мышление
объёмой системного блока, то всё вполне логично.

> [...]
> только что выключили («xhost +»). И любой желающий при известной сноровке
> может читать у нашего оператора всё вплоть до клавиатурного ввода.

С какой стати от того, что я зайду по ssh, перекинусь рутом и скажу
DISPLAY=":0.0" xmessage "Run Skype at least!" X-сервер станет доступным
всему миру?

> [...]
> выглядят более «прямыми». И сеанс обрушивать совершенно не обязательно.
> Достаточно добавить запуск клиента jabber или libnotify в сценарий

Насчёт libnotify я не нашёл рецепта, отличного от того, что "вообще-то
как-то это возможно", а насчёт джаббера проблема та, что, если я скажу
от того же рута DISPLAY=":0.0" pidgin, то он стартует не с учётной
зипмсью пользователя, запустившего иксы, а рутовой, которая,
естественно, не настроена, что логично. Да и эффект от внезапно
запустившегося джаббера будет вряд ли лучше, чем от просто так
выскочившего сообщения.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-15  9:54                   ` Денис Смирнов
From: Денис Смирнов @ 2013-09-15  9:54 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Sun, Sep 15, 2013 at 01:41:08PM +0400, Yury Alyaev wrote:

> Насчёт libnotify я не нашёл рецепта, отличного от того, что "вообще-то
> как-то это возможно"

$ sudo apt-get install notify-send
$ notify-send "some string"

--
С уважением, Денис

http://mithraen.ru/

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-15 14:00                     ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-15 14:00 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

15.09.2013 13:54, Денис Смирнов пишет:

> $ sudo apt-get install notify-send
> $ notify-send "some string"

В 5.1 нетути.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-15 14:30                   ` Шенцев Алексей Владимирович
From: Шенцев Алексей Владимирович @ 2013-09-15 14:30 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

15.09.2013 13:41, Yury Alyaev пишет:
> [...]
> естественно, не настроена, что логично. Да и эффект от внезапно
> запустившегося джаббера будет вряд ли лучше, чем от просто так

sendxmpp, sendxmppy можно запускать и от пользователя. Главное, что б у
получателя был запущен jabber-клиент.

Например, с помощью sendxmpp на одном серваке у меня сделана отсылка
месаг если UPS переходит в то или иное состояние из NUT'а.

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-16  7:56                   ` Michael A. Kangin
From: Michael A. Kangin @ 2013-09-16  7:56 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

On 15.09.2013 13:41, Yury Alyaev wrote:

> [...]
> от того же рута DISPLAY=":0.0" pidgin, то он стартует не с учётной
> зипмсью пользователя, запустившего иксы, а рутовой, которая,

от рута можно для начала su - zhena сделать

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-16  8:41                     ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-16  8:41 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

16.09.2013 11:56, Michael A. Kangin пишет:

> от рута можно для начала su - zhena сделать

Тогда не даст из консоли на указанный display запустить приложение.
Скажет "cannot open display".

* Re: [Comm] Послать из консоли пользователю, работающему под X
@ 2013-09-16  8:42                     ` Yury Alyaev
From: Yury Alyaev @ 2013-09-16  8:42 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

15.09.2013 18:30, Шенцев Алексей Владимирович пишет:

> sendxmpp, sendxmppy можно запускать и от пользователя. Главное, что б у
> получателя был запущен jabber-клиент.

По условиям задачи никакой instant messenger как раз не запущен.