ALT Linux Community general discussions
From: "ALT Linux User" <altlinux.mailbox@gmail.com>
To: idol13@idol13.ru,
	"ALT Linux Community general discussions"
	<community@lists.altlinux.org>
Subject: Re: [Comm] [JT] О ноутбуках в целом
Date: Sat, 19 Apr 2008 10:52:15 +0400

2008/4/18 Тринадцатый <idol13@idol13.ru>:
>  Во-первых-нулевых, PCI-карты для ноутбуков всё-таки отдельный класс
>  устройств. Бессмысленно загружать десктопный дистрибутив драйверами для
>  этих специализорванных железяк, ведь это десятки, а в скором будущем и
>  сотни мегабайт.

Не могу говорить, как настройщик ноутбуков, или сисадмин, но поскольку
вокруг очень много знакомых с ноутбуками, то некоторую статистику
проследить возможно. Так, такие карты использовались активно ДО того,
как bluetooth, wifi и cardreader стали неотъемлимой частью практически
каждого, даже бюджетного, современного ноутбука. Более того, если
чего-то нет, существуют донглы usb infrared, bluetooth и т.п. Они
значительно удобнее.
Насколько могу судить, такие карты сейчас уже устаревшая технология.

Да, можно было бы апеллировать к тому, что надо и старые ноутбуки
поддерживать (и даже желательно) но, _хороший_ старый ноутбук всё
равно по цене где-то 10-14 тыр, а новый бюджентник (без системы) 16-22
тыр. Смысл экономить 3-4 тыр "на спичках" становится весьма спорным.

>  В частности, после установки линукса на свой лаптоп я лишился
>  возможности менять яркость (и трату заряда аккумулятора соответственно)
>  по комбинациям Fn+F6 Fn+F7.

Это, AFAIK, скорее относится к версии ядра дистрибутива и всего
остального, чем к каким-то другим особенностям.

>  Во-вторых, целенаправленное создание дистрибутива для лаптопов
>  подтолкнёт производителей и покупателей ноутбуков к установке именно
>  линукса.

Линукс - дело хорошее, но однако, поддержка производителей, хоть,
слава богу и увеличивается год от года, но всё же пока не сравнима с
оффтопиковой экспансией. Поэтому, "создать дистрибутив для лаптопа" -
это, IMHO, пока просто красивая фраза. Драйвера от этого не напишутся.

> Ведь это экономия до 20% стоимости ноутбука.

Наверное, реальная оценка, это от 10% и меньше. Мicrosoft по ценам весьма гибок.

> Правда, здесь
>  будут иметь место и затраты на рекламу, а это уже маркетинг... А дальше
>  такие дебри, ууу... Но с грамотным и координированным подходом к
>  кампании (не путать с кОмпанией) шансы далеко не призрачны.

Шансы не призрачны. Но давайте посмотрим реально: примерно 90%
пользователей привыкли к оффтопику. Сломать это одной только рекламной
компанией - вряд ли получится, поскольку пока IMHO не совсем готово
то, что последует после того, как человек купит ноутбук с линукс, а
именно - каждодневное использование.
Если учесть, что рядовой пользователь отнюдь не энтузиаст коммьюнити,
а дистрибутивы ещё нуждаются в доработке всем миром - боюсь, что Ваш
"грамотный и координированный подход" может дать сбой.
Говоря прямо, придётся воевать с оффтопиком. А это налаженная и
"привитая" пользователю система. Что бы повернуть ситуацию в свою
пользу, Вам нужна не только "грамотная и скоординированная" рекламная
компания, но и сам продукт по всему совокупному спектру
пользовательского использования должен быть _значительно_ лучше.

К примеру, смоделируйте типичную пользовательскую ситуацию: он пошёл и
купил сканер, принтер, руль с педалями, сотовый телефон, фотоаппарат и
т.д. Как вы думаете, сколько пользователей перед покупкой посмотрят,
насколько то, что они хотят купить, будет совместимо с их системой?
Да, если предупредить, часть посмотрит. Плюс, всё-таки поддержка год
от года увеличивается. Но всё же, будем реалистами, вероятность того,
что купленное в магазине железо в линукс будет рабоать по принципу
"воткнул - заработало" IMHO находится где-то в районе 60%. А теперь
сравните с оффтопом: IMHO 90%. 30% недовольных - это большой шум.

Теперь смоделируйте другую типичную пользовательскую ситуацию: он
пошёл и купил игру. Или две. Далее события пойдут уже описанным
образом.

Поэтому - реклама, оно конечно рекламой, но на мой взгляд, начинать
внедрение надо с учебных заведений и рабочих мест. Будет очень полезно
прививать не только _универсальные компьютерные навыки_, но и
понимание того, что свобода овладевания знаниями - неотъемлимая часть
общих человеческих свобод.

>  В-третьих, двигатель прогресса - война - квинтэссенция того являения,
>  которое называется конкуренцией. За внимание российских пользователей
>  надо бороться. А поскольку ситуация в настоящий момент, мягко говоря,
>  плачевна, то это должна быть не просто война, а холивар!

Надо сначала подготовиться. Поскольку если развязать холивар -
возможны ответные меры. Надо иметь превосходящий товар - вот основа
победы.

>  Вот школы будут переводиться на Линукс. Отлично. Но при покупке
>  домашнего компьютера школьник всё равно получит балласт из Редмонда,
>  причём в 90% случаев опять же пиратский.

Не думаю, что это так. Всё больше компьютеров продаётся с OEM
версиями, специальными академическими лицензиями для учебных
заведений, а упомянутые ноутбуки так и подавляющее большинство с
предустановленной лицензионно-чистой версией.
Так вот, текущая модель использования, которая всё шире
распространяется: система предустановлена, на неё ставится тот же
самый свободный софт (gimp, openoffice, firefox, filezilla, vlc player
и т.п.) Причём, ставится в пользовательскую директорию, в варианте
portable (не требует установки).
Бесплатные антивирусы есть.

Всё это в сочетании с более грамотным разделением прав в оффтопике
виста (им комплектуется сейчас большинство ноутбуков) - даёт хороший
результат. Наблюдаю такие конфигурации, за прошедший год, например
заражаемость, упала _практически до нуля!_. А ведь это был очень
весомый козырь для перехода на линукс.

> Не будем притворяться -
>  подавляющее большинство компьютеров в России и СНГ работают на
>  нелегальных копиях винды. И вряд ли он возьмёт на себя смелость в первые
>  же дни полосью переформатировать жесткий диск и поставить привычный со
>  школы Линукс.

Надо научить грамотно делать dualboot. И дать такие средства.

> Сплавить производителям бесплатную (подтвердить докуметально,
>  с печатамя - чтобы комар а ля "маски-шоу" носа не подточил) версию
>  идеально вылизанного дистрибутива, пусть не сверх-полного, но
>  достаточного для корпоративного малобюджетного пользователя уровня
>  (Сеть-офис-мультимедия) + поддержка из коробки всего того, что к
>  ноутбуку подключается периферийно.

В этом-то и сложность. Выше уже описано почему.
К тому же, дистрибутив - это не только работа "из коробки". Это ещё
поддержка, обновления безопасности и просто обновления тех же
видеодрайверов, например. Тут тоже всё должно быть гладко.

>  Всё-таки есть важный момент при покупке ноутбука, который приходится
>  решать совершенно нелегально. Ведь новый ноутбук обычно имеет винду
>  хомяковую и пару плюшек для управления спец-кнопками, только и всего.
>  Еще до 500 американских рублей (ну, считаем, что юзер легально покупает
>  софт) уйдёт на офисный пакет, возможно, фотошоп + еще какие-то важные
>  плюшки. Конечно, такие деньжищи (больше половины стоимости ноутбука), он
>  платить не будет и пойдет опять куда-нибудь на развал.

Ситуацию со свободным ПО и его беспроблемным существовании в оффтопике
уже описал выше. Мне кажется, нарисованная Вами картина далека от
сегодняшней реальности.
Подавляющее большинство пользовательских задач элементарно решаются в
оффтопике с помощью того же свободного ПО, которое уже давно продаётся
"сборниками" по весьма приемлимой цене.

>  Тут и пойдёт по нарастающей. С позиции "тепличного" пользователя это
>  будет выглядеть примерно так:
>  Комплектация двух ноутбуков одинакова, но один стоит на 3-5 т. р.
>  дешевле. Странно. Почему? Свободная и бесплатная ОС? Здорово. А это
>  законно? Хмм, законно. Сразу рабочая версия офиса... И всё это просто
>  так... Обалдеть!

Да, ситуация выигрышная, но если без розовых очков, она может
обратиться в проигрыш одним лишь звонком/фразой друга понимающего в
компьютерах: "есть вероятность, что поимеешь головную боль от
подключения железа и, вероятно, не сможешь поиграть в игры".

А вообще, если уж "скоординированно холиварить", то можно прикладывать
дистрибутив и с теми ноутбуками, где уже предустановлен оффтопик.
Во-первых, в дистрибутиве есть LiveCD, а во-вторых, в рассылке
мелькало желание/мысль/планы  сделать возможным запуск прямо из-под
виндов.

При наличии читабельной под виндами информации - очень даже интересный ход.

>  И кому, как не
>  АЛЬТу быть лидером в СНГ?

Вот эта мысль мне очень по душе.
Стать №1 линукс-командой на просторах бывшего СССР - хорошая и
достойная цель. Мне кажется, у ALT Linux есть все возможности стать
такой командой.

Что же касается "отдельного" дистрибутива под ноутбуки... Вопрос этот
совсем не так прост. Торопиться, IMHO, не надо.
Единственно, что мне кажется безоговорочным, так это то, что надо
учитывать тот факт, что ноутбуки стремительно вытесняют десктопы в
пользовательских нишах и было бы разумно шлифовать дистрибутив на
устойчивую работу/настройку ноутбучного железа. Возможно, стоит
пересмотреть состав дистрибутива и за счёт сокращения и отказа от
некоторых пакетов увеличить долю именно ноутбучно-полезных драйверов и
приложений, даже мануалов.

Если же количество ноутбучно-полезных материалов действительно велико,
и без ущерба основному функционалу их невозможно включить в
дистрибутив, то создание чего-нибудь вроде ALT Linux 4.1 Mobile
Desktop мне кажется вполне разумным.

  parent reply	other threads:[~2008-04-19  6:52 UTC|newest]