* [mdk-re] ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-11 12:27 Сергей Васильев
From: Сергей Васильев @ 2001-01-11 12:27 UTC (permalink / raw)
  To: Конференция
	по Linux

11.01.2001 11:56

Добрый день.
Ещё  раз  спасибо  всем  за  помощь!  Я  в свою очередь готов казаться
полезным  всем  кто  интересуется интернационализацией и локализациями
системы. Ну пока ещё не забыл арабский язык/арабская письменность. :-)
Вот  только  бы  в  Linux  разобраться  бы  по лучше.:-( И вообще я не
компьюторщик  по  образованию - я юрист. Но вот нравится мне это дело.
Уже кое-что понимаю в этой области... ;-) Но хочется Linux!!!!

В связи с этим вопросики продолжаются:

1.  Мне  как  явно  начинающему  пользователю,  если  я  хочу  что-то
установить,  то файлы для установки надо искать в каталоге  /RPMS, а в
каталог  /SRPMS мне лазить пока незачем.
2. Попав в каталог  /RPMS  я должен найти файл, заканчивающийся на
.i586.rpm  и  кликнуть  на  нём.  Должен запустится менеджер пакетов и
начаться установка. Верно?

*/Только  вот  я в целях познания лазил и в  /SRPMS /RPMS  и кликал по
файлам .rpm - так в обоих случаях запускался менеджер пакетов и что-то
там ставилось... Почему? */

Далее..

3.   В  теме "АДРЕС" мне указали адрес где можно скачать KDE2 с учётом
того  что  у  меня  Mdk  70RE.  И  указали  какие файлы надо скачать в
минимуме. Спасибо!
Однако  всё  равно  для меня это слишком много - я на диалапе. Поэтому
возвращаясь  к  дистрибутиву  на  4 дисках, я хочу спросить - ведь там
есть  же  KDE2.  Пусть не совсем новая, пусть не полностью рабочая. Но
очень уж хочется посмотреть на это дело!! :-)
Так вот в каталоге tomorrow/RPMS есть файлы:

expect-5.31.2-ipl1mdk.i586.rpm
hackkernel-2.3.41-1mdk.i586.rpm
hackkernel-doc-2.3.41-1mdk.i586.rpm
hackkernel-headers-2.3.41-1mdk.i586.rpm
hackkernel-source-2.3.41-1mdk.i586.rpm
hackperl-5.00563-6mdk.i586.rpm
hackperl-base-5.00563-6mdk.i586.rpm
itcl-3.0.1-ipl1mdk.i586.rpm
kdebase2-1.89-ipl2mdk.i586.rpm
kdelibs2-1.89-ipl4mdk.i586.rpm
kdesupport2-1.89-ipl2mdk.i586.rpm
koffice-1.80.19991216-ipl2mdk.i586.rpm
qt-2.1.0-ipl2mdk.i586.rpm
qt-devel-2.1.0-ipl2mdk.i586.rpm
qt-doc-2.1.0-ipl2mdk.i586.rpm
tcl-8.2.2-ipl1mdk.i586.rpm
tclx-8.1.1-ipl1mdk.i586.rpm
tix-4.1.0.6-ipl1mdk.i586.rpm
tk-8.2.2-ipl1mdk.i586.rpm
XFree86-100dpi-fonts-3.9.17-ipl2mdk.i586.rpm
XFree86-3.9.17-ipl2mdk.i586.rpm
XFree86-75dpi-fonts-3.9.17-ipl2mdk.i586.rpm
XFree86-devel-3.9.17-ipl2mdk.i586.rpm
XFree86-doc-3.9.17-ipl2mdk.noarch.rpm
XFree86-latin2-fonts-3.9.17-ipl2mdk.i586.rpm
XFree86-libs-3.9.17-ipl2mdk.i586.rpm

Во-от. Хотелось ба спросить
- на какой из них надо кликнуть чтобы установилось KDE2
- как понять что это всё-таки установилось
- что вообще в этих файлах и для чего они нужны.

4.  Как в Linux посмотреть сколько места осталось у меня на диске? Ну,
сколько занято, сколько свободно?

5.  Когда устанавливал Linux - установилось какие-то пакеты. Нужны они
или  нет  -  не  знаю.  По  английски  читаю очень плохо - в менеджере
пакетов  описания  не прочесть. Можно ли где-нибудь узнать о том какие
пакеты  что  делают?  Ну  прочесть  где-нибудь  об этом на русском или
послать  кому-нибудь  какой-нибудь файлик с описанием или что-нибудь в
этом роде? :-)

На этом всё. Спасибо уже за то, что до конца дочитали. ;-)

________________
С уважением
Сергей Васильев

* Re: [mdk-re] ðïíïçéôå îï÷éþëõ! - 2
@ 2001-01-11 12:44 ` Yury Zotov
From: Yury Zotov @ 2001-01-11 12:44 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Thu, 11 Jan 2001 12:34:57 +0300
Сергей Васильев <webmaster@znanie.net> wrote:

> [...]
СВ>
СВ> */Только  вот  я в целях познания лазил и в  /SRPMS /RPMS  и кликал по
СВ> файлам .rpm - так в обоих случаях запускался менеджер пакетов и что-то

Потому что пакеты *.src.rpm тоже имеют в себе сценарий установки.
Устанавливаются исходные тексты программ. Они ставятся в каталоги
/usr/src/RPM/...

Вообще, почитайте man rpm. Он по-моему по русски.

> [...]
СВ> - как понять что это всё-таки установилось
СВ> - что вообще в этих файлах и для чего они нужны.

KDE2 от сюда ставить не советую, так как вам тогда вообще KDE2 не
понравится. Это очень ранняя версия, положенная на диск для программистов.

В rpm-пакете есть список файлов, его можно увидеть с помощью kpackage или,
запустив rpm с определенными ключами.

СВ> 4.  Как в Linux посмотреть сколько места осталось у меня на диске? Ну,
СВ> сколько занято, сколько свободно?

Программа df.
man df тоже по русски.

--
Юрий А. Зотов

* [mdk-re] Re: [mdk-re] ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-11 14:03 ` Viacheslav Kaloshin
From: Viacheslav Kaloshin @ 2001-01-11 14:03 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Сергей Васильев wrote:
> 4.  Как в Linux посмотреть сколько места осталось у меня на диске? Ну,
> сколько занято, сколько свободно?
df
расшифровывается как disk free
объем занятый каталогом - du
--
With best wishes,
Viacheslav Kaloshin

* [mdk-re] Re: [mdk-re] ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-11 23:58 ` Maksim Otstavnov
From: Maksim Otstavnov @ 2001-01-11 23:58 UTC (permalink / raw)
  To: Сергей
	Васильев

Hello Сергей,

СВ> 1.  Мне  как  явно  начинающему  пользователю,  если  я  хочу  что-то
СВ> установить,  то файлы для установки надо искать в каталоге  /RPMS, а в
СВ> каталог  /SRPMS мне лазить пока незачем.

в общем и целом, да.

СВ> 2. Попав в каталог  /RPMS  я должен найти файл, заканчивающийся на
СВ> .i586.rpm  и  кликнуть  на  нём.  Должен запустится менеджер пакетов и
СВ> начаться установка. Верно?

Да. Либо используйте одну из графических оболочек rpm - GnoRPM или что
там еще у нас есть.

СВ> */Только  вот  я в целях познания лазил и в  /SRPMS /RPMS  и кликал по
СВ> файлам .rpm - так в обоих случаях запускался менеджер пакетов и что-то
СВ> там ставилось... Почему? */

Пакет с исходниками - тоже пакет, и он содержит (или, по крайней мере,
должен содержать) сценарий установки. Обычно его исполнение сводится к
распаковыванию содержимого куда-нибудь в /usr/src/... Так же, как и
пакет с исполняемым кодом, пакет с исходниками можно удалить
средствами rpm. Почитайте man rpm или доки к его графическим
оболочкам.

> [...]

СВ> есть  же  KDE2.  Пусть не совсем новая, пусть не полностью рабочая. Но
СВ> очень уж хочется посмотреть на это дело!! :-)

Честное слово, на это лучше не смотреть. По крайней мере, пока не
прочитаете про понятие зависимостей пакетов в документации по rpm. А
далее - общий принцип - сначала обновляется qt*, потом kde*. При этом
будут появляться сообщения об неудовлетворенных зависимостях, и
придется возвращаться и обновлять другие средства и библиотеки, о
которых будет сказано в этих сообщениях.

Но лучше дождаться формального релиза MDK с KDE2.

> [...]

СВ> пакеты  что  делают?  Ну  прочесть  где-нибудь  об этом на русском или
СВ> послать  кому-нибудь  какой-нибудь файлик с описанием или что-нибудь в

Если описания пакета на русском нет, стОит посмотреть в описании на
английском адрес сайта разработчика и поискать там ссылку на перевод.
Если нет, то скорее всего, перевода не существует в природе. А если
нет, но очень хочется, имеет смысл послать сюда сообщение с названием
конкретного пакета. Если кто-то с ним разобрался, возможно, Вам
ответят.

И еще: "питеровская" книжка "RedHat Linux 6.2. Учебный курс" содержит
(в Приложении D) список пакетов, на 50% совпадающий с мандрейковским,
с короткими комментариями. К сожалению, похоже, составители книжки
"забыли" включить ее полный текст на прилагаемый диск или как-то
указать способ его получения в электронно-читаемом виде.
Соответственно, выслать не могу :(

Если кто-то в курсе, и прокомментирует статус этого издания (сильные
подозрения в "пиратстве"), буду чертовски благодарен.

--
-- Maksim

* Re: [mdk-re] Re: [mdk-re]  ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-12  0:29   ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2001-01-12  0:29 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Maksim Otstavnov wrote:

> [...]
>
> Если кто-то в курсе, и прокомментирует статус этого издания (сильные
> подозрения в "пиратстве"), буду чертовски благодарен.
Достаточно почитать на прилагаемом диске в _английском_ варианте раздел
о правовом статусе документации RH, как все станет ясно. В руском
переводе _на__диске_ это траздельчик странным образом выпал.Издатели не
получили разрешения на перевод и публикацию документации RH. Более того,
они:
--  не указали истинных авторов;
--  объявили этот коммерчекий материал под GPL (!!!), что потенциально
делает возможный ущерб RH неограниченным, так как любой может
переводить, модифицировать и издавать это пиратство, сославшись на
лицензию Питера.
Описание пакетов, кстати, относится к предыдущей версии и имеет с RH 6.2
не очень много общего.
Кстати, прилагаемый диск нарушает условия использования торговой марки
Red Hat Linux, так как называть диск этим именем можно _только_ тогда,
когда он является _точной__копией_ Red Hat Linux и не содержит, в
частности, дополнительных материалов. Замечу, что издатель диска
LinuxInc сам издал Linux Cyrillic Edition, а не RH 6.2, так что здесь
налицо умышленненно нарушение прав Red Hat. Редактор Пасечник и
LinuxInc(UrbanSoft, LynxBCC -- одно лицо) валят все друг на друга.

Это далеко не все нарушения, имеющиеся в этом издании, но я уже устал
говорить об этом, sorry.
Rgrds, AEN

> --
> -- Maksim

* [mdk-re] Re[2]: [mdk-re] Re: [mdk-re]  ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-12  1:47     ` Maksim Otstavnov
From: Maksim Otstavnov @ 2001-01-12  1:47 UTC (permalink / raw)
  To: Aleksey Novodvorsky

Hello Aleksey,

Friday, January 12, 2001, 5:00:30 AM, you wrote:

> [...]

[skip]

AN> Достаточно почитать на прилагаемом диске в _английском_ варианте раздел
AN> о правовом статусе документации RH, как все станет ясно.

Хм, действительно, там Open Publication License, V0.4 or later, а
отнюдь не GPL.

[skip]

AN> Редактор Пасечник и LinuxInc(UrbanSoft, LynxBCC -- одно лицо)
AN> валят все друг на друга.

Вот сейчас организуем публичный скандал в худородном семействе...
глядишь, и разберутся.

Я осторожно поинтересуюсь, на каком основании выпущена книга, и если
там "пиратство", устрою потеху.

Самое обидное, что это _абсолютно бессмысленный_ акт - даже не
"воровства", а - вандализма, поскольку я на 90% уверен, что RH дали бы
им разрешение продать десяток тыс. книжек в обмен на контрибуцию
перевода пользовательскому сообществу на условиях OPL. И продали бы
они их никак не меньше.

--
-- M

* Re: [mdk-re] Re[2]: [mdk-re] Re: [mdk-re]   ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-12  2:52       ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2001-01-12  2:52 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Maksim Otstavnov wrote:

> Вот сейчас организуем публичный скандал в худородном семействе...
> глядишь, и разберутся.
>
> Я осторожно поинтересуюсь, на каком основании выпущена книга, и если
> там "пиратство", устрою потеху.
Может, не стоит на первый раз? На самом деле мне интересно -- выпустили
ли они допечатку. Если да -- полное бесстыдство.  Но я все еще очень
надеюсь, что можно договориться о законном, если уж не приличном,
поведении с теми немногими фирмами, которые занимаются здесь Linux. Я
говорю именно о Linux, а не free software, так как последнее для меня не
только буква, но и дух.

> [...]
> им разрешение продать десяток тыс. книжек в обмен на контрибуцию
> перевода пользовательскому сообществу на условиях OPL. И продали бы

Я уверен на 70%, что не разрешили бы. С неоригинальным диском -- точно.
Или потребовали бы некоторых отчислений, что заметно уменьшило бы
продаваемость книги. RH продает коробки и им невыгодно создавать
прецедент прода документации отдельно, с одним диском. А про особенности
российского рынка они и знать ничего не хотят.
Сужу так по аналогии со SuSE, позицию немцев знаю точно. RH, возможно,
добрее процентов на 30% :-)

Насчет вандализма -- очень точно сказано.

Rgrds, AEN

> --
> -- M

* [mdk-re] Re[2]: [mdk-re] Re[2]: [mdk-re] Re: [mdk-re]   ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-12  3:27         ` Maksim Otstavnov
From: Maksim Otstavnov @ 2001-01-12  3:27 UTC (permalink / raw)
  To: Aleksey Novodvorsky

Hello Aleksey,

Friday, January 12, 2001, 7:23:18 AM, you wrote:

AN> Может, не стоит на первый раз?

Я полагаю, что да. Поскольку это будет повторятся - не с
Питером/Линксом, так с другими.

Другое дело, что по форме OPL и по российскому законодательству
какой-то enforcement возможен, только если им займется правообладатель
или его законный представитель. С GPL все по другому, поскольку она
размазывает некоторые права, отнесенные законодательством к
исключительным, по всем пользователям и, в принципе, любой
пользователь может призвать нарушителя к ответу.

AN> Но я все еще очень надеюсь, что можно договориться о законном,
AN> если уж не приличном, поведении с теми немногими фирмами, которые
AN> занимаются здесь Linux.

Надо Russian Open Src Convention открывать ;)

AN> Я уверен на 70%, что не разрешили бы.

Ну, не буду спорить, поскольку ситуация гипотетическая. Если там сидят
грамотные маркетологи, то разрешили бы, поскольку есть время собирать
камни и время мастерить рогатки. Т.е. время осуществлять
проникновение/захват и время зарабатывать деньги. А т.к. первое - вещь
сугубо убыточная, всегда лучше свалить свою работу на других.

--
-- M

* [mdk-re] Re: ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-12 13:36           ` Mikhail Zabaluev
From: Mikhail Zabaluev @ 2001-01-12 13:36 UTC (permalink / raw)
  To: Aleksey Novodvorsky

Hello Maksim,

On Fri, Jan 12, 2001 at 03:31 +0300, Maksim Otstavnov wrote:

> Я полагаю, что да. Поскольку это будет повторятся - не с
> Питером/Линксом, так с другими.

Верно. Пусть свыкаются с мыслью, что здесь не "халява", а продукты,
связанные некоторыми лицензиями.
Вообще, кто-нибудь у нас занимается грамотным пиаром, направленным на
преодоление "халявной" ментальности? Не "украл - инсталлировал -
в тюрьму", но демонстрацией пряников?

> [...]
> проникновение/захват и время зарабатывать деньги. А т.к. первое - вещь
> сугубо убыточная, всегда лучше свалить свою работу на других.

Возможно, они и потирают руки, глядя на подвижничество Black Cat, KSI и
иже с ними. А потом купят одну из команд - и вперед.

--
Stay tuned,
  MhZ                                    mailto:mookid@sigent.ru

* [mdk-re] Linbooks
@ 2001-01-12 14:26         ` Maksim Otstavnov
From: Maksim Otstavnov @ 2001-01-12 14:26 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Hello Aleksey,

Friday, January 12, 2001, 7:23:18 AM, you wrote:

FYI: Пасечник ответил в смысле: допущена ошибка, с правообладателем
улаживают, издание по RH 7 будет "чистым".

Уж не знаю, до чего они там договорятся. Хорошо бы, чтобы это попало
под OPL...

Книжка (абстрагируясь от "чистоты") получилась не самая плохая.
Особенно, если положить рядом не Линксовский вариант RH, а BlackCat.
:))

Мой хит-парад (пятерка) книжек в 2000 г. Я бы рекомендовал
(возвращаясь к источнику треда) неанглофонам в следующем порядке:

[0. Уэлш, Running Linux. - СПб.Ж "Символ-Плюс" - Еще не видел
    перевода, но предполагаю, что он нормальный и что эта книжка по
    качеству перекроет следующую.]

1. Уэлш и др. Руководство... М.: IPLabs - Очень хорошая. Но старая. Но
   все равно на сегодня лучшая.

2. Фолькердинг и др. Установка... СПб.: "Питер" - Старовата и
   сконцентрирована на Slackware, но язык и сбалансированность это
   искупают.

3. Хм, поставил бы на это место злосчастный Питеровский RH.

4 и 5. Две скучные, но иногда полезные на полке книжки - третье
   издание Петерсона и пятое - Такера.

[Еще я так и не видел книжку, сопровождающую Debian. Мне ее передали,
но я никак не доберусь до офиса, чтоб забрать.]

=====

Пятерка книжек, которых на русском нет, но должны быть:

1. Какая-нибудь хорошая книжка по X и XFree86. собственно, по XFree86
   существует только одна книжка, поэтому, понятно, что переводить ;)

2. Книга Собелла по Linux. Не помню, как называется. Собелл вообще
   пишет лучшие практические руководства по юниксам. У меня есть его "UNIX
   SVR4.2" 95-го года, и это основная настольная книга по юниксу у меня
   дома. После GNU'шной документации ;)

3. Rute. Перевел бы кто-нибудь... Это посильнее "Фауста" Гете...

4. Новодворский и др. Жизнь и ловля пресноводных i18n/L10n.
   :))))))))))))) Пер. с транслита :)))))))))))))

5. Книжка по современному Web-инструментарию под открытыми системами.
   Это "пятым номером" только потому что сисадмины все же читают
   по-английски, иначе была бы вторым.

--
-- Maksim

* [mdk-re] Re: [mdk-re] Re: ПОМОГИТЕ НОВИЧКУ! - 2
@ 2001-01-12 15:03             ` Maksim Otstavnov
From: Maksim Otstavnov @ 2001-01-12 15:03 UTC (permalink / raw)
  To: (Mikhail Zabaluev); +Cc: Aleksey Novodvorsky

Hello Mikhail,

Friday, January 12, 2001, 12:33:25 PM, you wrote:

> [...]
MZ> Вообще, кто-нибудь у нас занимается грамотным пиаром, направленным на
MZ> преодоление "халявной" ментальности? Не "украл - инсталлировал -

Пряники, увы, появляются, когда правилу следует большинство. А до
этого нужен инфорсмент - легальный или моральный.

С другой стороны, лицензирование свободного софта - сам по себе
достаточно хитрый, но оборонительный шаг. В условиях развитой
инфраструктуры разработки и дистрибуции свободного софта надобность в
лицензировании может и отпасть, т.к. "закрытие" производных будет с
очевидностью наносить ущерб лишь тому, кто его произвел. Кажется, так,
хотя я не уверен.

MZ> Возможно, они и потирают руки, глядя на подвижничество Black Cat,
MZ> KSI и иже с ними.

Подвижничество скорее в разработке, чем в создании каналов.

MZ> А потом купят одну из команд - и вперед.

Это неплохой вариант. Важно, чтобы локализация шла в общее (хотя бы
для конкретного дистрибутива) дерево. "Национальные версии" на сегодня
мне кажутся не слишком удачным путем развития.

--
-- Maksim

* Re: [mdk-re] Linbooks
@ 2001-01-16 11:24           ` Mikhail Zabaluev
From: Mikhail Zabaluev @ 2001-01-16 11:24 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Hello Maksim,

On Fri, Jan 12, 2001 at 14:18 +0300, Maksim Otstavnov wrote:

> 5. Книжка по современному Web-инструментарию под открытыми системами.
>    Это "пятым номером" только потому что сисадмины все же читают
>    по-английски, иначе была бы вторым.

Сисадмины? Web-инструментарий? Знакомые мне сисадмины мало что понимают в
веб-инструментарии, кроме того, как его устанавливать (и это не вполне).
И наоборот, веб-программисты мало что понимают в администрировании. О тех,
что заливают файлы по FTP и делают chmod 777 на то, что нужно
модифицировать в скриптах, и говорить не будем - слишком печальная и
больная тема. И только некоторые ;) в какой-то степени овладевают и тем, и
другим, но эти последние технической литературы на русском не держали в
руках уже давно. Бо snapshot состояния дел, который отображают печатные
издания, тем более переводные, слишком быстро устаревает. PHP полгода
назад и сегодня - это две большие разницы. Кстати, коллеги, спешу вас
обрадовать - сегодня мир с изумлением узнал о существовании open-source
PHP cache:
http://apc.communityconnect.com/

--
Stay tuned,
  MhZ                                    mailto:mookid@sigent.ru

* Re[2]: [mdk-re] Linbooks
@ 2001-01-16 12:35             ` Maksim Otstavnov
From: Maksim Otstavnov @ 2001-01-16 12:35 UTC (permalink / raw)
  To: Mikhail Zabaluev

Hello Mikhail,

Saturday, January 13, 2001, 3:05:07 AM, you wrote:

MZ> Сисадмины? Web-инструментарий? Знакомые мне сисадмины мало что понимают в
MZ> веб-инструментарии, кроме того, как его устанавливать (и это не вполне).
MZ> И наоборот, веб-программисты мало что понимают в администрировании.

В этой шуточной рецензии я не углублялся в такие тонкости. Я имел в
виду книжку, достаточно популярно и правдоподобно :) рассказывающую о
том, зачем вообще что-то ставить поверх Apache, и какие выгоды
принесут (и какой ценой) средства типа Zope, Midgard, Communiware
(если он станет открытым) и т.п.

В этой области очень много грязного маркетинга (я, разумеется, не имею
в виду перечисленные продукты) и очень мало попыток разобраться по
сути. Причем, не только в русской литературе, но и вообще.

--
-- M