* [Comm] ввод русских символов - UTF-8, X, Firefox
@ 2008-10-22  7:43 Андрей
From: Андрей @ 2008-10-22  7:43 UTC (permalink / raw)
  To: community

Добрый день!

Установлен Altlinux Desktop 4.1.
Файл xorg.conf выглядел таким образом (обратите внимание -
ничего нет про клавиатуру, но под

KDE все работало исправно (переключение на русский язык и
т.п.), поэтому вопросов не

вызывало):

---

# With libXiconfig we don't need configuration for
# ps and usb mice.
# For serial mice we will set up all serial devices.
#
# Composite is not yet stable on even major drivers;
# uncomment to enable
#Section "Extensions"
#	Option      "RENDER" "Enable"
#	Option      "Composite" "Enable"
#EndSection

Section "ServerLayout"
	Identifier     "Minimal layout"
	Screen         "Screen0" 0 0
	InputDevice    "/dev/ttyS0" "CorePointer"
EndSection

Section "Module"
	Load  "freetype"
	Load  "glx"
	Load  "dri"
	Load  "dbe"
	SubSection "extmod"
		Option	    "omit xfree86-dga"
	EndSubSection
EndSection

Section "ServerFlags"
	Option	    "AutoAddDevices" "true"
	Option	    "AllowMouseOpenFail" "true"
EndSection

Section "InputDevice"
	Identifier  "/dev/ttyS1"
	Driver      "mouse"
	Option	    "Device" "/dev/ttyS1"
	Option	    "Protocol" "microsoft"
EndSection

Section "InputDevice"
	Identifier  "/dev/ttyS0"
	Driver      "mouse"
	Option	    "Device" "/dev/ttyS0"
	Option	    "Protocol" "microsoft"
EndSection

Section "Monitor"
	Identifier   "Monitor0"
EndSection

Section "Device"
	Identifier  "Card0|0"
	Driver      "nvidia"
EndSection

Section "Screen"
	Identifier "Screen0"
	Device     "Card0|0"
	Monitor    "Monitor0"
	DefaultDepth     16
	SubSection "Display"
		Depth     8
	EndSubSection
	SubSection "Display"
		Depth     15
	EndSubSection
	SubSection "Display"
		Depth     16
	EndSubSection
	SubSection "Display"
		Depth     24
	EndSubSection
	SubSection "Display"
		Depth     32
	EndSubSection
EndSection

Section "DRI"
	Group        "xgrp"
	Mode         0660
EndSection

---

Затем встала такая задача: запускать компьютер с одним
лишь окном Firefox (дать возможность

пользователям (множеству) пользоваться только этим
приложением).

Для этого создал .xinitrc такого содержания:

---

firefox

---

Поправил .bashrc так:

---

# .bashrc

# User specific aliases and functions

# Source global definitions
#if [ -r /etc/bashrc ]; then
#	. /etc/bashrc
#fi

startx
logout

---

При таких условиях как только пользователь вводит
логин-пароль (некий универсальный для всех,

кому надо пользоваться Firefox) вместо окружения KDE он
видит окно Firefox (без всяких меню и

др.), а как только он выходит из приложения, то снова
выводится окошко выбора пользователя и

его пароля.
Однако оказалось, что при этом ни в адресной строке
браузера, ни в каких-либо полях

загруженных страниц нет возможности вводить русские
символы, т.е. по Ctrl+Shift

(переключение раскладки) не происходит переключения языков
- все время печатаются английские

символы.

После некоторого изучения вопроса решил добавить руками в
xorg.conf клавиатурную часть

(перед mouse частью - которых почему то две (???)):

---

Section "InputDevice"
  	Identifier     "Generic Keyboard"
	Driver         "kbd"
	Option         "CoreKeyboard"
	Option         "XkbRules"        "xorg"
	Option         "XkbModel"        "pc105"
	Option         "XkbLayout"       "us,ru"
	Option         "XkbVariant"      ",winkeys"
	Option         "XkbOptions"
     "grp:ctrl_shift_toggle,grp_led:scroll"
EndSection

---

Однако это не решило проблемы - по-прежнему не происходит
переключения русского языка.
Попробовал то же с запуском только терминального окошка -
тоже нет переключения на ввод

русских букв.
Если все возвращаю к исходному состоянию (кроме xorg.conf
- клавиатурную часть оставил), то

загружается KDE и все в порядке - в разных приложениях
работает переключение языка.

При любых условиях переключение языка в окошке выбора
пользователя работает.

Попробовал поставить xxkb и прописывать запуск в .xinitrc
вместе с firefox (не знаю могло ли

это мне помочь), но результата не добился.

LOCALE - UTF-8.
Клавиатура PS/2 (важно ли это?)
Мышь USB, но подключена через переходник к PS/2 разъему.
Может быть в какой-то момент (на время установки системы
или после) использовались USB-шные

клавиатура и(или) мышь (это к вопросу "почему в xorg.conf
исходном ничего не было про

клавиатуру, но два раза про мышь?0").

Что тут можно посоветовать?

Спасибо.

Андрей
---
Professional hosting for everyone - http://www.host.ru

* Re: [Comm] ввод русских символов - UTF-8, X, Firefox
@ 2008-10-22  8:04 ` Yuri Bushmelev
From: Yuri Bushmelev @ 2008-10-22  8:04 UTC (permalink / raw)
  To: ALT Linux Community general discussions

В сообщении от Среда 22 октября 2008 Андрей написал(a):
> Добрый день!
[skip]
> [...]
> переключения русского языка.
> Попробовал то же с запуском только терминального окошка -
> тоже нет переключения на ввод русских букв.

Поскольку управление устройствами ввода (как минимум) сейчас переехали их
xorg.conf в hal, то править это теперь надо там. Если есть желание
настроить все через hal (хотя в альте, насколько я понял, существует другой
метод, считающийся пока более правильным, см. ниже).

Например, на генте я писал вот такой
файлик /data/etc/hal/fdi/policy/55-xorg-xkb.fdi

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>
<deviceinfo version="0.2">
  <device>
    <match key="input.device" string="/dev/input/event40">
        <merge key="input.x11_driver" type="string">kbd</merge>
        <merge key="input.xkb.layout" type="string">us,ru</merge>
        <merge key="input.xkb.model" type="string">microsoftprousb</merge>
        <merge key="input.xkb.rules" type="string">xorg</merge>
        <!--merge key="input.xkb.variant" type="string">,winkeys</merge-->
        <merge key="input.xkb.options"
type="strlist">grp:shift_caps_toggle,grp_led:scroll,caps:internal,compose:rwin</merge>
    </match>
  </device>
</deviceinfo>

> Что тут можно посоветовать?

В альте есть хитрый скрипт /etc/X11/xinit/fixkeyboard. Он запускает
setxkbmap с параметрами из файла Xkbmap в том же каталоге (управляется
альтератором) и .Xkbmap из домашнего каталога пользователя. В нем и
прописываются параметры клавиатуры. Но, поскольку, вы не используете *dm'ы,
то этот скрипт и не отрабатывает. Поэтому решения я вижу следующие.

Либо использовать альтовский механизм запуска сессий оконных менеджеров
через kdm/xdm/gdm/т.п. Тогда отработает штатный
скрипт /etc/X11/xinit/fixkeyboard. Для примера посмотрите в
каталог /etc/X11/wmsessions.d. Можно создать аналогичный, где прописать
запуск firefox'а.

Либо попробовать включить в ваш .xinitrc вызов fixkeyboard, как самый
простой способ. Но я бы, наверное, выбрал предыдущий. Все-таки *dm более
дружественный к пользователю способ входа в систему :)

Бушмелев Юрий

* Re: [Comm] ввод русских символов - UTF-8, X, Firefox
@ 2008-10-22  8:24 ` Kirill Maslinsky
From: Kirill Maslinsky @ 2008-10-22  8:24 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Wed, Oct 22, 2008 at 11:43:31AM +0400, Андрей wrote:
> [...]
> ничего нет про клавиатуру, но под
>
> KDE все работало исправно (переключение на русский язык и

[...]

> Для этого создал .xinitrc такого содержания:
>
> ---
>
> firefox
>
> ---

Скорее всего проблема именно в этом: пользовательский .xinitrc
имеет приоритет перед системными скриптами, в результате не
выполняются некоторые стандартные процедуры из /etc/X11/xinit/,
в частности, упомянутый в соседнем письме fixkeyboard.

Правильно будет перенести команду запуска firefox в файл
.xsession или в .xsession.d/, тогда выполнится и системная часть
xinit, и нужная Вам команда в качестве X session leader.

--
Kirill Maslinsky

* Re: [Comm] ввод русских символов - UTF-8 , X, Firefox
@ 2008-10-22  8:54   ` Yuri Bushmelev
From: Yuri Bushmelev @ 2008-10-22  8:54 UTC (permalink / raw)
  To: Kirill Maslinsky, community

В сообщении от Среда 22 октября 2008 Kirill Maslinsky написал(a):

> Правильно будет перенести команду запуска firefox в файл
> .xsession или в .xsession.d/, тогда выполнится и системная часть
> xinit, и нужная Вам команда в качестве X session leader.

.xsession по состоянию перед релизом 4.1 не выполнялся, если
скрипту /etc/X11/Xsession был передан параметр с именем запускаемой сессии
WM, либо он находил его сам. То есть, .xsession в Альте - это последний
случай после всех возможных автоматизмов. Фактически, при установленном
KDE, .xsession вообще никогда не запустится :)

Скрипты их .xsession.d - да, запускаются, но при условии использования
*dm-ов.

Бушмелев Юрий