ALT Linux Community general discussions
* [Comm] Xfree 4.3.0 & US International клавиатура
@ 2003-09-30  7:29 Vladimir NOVIKOV
From: Vladimir NOVIKOV @ 2003-09-30  7:29 UTC (permalink / raw)
  To: community

Привет всем,

Вот такая возникла проблемка после апдейта по последних иксов.

Как и у многих, у меня стоит клавиатура QWERTY. Для работы с разными
европейскими языками я использовал раскладку us_intl, которая смутно
напоминает виндовую US International и работает через мёртвые клавиши.
Другое дело, что она не хотела грузиться на пару с русской раскладкой,
ну да ладно.

Поставил  наиновейшие иксы и влетел. Если в соответствующих разделах
XF86Config-4 я прописываю "us,ru", ",winkeys", "grp:menu_toggle", то всё
работает нормально, но только аксанов не поставить.

Если же сделать "us_intl,ru" (или us-int, us-intl, us_int), то при
запуске иксов я попадаю в простую американскую клавиатуру, мёртвых
клавиш нет, и русская клавиатура не включается.

Я уж думал, что теперь мёртвые клавиши задаются через XkbVariant, типа
winkeys. Но пока не нашёл.

Если кто уже наступил на эти грабли, то прошу помочь, так как надо
делать текст на смеси русского и французского, а постоянно ставить
многочисленные аксаны через таблицу символов замучаешься.

Пока,

Владимир
--
************************
Vladimir NOVIKOV

* Re: [Comm] Xfree 4.3.0 & US International клавиатура
@ 2003-09-30 11:03   ` Vladimir NOVIKOV
From: Vladimir NOVIKOV @ 2003-09-30 11:03 UTC (permalink / raw)
  To: community

Привет всем,

Пирогов Алексей wrote:
> а не пробовал добавить французский?
> типа "us,ru,fr", ",winkeys,winkeys"

Пробовал, разумеется.

Замечания:

1. Это конкретно неудобно, так как надо набирать вслепую;
2. Опция winkeys к французской клавиатуре неприменима, катит только
вариант ",,winkeys" и "us,fr,ru".
3. При установке французской клавиатуры можно вводить только те буквы с
аксанами, которые на этой клавиатуре есть. Но даже на французской
клавиатуре два надбуквенных знака (домик и две точки) вводятся через
мёртвые клавиши. Так вот, они не работают вовсе.

Кроме того, полностью не работает режим ввода через AtlGr. При нажатии
на AtlGr вводятся те буквы, что на клавише нарисованы, а надо бы те, что
в этом режиме должны быть.

Одним словом, вопрос с dead keys и AltGr mode остаётся полностью открытым.

Пока,

Владимир

--
************************
Vladimir NOVIKOV

@ 2003-09-30 12:05 ` Пирогов Алексей
From: Пирогов Алексей @ 2003-09-30 12:05 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от 30 Сентябрь 2003 10:29 Vladimir NOVIKOV написал(a):
> как надо делать текст на смеси русского и французского, а постоянно ставить
> многочисленные аксаны через таблицу символов замучаешься.

> [...]

Наилучшие пожелания,                      Registered         .--.
Пирогов Алексей                       Linux User #293162    |@_@ |
mailto:ipalex@ukr.net                                       |!_/ |
mailto:ipalex@ferplast.com.ua                              //   \ \
(AlekseyPirogov@ferplast.com.ua)                          (|     | )
UIN:172368093                                            /'\_   _/`\
                                       Powered by Linux  \___)=(___/

* Re: [Comm] Xfree 4.3.0 & US International клавиатура
@ 2003-09-30 13:37     ` Alexej Kryukov
From: Alexej Kryukov @ 2003-09-30 13:37 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Tuesday 30 September 2003 15:03, Vladimir NOVIKOV wrote:
> [...]
> клавиатуре два надбуквенных знака (домик и две точки) вводятся через
> мёртвые клавиши. Так вот, они не работают вовсе.

Самой важной вещи Вы не сказали: какая у Вас локаль? Потому что если
она не UTF-8, то я не понимаю, как у Вас могла работать раскладка
us_intl. Если же UTF-8, то мертвые клавиши должны быть доступны
и в раскладке fr. Дело в том, что способ работы мертвых клавиш
определяется файлами /usr/X11R6/lib/X11/locale/*/Compose, которые
для русских кодировок девственно чисты. И хакать их бесполезно:
в юникодовых приложениях (т. е. OOo и все, основанные на gtk2 и
qt) корректного ввода символов, не входящих в системную кодировку,
таким способом добиться всё равно нельзя.

Что же касается us_intl, то комбинация "us_intl,ru" почему-то
действительно не работает в X 4.3. Но это IMHO беда небольшая,
т. к. гораздо удобнее настроить клавишу Compose. У меня в XF86Config
так:

Option "XkbOptions" "grp:lwin_toggle,grp_led:scroll,compose:menu"

Тогда клавиша Menu работает как Compose, так что, например, нажатие
<Menu>'a дает aacute, и т. д. Приложение для этого, естественно,
должно быть запущено с юникодовой локалью, т. к. все комбинации
с <Compose> задаются теми же Compose-файлами.

* Re: [Comm] Xfree 4.3.0 & US International клавиатура
@ 2003-10-01 10:04       ` Vladimir NOVIKOV
From: Vladimir NOVIKOV @ 2003-10-01 10:04 UTC (permalink / raw)
  To: community

Привет всем,

Алексей, спасибо за подсказки.

Alexej Kryukov wrote:
> [...]
> qt) корректного ввода символов, не входящих в системную кодировку,
> таким способом добиться всё равно нельзя.

Локаль KOI8-R. Я собираюсь переходить на UTF-8 (смесь русской и
американской, так как полностью русифицированную систему не люблю), но
пока не нашёл никаких документов по такому переходу. Если Вы уже
перешли, то буду признателен за информацию о возможных граблях.

Тем не менее, us_intl, если только её установить без русской, работает в
  Gnome. В KDE действительно не работает.

> [...]
> должно быть запущено с юникодовой локалью, т. к. все комбинации
> с <Compose> задаются теми же Compose-файлами.

Спасибо за наводку, после перехода на соответствующую локаль попробую.
  Я так понимаю, что у Вас до этой строчки прописано соответственно
"us,ru", ",winkeys".

Тем не менее, назвать это удобным не могу. Это проходит при нечастой
работе с вышеупомянутыми языками, но при постоянной работе с тем же
французским уже не катит. Слишком замедляет набор текста по сравнению с
той же виндовой "US International". Постоянно приходится нажимать на
дополнительную клавишу.

От "родных" клавиатур я отказался, так как они заточены под конкретный
язык, да и то коряво. Например, французская клавиатура AZERTY не
позволяет без бубна набирать большие буквы с аксанами. И если во
французском это ещё проходит, так как есть некий пофигизм, то в
португальском с этим строго. Кроме того, уж американскую клавиатуру
всегда можно найти и пристегнуть к компу. Наконец, ещё в эпоху
пользования только виндой опять же замучился оказываться в дефолтном
QWERTY при каждом сбое системы и набирать вслепую.

Одним словом, я остановился для себя на клавиатуре QWERTY и раскладке
"US International" + Russian (MS style).

При переходе на работе на Мак я как раз и сталкнулся с тем, что там все
аксаны на американской клавиатуре набираются через Compose. Скорость
набора текста упала сразу. Пришлось погуглить малость и найти US
International для Мака. Вот только русская клавиатура там в версии
Typewriter, так что пока малость мучаюсь. Жду выхода новой версии Mac OS
X через пару-тройку недель. Если там ничего нового не добавится, то
напишу свою русскую раскладку a la Microsoft. Зато есть гениальная
добавка к русской клавиатуре, позволяющая через AtlGr (то бишь на Маке
через Option) набирать все буквы кирилличексих языков (от "г с чубом" до
македонских и прочих), не переключаясь на другой язык. Удобно.

Остаётся Линукс. Надо его наконец добить, чтобы всё работало так же.
Просто держать в голове нюансы в поведении клавиатуры сильно надоедает.
И так остаются переходы в другой язык (под виндой Atl+Shift, на Маке
только Command+Space и никак иначе, хоть под Линуксом настраивается).

Вот. Прошу прощенья за лирику, но наболело. Хочется в конце 2003 года уж
хоть для таких дел бубен не доставать и заклинаний с плясками не
разучивать :-).

Пока,

Владимир

--
************************
Vladimir NOVIKOV

@ 2003-10-01 13:23           ` Vladimir NOVIKOV
From: Vladimir NOVIKOV @ 2003-10-01 13:23 UTC (permalink / raw)
  To: community

Привет всем,

Alexej Kryukov wrote:
> Так а каким тогда манером у Вас могли работать мертвые
> клавиши в us_intl? Ведь раскладка сама по себе только генерирует
> коды типа XK_dead_acute, а как их комбинировать с дальнейшими
> нажатиями, уже определяется файлом Compose. И, собственно,
> в каких приложениях Вы их использовали?

Я же написал, только в приложениях Gnome 2.4, более конкретно - в gedit.

> У меня основная локаль CP1251, но OOo я всегда запускаю с локалью
> UTF-8 именно для того, чтобы обеспечить загрузку соответствующего
> Compose-Файла.

Угу, попробовал export LANG=ru_RU.UTF-8 ; kword. Работает! Попробовал
ещё сделать через localedef en_US.UTF-8 (её почему-то в системе не
оказалось, хотя glibc-locales установлен). Тоже работает.

Осталось только выяснить, в каких приложениях мне нужны аксаны, и для
всех сделать ярлыки на рабочий стол с соответствующими свойствами.

Полный переезд на ru_RU.UTF-8 временно откладывается, пока не соберу
необходимую документацию, но только временно :-).

> При этом становятся недоступными русские имена
> файлов (т. к. они, естественно, в CP1251), но таковые я всё равно
> стараюсь искоренять.

Давить их, давить. Я беспощадно борюсь!

> Вот в это что-то не верится. Ну, разве что Вы настраивали
> встроенную переключалку раскладок из KDE, тогда она, конечно,
> перекрывает конфигурацию из XF86Config. Как раз наоборот,
> в приложениях, основанных на gtk2, мертвые клавиши никогда
> в жизни не заработают, если не выбрать в контекстном меню
> "X Input Method".

Упаси боже, никаких встроенных переключалок! Только ручная правка
XF86Config-4. При этом в gedit всё работало на ура.

> На самом деле "us,el,ru", ",polytonic,winkeys".

Ух ты, греческий! Уважаю!

> IMHO с "международной" раскладкой долго не протянешь, если
> приходится хоть иногда что-то программировать. Всё-таки такие
> технические символы, как `' должны набираться в один присест.

В целом согласен, хотя и на пробел после них нажать недолго.

Но ведь, если бы всё работало как надо, кто мешал бы сделать, к примеру,
"us,us_intl,ru" и далее конфигурялкой исключить us из перебора
комбинацией клавиш. Если надо, выбрал мышкой и вперёд :D!

> Из национальных клавиатур я предпочитаю немецкую QWERTZ. Она всё же
> не так далека от американской, и позволяет набирать как умляуты,
> так и аксаны.

Да, неплохая клавиатура.

> Так а что мешает сделать аналогичную для XFree ?

Исключительно отсутствие времени и знаний, то есть лень, которая мешает
разобраться толком и сделать как надо.

> Я Вас прекрасно понимаю. Сам отчасти по подобным же заклинаниям
> специализируюсь :-)

:-) :-)

Пока,

Владимир

--
************************
Vladimir NOVIKOV

@ 2003-10-01 13:35         ` Alexej Kryukov
From: Alexej Kryukov @ 2003-10-01 13:35 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Wednesday 01 October 2003 14:04, Vladimir NOVIKOV wrote:
> [...]

У меня основная локаль CP1251, но OOo я всегда запускаю с локалью
UTF-8 именно для того, чтобы обеспечить загрузку соответствующего
Compose-Файла. При этом становятся недоступными русские имена

@ 2003-10-01 17:30             ` Alexej Kryukov
From: Alexej Kryukov @ 2003-10-01 17:30 UTC (permalink / raw)
  To: community

On Wednesday 01 October 2003 17:23, Vladimir NOVIKOV wrote:
> Привет всем,

> Я же написал, только в приложениях Gnome 2.4, более конкретно - в
> gedit.

Точно. Похоже, что дефолтный input method в gtk2 предусматривает
обработку клавиатурных последовтаельностей -- но только в том объеме,
что в файле Compose для iso-8859-1. Беда в том, что именно там
мне это не нужно. Во-первых, греческий tonos я набрать всё равно
так не смогу. Во-вторых, vim с его встроенными раскладками
будет поудобнее gedit, а AviWord'у пока что далеко до OOo.
Разве что в sylpheed-gtk2 пригодилось бы.

> Упаси боже, никаких встроенных переключалок! Только ручная правка
> XF86Config-4. При этом в gedit всё работало на ура.

А, между прочим, это был бы выход. Ведь встроенные переключалки
в Gnome и KDE не хранят разом в памяти всю конфигурацию клавиатуры,
а перезагружают ее на каждое нажатие переключателя. Т. о. чередовать
us_intl с ru можно было бы без проблем.

> Но ведь, если бы всё работало как надо, кто мешал бы сделать, к
> примеру, "us,us_intl,ru" и далее конфигурялкой исключить us из
> перебора комбинацией клавиш. Если надо, выбрал мышкой и вперёд :D!

Да можно, конечно. Кажется, все глюки, связанные с раскладкой
ru, проистекают от присутствия там английской группы. Давно
бы пора ее убрать (по примеру греческой раскладки), т. к.
не нужна она там больше.

* Re: [Comm] Xfree 4.3.0 & US International клавиатура
@ 2003-10-02  3:25           ` Ilya Kuznecov
From: Ilya Kuznecov @ 2003-10-02  3:25 UTC (permalink / raw)
  To: community

В сообщении от Среда 01 Октябрь 2003 18:35 Alexej Kryukov написал(a):
> [...]
> Compose-Файла. При этом становятся недоступными русские имена
> файлов (т. к. они, естественно, в CP1251), но таковые я всё равно

У меня ситуация строго наоборот -- всё в UTF-8 (файловые системы, локаль), а
иногда приходится запускать ОО в 1251 чтобы внедрённые в .doc русские
wmf-файлы смотрелись нормально.

--
chumpa, Cybernetic Humanoid Used for Mathematics and Potential Assassination
kuznecov@blok-caf.ru       http://chumpa.izhnet.ru     icq 122393064