* [mdk-re] Multiple monitors on X
@ 2002-03-29 16:14 Korshunov Ilya
From: Korshunov Ilya @ 2002-03-29 16:14 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Хелло!

Есть ли в Linux какой-либо софт подобный виндовому позволяющий работать на двух мониторах на двухголовых видеоадаптерах ?
К примеру один десктоп на одном мониторе , второй на другом ?

--------------------
regards
korshunov

* Re: [mdk-re] Multiple monitors on X
@ 2002-03-29 16:21 ` Grigory Milev
From: Grigory Milev @ 2002-03-29 16:21 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

* Re[2]: [mdk-re] Multiple monitors on X
@ 2002-03-29 16:25   ` Artem Pastuchov
From: Artem Pastuchov @ 2002-03-29 16:25 UTC (permalink / raw)
  To: Grigory Milev

Hello Grigory,

Friday, March 29, 2002, 4:19:41 PM, you wrote:

GM>     Korshunov> Хелло!

GM>     Korshunov> Есть ли в Linux какой-либо софт подобный виндовому позволяющий
GM>     Korshunov> работать на двух мониторах на двухголовых видеоадаптерах ?  К
GM>     Korshunov> примеру один десктоп на одном мониторе , второй на другом ?

GM> XFree86 и либо две видеокарты либо двухголовая видеокарта, правда я сию весчь
GM> тестировал год назад, за это время много чего изменилось, в лучшую сторону.

По моему весной кто-то мучился
поищите по ключевому слову xinerama

 Artem                            mailto:past@talarii.co.ru

* Re: [mdk-re] Multiple monitors on X
@ 2002-03-29 16:31   ` Korshunov Ilya
From: Korshunov Ilya @ 2002-03-29 16:31 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

29 Mar 2002 15:19:41 +0200
Grigory Milev <week@altlinux.ru> Писал:

> [...]
> тестировал год назад, за это время много чего изменилось, в лучшую сторону.

Так собственно как?) Каким софтом либо какие конфиги правили ?

@ 2002-03-29 16:42     ` Grigory Batalov
From: Grigory Batalov @ 2002-03-29 16:42 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Fri, 29 Mar 2002 16:26:55 +0300
"Korshunov Ilya" <kosha@kp.ru> wrote:

> Так собственно как?) Каким софтом либо какие конфиги правили ?

  В случае Matrox G450 - родной mgapdesk (есть в Сизифе).

--
 Баталов Григорий,
 системный администратор

* Re: [mdk-re] Multiple monitors on X
@ 2002-03-29 16:52     ` Grigory Milev
From: Grigory Milev @ 2002-03-29 16:52 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

* Re: Re[2]: [mdk-re] Multiple monitors on X
@ 2002-03-29 16:57     ` Alexandr Zhegallo
From: Alexandr Zhegallo @ 2002-03-29 16:57 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

> позволяющий GM>     Korshunov> работать на двух мониторах на двухголовых
> видеоадаптерах ?  К GM>     Korshunov> примеру один десктоп на одном
> мониторе , второй на другом ?

> весчь GM> тестировал год назад, за это время много чего изменилось, в
> лучшую сторону.
>
> По моему весной кто-то мучился
> поищите по ключевому слову xinerama

По крайней мере с 2-головыми картами Matrox - при использовании драйверов от
Matrox же (берутся с их ftp) - никаких проблем. Когда я последний раз осенью
делал - взял бинарник и заменил mga_drv.o в Spring. Ну и конфиг для X
исправил . И все заработало. (система уходила в другую организацию и ставить
Sisyphus я не стал)
Кстати, xinerama - это чтобы на двух экранах был _один_ десктоп , а иначе -
DISPLAY=:0.0 - первый экран , DISPLAY=:0.1 - второй.
Ставить две или три видеокарточки тоже можно (у Matrox есть примеры и таких
конфигов), я сам, правда, так никогда не делал.
Где-то читал (может даже ссылка была здесь в рассылке) про проект - кажется
Hidra - создание на базе одного компьютера под Linux 3-х рабочих мест -вот
они как раз три видеокарточки в машину и ставили. Но тогда PCI-видеокарты
были широко распространены, а сейчас новые все AGP.

Кроме Matrox я видел двухголовые карточки от 3DLabs и Rageon , но как у них с
поддержкой в Linux - не знаю. У 3DLabs - IMHO _принципиально_ никак.
Александр.

* Re[4]: [mdk-re] Multiple monitors on X
@ 2002-03-29 17:02       ` Artem Pastuchov
From: Artem Pastuchov @ 2002-03-29 17:02 UTC (permalink / raw)
  To: Alexandr Zhegallo

Hello Alexandr,

Friday, March 29, 2002, 4:57:30 PM, you wrote:

> [...]
AZ> они как раз три видеокарточки в машину и ставили. Но тогда PCI-видеокарты
AZ> были широко распространены, а сейчас новые все AGP.
Я читал про "Горыныч" - русские делали ( в BYTE или в Открытых
Системах"

 Artem                            mailto:past@talarii.co.ru

* [mdk-re] Re: Multiple monitors on X
From: Michael Shigorin @ 2002-03-29 17:34 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Fri, Mar 29, 2002 at 04:15:03PM +0300, Korshunov Ilya wrote:
> Есть ли в Linux какой-либо софт подобный виндовому позволяющий
> работать на двух мониторах на двухголовых видеоадаптерах ?
> К примеру один десктоп на одном мониторе , второй на другом ?
Вон в freeschool@ про Горыныча речь шла -- так там _три_ головы
(с зубами, бишь kb&m) на системник цепляют 8-)

  ------ http://visa.chem.univ.kiev.ua/~mike/

[-- Attachment #2: Type: message/rfc822, Size: 10616 bytes --]

[-- Attachment #2.1.1: Type: text/plain, Size: 8206 bytes --]

Приветствую всех и хочу высказаться по поводу того бурного обмена мнениями,
который состоялся в freeschool@linux.ru.net за последние несколько дней.

Вопросы, которые показались мне особенно интересными:

        - комплекс, который бы можно было продемонстрировать и сказать: "СПО
          готово к внедрению, вот так это будет работать, вот такая от этого
          будет выгода" (Дмитрий Геннадьевич Мастрюков)

        - прототипы можно ехать смотреть к Роганову (Maksim Otstavnov)

        - организовать второй семинар, пригласить на него людей из институтов,
          школ, министерства, дать им пощупать, понюхать, помахать перед ними
          в воздухе дистрибутивом, оптимизированным под такой комплекс (Дмитрий
          Геннадьевич Мастрюков)

        - студенты и преподаватели, не знакомые с задачей переносимости
          приложений, создают непереносимые образовательные приложения,
          расчитанные для работы только под управлением Microsoft Windows
          (Zakhar Bardymov)

Мои комментарии.

Бездисковые классы, в которых основной ОС является Linux, у нас в МГИУ
используются уже лет шесть. Потом мы научились делать "Горынычи" и сейчас
их у нас более 50. Они стоят в пяти наших компьютерных классах и в офисах.
Я сам последние полтора года "живу" на работе на двухголовом "Горыныче".

Для тех, кто не знаком с "Горынычами", поясняю, что это бездисковый клиент,
состоящий из одного системного блока, трех мониторов, клавиатур и мышек
(см. нашу статью в "Компьютерре" www.computerra.ru/offline/2001/411/12510/).
Хотя дополнительная информация есть на нашем сайте (www.ctc.msiu.ru) нам
периодически приходят письма от людей, которым что-то не ясно. Одно из
недавних таких писем я привожу в конце моего сообщения вместе с ответом на
него Василия Евсеенко, нашего системного администратора.

Класс "Горынычей" на 30 рабочих мест требует наличия всего лишь 10 системных
блоков --- и денежный, и эргономический плюсик, и дальнейшее сокращение
проблем администрирования. Вот что я говорил на Рабочей встрече в ВШЭ в
августе прошлого года.

   По состоянию на апрель 2001г. стоимость одного рабочего места в компьютерном
   классе на базе бездисковых "Горынычей" была $323, что составляло около 68%
   от $475 --- стоимости аналогичного бездискового места стандартной
   конфигурации.

К сожалению, "в чистом виде" сейчас наша идея стало невоспроизводимой из-за
практического прекращения выпуска PCI-видеокарт. Однако эту проблему заведомо
можно решить, если ее захочется решать на относительно высоком уровне.

Количество зарегистрированных пользователей у нас --- почти 7000 человек
(мы используем свою систему администрирования сети). Несколько лет мы обучаем
информатике и информационным технологиям учащихся подшефных школ. Сейчас их
более 2000 человек из 30 с лишним школ трех южных округов города. Упор ---
на СПО. Со следующего года --- ТОЛЬКО СПО. Студенты всего первого курса
(а их более 1000 человек) изучали в этом году информатику "по-новому",
пользуясь, в основном, СПО (в следующем учебном году --- тоже ТОЛЬКО СПО).
Буквально на прошлой неделе руководством университета провозглашен принцип
"СПО всюду, где только можно", и начинается миграция в данном направлении
профилирующих кафедр (вспомним о "студентах и преподавателях, не знакомых с
задачей переносимости приложений"), работающих со старшекурсниками.

В классах у нас установлен наш собственный дистрибутив (на базе RedHat 7.2),
который мы пытаемся "заточить под учебный процесс". Электронный учебник по
информатике (http://www.ctc.msiu.ru/materials/books.php), безусловно, еще
"сырой и кривой", но он уже ЕСТЬ, и работа над ним ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Информационные системы, которые внедряются сейчас у нас с целью автоматизации
работы МГИУ, написаны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на СПО; сотрудники ряда служб (например,
учебного отдела) работают на "Горынычах" (в Linux, конечно); даже проректоры
(пока не все, правда) начинают использовать Linux!

Очень может быть, что я не прав (объясните в чем), но по-моему, это уже
больше, чем просто прототип.

Предлагаю организовать и провести у нас в МГИУ не позже 24 апреля семинар/
круглый стол/рабочую встречу/конференцию (лучшее выбрать). Поддержка
руководства университета (включая финансовую) имеется. Обсудить надо форму
и более четкую тематику.

---------------------------------------

Письмо про "Горыныча" и ответ на него.

Date:      Mon, 25 Mar 2002 09:34:40 +0500
From:      "neo" <kz@r66.ru>
To:        <roganov@msiu.ru>

Здравствуйте.

Можете ли вы дать более подробные указания, о том, как заставить три
видеокарты работать на одной машине, и как сделать три псевдоактивных
терминала (статья про горыныча). Я считаю, что это не возможно! Если вы писали
это для рекламы чего-либо...., то успокойте меня, а-то я уже месяц эту беду
строю и результата нет.

С уважением Александр.

----------

Subject:   Re: none
Date:      25 Mar 2002 12:33:02 +0300
From:      evseenko@msiu.ru (Basil A. Evseenko)
To:        "neo" <kz@r66.ru>

"neo" <kz@r66.ru> writes:

> Здравствуйте.
>
> Можете ли вы дать более подробные указания, о том, как заставить три
> видеокарты работать на одной машине, и как сделать три псевдоактивных
> терминала (статья про горыныча).

Есть два способа:
1. (старый) Используя framebuffer и XFree86-3.3.x
   Для карт Matrox Millenium в ядре есть драйвер framebuffer'a с поддержкой
   нескольких карт (имеется ввиду, что он (драйвер) понимает больше одной
   карты в системе). Далее на каждый framebuffer навешивается по X-серверу
   (XF86_FBDev или XF86_SVGA, но последний надо слегка поправить (см. patch)).

2. (новый) Используя XFree86-4.x
   В них появилась возможность указывать номер устройства на шине
   (в XFree86-3.x такой возможности не было и нужно было использовать
   framebuffer для доступа к конкретной карточке). Но если брать стандарный
   X-сервер, то одновременно будет работать только одна голова, т.к. при
   старте каждый X-сервер сканирует шину и выключает все остальные
   видеоадаптеры кроме своего. Это необходимо для стандартного случая, когда
   у вас одна "голова" и вы хотите запустить несколько X-серверов.
   Что бы все работало надо  в  Xserver/hw/xfree86/common/xf86pciBus.c
   функции pciIoAccessDisable и pciIo_MemAccessDisable заменить затычками,
   которые ничего не делают.

К письму я прилагаю несколько patch'ей для горыныча:

1. Patсh для ядра:

Он делает следуещее:
  События от USB клавиатуры #1 перенаправляются на /dev/tty2
  События от USB клавиатуры #2 перенаправляются на /dev/tty3
  При попытке X-сервера переключиться на консоли 2 и 3, ничего не переключать,
  но выдать сообщение об успешном переключении.

  Как все это использовать:
  1. Пересобрать X-ы, заменив затычками там соотв функции.
  2. Наложить патч на ядро (framebuffer в ядре собирать не нужно, он нужен
     был только для старых X-ов).
  3. Прибить mingetty на первые три консоли, переключиться на первую консоль
     и заблокировать дальнейшие переключения.
  3. Запустить 3 X-сервера (для этого надо создать три XF86Config'a и указать
     в них PCI id'ы соотв. карточек):

     Первый на tty1 (XFree86 -xf86config /etc/XF86Config.0 vt 1)
     Второй на tty2 (XFree86 -xf86config /etc/XF86Config.1 vt 2)
     Третий на tty3 (XFree86 -xf86config /etc/XF86Config.2 vt 3)

2. Программа для блокировки переключения консолей по Alt-Fn

3. Patch для XFree86-3.3.x (необходим если вы хотите использовать
   XFree86-3.3.x)

По поводу железа:

Не все карточки могут работать одновременно!

Matrox Millenium могут
Matrox Millenium и Matrox G450 нет!

По поводу многоголовых карт типа Matrox G450: обычно они представляют собой
одно PCI устройство с точки зрения OS и больше одного X-сервера на них
повесить невозможно.

> Я считаю, что это не возможно! Если вы писали это для рекламы чего-либо....,
> то успокойте меня, а-то я уже месяц эту беду строю и результата нет.

Если не верите - заходите в гости: Москва, ул. Автозаводская, дом 16, корпус 1,
этаж 2, комната 1211, спросите меня.

--
    Eugene A. Roganov                   roganov@msiu.ru