ALT Linux Community general discussions
* [mdk-re] çÌÏÓÓÁÒÉÊ
@ 2002-02-25  0:29 Zakhar Bardymov
From: Zakhar Bardymov @ 2002-02-25  0:29 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Hello mandrake-russian,

  При переводе технической документации возникает вопрос как
  переводить те или иные технические термины. Интересно, есть ли
  где-нибудь глоссарий, какой-нибудь словарь? Вот именно в разрезе
  Linux, сетевые технологии и т.п.

  Язык изменяется в этой сфере, не все термины устоялись, потому и
  вопрос. Было бы здорово, если бы был какой-нибудь проект, база по
  данной теме...

  Сейчас приходится придумывать на ходу по смыслу. И всё время
  сомнения - поймёт ли тот, кто будет читать. :)

  Но, собственно, вопрос - в первом абзаце.

Best regards,
 Zakhar Bardymov                      mailto:netzah@ltsp.ru

--
Linux Terminal Server Project .RU
http://www.ltsp.ru

* [mdk-re] Re: Глоссарий
@ 2002-02-25  2:34 ` Artem K. Jouravsky
From: Artem K. Jouravsky @ 2002-02-25  2:34 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Mon, Feb 25, 2002 at 05:36:18AM +0800, Zakhar Bardymov wrote:
> [...]
>   сомнения - поймёт ли тот, кто будет читать. :)
>
>   Но, собственно, вопрос - в первом абзаце.
jargon-dict, других не знаю

--
Best wishes,
Artem K. Jouravsky,

* Re: [mdk-re] Re: Глоссарий
@ 2002-02-25  2:44   ` Alexandre Prokoudine
From: Alexandre Prokoudine @ 2002-02-25  2:44 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Mon, 25 Feb 2002 02:45:33 +0300
"Artem K. Jouravsky" <ujo@ifirst.ru> wrote:

> jargon-dict, других не знаю

А я бы ещё добавил коммерческие специализированные словари - Polyglossum
и Lingvo.

--
А.П.

* Re: [mdk-re] Глоссарий
@ 2002-02-25 12:55 ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2002-02-25 12:55 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On 25 February 2002 00:36, Zakhar Bardymov wrote:
> [...]
>
>   Язык изменяется в этой сфере, не все термины устоялись, потому и
>   вопрос. Было бы здорово, если бы был какой-нибудь проект, база по

У команд переводчиков, например, GNOME, есть сложившийся словарь,
согласно которому они переводят интерфейсы. Но на мой взгляд не
хватает общей точки обмена опытом, и это тормозит совершенствования
переводов.
Когда мне пришлось заняться переводом, я понял, что не хватает
именно такого глоссария/словаря, свободного, который был бы доступен
в дистрибутиве. Составив начало такого словаря, я его немного забросил
из-за недостатка времени. Его можно увидеть на сайте http://rulyx.narod.ru
в 5 разделе. Ниже приведена цитата оттуда. Хорошо бы всё-таки сделать
общедоступный словарь, в который каждый мог бы внести свою лепту...

Взявшись за перевод документации, я осознал, что понимаю смысл слов, но
сформулировать их значение по-русски не могу --- не знаю аналогов в русском
языке. Словарь профессора Мюллера 7-го издания, оформленный для Linux
Евгением Цымбалюком (ссылка) никак не мог помочь мне --- откуда он знает, что
такое widget? Да ещё, кроме перевода, желательно еще и толкование, обрисовка
предметной области.

К программам для GNU/Linux большинство документации составлено только на
английском языке; на русский переведена лишь малая часть.

Озадаченный этой ситуацией, я попытался найти словарь компьютерных терминов в
интернете. Из того, что находится в public domain, обнаружилось несколько
толковых словарей на английском, которые отстали от жизни на 15-100 лет. Из
коммерческих --- словарь фирмы ETS, доступный on-line, в виде книги (рублей
за 300), и в виде словаря для Lingvo. Но я не хочу его покупать, тем более,
что не сомневаюсь в его ориентированности на windows-терминологию. Вряд ли
там будет объяснено, что такое user mode. И, конечно, мне хотелось бы
использовать словарь под лицензией GPL.

Такового я не нашел. И решил составить сам - с помощью всех тех, кто имеет
желание и возможность внести посильный вклад. Я осознаю, что с моими знаниями
языка я принял излишне смелое решение, но если мы будем иметь хороший
свободный словарь, больше программ и документации к ним будет переведено на
русский язык, уменьшится разнобой в переводе одних и тех же понятий.
Например, говоря об emphasise как об акценте, вряд можно понять, что на самом
деле имелось в виду выделение текста особым образом, курсивом или жирным
шрифтом.

Поэтому я приглашаю всех посетить http://lyx.null.ru, получить последнюю
версию словаря компьютерных терминов, пользоваться им в свое удовольствие и
дополнять на благо остальным.

Хотелось бы учесть опыт перевода сайта www.gnu.org, страниц man.

И ещё то, что я хотел бы добавить: Перевод многосторонне развивает человека,
развивает его знания языка, как иностранного, так и родного. Переводите, если
хотите стать настоящим специалистом, умеющим выражать свои мысли и читать
по-русски с листа текст, написанный по-английски.

Сейчас программисты и компьютерщики используют сленг при общении, многие
слова не имеют устоявшихся эквивалентов. Либо мы будем ждать, пока нам
предложат готовый вариант (кто поручится, что лучший?) за определённую плату
от коммерческой фирмы (как это делает Microsoft), либо мы сами создадим свой
язык таким, каким мы его видим.

--
Lav
Виталий Липатов

* [mdk-re] [JT] Re: Глоссарий
@ 2002-02-25 13:23   ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2002-02-25 13:23 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Mon, Feb 25, 2002 at 02:45:33AM +0300, Artem K. Jouravsky wrote:
> jargon-dict, других не знаю
Это не глоссарий :(

Мож, вики какие на манер wikipedia учудить? ;-)

--
  ------ http://visa.chem.univ.kiev.ua/~mike/

* Re: [mdk-re] Глоссарий
@ 2002-02-25 15:46   ` Michael Bykov
From: Michael Bykov @ 2002-02-25 15:46 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

> У команд переводчиков, например, GNOME, есть сложившийся
> словарь, согласно которому они переводят интерфейсы.

Вот что мне ответили на прошлой неделе из этой команды (Денис
Першин):

> Есть ли архив данного списка? Есть ли признанный словарь?
> У меня есть с января 2000 года. Занимает 800Kb в .bz2
> В принципе есть и более старый архив.
> Некоторый словарь тоже есть. Надо искать в рассылке.
> Но можно использовать и kbabel, который умеет искать в
> существующих переводах.
> --
> Denis

То есть можно попросить Дениса dyp@pershine.com прислать архив, и
найти в нем ссылку на словарь. Очень сомнительно... По всей
видимости, правильный метод вообще не словарь, а - иметь набор
свежих .po файлов и искать в них грепом.

Где, кстати, взять .po от Мозиллы?

--

M.

* Re: [mdk-re] Глоссарий
@ 2002-02-25 17:04     ` Vitaly Lipatov
From: Vitaly Lipatov @ 2002-02-25 17:04 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On 25 February 2002 15:34, Michael Bykov wrote:

> Вот что мне ответили на прошлой неделе из этой команды (Денис
>
> Першин):
А я читал в их рассылке :)

> То есть можно попросить Дениса dyp@pershine.com прислать архив, и
> найти в нем ссылку на словарь. Очень сомнительно... По всей

Словарь, который у них на сайте, у меня тоже имеется.
> видимости, правильный метод вообще не словарь, а - иметь набор
> свежих .po файлов и искать в них грепом.
Что автоматически? делает kbabel, например.

> Где, кстати, взять .po от Мозиллы?
По-моему, вам надо подписаться на  discuss@OpenOffice.ru
А перевод Мозиллы содержится в xml, у них там своя :(,
платформенно-независимая русификация.

--

@ 2002-02-25 17:09     ` Aleksey Novodvorsky
From: Aleksey Novodvorsky @ 2002-02-25 17:09 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Michael Bykov wrote:

> [...]
>видимости, правильный метод вообще не словарь, а - иметь набор
>свежих .po файлов и искать в них грепом.

У Mozilla нет po.
Возьмите crome/ru-RU.jar , разархивируйте его. То же самое проделайте с
en-US.jar.
Если это плохо (а это плохо), то идите на http://www.mozilla.ru, там
процесс перевода описан подробно.

Rgrds, AEN

* [mdk-re] Re: [mdk-re] [JT] Re: Глоссарий
@ 2002-02-26  3:54     ` Alexandre Prokoudine
From: Alexandre Prokoudine @ 2002-02-26  3:54 UTC (permalink / raw)
  To: Michael Shigorin

Hello Michael,

MS> Это не глоссарий :(

MS> Мож, вики какие на манер wikipedia учудить? ;-)

http://www.termika.ru/editions/vt_dict.htm

А що цэ з wikipedia? =)

--
А.П.