* [mdk-re] RPM & root Подскажите...
@ 2001-05-22 11:15 Диконов Вячеслав
From: Диконов Вячеслав @ 2001-05-22 11:15 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Уважаемый AEN

Напишите пожалуйста чуть подробнее о том, как включить макрос
_allow_root_build_. О нем есть лишь одно туманное упоминание в документации,
и RPM ругается что "macro has no body", а я не знаю что там должно быть.

В Всн2001 невозможно сразу делать пакеты. Я первым делом добавил
себя-пользователя в группы rpm и rpminst и получил:
а) создание rpm: - каталог /usr/src/RPM/* не существует. Потом разобрался,
что это моя вина - не было пакета rpm-build. Но даже с ним делать оные
пакеты без полного доступа во все каталоги - очень неудобно. Приходится
держать кучу открытых терминалов с su и без и мучиться. К тому же многие
созданные под пользователем пакеты при установке орут что пользователя
такого на этой машине нет - ошибка ошибка... Неприятно все это.

б) А вот это уже ни в какие ворота. Здравый смысл гласит: "Раз руту
заниматься пакетами вообще не положено то пусть и устанавливает их
пользователь он ведь в группе rpminst?". Ничего подобного! Доступ к базе rpm
отсутствует!

Итак:
Мне вообще не нужна "безопасность" от меня самого которую мне навязывают. У
меня ДОМАШНЯЯ ОДНОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ машина. И все админы по моему глубокому
убеждению - маньяки а сервера надо  на свалку :). А если серьёзно, я уже
проклял все на свете заменив Mdk70RE на Весну2001 и получив вместе с тортом
бочку навоза в виде назойливых ограничений и проблем на пустом месте которых
не было раньше. У меня сессия и надо дисер писать совсем не по технической
специальности, а пришлось угробить 2 дня на составление длинных скриптов
переконфигурирующих систему, борьбу с menu (еще та гадость), который убивал
насмерть все мои пункты и восстанавливал НЕУДОБНЕЙШУЮ иерархию из Mdk и т.д.
Кончится тем что поставлю chmod -R 777 /*.

Надо иметь уровень безопасности для ДОМАШНИХ МАШИН наряду со всякими
серверными. Скажем msec 1 который бы разрешал ВСЕ кроме удаления данных
другого пользователя и стирания ключевых системных файлов.

Иначе выходит что безопасность хваленая, вылезающая там где не надо,
превращает систему в игрушку, на настройку которой и решение ее дебильных
проблем уходит все время. Вот нормальных средств конфигурации так и не
сделали и даже не пытались а маразм (безопасность) все крепчает. Этак
Линуксу в рабочие и домашние машинки никогда не пробиться.

* [mdk-re] Re: [mdk-re] RPM & root Подскажите...
@ 2001-05-22 11:31 ` Alexander Bokovoy
From: Alexander Bokovoy @ 2001-05-22 11:31 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Tue, May 22, 2001 at 10:15:38AM +0300, Диконов Вячеслав wrote:
> [...]
> созданные под пользователем пакеты при установке орут что пользователя
> такого на этой машине нет - ошибка ошибка... Неприятно все это.
У Вас напутаны здесь несколько проблем.
1. Для сборки rpm-пакетов действительно необходимо создать окружение,
поставив rpm-build. После его установки у Вас в /usr/src/RPM/* каталоги
получат атрибут sgid и разрешение на запись группе RPM, чего достаточно
для работы в этих каталогах с файлами.
2. В секции %files SPEC-файла необходимо указывать атрибуты
файлов/каталогов, которые должны быть в результирующем пакете. К ним в том
числе относятся и права владения. Если Вы их не указали (%attr или
%defattr), то берутся права владения файлов из $RPM_BUILD_ROOT.

--
Sincerely yours, Alexander Bokovoy
  The Midgard Project    | ALT  Linux  Team | Minsk Linux Users Group

* Re: [mdk-re] RPM & root Подскажите...
@ 2001-05-22 11:43 ` vic ismakaev
From: vic ismakaev @ 2001-05-22 11:43 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

22 Май 2001 13:15, Вы написали:
> [...]
> созданные под пользователем пакеты при установке орут что пользователя
> такого на этой машине нет - ошибка ошибка... Неприятно все это.
Отвечу на этот вопрос, как мне уже ответили.
-Заводите себя в группу RPM
-Ставите rpm-build
-делаете в своем дом. каталоге иерархию каталогов RPM по подобию /usr/src/RPM
(те же права к  каталогам, владелец - Вы)
-в каталоге /home/user/RPM создаете каталог TMP.
-кидаете в хомес файл .rpmmacros вида:
-------------
%_topdir        /home/vic/RPM
%_tmppath       %{_topdir}/TMP
--------------
Все. Этого достаточно для построения бинарных RPM .Что немаловажно - под
своим аккаунтом.
--
С уважением
Виктор В Исмакаев

* Re: [mdk-re] Мне вообще не нужна "безопасность"
@ 2001-05-22 11:54 ` Sergey S. Skulachenko
From: Sergey S. Skulachenko @ 2001-05-22 11:54 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Tue, 22 May 2001 10:15:38 +0300
Диконов Вячеслав <sdiconov@mail.ru> wrote:

> [...]
> глубокому
> убеждению - маньяки а сервера надо  на свалку :).

Вячеслав!
Недавно на домашнем сервере, работая в консоли с su, я (человек очень
собранный и аккуратный) допустил такую ошибку. Мне понадобилось удалить
раздел /sylpheed. С изумлением я обнаружил, что он почему-то остался цел.
Разобрался быстро - я снёс /sbin.
А теперь прочтите своё письмо ещё раз. Последний абзац несколько раз. И
подумайте, стоит ли Вашими (сами знаете какими) проблемами грузить
разработчиков.
С уважением,
С.С.Скулаченко

* [mdk-re] Re: [mdk-re] RPM & root Подскажите...
@ 2001-05-22 11:55   ` Alexander Bokovoy
From: Alexander Bokovoy @ 2001-05-22 11:55 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Tue, May 22, 2001 at 01:51:33PM +0600, vic ismakaev wrote:

> [...]
> %_tmppath       %{_topdir}/TMP
> --------------
> Все. Этого достаточно для построения бинарных RPM .Что немаловажно - под
Опять-таки, все, начиная с третьей позиции в списке, является
опциональным.

--
[...]

* [mdk-re] Re: [mdk-re] Мне вообще не нужна " безопасность"
@ 2001-05-22 12:04   ` cornet
From: cornet @ 2001-05-22 12:04 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

"Sergey S. Skulachenko" wrote:

> [...]
> А теперь прочтите своё письмо ещё раз. Последний абзац несколько раз. И
> подумайте, стоит ли Вашими (сами знаете какими) проблемами грузить

Подтверждаю - сам неоднократно сносил с дуру пол системы работая от
root'а :-))

--
******** FIRE & STEEL ********

* [mdk-re] Re: [mdk-re] RPM & root Подскажите...
@ 2001-05-22 12:11   ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2001-05-22 12:11 UTC (permalink / raw)

> [...]
> %_tmppath       %{_topdir}/TMP
> --------------
> Все. Этого достаточно для построения бинарных RPM .Что немаловажно - под

Небольшой комментарий для прояснения ситуации:

Вносить пользователя в группу rpm нужно в том и только в том случае, если
ему необходим доступ по записи в дерево /usr/src/RPM (т.е. если ему
предстоит собирать пакеты в системном разделе).

Заполнять файл ~/.rpmmacros макросами %_topdir и %_tmppath нужно в том и
только в том случае, если пользователю предстоит собирать пакеты в личном
дереве, который надо создать по образу и подобию /usr/src/RPM.

Другими словами: либо группа rpm и стандартное дерево, либо макросы и
личное. А пакет rpm-build нужно установить в любом случае.

Regards,
	Dmitry

Dmitry V. Levin     mailto://ldv@alt-linux.org
ALT Linux Team      http://www.altlinux.ru/
Fandra Project      http://www.fandra.org/
UNIX is user friendly. It's just very selective about who its friends are.

[-- Attachment #2: Type: application/pgp-signature, Size: 232 bytes --]

* [mdk-re] Re: [mdk-re] RPM & root Подскажите...
@ 2001-05-22 12:41 ` Mikhail Zabaluev
From: Mikhail Zabaluev @ 2001-05-22 12:41 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Hello Диконов,

> [...]
> заниматься пакетами вообще не положено то пусть и устанавливает их
> пользователь он ведь в группе rpminst?". Ничего подобного! Доступ к базе rpm

Установка здесь такая. Собирать пакеты долго, муторно и потенциально
опасно для системы. Это должен делать непривилегированный
пользователь, благо никакие административные привилегии при сборке
требоваться не должны. Если софт не желает собираться иначе, чем под
root, этот софт надо лечить. А вот при установке никуда не денешься -
нужно модифицировать систему. Признаться, я пока не выяснял
предназначение группы rpminst. У меня и без нее хорошо получается.

> [...]
> бочку навоза в виде назойливых ограничений и проблем на пустом месте которых

В принципе, существует уровень безопасности 1. Но не знаю, работает ли
он так, как должен, в свете последних кафкианских изысков команды ;)

> [...]
> насмерть все мои пункты и восстанавливал НЕУДОБНЕЙШУЮ иерархию из Mdk и т.д.
> Кончится тем что поставлю chmod -R 777 /*.

Есть подозрение, что вы изо всех сил идете против течения.
Конфигурационные файлы menu находятся в /usr/lib/menu и доступны для
редактирования. Есть, правда, одно "но": они не помечены в rpm как
%config и будут безусловно обновляться с каждой переустановкой
системы. Кстати, а мне кажется, иерархия меню здесь - одна из самых
удачных. Или вы любите тот кошмар, который создается в Windows по
умолчанию - все валят свои папки/кнопки в верхний уровень меню или
скромно группируют их по имени фирмы-производителя? *Hint hint*: в
GNOME есть подменю "Предпочтения", где можно выстроить свою иерархию и
никто на нее не покусится. Это меню можно распахнуть в главное меню, а
системное, наоборот, убрать в подпункт. Не хочешь как лучше - делай
как удобно :) Не скажу за KDE, но думается, там тоже сделано с умом.

Объясните мне, зачем вам длинные скрипты, переконфигурирующие систему?
Мне за все время работы с Mdk RE - Spring никаких жутких скриптов
писать не пришлось. Править - это да.  Если ваша машина хоть иногда
выходит в сеть или если на ней запускаются программы, принесенные
извне, рекомендую вам вникнуть в принципы построения системы прежде,
чем пытаться их нарушить.

> Надо иметь уровень безопасности для ДОМАШНИХ МАШИН наряду со всякими
> серверными. Скажем msec 1 который бы разрешал ВСЕ кроме удаления данных
> другого пользователя и стирания ключевых системных файлов.

Чего же не дает сделать msec 1? Править системные файлы, как вы сами
сказали, не нужно - для этого есть root. Устанавливать пакеты - тоже
не для пользователя. Что еще?

> [...]
> сделали и даже не пытались а маразм (безопасность) все крепчает. Этак
> Линуксу в рабочие и домашние машинки никогда не пробиться.

Практика показывает, что нельзя сделать максимально удобно всем. А
основная целевая аудитория Linux на сегодняшний день - админы и хакеры
с бугристыми лобными долями (образ позаимствован у ESR) :)

--
Stay tuned,
  MhZ                                     JID: mookid@jabber.org

* [mdk-re] Re: [mdk-re] RPM & root Подскажите...
@ 2001-05-22 12:53 ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2001-05-22 12:53 UTC (permalink / raw)

> [...]
> и RPM ругается что "macro has no body", а я не знаю что там должно быть.

Синтаксис таков:
rpm --define 'имя_макроса значение_макроса' прочие_аргументы_rpm

> [...]
> а) создание rpm: - каталог /usr/src/RPM/* не существует. Потом разобрался,
> что это моя вина - не было пакета rpm-build. Но даже с ним делать оные

Что нужно сделать для сборки пакетов, было рассказано в этом списке,
подробно и неоднократно.

> пакеты без полного доступа во все каталоги - очень неудобно. Приходится
> держать кучу открытых терминалов с su и без и мучиться. К тому же многие

Не надо - используйте sudo.

> созданные под пользователем пакеты при установке орут что пользователя
> такого на этой машине нет - ошибка ошибка... Неприятно все это.

Это значит, что в пакетах, которые Вы собираете, есть грубые ошибки в
использовании RPM_BUILD_ROOT.
Я Вам КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендую собирать такие пакеты рутом.

> [...]
> заниматься пакетами вообще не положено то пусть и устанавливает их
> пользователь он ведь в группе rpminst?". Ничего подобного! Доступ к базе rpm

Установка пакетов - дело более ответственное, чем сборка, ибо происходит
она всегда под рутом.

Вы можете предоставить пользователям, входящим в группу rpminst, запускать
rpm рутом c помощью sudo. За основу можно взять файл
/usr/share/doc/sudo-1.6.3p7/rpminst.sudoers

> [...]
> насмерть все мои пункты и восстанавливал НЕУДОБНЕЙШУЮ иерархию из Mdk и т.д.
> Кончится тем что поставлю chmod -R 777 /*.

Нет, Вы не правы. Прочитав Ваше сообщение, я вижу что Вам в первую очередь
нужна безопасность именно от себя самого, ибо Вы порой не ведаете, к каким
неприятным последствиям может привести то или иное Ваше действие. Прочтите
главу 6 руководства к дистрибутиву.

> Надо иметь уровень безопасности для ДОМАШНИХ МАШИН наряду со всякими
> серверными. Скажем msec 1 который бы разрешал ВСЕ кроме удаления данных
> другого пользователя и стирания ключевых системных файлов.

Это есть бред.

> [...]
> сделали и даже не пытались а маразм (безопасность) все крепчает. Этак
> Линуксу в рабочие и домашние машинки никогда не пробиться.

Это отчаянный крик пользователя, который не хочет понимать, как
работает система, наивно полагая, что она сама собой станет себя вести
именно так, как, по его разумению, она должна себя вести.

Пользователю нужно решать свои конкретные задачи, а не выворачивать
операционную систему наизнанку.

@ 2001-05-22 13:00   ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2001-05-22 13:00 UTC (permalink / raw)

On Tue, May 22, 2001 at 12:57:05PM +0400, Mikhail Zabaluev wrote:

> [...]
> нужно модифицировать систему. Признаться, я пока не выяснял
> предназначение группы rpminst. У меня и без нее хорошо получается.

Группа rpminst - это заготовка под
[...]

* Re: [mdk-re] Re: [mdk-re] Мне вообще не нужна " безопасность"
@ 2001-05-22 21:47     ` Igor Solovyov
From: Igor Solovyov @ 2001-05-22 21:47 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

Hi!
On Tue, 22 May 2001 12:12:31 +0400
cornet <cornet@zmail.ru> wrote:

> удалить
> цел.
>
> Подтверждаю - сам неоднократно сносил с дуру пол системы работая от
> root'а :-))

Ага и я попался однажды классически (прям как в книжке):

находясь в каталоге /etc хотел дать коммандочку rm -f *.rpmsave,
вот тут меня и подвели ручки мои шаловливые. :-))))
Сам не понял как я вместо точки пробел нажал.
Получилось: rm -f * rpmsave
Здорово однако получилось. :-))))

--
Best regards!
Igor Solovyov

* [mdk-re] Re: [mdk-re] Re: [mdk-re] Мне вообще не нужна " безопасность"
@ 2001-05-22 22:39     ` Alexey Voinov
From: Alexey Voinov @ 2001-05-22 22:39 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

cornet wrote
> Подтверждаю - сам неоднократно сносил с дуру пол системы работая от
> root'а :-))
Угу.
Спасло только то, что происходило это по F8 в mc, и за время пока  он
делал список файлов, которые он хочет удалить успел среагировать. :)
(с тех пор sudo bash и mc использую крайне редко :))

--
Best Regards!
Alexey Voinov

voins@voins.program.ru
voins@online.ru

* [mdk-re] Re: [mdk-re] Мне вообще не нужна " безопасность"
@ 2001-05-22 22:52       ` Dmitry V. Levin
From: Dmitry V. Levin @ 2001-05-22 22:52 UTC (permalink / raw)

On Tue, May 22, 2001 at 11:53:46PM +0600, Igor Solovyov wrote:

> [...]
> вот тут меня и подвели ручки мои шаловливые. :-))))
> Сам не понял как я вместо точки пробел нажал.

Через такое прошли многие. Особенно если connect удаленный...
Правда, есть рецепт:
alias rm='rm -i' (по умолчанию),
rm *.rpmsave,
удостовериться, что предлагаемое к удалению похоже на правду,
SIGINT (ctrl-c), Up, дописываете в конец строки " -f", и удаляете файлы.

[...]

* Re: [mdk-re] Re: [mdk-re] RPM & root Подскажите...
@ 2001-05-25 21:55   ` Michael Shigorin
From: Michael Shigorin @ 2001-05-25 21:55 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Tue, 22 May 2001, Mikhail Zabaluev wrote:

[skip all the truth]
> Практика показывает, что нельзя сделать максимально удобно всем. А
> основная целевая аудитория Linux на сегодняшний день - админы и
> хакеры с бугристыми лобными долями (образ позаимствован у ESR) :)
Вот не надо =)
Я уже где-то рядом приводил противоположный пример.

Достаточно просто быть компьютерно-грамотным пошире "Нажмите Старт для
остановки системы", чтобы на _данном_ уровне развития того же ALT Linux
не испытывать существенных проблем с установкой, например.

На чем и спасибо.

PS: я лично ставлю всегда в expert, практически все нужные мне
возможности инсталятор предоставляет. Сильно не хватает, правда,
возможности манипулировать кол-вом inodes при mke2fs, ну да это тоже
делается ;-)

--
WBR, Michael Shigorin, webmaster of www.chem.univ.kiev.ua

From: Michael Shigorin @ 2001-05-25 22:06 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Tue, 22 May 2001, cornet wrote:

> Подтверждаю - сам неоднократно сносил с дуру пол системы работая от
> root'а :-))
Добавлю еще чуть-чуть: будьте осторожнее с ch{mod,own} -R .* ;-)
Я как-то фиксил разрешения после апгрейда (все в /home), удивился, что
забыл про ~/.*, ну и... забыл, что ".." -- это _тоже_ .* =8-[      ]

Потом непомнюсколько чинил. Но выпутался. А то весело было.

PS: я тоже человек относительно аккуратный, только с тех пор у меня
правило -- не заниматься системным администрированием в валящемся с ног
от усталости виде. Уснуть, отдохнуть, и -- утром.

From: Michael Shigorin @ 2001-05-25 23:01 UTC (permalink / raw)
  To: mandrake-russian

On Tue, 22 May 2001, Диконов Вячеслав wrote:

> [...]
> разобрался, что это моя вина - не было пакета rpm-build. Но даже с ним
> делать оные пакеты без полного доступа во все каталоги - очень
Так это уж давно так -- и очень даже правильно с точки зрения экономии
места при минимализации инсталляции...

> Приходится держать кучу открытых терминалов с su и без и мучиться. К
Зачем мучиться.
Кстати, при возможности в качестве запускалки терминалов _гораздо_
удобнее использовать X.

> тому же многие созданные под пользователем пакеты при установке орут
> что пользователя такого на этой машине нет - ошибка ошибка...
> Неприятно все это.
Не знаю, о чем Вы. Все пучком. Серьезно...

> [...]
> заниматься пакетами вообще не положено то пусть и устанавливает их
> пользователь он ведь в группе rpminst?". Ничего подобного! Доступ к
Здравый смысл использовать тоже надо сообразно здравому смыслу ;-)
Поваритесь в этой среде -- постепенно отметите, что любая уважающая себя
программа _должна_ собираться от юзера (я не могу сейчас представить
необходимости в руте при _сборке_, хотя теоретически какие-нибудь хитрые
автодетекты могут и). А вот ставить программы на _общие_ разделы типа
/usr должен рут. Никто не мешает Вам ставить их в частном порядке в
~/bin, думаю, реально даже запинать RPM на предмет создания своей базы
для пользователя и сборки/установки пакетов исключительно в пределах
~user .

> Итак: Мне вообще не нужна "безопасность" от меня самого которую мне
Возьмите Microsoft(R) Windows(TM). Желательно 95 первых опубликованных
билдов.

> навязывают. У меня ДОМАШНЯЯ ОДНОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ машина. И все админы
> по моему глубокому убеждению - маньяки а сервера надо  на свалку :). А
For whom how.
Вам никто не мешал прочесть книжку и поставить msec 1.

> если серьёзно, я уже проклял все на свете заменив Mdk70RE на Весну2001
> и получив вместе с тортом бочку навоза в виде назойливых ограничений и
> проблем на пустом месте которых не было раньше. У меня сессия и надо
Ну я себе в зимнюю сессию апгрейд устроил. Так я себе мог это позволить,
старенький p133/96M рядом исправно стоял (без винта). Аж жалко было, до
того ровная машинка =)

> [...]
> мои пункты и восстанавливал НЕУДОБНЕЙШУЮ иерархию из Mdk и т.д.
> Кончится тем что поставлю chmod -R 777 /*.
Кончится это тем, что Вы поймете, что при современных объемах
накопителей на жестких дисках вполне реально обкатать дистро на
отдельном корне -- и только потом переезжать. Чтоб не разводить теорию,
добавлю, что я так и сделал -- сперва обкатал на двух станциях в
университете, потом -- более внимательно -- в течение суток на том, что
было /usr/src (~1.5-2G, уже не помню) -- и только ПОТОМ переезжал.

Вообще удивляюсь, как человек с Вашим уровнем познаний Linux (я не хочу
Вас обидеть, ни в коем случае -- все мы учимся и ошибаемся) рискнул
устраивать такой тотальный апгрейд в течение критического участочка
жизни (сессии).

> Надо иметь уровень безопасности для ДОМАШНИХ МАШИН наряду со всякими
> серверными. Скажем msec 1 который бы разрешал ВСЕ кроме удаления
> данных другого пользователя и стирания ключевых системных файлов.
Он _есть_. Но уж лучше msec 2.
Прочтите книжку.

А вообще Вы пока сильно смахиваете на юзера Win9X, которому во что бы то
ни стало нужна возможность угробить систему в любой момент :-(

> [...]
> конфигурации так и не сделали и даже не пытались а маразм
> (безопасность) все крепчает. Этак Линуксу в рабочие и домашние машинки
Когда человек думает, что все для него, все просто, при этом на халяву,
он быстро развращается.

Ну подумайте головой. Зачем Вам собирать rpm'ы, если Вы не въехали ни на
йоту в систему и политику безопасности -- даже не конретного дистро, а
юниксов в куче?

Пользуйтеся готовеньким, его для Вас напекли уже выше крыши.

И, простите, не просите менять Вам подгузники, "а то ремень безопасности
давит". Осознайте необходимость оного -- а до тех пор велосипед
(трехколесный, "Зайчик", "Аист", "Украина") и, в крайнем случае,
мотороллер.

Не обижайтесь, просто Вы в корне неправы.