Mikhail A. Pokidko пишет: > 2009/4/14 Aleksey Avdeev : >> Ребёнку придётся пережить целую трагедию: "Взрослой, которому я верю, >> сказал что другой взрослый, которому я тоже верю -- лжёт! Кому мне >> верить!!!" > Это искусственно созданная неграмотным родителем трагедия. Зачем тупо > говорить, что учитель лжёт? Вы не в состоянии предложить ребенку > целостную непротиворечивую картину мира, включающую религию? Проблема в том, что в моей целостной картине мира (ту которою я могу передать своим детям) религия выполняет весьма утилитарную и не слишком приглядную функцию. (И, не удивлюсь, что я весьма предвзят в данном вопросе.) Я могу начать объяснять всё это ребёнку. Но там основной императив "смотри сам и думай: не всё сказанное правда, хотя говорящий в свои слова и верит". И здесь будет несколько подводных камней: 1. До определённого возраста дети воспринимают мир достаточно ограничено. В частности, деление на чёрное и белое им понятно, полутона же -- нет. И то, что одновременно правы могут быть одновременно оба оппонента -- ему непонятно тоже. (Сам концепт, непонятен.) => Всё ему сказанное он упрощает до понятного ему уровня. 2. Всё что закладывается в детском возрасте даёт о себе знать всю жизнь. Я не хочу заранее отсекать своему ребёнку возможность стать религиозным человеком. Но если я решу, что на неокрепшие детские мозги начали капать религией -- я начну за их (эти мозги) борьбу. И очевидный, для меня, исход этой борьбы -- прививка против религии, которая будет давать о себе знать и в более старшем возрасте. (Типа той, которая есть у меня.) > > А вот если Вы до зубовного скрипа готовы сражаться против религии > просто потому что Вы её не перевариваете и подозреваете во всех грехах > - так это совершенно другое дело. Я буду сражаться, если меня вынудят. Но как результат такого сражения -- весь этот мой настрой будет передан ребёнку. А я не хочу это делать. Но и стоять в стороне, если начнётся борьба за детский мозг -- не смогу. > > Я в детстве научился читать очень рано, благодаря чему книжек осилил > неимоверное множество для того возраста книжек, и, верите, коллапса > разума у меня не случилось от якобы противоречия светского и > христианского описаний мира и трагедий я не переживал. > Если приучить ребенка, что существует лишь одна "правильная" точка > зрения, трагедия обязательно произойдёт, когда ребенок столкнётся с > очевидным противоречием данного описания. Согласен полностью. Но проблема в том, что до определённого возраста для ребёнка действительно существует только лишь одна "правильная" точка зрения (повторюсь: это нормальный этап роста). И если борьба за мозг начнётся в этот период -- то вторую точку зрения он полностью не увидит даже став взрослым: слишком много детских штампов будет глубоко вплавлено в личность... -- С уважением. Алексей.